Отчетность финансовых органов об исполнении бюджета
Финансовые органы (включая налоговые инспекции) непосредственно составляют отчет об исполняемых ими бюджетах и проводят большую организационную работу по подготовке и составлению отчетов других органов, участвующих в исполнении бюджета.
Отчетность местных финансовых органов - это метод обобщения и сопоставления плановых и фактических показателей об исполнении бюджета, приведенных в определенную систему. В отчетности финансовых органов отражаются доходы и расходы бюджета, средства бюджета, валютные и внебюджетные средства на счетах в учреждениях банков, расчеты между бюджетами, результаты исполнения бюджета, поступление и расходование внебюджетных средств.
Отчетность об исполнении бюджета делится на промежуточную и годовую. Промежуточная отчетность подразделяется на месячную и квартальную.
Первая часть отчета «Расходы» заполняется в разрезе разделов функциональной бюджетной классификации. В этой части отражается расходование бюджетных ассигнований за отчетный период с учетом внесенных в установленном порядке изменений. Во второй части отчета «Средства бюджета в расчетах на конец отчетного периода» отражается информация о составе дебиторской и кредиторской задолженности.
В третьей части отчета «Средства государственных целевых бюджетных фондов в расчетах на конец отчетного периода» дебиторская и кредиторская задолженность отражается в разрезе каждого фонда.
Четвертая часть отчета «Просроченная кредиторская задолженность по средствам бюджета и государственных целевых бюджетных фондов на конец отчетного периода». К просроченной задолженности (дебиторской, кредиторской) относится задолженность, не погашенная в сроки, установленные договором или законодательством Республики Беларусь.
Вторая - четвертая части отчета заполняются в разрезе разделов, подразделов и видов функциональной классификации расходов бюджета и по экономической классификации расходов бюджета на основании данных бухгалтерского учета по соответствующим счетам аналитического учета.
Пятая часть отчета «Движение средств по банковским счетам по учету средств государственных внебюджетных фондов, внебюджетных и иных средств» содержит данные об остатках денежных средств на начало года и конец отчетного периода, поступлении и расходовании средств государственных внебюджетных фондов, фондов развития свободных экономических зон, средств от приносящей доходы деятельности, средств целевого назначения и иных средств. Физическими лицами и организациями, не имеющими статуса бюджетных организаций, месячный отчет составляется по показателям экономической классификации расходов бюджета, по которым предусмотрены бюджетные ассигнования.
Доходы в месячном отчете группируются по разделам бюджетной классификации, а расходы показываются по отдельным разделам или группе расходов.
Расходы в отчете показываются на финансирование народного хозяйства в целом с выделением отдельных статей расходов: расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью, просвещением, культурой и средствами массовой информации, здравоохранением, физической культурой; расходы на финансирование специальных социальных программ, социальное обеспечение; расходы на поддержание жизненного уровня населения, на науку, на оборону, на содержание правоохранительных органов, органов государственной власти и управления; расходы на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции и прочие мероприятия.
Квартальная отчетность об исполнении местных бюджетов по сравнению с месячной отчетностью является более развернутой. Она состоит из баланса исполнения бюджета, отчета об исполнении бюджета, распределении кассовых расходов по подразделениям бюджетной классификации и краткого отчета о выполнении плана по сети, штатам и контингентам учреждений, состоящих на бюджете.
Промежуточная отчетность более краткая, чем годовая. Она содержит меньшее количество форм и показателей. Кроме того, сроки представления ее вышестоящим организациям и другим отраслям более сжатые.
Кроме промежуточной, годовой и сводной бухгалтерской отчетности финансовые органы составляют сводные финансовые отчеты об исполнении бюджета.
Отчетные данные представляются вышестоящему финансовому органу по кодам, приведенным в схеме месячного отчета. Нечетные коды месячной отчетности установлены по доходам, четные - по расходам.
Показатели, приводимые в годовой отчетности, характеризуют процесс исполнения бюджета значительно шире, чем периодическая отчетность.
Финансовые органы обязаны проводить проверку представляемых им отчетов об исполнении нижестоящих бюджетов и бюджетных смет бюджетных организаций, учреждений.
Финансовые органы обязаны проводить проверку отчетов об исполнении смет, представляемых главными распорядителями средств по соответствующему бюджету.
Финансовые органы обязаны производить анализ отчетов распорядителей средств об исполнении смет, а также отчетов об исполнении нижестоящих бюджетов.
Годовые отчеты об исполнении бюджета финансовыми органами представляются в исполнительный комитет соответствующего Совета и в вышестоящий финансовый орган.
С 1 мая 2010 г. вступило в действие постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 10 март 2010 г. № 22 «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций».