Отчетность финансовых органов об исполнении бюджета

Финансовые органы (включая налоговые инспекции) непо­средственно составляют отчет об исполняемых ими бюджетах и проводят большую организационную работу по подготовке и составлению отчетов других органов, участвующих в исполне­нии бюджета.

Отчетность местных финансовых органов - это метод обобщения и сопоставления плановых и фактических показа­телей об исполнении бюджета, приведенных в определенную систему. В отчетности финансовых органов отражаются дохо­ды и расходы бюджета, средства бюджета, валютные и внебюд­жетные средства на счетах в учреждениях банков, расчеты между бюджетами, результаты исполнения бюджета, поступ­ление и расходование внебюджетных средств.

Отчетность об исполнении бюджета делится на промежуточную и годо­вую. Промежуточная отчетность подразделяется на месячную и квартальную.

Первая часть отчета «Расходы» заполняется в разрезе раз­делов функциональной бюджетной классификации. В этой ча­сти отражается расходование бюджетных ассигнований за от­четный период с учетом внесенных в установленном порядке изменений. Во второй части отчета «Средства бюджета в расчетах на ко­нец отчетного периода» отражается информация о составе деби­торской и кредиторской задолженности.

В третьей части отчета «Средства государственных целе­вых бюджетных фондов в расчетах на конец отчетного перио­да» дебиторская и кредиторская задолженность отражается в разрезе каждого фонда.

Четвертая часть отчета «Просроченная кредиторская за­долженность по средствам бюджета и государственных целе­вых бюджетных фондов на конец отчетного периода». К просроченной задолженности (дебиторской, кредиторской) относится задолженность, не погашенная в сроки, установленные договором или законода­тельством Республики Беларусь.

Вторая - четвертая части отчета заполняются в разрезе раз­делов, подразделов и видов функциональной классификации расходов бюджета и по экономической классификации расхо­дов бюджета на основании данных бухгалтерского учета по со­ответствующим счетам аналитического учета.

Пятая часть отчета «Движение средств по банковским сче­там по учету средств государственных внебюджетных фондов, внебюджетных и иных средств» содержит данные об остатках денежных средств на начало года и конец отчетного периода, поступлении и расходовании средств государственных внебюд­жетных фондов, фондов развития свободных экономических зон, средств от приносящей доходы деятельности, средств целе­вого назначения и иных средств. Физи­ческими лицами и организациями, не имеющими статуса бюд­жетных организаций, месячный отчет составляется по пока­зателям экономической классификации расходов бюджета, по которым предусмотрены бюджетные ассигнования.

Доходы в месячном отчете группируются по разделам бюд­жетной классификации, а расходы показываются по отдель­ным разделам или группе расходов.

Расходы в отчете показываются на финансирование народно­го хозяйства в целом с выделением отдельных статей расходов: расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью, просвещением, культурой и средствами массовой информации, здравоохранением, физической культурой; расходы на финанси­рование специальных социальных программ, социальное обе­спечение; расходы на поддержание жизненного уровня населе­ния, на науку, на оборону, на содержание правоохранительных органов, органов государственной власти и управления; расхо­ды на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции и прочие мероприятия.

Квартальная отчетность об исполнении местных бюджетов по сравнению с месячной отчетностью является более развер­нутой. Она состоит из баланса исполнения бюджета, отчета об исполнении бюджета, распределении кассовых расходов по подразделениям бюджетной классификации и краткого отчета о выполнении плана по сети, штатам и контингентам учрежде­ний, состоящих на бюджете.

Промежуточная отчетность более краткая, чем годовая. Она содержит меньшее количество форм и показателей. Кроме того, сроки представления ее вышестоящим организациям и другим отраслям более сжатые.

Кроме промежуточной, годовой и сводной бухгалтерской отчетности финансовые органы составляют сводные финансо­вые отчеты об исполнении бюджета.

Отчетные данные представляются вышестоящему финан­совому органу по кодам, приведенным в схеме месячного от­чета. Нечетные коды месячной отчетности установлены по доходам, четные - по расходам.

Показатели, приводимые в годовой отчетности, харак­теризуют процесс исполнения бюджета значительно шире, чем периодическая отчетность.

Финансовые органы обязаны проводить проверку представ­ляемых им отчетов об исполнении нижестоящих бюджетов и бюджетных смет бюджетных организаций, учреждений.

Финансовые органы обязаны проводить проверку отчетов об исполнении смет, представляемых главными распорядите­лями средств по соответствующему бюджету.

Финансовые органы обязаны производить анализ отчетов распорядителей средств об исполнении смет, а также отчетов об исполнении нижестоящих бюджетов.

Годовые отчеты об исполнении бюджета финансовыми ор­ганами представляются в исполнительный комитет соответ­ствующего Совета и в вышестоящий финансовый орган.

С 1 мая 2010 г. вступило в действие постановление Мини­стерства финансов Республики Беларусь от 10 март 2010 г. № 22 «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюдже­тов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджет­ных организаций».

Наши рекомендации