Формы учета, применяемые в бюджетных организациях

Тема 2 Организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

Основными документами, регламентирующими вопросы бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений, являются:

- Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ);

- Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Единый план счетов и Инструкция N 157н соответственно);

- Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" (далее - План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция N 174н соответственно);

- Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению" (далее - План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкция N 183н соответственно);

- Приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - Указания N 65н);

- Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению".

Инструкция N 157н содержит обязательные общие требования к отражению в учете хозяйственных операций на счетах Единого плана счетов, а также общие способы и правила организации и ведения бухгалтерского учета путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций с активами и обязательствами.

Инструкция N 174н устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета бюджетными учреждениями, а также его нормативно-правовое регулирование. Она распространяется (п. 1 Инструкции N 174н):

- на государственные (муниципальные) бюджетные учреждения, в отношении которых органами государственной власти (органами местного самоуправления) принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ;

- государственные академии наук, в отношении которых органами государственной власти принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ, и созданные ими учреждения.

Единый порядок ведения бухгалтерского учета автономными учреждениями и его нормативно-правовое регулирование регламентированы Инструкцией N 183н (п. 1 Инструкции N 183н).

Основным локальным актом, регламентирующим организацию и ведение бухгалтерского учета в конкретном бюджетном или автономном учреждении, является учетная политика.

План счетов бюджетного учета

Планом счетов называют систематизирующий по установленным принципам перечень синтетических счетов БУ.

План счетов бюджетного учета состоит из 5 разделов плюс группа забалансовых счетов.

Разделы плана счетов:

1. Нефинансовые активы.

2. Финансовые активы.

3. Обязательства.

4. Финансовый результат.

5. Санкционирование расходов бюджета.

Номер счета Плана счетов бюджетного учета состоит из двадцати шести разрядов. Достаточно большое количество знаков в номере бюджетного учета предопределило внедрение 20-значной бюджетной классификации.

Структура Плана счетов представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Структура счета Плана счетов бюджетного учета

Разряд Наименование
1–17 Код классификации доходов, ведомственной функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов
Код вида деятельности 0 – при отсутствии возможности отнесения к определенному виду деятельности; 1 – бюджетная деятельность; 2 – предпринимательская и иная деятельность, приносящая доход; 3 – деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений.
19–21 Код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета
22–23 Код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета
24–26 Код классификации операций сектора государственного управления

В соответствии с Инструкцией по бюджетному учету счета не закрываются.

Активный счет - по дебету обозначает увеличение счета (ему присвоен свой номер), а по кредиту обозначает уменьшение счета (ему присвоен также свой номер, отличный от основного тремя последними знаками).

Пассивный счет- по кредиту означает увеличение кредиторской задолженности, а по дебету счета означает уменьшение кредиторской задолженности (номера счетам присвоены в аналитике разные).

Формы учета, применяемые в бюджетных организациях

Государственная учетная политика реализуется через: план счетов бюджетного учета, порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета, корреспонденцию счетов бюджетного учета.

Все операции, проводимые учреждениями, оформляются первичными документами. Для ведения бухгалтерского учета применяются регистры, содержащие обязательные реквизиты и показатели. Формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, утверждаются органом, организующим исполнение соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Принятые к учету первичные документы систематизируются по датам совершения операций и отражаются накопительным способом в регистрах бюджетного учета – журналах операций: журнал операций по счету «Касса»; журнал операций по банковскому счету; журнал операций расчетов с подотчетными лицами; журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками; журнал операций расчетов с дебиторами и кредиторами; журнал операций расчетов по заработной плате, денежному довольствию и стипендиям; журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов; журнал по прочим операциям; Главная книга.

Записи в Журнале операций осуществляются по мере совершения операций как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов.

Корреспонденция счетов в Журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета.

По истечении месяца данные оборотов по счетам из Журналов операций записываются в Главную книгу.

В органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и в органах, организующих исполнение бюджетов, ведется Журнал по прочим операциям, данные из которого записываются в Главную книгу ежедневно. При кассовом обслуживании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, учет операций ведется в отдельной Главной книге по каждому обслуживаемому бюджету на соответствующих счетах.

Журналы операций подписываются главным бухгалтером или его заместителем и исполнителем, а при централизации учета, кроме того, и руководителем группы учета.

2.1 Единый порядок ведения бухгалтерского учета автономными учреждениями и его нормативно-правовое регулирование регламентированы

а) Инструкцией N 183н

б) Инструкцией N 174н

в) Инструкцией N 157н

2.2 План счетов бюджетного учета состоит из ______ разделов и группы забалансовых счетов (5)

2.3 Номер счета Плана счетов бюджетного учета состоит из ________ разрядов (двадцати шести)

2.4 Счета по бюджетному учету

а) не закрываются

б) закрываются

2.5 Активный счет

а) по дебету обозначает увеличение счета (ему присвоен свой номер), а по кредиту обозначает уменьшение счета (ему присвоен также свой номер, отличный от основного тремя последними знаками)

б) по дебету обозначает уменьшение счета (ему присвоен свой номер), а по кредиту обозначает увеличение счета (ему присвоен также свой номер, отличный от основного тремя последними знаками)

2.6 Пассивный счет

а) по кредиту означает увеличение кредиторской задолженности, а по дебету счета означает уменьшение кредиторской задолженности (номера счетам присвоены в аналитике разные)

б) по кредиту означает уменьшение кредиторской задолженности, а по дебету счета означает увеличение кредиторской задолженности (номера счетам присвоены в аналитике разные)

2.7 По истечении месяца данные оборотов по счетам из Журналов операций записываются в ____________ (Главную книгу)

2.8 Журналы операций подписываются

а) главным бухгалтером или его заместителем и исполнителем

б) главным бухгалтером и исполнителем

в) заместителем главного бухгалтера и исполнителем

2.9 Основным локальным актом, регламентирующим организацию и ведение бухгалтерского учета в конкретном бюджетном или автономном учреждении, является ___________ (учетная политика)

2.10 Разряды с 19-21 Плана счетов бюджетного учета означают

а) Код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета

б) Код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета

в) Код классификации операций сектора государственного управления

Наши рекомендации