Обострение фин. проблем в кон. 1980-х гг. и попытки их разрешения

Во 2 пол. 1980-х гг. в стране резко ухудшилась эконом. ситуация, что отразилось и на фин. состоя­нии.

По итогам деят-ти министра финансов Б.И. Гостева за 1988г. негатив. тенденции в фин. сфере проявились в наличии бюджет. дефицита, перенасы­щении денеж. оборота платежными средствами, резком отставании выпуска товаров народного потребления и предоставления услуг населению от роста их денеж. доходов. Сумма неудовлетворен. спроса=70 млрд. руб. В рез-те усилились инфляционные процес­сы, снизилась покупат. способность рубля. Резкое падение мировых цен на нефть привело к потере за 5 лет 40 млрд. руб. На 36 млрд. руб. снизился на­лог с оборота. 8 млрд. руб.=незапланиров. расходы на ликвида­цию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На 18 млрд. руб. сверх плана было направлено средств в соц. сферу. Госбюджет на 1989г. впервые был принят с дефицитом, который имел место и ранее, но тщательно скрывался. Предварительно расходы состав­ляли ~500 млрд. руб., доходы ~460 млрд. руб., дефицит 7% к величине расходов. Часть средств в качестве доходов представляют заемные средства, предна­знач. на покрытие разрыва между доходами и расходами. В ре­з-те этого реальная величина бюджет. дефицита составила 120 млрд. ру. Внешняя задолженность СССР на начало 1989г. составила 34 млрд. руб. Назначение В.С Павлова на пост министра финансов совпало с первыми попытками перехода страны к экономич. рычагам управления народным хоз-вом, где не­маловажная роль отводилась кредитно-финансовым инструментам. При Павлове: соз­дан Пенсионный фонд; организация налоговой инспекции, аренд­ных коллективов, совместных предприятий, формирование сети ком­мерч. банков, поддержание кооперации, труд. коллективов, расширение услуг населению; организация бирж; разработка нормативных методов формирования и регули­рования бюджетов и т.д. Однако эта фин. деятельность не по­зволила стабилизировать подорванную экономику гос-ва. В бюджете на 1990г. официально был отражен бюджетный дефицит. Впервые сократилась по сравне­нию с предыдущим годом величина бюджет.расходов. Попытки стабилизации денеж. обращения за счет замораживания роста заработной платы не увенчались успехом. Не удалось сократить и бюджетные расходы, более того, они возросли за счет увеличения различных соц. выплат. Рост доходов бюджета, несмотря на создание налоговой инспекции, значительно отставал от его расходов, поэтому на практике продолжали приме­няться традицион. методы:денеж. эмиссия и внешние займы. В начале 1991-го в рез-те реформы правительства Павлов ста­новится его главой, продолжая параллельно исполнять обязанности министра финансов. Одной из первых акций правительства стал прину­дит. обмен старых денеж. купюр на новые, получивший негативную оценку среди населения.

В рез-те обмена было сдано де­нег на сумму 40 млрд. руб. Т. о., более 6% всей денеж. массы, было изъято из обраще­ния, при этом затраты на проведение обмена составили 1% от выведенных из обращения средств. В марте 1991г. министром финансов СССР был утвержден В.Е. Орлов. Под его руководством Минфин продолжал активно работать над формированием системы налого­обложения. Дважды были изменены ставки налог. отчислений предприятий от облагаемой прибыли: в нач. года были понижены до 45%, а с апреля — до 35%. Также продолжалась работа в области налогов на имущество, землю, операции с ценными бумагами. Другим направлением дея­тельности министерства было формирование рынка ценных бумаг и создание инфраструктуры для его функционирования. В апреле 1991г. Минфином была начата реформа розничных цен. Кризисные явления резко усугубились, финансы оказались как никогда несбалансированными. Так, по итогам I квартала 1991г. до­ходы союз. бюджета оказались в 2,5 раза ниже плановых показате­лей. Глав. причина бюджет. «недо­бора» — отказ отдельных республик платить свой взнос в союз. бюджет. С целью частичного финансирования бюджет. дефицита в Госбанке СССР была взята ссуда в размере 5 млрд. руб. под 6% годо­вых.

55. Создание основ финансового рынка в конце 1980-х — начале 1990-х гг.

Современная рыночная экономика в качестве особого механизма, обслуживающего перемещение фин ресурсов между звеньями фин системы, создала фин рынок.

Этот процесс начался с отмены гос монополии на установление валютных курсов. 1 марта 1991 г. был принят Закон СССР «О валютном регулировании», который позволил использовать в национальной экономике иностранную валюту для расчетов. А после распада СССР был издан Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-I «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласно нов валют законодат-ву, покупать и продавать иностранную валюту могли как юр, так и физ лица. Все валютные операции проводились через Банк России или коммерческие банки, имеющие лицензию на проведение операций с валютой.

Торговля валютой предполагает использ-е механизма биржевой и внебирж организации торговли. Основной площадкой, на которой определялся официальный курс $, а затем и евро, стала Моск межбанковская валютная биржа (далее ММВБ).

С переходом России к рын эк-ке и созданием двухуровневой банковской системы в конце 1980-х гг. появились коммерч банки, кот выполняли функции посредников на рынке кредит ресурсов. Первый коммерч банк «Восток» был открыт в 1987 г., и с него начался оч быстрый рост числа коммерч банков.

В России современный рынок ценных бумаг стал возрождаться в начале 1990-х гг. Основную роль в этом сыграли процессы приватизации и акционирования гос собственности. Появился «именной приватизационный чек» — ваучер, который можно было или продать, или обменять на ценные бумаги. На этой основе были созданы акционерные общества. Распространение АО привело к появлению рынков акций и корпоративных облигаций.

С 1993 года Правительство РФ стало активно выпускать долговые ценные бумаги для финансирования дефицита фед бюджета. С 1993 по 1998 активно обращались на условиях открытого рынка Гос краткосрочные облигации.

Принятие череды НПА в СССР, а затем в РФ в конце 1980—1990-х создало правовые условия для формирования рынка ценных бумаг. Появились законы, регламентирующие выпуск корпоративных акций и облигаций, векселей, гос ценных бумаг, функционирования самого рынка ценных бумаг.

В 1991 году были созданы первые фондовые биржи — Московская централь фондовая биржа, Сибирская и Санкт-Петербургская, стали организовывать торговлю ценными бумагами и товарные биржи. Основными фондовыми биржами в современных условиях остаются Московская биржа (РТС) и ММВБ. Но основной оборот ценными бумагами в России, как и в др странах, приходится на внебиржевую торговлю.

Рынок страховых услуг стал формироваться в России начиная с 1991 г. Законодат базу правового регулирования страховой деятельности заложил Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ». Гос монополия в области страхования была практически отменена принятием в мае 1988 г. Закона СССР «О кооперации в СССР», который предусматривал, что кооперативы могут создавать собственные страх организации и самост-но определять условия, порядок и виды страхования. В этот период появились страх компании, работающие на принципах коммерч организации.

Создаваемые страх общества активно занялись страхованием во всех секторах складывающегося рынка. Но сам рынок развивался небольшими темпами, так как потребность в страховании у населения и организаций была незначит. Так, в 1989 число действующих договоров доброволь страх среди населения составляло 121,5 млн при численности населения 148 млн чел. Организации, стремясь выжить в условиях переход периода эк-ки, страхованием своего имущества почти не занимались. В начале 1990х страх рынок не был создан, но были созданы условия для его возрождения.

56.Перестройка денежной системы в постсоветский период Развал Советского государства и образование на базе бывших союзных республик самостоятельных независимых государств со свои ми денежными системами разрушил централизованную денежную систему СССР. Это вызвало необходимость создания новой денежной системы России. Денежная реформа 1992—1993 гг. началась принятием закона «О денежной системе Российской Федерации» (Закон РФ от 25 сентября 1992 г. № 3537-I «О денежной системе Российской Федерации» утратил на сегодняшний день свою силу в связи с принятием в 1995 г. Закона о Центральном банке РФ (Банке России)), заложившего правовые основы новой денежной системы. Денежной единицей был объявлен рубль Российской Федерации. Монопольное право эмиссии денег было закреплено за Банком России. Был проведен обмен советских рублей на российские рубли образца 1993 г. по соотношению 1:1 без ограничений суммы и срока. Закон отменял золотое содержание рубля. Законными платежными средствами были объявлены банкноты Банка России, обеспеченные всеми его активами, казначейские билеты были отменены. В результате реформы была решена основная задача — введение новой национальной валюты и отсечение объема рублевой денежной массы, обращавшейся в бывших советских республиках. Однако проведение рыночных реформ сопровождалось резким ростом цен и соответственно увеличением денежной массы в обращении, что вызвало необходимость проведения деноминации рубля. С 1 января 1998 г. Банк России ввел в обращение банкноты и монеты образца 1997 г.: банкноты достоинством 5, 10, 50, 100 и 500 руб. и монеты достоинством 1, 5, 10, 50 коп. и 1, 2, 5 руб. С января 2001 г. в обращение была введена банкнота достоинством 1000 руб., а с 1 августа 2006 г. — достоинством 5000 руб. Перестройка денежной системы заключалась не только в изменении денежной единицы и введении новых видов денег. Переход к рыночным методам хозяйствования потребовал пересмотра принципов организации денежного обращения и методов управления денежным оборотом. На смену прямым, или директивным, методам регулирования денежного оборота пришли косвенные, или рыночные.

57. Характеристика преобразований в сфере финансов в 1992-1998 гг.

Основополагающая проблема, от которой зависит эффективность рыночных преобразований и в отношении которой в России не было найдено адекватного решения, — последовательность действий при осуществлении либерализации. Формирование эффективной рыночной экономики на месте плановой предполагает четкую последовательность в реализации мероприятий переходного периода, а именно:

1)приватизацию на основе трансформации большей части государственной собственности в частную. При этом преследуется цель — усиление хозяйственной мотивации, повышение материальной заинтересованности и ответственности, необходимых для эффективного функционирования рыночных механизмов; 2) макроэкономическую стабилизацию, создание конкурентной среды, сдерживающей рост инфляции, установление для всех экономических субъектов, включая государство, жестких финансовых ограничений; 3) либерализацию экономики (цен, хозяйственных связей, внешнеэкономических отношений).

Реализация данного комплекса мероприятий получала название «шоковая терапия», однако их практическое воплощение в России было осуществлено в обратном порядке, что не только не способствовало решению проблем, но и породило массу негативных явлений, среди которых особенно ощутимы были следующие:

1) гиперинфляция, разрушительно действующая на все стороны хозяйственной жизни и широкие слои населения; 2) обесценение вкладов, снижение накоплений и инвестиционной активности, которые теряют смысл при высокой инфляции. 3) ослабление возможностей государства по регулированию хозяйственных процессов, криминализация значительной части экономики; 4) дифференциация доходов и материальной обеспеченности, социальное расслоение.

Началось создание неинфляционных механизмов покрытия бюджетного дефицита, стал осуществляться переход к принципам бюджетного федерализма. Одновременно наметились существенные изменения в структуре производства валового внутреннего продукта. В ней значительно вырос удельный вес банковского сектора, финансовых институтов. Заработали, хотя и недостаточно устойчиво, валютный и фондовый рынки.

В результате спустя три года с момента начала реформ российская экономика продолжала оставаться в весьма трудном и противоречивом положении. Продолжался спад производства, к 1994г. ВВП по сравнению с 1991г. снизился на 40%. Усилилась сырьевая направленность экономики. Поставки на рынок продуктов питания все в большей мере обеспечивались за счет импорта.

Усугубляющаяся финансовая нестабильность приводила к постоянной смене руководителей финансового ведомства, которых за 1992— 1998 гг. сменилось семь человек, что само по себе мало способствовало стабилизации. Одним из наиболее эффективных министров той поры следует признать Бориса Григорьевича Федорова, который повторно занимал этот пост с 25 марта 1993г. по 26 января 1994г. Будучи министром финансов повторно, он инициировал прекращение выдачи безвозвратных гигантских кредитов странам бывшего СССР. Только за счет отказа от дотаций, в том числе по импорту, экономия составила более 5 млрд. дол. США. В период его работы были либерализованы цены на хлеб и зерно, отменено субсидирование кредитов, произошло последовательное снижение инфляции и эмиссии денег.

1995г. был принят Федеральный закон № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Счетная палата создавалась как принципиально новый орган государственного финансового контроля, независимый от исполнительной власти и осуществляющий внешний контроль над управлением государственными финансовыми средствами.


Наши рекомендации