Понятие и значение финансового контроля

Финансовый контроль является неотъемлемой составной час­тью финансовой деятельности государства и муниципальных об­разований и специальной отраслью осуществляемого в стране контроля. Финансовый контроль — это контроль за законнос­тью и целесообразностью действий в области образования, рас­пределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов в целях эффективного социально-экономичес­кого развития страны в целом и ее регионов.

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому исполь­зование государством и муниципальными образованиями для ре­шения своих задач финансов обязательно предполагает проведе­ние с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государст­венной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии обществен­ных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установлен­ного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важ­ным способом обеспечения законности и целесообразности про-бодимой финансовой деятельности.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым ин­ститутам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, ре­гулирующих организацию и порядок проведения финансового

124 Глава 6. Правовые основы гос. и муниципального финансового контроля

контроля в целом и содержащихся в Общей части финансового права, имеются нормы, предусматривающие его специсЪику в от­дельных финансово-правовых институтах Особенной части (они закреплены соответствующим законодательством: например, в Налоговом или Бюджетном кодексах РФ)1.

Требование соблюдения законности в деятельности по образо­ванию, распределению и использованию денежных фондов госу­дарства и субъектов местного самоуправления имеет конституци­онную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15 Кон­ституции).

Основными направлениями (содержанием) финансового кон­троля в отношениях, регулируемых финансовым правом, явля­ются:

а) проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределе­нию и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

б) проверка выполнения финансовых обязательств перед госу­дарством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

в) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организация­ми находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

г) проверка соблюдения правил совершения финансовых опе­раций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

д) выявление внутренних резервов производства — возмож­ностей повышения рентабельности хозяйства, роста производи­тельности труда, более экономного и эффективного использова­ния материальных и денежных средств;

е) устранение и предупреждение нарушений финансовой дис­циплины. В случае их выявления в установленном порядке при­меняются меры воздействия к организациям, должностным

§ 1. Понятие и значение финансового контроля

' Е.Ю. Грачева предложила выделить правовые нормы, регулирующие госу­дарственный финансовый контроль, в особую подотрасль финансового права. См.: Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансовогб контроля. М., 2000. С. 113 и ел.

лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

В результате реализации задач финансового контроля укреп­ляется государственная финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Государственная финансовая дисцип­лина — это четкое соблюдение установленных правовыми нор­мами предписаний и порядка образования, распределения и ис­пользования государственных и муниципальных Денежных фондов. Требования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и местного самоуправле­ния, их должностных лиц. Тем самым финансовый контроль обеспечивает интересы государства, муниципальных образова­ний, а также способствует соблюдению прав и интересов конкрет­ных граждан, предприятий, учреждений (например, контроль за соблюдением законодательства о предоставлении льгот по плате­жам в бюджет, за правильностью взимания налогов, за своевре­менностью выделения бюджетных ассигнований и т.д.).

Однако объект финансового контроля не ограничивается про­веркой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природ­ных и других ресурсов страны, поскольку в современных услови­ях процесс производства и распределения опосредуется денежны­ми отношениями.

Эффективность финансового контроля предполагает необходи­мость глубокого экономического анализа финансово-хозяйствен­ной деятельности, разработки контролирующими органами пред­ложений по улучшению качества работы проверяемых организаций.

Одной из форм финансового контроля выступает контроль рублем, свойственный сфере коммерческих отношений. Это кон­троль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, объединений, организаций посредством действия на них таких экономических инструментов, как цена, себестоимость, прибыль и др., при использовании системы финансирования, кредитова­ния, расчетов.

В последнее десятилетие произошли изменения в организации финансового контроля. В условиях рыночной экономики, хозяй­ственной самостоятельности предприятий, организаций, учреж­дений усиливается значение повседневного внутрихозяйственно­го самоконтроля, контроля собственников. Более глубоким, неформальным стал контроль со стороны представительных орга-

126 Глава 6. Правовые основы гос. и муниципального финансового контроля

§ 2. Виды финансового контроля

нов государственной власти и органов местного самоуправления за финансовой деятельностью исполнительной власти, опираю­щийся на создаваемые ими специальные контрольные органы.

Изменилась система контрольных органов. Упразднены орга­ны народного контроля1, организован президентский контроль, осуществляемый Главным контрольным управлением Президен­та РФ.

На основании Конституции РФ 1993 г. (ст. 101—103)'палаты Федерального Собрания РФ создали Счетную палату РФ. Подоб­ные контрольные органы действуют и на уровне субъектов Феде­рации.

Сформированы также новые органы финансового контроля: органы государственной налоговой службы, государственного страхового надзора. Функции финансового контроля осуществля­ют и созданные в 90-х гг. XX в. органы федерального казначейст­ва. Широкое развитие получил финансовый контроль в новой форме аудиторской деятельности, проводимой независимыми ор­ганизациями на платной основе в качестве предпринимательской деятельности.

Преобразования в системе банков и их деятельности примени­тельно к особенностям рыночных отношений обусловили измене­ния в контрольных функциях банков и выделение из них на осо­бый уровень Центрального банка РФ с функциями государствен­ного контроля и надзора.

Впоследствии развитие системы финансового контроля про­должалось. Как уже отмечалось, Государственная налоговая служба РФ была преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам, изменена система органов, осуществляющих государст­венный страховой надзор, в 2001 г. образован Комитет РФ по фи­нансовому мониторингу.

Законодательство определяет формы взаимодействия органов, осуществляющих финансовый контроль, с правоохранительными органами в целях усиления его эффективности, что имеет особо важное значение в связи с ростом преступности в экономической сфере.

1 См. постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 16 июня 1990 г. «Об упразднении органов народного контроля в РСФСР» // ВВС. 1990. № 3. Ст.28.

§ 2. Виды финансового контроля

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль проводится до совер­шения операций по образованию, распределению и-"йспользова-нюо денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению до­кументы, которые служат основанием для осуществления финан­совой деятельности, — проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.

Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе со­вершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования де­нежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.).

Последующий финансовый контроль — это контроль, осу­ществляемый после совершения финансовых операций (после ис­полнения доходной и расходной частей бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств, уплаты нало­гов и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

В зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоотношений и требований законодательства существуют обя­зательный и инициативный финансовый контроль.

Обязательный контроль проводится:

а) в силу требований законодательства, например, контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за год;

б) по решению компетентных государственных органов (на­пример, проверки и обследования налогоплательщиков по вопро­сам налогообложения со стороны налоговых органов, контроль, проводимый на основе решений правоохранительных органов).

Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.

Возможны и другие основания классификации финансового Контроля.

128 Глава 6. Правовые основы гос. и муниципального финансового контроля

В частности, в зависимости от особенностей правового статуса субъектов, осуществляющих его, выделяются следующие виды финансового контроля: государственный (на федеральном и на региональном уровнях), муниципальный, общественный и ауди­торский.

Государственный финансовый контроль можно подразделить (в зависимости от сферы действия) на подведомственный и внут­риведомственный (сходные подразделения можно выделить и в муниципальном финансовом контроле). Эту классификацию кон­троля, в свою очередь, можно подразделить в зависимости от видов органов, осуществляющих его, на финансовый контроль: а) представительных (законодательных) органов власти; б) Пре­зидента РФ; в) исполнительных органов власти общей компетен­ции; г) финансово-кредитных органов; д) ведомственный (внутри­ведомственный) контроль, дополняемый внутрихозяйственным (внутренним) контролем.

§ 3. Компетенция государственных и муниципальных органов в области финансового контроля

Представительные (законодательные) органы государствен­ной власти. Принцип разделения властей придает контролю за финансовой деятельностью органов исполнительной власти со стороны органов представительной власти исключительно важ­ную роль, определяет его новое содержание. Основы этого контро­ля закреплены конституционно: в Конституции Российской Фе­дерации, в конституциях республик в составе Федерации, а также в уставах краев, областей, других субъектов Федерации. Финан­совый контроль в них выделен особо.

Так, Государственная Дума рассматривает и утверждает отчет об исполнении федерального бюджета, представляемый ей Пра­вительством (п. «а» ч. 1 ст. 114 Конституции), а также отчеты об исполнении бюджетов внебюджетных государственных социаль­ных фондов. Контрольные функции в области финансов выполня­ют также комитеты и комиссии, образуемые Советом Федерации и Государственной Думой в рамках своих предметов ведения (ч. 3 ст. 101 Конституции РФ). Особая роль среди них принадлежит Комитету по бюджету и налогам, банкам и финансам, Комитету по кредитным организациям и финансовым рынкам Государст­венной Думы и Комитету Совета Федерации по бюджету, налого­вой политике, финансовому, валютному и таможенному регули­рованию, банковской деятельности, осуществляющих контроль в

§ 3. Компетенция государственных и муниципальных органов

этой области в целом. Финансовый контроль Совета Федерации и Государственной Думы проводится также в процессе слушаний соответствующих вопросов на их заседаниях. Так, Государствен­ная Дума проводит слушания по вопросам формирования и ис­полнения федерального бюджета.

Согласно ч. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федера­ции и Государственная Дума образуют Счетную палату РФ,кото­рая выделяется своим значением и правовым статусом среди спе­циальных контрольных органов. Состав, полномочия и порядок деятельности Счетной палаты определяются федеральным зако­ном1. К ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Совет Федерации назна­чает и освобождает от должности заместителя Председателя счет­ной палаты и также половину состава ее аудиторов (п. «и» ч. 1 ст. 102 и п. «г» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ).

Счетная палата РФ наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Согласно Закону это постоянно дей­ствующий орган государственного финансового контроля, подот­четный Федеральному Собранию РФ. В рамках задач, определен­ных законодательством, Счетная палата обладает организацион­ной и функциональной независимостью (ст. 1 Закона).

Деятельность Счетной палаты направлена на проведение кон­трольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осущест­вляемых и уже произведенных государственных расходов. К ее задачам относятся:

— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюдже­та и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и Целесообразности расходов государственных средств и использо­вания федеральной собственности;

оценка обоснованности доходных и расходных статей про­ектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд­жетных фондов;

финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов органов государствен­ной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет

См.: Федеральный закон от 11 января 1995 г. «О Счетной палате россий­ской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167; 2002. № 28. Ст. 2790. Ст. 98.

5-941

130 Глава 6. Правовые основы гос. и муниципального финансового контроля

средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных

фондов;

— анализ выявленных отклонений от установленных показа­телей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд­жетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюд­жетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных бан­ках и иных финансово-кредитных учреждениях России;

— регулярное представление Совету Федерации и Государст­венной Думе информации о ходе исполнения федерального бюд­жета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Таким образом, объектом контроля со стороны Счетной пала­ты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, федеральная собственность.

Особо выделены полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Рос­сийской Федерации и за использованием кредитных.ресурсов, а именно за: управлением и обслуживанием государственного долга; законностью, рациональностью и эффективностью исполь­зования иностранных кредитов и займов, получаемых Прави­тельством РФ от иностранных государств и финансовых органи­заций; эффективностью размещения централизованных финансо­вых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе; предоставлени­ем государственных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и междуна­родным организациям.

В области функционирования банковской системы Счетная палата осуществляет контроль за: деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кре­дитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими феде­рального бюджета; деятельностью Центрального банка РФ по об­служиванию государственного долга Российской Федерации (ст. 16 и 19 Закона).

В отношении государственной собственности Счетная палата контролирует поступление в федеральный бюджет средств, полу­ченных от распоряжения государственным имуществом (в том числе его приватизации, продажи; от управления объектами фе­деральной собственности).

§ 3. Компетенция государственных и муниципальных органов

Закон определяет круг субъектов, на которых распространя­ются контрольные полномочия Счетной палаты. В него входят:

а) все государственные органы (в том числе их аппарат) и уч­реждения, органы управления федеральными внебюджетными фондами;

б) органы местного самоуправления, предприятия, организа­ции, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне--«а-висимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

в) общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, на дея­тельность которых контрольные полномочия Счетной палаты рас­пространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, исполь­зованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, та­моженных и иных льгот и преимуществ (ст. 12 Закона).

Таким образом, область действия контрольных полномочий Счетной палаты в отношении указанных субъектов связана с федеральными бюджетом, внебюджетными фондами и федераль­ной собственностью.

Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, пред­приятия, учреждения, организации (независимо от форм собст­венности) и их должностные лица обязаны представлять по запро­сам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

Осуществляя контрольную деятельность, Счетная палата вправе проводить ревизии и тематические проверки, о результа­тах которых она информирует Совет Федерации и Государствен­ную Думу; при выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность,— передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении реви­зий и проверок должностные лица Счетной палаты не вправе вме­шиваться в оперативную деятельность проверяемых организа­ций, а также предавать гласности свои выводы до завершения

132 Глава 6. Правовые основы гос. и муниципального финансового контроля

ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта (за­ключения).

Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении зако­нодательства Российской Федерации и бесхозяйственности, Счет­ная палата направляет представление органам государственной власти РФ, руководителям проверяемых предприятий, учрежде­ний и организаций. Это представление должно быть рассмотрено в указанный в нем срок, а если он не указан, то в течение 20 дней со для получения предписания.

Счетная палата имеет право давать администрации проверяе­мых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания в случаях выявления нарушений в хо­зяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требу­ющих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также Умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения ее контрольных мероприятий.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполне­нии предписаний коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Предписа­ние может быть обжаловано в судебном порядке.

Инспекторы Счетной палаты при проведении проверок и ре­визий наделены необходимыми правами: беспрепятственно посе­щать государственные органы, предприятия, учреждения, орга­низации, банки; опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады, архивы, а при обнаружении подделок, под­логов, хищений, злоупотреблений — изымать необходимые доку­менты, оставляя в делах акт изъятия или опись изъятых доку­ментов.

В своей контрольной деятельности Счетная палата взаимодей­ствует с другими контрольными органами Российской Федера­ции (ст. 22 Закона). Контрольные органы Президента и Прави­тельства РФ, Федеральная служба контрразведки, контрольные органы субъектов Федерации, правоохранительные органы, Центральный банк, налоговые и иные органы, а также органы ведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятель­ности Счетной палаты.

§ 3. Компетенция государственных и муниципальных органов

Деятельность Счетной палаты основана на принципе гласнос­ти. Она должна регулярно предоставлять сведения о своей дея­тельности средствам массовой информации.

Правовой статус и задачи Счетной палаты РФ характеризуют ее как высший контрольный орган в стране, хотя впрямую такого определения в законодательстве не дано.

При создании Счетной палаты РФ был использован зарубеж­ный опыт. Он обобщен в Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г.

Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъек­тов Российской Федерации, что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного само­управления. В отношении последних правовой основой их кон­трольной деятельности являются: федеральные законы, законы субъектов РФ, а также нормативные акты представительных ор­ганов местного самоуправления — уставы муниципальных обра­зований, положения и др.

На уровне субъектов Федерации их представительные органы власти образуют счетные палаты (контрольно-счетные палаты и т.п.) как органы постоянно действующего государственного фи­нансового контроля за получением и использованием средств бюд­жетов субъектов РФ и внебюджетных фондов, создаваемых органа­ми власти соответствующих субъектов. Названные счетные палаты подотчетны представительным органам власти субъектов РФ1.

Представительные органы местного самоуправления также об­разуют на своем уровне контрольные органы.

В целях обеспечения эффективности президентского контро­ля создан в ведении Президента Российской Федерации специаль­ный контрольный орган — Главное контрольное управление Президента РФ2 (преобразованное из Контрольного управления Администрации Президента РФ, впоследствии — Контрольного Управления Президента РФ)3.

1 См.: Погосян НД. Правовой статус Счетной палаты Российской Федерации. mm 1997; Шохин С.О. Правовое обеспечение деятельности контрольно-счетных ор­ганов субъектов Российской Федерации (проблемы и перспективы). Автореф. Докт.дис.М., 1999.

См. Указ Президента РФ от 16 марта 1996 г. «О Главном контрольном уп­равлении Президента Российской Федерации» и утвержденное им Положение о Контрольном управлении Президента Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. 12. Ст. 1066.

3 САПП. 1993. № 18. Ст. 1598.

134 Глава 6. Правовые основы гос. и муниципального финансового контроля

При осуществлении контрольных функций этот орган взаимо­действует с другими структурными подразделениями Админи­страции Президента, соответствующими комитетами и комиссия­ми при нем, аппаратами Правительства РФ, палат Федерального Собрания, органами судебной власти и прокуратуры, с различны­ми федеральными службами, органами налоговой полиции и дру­гими федеральными органами исполнительной власти.

К основным функциям Главного контрольного управления от­несены:

контроль и проверка исполнения федеральных законов, ука­зов и распоряжений Президента РФ федеральными органами ис­полнительной власти, органами исполнительной власти субъек­тов РФ, их должностными лицами, а также организациями;

контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и руководителя его Администрации;

подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента РФ о предупреждении нарушений и совершенствова­нии деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Таким образом, это орган широкой сферы контрольной дея­тельности, в состав которой входит и финансовый контроль.

Для реализации своих контрольных функций Контрольное управление наделено правами: требовать от руководителей госу­дарственных органов, предприятий, учреждений и организаций документы, материалы, письменные объяснения, другую инфор­мацию, необходимую для проведения проверок в соответствии с задачами Управления; привлекать к проверкам представителей правоохранительных и специальных органов контроля, специа­листов; вносить на рассмотрение Президента предложения по ре­зультатам проверок.

Управление не наделено правом применения каких-либо сан­кций, однако оно вправе направлять предписания об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных органов ис­полнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены безотла­гательно. Не позднее, чем в месячный срок должны быть приня­ты меры по устранению нарушений.

Управление вправе также вносить предложения Президенту РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ о привлечении к ответственности и приостановлении деятельности соответствую­щих должностных лиц или до принятия решения по результатам

§ 3. Компетенция государственных и муниципальных органов

проверки; ставить перед руководителями соответствующих госу­дарственных органов о наложении дисциплинарных взысканий на государственных служащих и о временном отстранении их от исполнения должностных обязанностей.

В целях повышения эффективности деятельности федераль­ных органов исполнительной власти Указом Президента РФ оп­ределены меры и по совершенствованию президентского кон­троля1. В связи с этим создано семь федеральных округов, а институт полномочных представителей Президента РФ преоб­разован в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. В числе основных задач, возложен­ных на них, названа организация контроля за исполнением ре­шений федеральных органов государственной власти в округе, что относится и к сфере финансов. При этом полномочный представитель наделен правом организовывать в пределах своей компетенции проверки использования в округе средств федерального бюджета.

Органы исполнительной государственной власти общей ком­петенции — Правительство РФ, правительства, администрации субъектов Федерации направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осущест-. вляют финансовый контроль.

В пределах своих полномочий Правительство РФ на основа­нии Конституции России (ст. 114) и Федерального конституцион­ного закона «О Правительстве Российской Федерации»2 контро­лирует составление и исполнение федерального бюджета, прове­дение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осу­ществляет валютный контроль.

Одновременно в полномочия Правительства РФ входит руко­водство и контроль за деятельностью в области финансов феде­ральных министерств, государственных комитетов и других, включая органы федеральной службы финансовой сферы, кото­рые подотчетны ему.

Помимо этого Правительство РФ осуществляет контроль за де­ятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ по во­просам, отнесенным к ведению РФ и полномочиям совместного

1 См.: Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» и Положение о нем // С3 РФ. 2000. № 20. Ст. 2112; № 26. Ст. 2748; № 38. Ст. 3781; 2001. № 6. Ст. 551.

2 СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1.

ilil

136 Глава 6. Правовые основы гос. и муниципального финансового контроля

ведения Федерации и ее субъектов. В случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ федеральному за­конодательству и международным обязательствам РФ Прави­тельство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановле­нии действия этих актов.

Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению финансового контроля, Правительство РФ прини­мает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регули­рующие порядок этой деятельности. Это относится как к отрасле­вым органам государственного управления, так и действующим в сфере финансов. Так, Правительством РФ утверждены Положе­ние о Министерстве финансов РФ (постановление от 6 марта 1998 г.), Положение о федеральном казначействе РФ (постанов­ление от 27 августа 1993 г.), о других службах, где закреплены функции по финансовому контролю.

Правительство вправе образовывать свои комиссии, другие ор­ганы при нем с контрольными функциями, включая финансовые (например, Комиссия по контролю за предоставлением налоговых и таможенных льгот; Комиссия по обеспечению доходов феде­рального бюджета; Федеральная комиссия по обеспечению фор­мирования доходов федерального бюджета за счет средств от при­ватизации).

Создание комиссий может быть предписано Правительству РФ законодательным актом. Так, Федеральным законом «О феде­ральном бюджете на 1999 год» (ст. 129) Правительству РФ пред­писано создать специальную комиссию в составе представителей Правительства РФ и Государственной Думы, уполномоченную контролировать погашение задолженностей по возвратным бюд­жетным инвестиционным ассигнованиям.

Важное значение в силу своей повседневности, регулярности и систематичности имеет финансовый контроль, осуществляе­мый государственными органами, деятельность которых специ­ально направлена на область финансов. К ним относятся Минис­терство финансов РФ с входящими в его систему структурными подразделениями и органами, а также Министерство РФ по нало­гам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, Феде­ральная комиссия по рынку ценных бумаг, Комитет РФ по фи­нансовому мониторингу1.

§ 3. Компетенция государственных и муниципальных органов

1 См.: Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. «О структуре федеральных орга­нов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2000. № 21. Ст. 2168; № 39. Ст. 3856; № 49. Ст. 4799; 2001. № 45. Ст. 4251.

На уровне субъектов РФ такой контроль проводят министер­ства финансов или финансовые управления администраций, в му­ниципальных образованиях — финансовые отделы или управле­ния администраций.

На Министерство финансов РФ возложено проведение в рам­ках его компетенции государственного финансового контроля, направлениями которого являются: контроль за целевым исполь­зованием средств федерального бюджета, государственных, вне­бюджетных и целевых бюджетных фондов; за расходами, связан­ными с государственным внутренним и внешним долгом; за формированием и сохранностью Государственного фонда драго­ценных металлов и драгоценных камней РФ; частично валютный и экспортный контроль1; контроль за использованием и хранени­ем драгоценных металлов и драгоценных камней организациями и совершением сделок с ними, а также страховой надзор и кон­троль за обеспечением платежеспособности страховщиков; кон­троль за качеством аудиторских проверок; за доходами от прове­дения лотерей, зарегистрированных в РФ2.

В связи с этим Минфин России вправе проводить комплекс­ные ревизии и тематические проверки поступления и расходова­ния средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и дру­гих федеральных средств, проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительных органов. По обращениям органов государст­венной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления Минфин России организует ревизии и финансовые проверки со­ответствующих организаций.

Для выполнения контрольных полномочий Минфин России имеет право запрашивать необходимые материалы по бюджет­ным и внебюджетным фондам и применять меры воздействия по результатам контроля — при установлении фактов нецелевого ис­пользования средств взыскивать их с наложением штрафа; огра­ничивать, приостанавливать и прекращать финансирование орга­низаций в случае нарушения финансовой дисциплины. Вместе с тем Минфин России уполномочен предоставлять отсрочки и рас­срочки по налоговым платежам в федеральный бюджет.

1 На основании Указа Президента РФ от 17 мая 2000 г. Министерству финан­сов РФ была передана часть функций упраздненной Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю. Другая часть таких функций аналитичес­кого характера передана Министерству экономического развития и торговли РФ.

2 См.: Положение о Министерстве финансов РФ // СЗ РФ. 1998. № 11. Ст. 1288.

^1;

г

138 Глава 6. Правовые основы гос. и муниципального финансового контроля

Следует обратить внимание на то, что закрепленные ныне кон­трольные полномочия Министерства финансов РФ направлены на бюджет и государственные внебюджетные фонды только феде­рального уровня. И в тех случаях, когда проверяется деятель­ность исполнительных органов власти субъ

Наши рекомендации