Как привить детям навыки обращения с деньгами
Устраивайте праздники по поводу того, что вам нравится.
Томас Петерс
На семинарах мне постоянно задают вопрос:
«Как сделать так, чтобы моим детям не пришлось осваивать обращение с финансами с таким же трудом, как и мне? Как добиться, чтобы они научились легко распоряжаться деньгами?»
На этот счет имеется множество советов, о которых мы подробно поговорим в данной главе. За ними скрывается большая проблема: какими ценностями мы гордимся и как передать их детям? Наши жизненные ценности – это своего рода программное обеспечение личности. Они определяют образ наших действий. Поэтому вопрос о ценностях – это самый главный вопрос. Насколько важны для меня деньги? Можно ли сказать, что деньги важнее честности? Можно ли, будучи богатым, оставаться порядочным человеком или необходимо идти по трупам?
Есть и еще одна проблема: как стать примером для своих детей? Как подготовить их к жизни в быстро меняющемся мире? Какие советы на будущее им надо дать, чтобы они не звучали как оправдание собственной жизненной ситуации?
Все эти вопросы настолько тесно связаны с деньгами, что и рассматривать их мы будем в комплексе.
Будьте примером
Позвольте сделать два предварительных замечания.
Во-первых, нет ничего важнее собственного примера. Ни один совет не окажет такого влияния, как тот факт, что вы умеете сами распоряжаться деньгами, что вы богаты и счастливы. В результате ребенок с самого начала воспринимает деньги как нечто приятное, как средство, ведущее к счастью. В его сознании деньги не связаны с заботами.
Собственным примером мы можем добиться большего, чем с помощью хитроумных мер педагогического характера. Ничто не оказывает такого влияния, как пример. Лишь один из 500 детей «обычных» родителей становится миллионером, а у детей миллионеров этого добивается каждый пятый. Это означает, что у вашего ребенка в 100 раз больше шансов стать богатым, если вы сами богаты. У нас в обществе как-то не принято говорить о деньгах. А что говорят о деньгах у вас в семье? Часто ли они упоминаются в положительном плане?
Когда вы в последний раз, сидя с ребенком за столом, доставали купюру, любовно разглядывали ее и объясняли ребенку значение изображенных на ней символов? Или вы, наоборот, говорите ребенку: «Иди вымой руки. Деньги такие грязные»? Задумайтесь над тем, насколько быстро дети усваивают программы, направленные против богатства.
Очень многие родители не осознают, какой пример они подают детям. В некоторых домах, например, гостиные не используются для жилья. Двери в эти комнаты открываются только в случае прихода гостей. Ребенок сразу делает для себя вывод, что гости важнее, чем члены семьи.
Если вы разбили чашку и родители сердятся по этому поводу, то тем самым они говорят вам: вещи важнее, чем люди. Если же гость случайно разбил хрустальный бокал, то его в первую очередь спрашивают, не порезался ли он, а затем начинают утешать: «Ничего страшного. С каждым может случиться».
Еще один пример. Предположим, вы говорите ребенку: «Давай сходим к банкомату и возьмем немного денег». Не удивляйтесь после этого, если он засыплет вас бесчисленными просьбами купить ему что-то. Ведь это же так просто – сходить к банкомату и взять еще денег. Раньше родители объясняли детям, что деньги не растут на деревьях, а сегодня дети уже в самом раннем возрасте знают, что деньги выскакивают из автомата – стоит только нажать кнопку.
И второе предварительное замечание: даже если у вас нет детей, мы все же хотим, чтобы вы хотя бы просто прочли содержащиеся в этой главе советы. Ведь время от времени вам приходится делать подарки чужим детям. Иногда вы дарите им деньги. Хотелось бы, чтобы вы подходили к этому вопросу ответственно.
Зачем детям нужны карманные деньги?
Время от времени приходится слышать: «Если ребенку нужны деньги, пусть придет и попросит. Зачем давать ему деньги на карманные расходы?»
Карманные деньги имеют большое значение по следующим четырем причинам:
1. Благодаря карманным деньгам мы имеем возможность научить ребенка правильно распоряжаться финансами.
2. Мы обеспечиваем ребенку равные права в распоряжении семейным бюджетом. Разумеется, ему надо предварительно объяснить его роль.
3. Ребенок учится самостоятельно принимать решения. Если он просит у родителей дать ему денег, то тем самым уступает право решения им. Если же у ребенка есть собственные карманные деньги, то ему приходится решать: потратить эти деньги или сэкономить?
4. Малые суммы позволяют ребенку совершать маленькие ошибки. Остается только надеяться, что эти ошибки его чему-то научат и в будущем, когда у него будут большие деньги, он не совершит с ними крупных ошибок.