Статья 8. Уполномоченный орган

Уполномоченный орган, определяемый Президентом Российской Федерации, является федеральным органом исполнительной власти, задачи, функции и полномочия которого в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма устанавливаются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, уполномоченный орган направляет соответствующие информацию и материалы в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.

Уполномоченный орган издает постановление о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в пункте 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, на срок до пяти рабочих дней в случае, если информация, полученная им в соответствии с пунктом 10 статьи 7 настоящего Федерального закона, по результатам предварительной проверки признана им обоснованной.

Работники уполномоченного органа при исполнении настоящего Федерального закона обеспечивают сохранность ставших им известными сведений, связанных с деятельностью уполномоченного органа, составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи, и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение этих сведений.

Вред, причиненный физическим и юридическим лицам незаконными действиями уполномоченного органа или его работниками в связи с выполнением уполномоченным органом своих функций, подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. N 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

1. К специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (далее - организации), ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются следующие квалификационные требования:

а) наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей "Экономика и управление", либо по специальности "Юриспруденция", относящейся к группе специальностей "Гуманитарные и социальные науки", подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

б) прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, устанавливаемыми согласно настоящему Постановлению.

2. Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам могут устанавливаться дополнительные квалификационные требования к специальным должностным лицам профессиональных участников рынка ценных бумаг и организаций, осуществляющих управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления.

3. Требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а в части указанных требований к профессиональным участникам рынка ценных бумаг и организациям, осуществляющим управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, - Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам.

4. Требования к идентификации клиентов (лиц, находящихся на обслуживании организаций) и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

5. Настоящее Постановление не распространяется на кредитные организации.

Распоряжение ФКЦБ России от 03.06.2002 № 613/р «О методических рекомендациях по реализации профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" согласно пункту 15 статьи 42 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" в целях надлежащей реализации требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (далее - Закон) рекомендовать:

1. Профессиональным участникам рынка ценных бумаг - брокерам, дилерам, управляющим ценными бумагами, осуществляющим операции с денежными средствами и ценными бумагами, включая заключение фьючерсных контрактов и приобретение (отчуждение) опционов на рынке ценных бумаг (далее - организации - профессиональные участники), осуществлять обязательный контроль любой вышеназванной операции, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, а по своему характеру данная операция является:

приобретением физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

зачислением или переводом на счет денежных средств, предоставлением или получением кредита (займа), операцией с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в отношении которого (которой) имеются сведения о незаконном производстве наркотических средств, либо одной из сторон является лицо, являющееся владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);

зачислением или переводом на счет денежных средств, предоставлением или получением кредита (займа), операцией с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в котором (которой) не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций, либо одной из сторон является лицо, являющееся владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);

переводом денежных средств, осуществляемых по поручению клиента (только для некредитных организаций),

и одновременно документально фиксировать и представлять в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (далее - КФМ России) установленные Законом сведения по таким операциям не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции.

2. Организациям - профессиональным участникам представлять в КФМ России сведения об иных операциях, в отношении которых у работников на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (далее - необычные операции).

Признаками таких необычных операций считать:

запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом;

отсутствие или невозможность проверки в общепринятом порядке информации о клиенте и / или предоставляемых им учредительных и иных документах и сведениях и / или невозможность осуществления связи с клиентом по указанным им адресам и телефонам;

проведение операции за наличный расчет;

явная поспешность в проведении операции клиентом;

пренебрежение клиентом более выгодных условий исполнения его поручений (тарифа комиссионного вознаграждения, существующей цены покупки / продажи финансовых инструментов).

К критериям выявления необычных операций (сделок) относить:

совершение нескольких операций на общую сумму не менее 600 000 рублей за счет внесенных клиентом в кассу организации - профессионального участника единовременно или по частям наличных денежных средств в размере, равном или большем 600 000 рублей;

совершение на основании адресных заявок кросс - сделок на сумму не менее 200 000 рублей каждая, когда сторонами таких сделок (одновременно и покупателем и продавцом) являются сами организации - профессиональные участники или их клиенты;

совершение взаимных сделок, когда стороны таких сделок (профессиональные участники или их клиенты) регулярно меняются, выступая в качестве то продавцов, то покупателей, приобретая / продавая при этом единовременно или по частям один и тот же финансовый инструмент примерно одного и того же объема;

регулярное заключение клиентом срочных сделок на рынке ценных бумаг, особенно не предусматривающих поставки базового актива, в операциях с одним или несколькими контрагентами, результатом чего является постоянный доход или убыток клиента;

совершение единичных покупок / продаж клиентом крупных пакетов на сумму не менее 300 000 рублей, не обращающихся через организаторов торговли ценных бумаг, по ценам, существенно отличающимся от рыночных цен;

осуществление регулярных операций на сумму не менее 100 000 рублей каждая по покупке с последующей продажей ценных бумаг, не имеющих рыночных котировок и не обращающихся через организаторов торговли ценных бумаг, с направлением дохода на приобретение высоколиквидных ценных бумаг;

одновременное выставление клиентом поручений на покупку и продажу ценных бумаг по ценам, существенно отличающимся от текущих рыночных цен (за исключением периода открытия торговой сессии при совершении операций через организатора торговли);

иные критерии, установленные Правилами внутреннего контроля организации - профессионального участника.

3. Организациям - профессиональным участникам документально фиксировать и хранить сведения о всех операциях, условия совершения которых совпадают с вышеназванными признаками или критериями выявления необычных операций.

Организациям - профессиональным участникам представлять в КФМ России сведения о всех операциях, условия совершения которых одновременно совпадают как с вышеназванными признаками, так и критериями выявления необычных операций.

Организациям - профессиональным участникам представлять в КФМ России сведения об операциях, условия совершения которых совпадают с вышеназванными признаками или критериями выявления необычных операций, если у работников возникают подозрения, что операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, по решению специального должностного лица, ответственного за соблюдение соответствующих правил внутреннего контроля (далее - ответственный сотрудник).

4. Организациям - профессиональным участникам в случае невозможности представления в установленном порядке в КФМ России по его письменному запросу сведений в отношении контрагента по сделке, совершенной через организатора торговли на рынке ценных бумаг, вместо таких сведений указывать уникальный код этого контрагента согласно полученному от организатора торговли отчету о сделках с ценными бумагами и финансовыми инструментами организации - профессионального участника в течение торгового дня и / или присвоенный в торговой системе уникальный (идентификационный) номер этой сделки.

5. Организациям - профессиональным участникам разработать нижеуказанные программы осуществления внутреннего контроля:

5.1. Программу идентификации и изучения клиентов, включающую:

5.1.1. Идентификацию клиента - физического лица на основании документа, удостоверяющего личность, с фиксацией следующих данных:

фамилия, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);

сведения о документе, удостоверяющем личность (наименование, серия и номер, орган, выдавший документ, дата выдачи документа);

дата и место рождения;

место жительства (регистрации);

место пребывания;

идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);

образец подписи.

5.1.2. Идентификацию клиента - юридического лица на основании учредительных документов, документов о государственной регистрации и иных документов, действительных на дату их предъявления с фиксацией следующих данных:

наименование (полное и сокращенное);

регистрационный номер, место и дата регистрации;

место нахождения;

почтовый адрес;

идентификационный номер налогоплательщика;

коды форм государственного статистического наблюдения.

5.1.3. Идентификацию представителя клиента - физического или юридического лица, с фиксацией данных, установленных подпунктом 5.1.1.

5.1.4. Изучение клиентов и их представителей, для чего:

проводить анкетирование клиента и его представителя путем составления анкеты, содержащей сведения о клиенте и его представителе, его деятельности, аффилированных лицах и иные сведения;

выявлять состав учредителей (участников) юридического лица и определять лиц, имеющих возможность влиять на принятие решений органами юридического лица;

устанавливать структуру органов управления юридического лица и их полномочия;

периодически, но не реже 1 раза в год, обновлять имеющиеся сведения о клиентах и их представителях.

5.2. Программу выявления операций - программу выделения собственных операций и операций клиентов, подлежащих обязательному контролю, а также выявления собственных операций и операций клиентов, условия совершения которых совпадают с установленными Правилами внутреннего контроля признаками или критериями выявления операций, в отношении которых у работников возникают подозрения, что они осуществляются в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (далее - необычные операции), включающую:

5.2.1. Установление в соответствии с рекомендациями ФКЦБ России признаков и критериев выявления необычных сделок.

5.2.2. Установление (в случае выделения работниками операции, подлежащей обязательному контролю, или выявления необычной операции) процедуры незамедлительного составления специального документа (далее - Сообщение об операции), направляемого ответственному сотруднику для квалификации операции и принятия решения о необходимости извещения КФМ России. Сообщение должно содержать следующие реквизиты:

а) тип операции (подлежащая обязательному контролю или необычная);

б) вид операции (покупка, продажа, мена ценных бумаг, заключение фьючерсных контрактов или приобретение (отчуждение) опционов на рынке ценных бумаг, другие);

в) в отношении ценных бумаг:

полное наименование эмитента;

вид, категория (тип), государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг;

количество ценных бумаг;

цена операции (сделки);

г) в отношении фьючерсных контрактов или опционов:

наименование и обозначение;

вид, количество, цена;

базовый актив;

д) сведения о лице (лицах), совершающих операцию;

е) причины, на основании которых операция квалифицируется как необычная;

ж) должность и Ф.И.О. сотрудника, составившего сообщение;

з) подпись сотрудника, составившего сообщение;

и) дата и время составления сообщения.

Ответственный сотрудник не позднее следующего дня получения Сообщения об операции обязан представлять сведения о такой операции руководителю организации - профессионального участника с приложением к необычной сделке мотивированного заключения о необходимости представления сведений о ней в КФМ России. Руководителю организации - профессионального участника следует по получении вышеуказанных сведений принять окончательное решение по представлению сведений о ней в КФМ России.

5.3. Программу документального фиксирования и хранения документов и информации, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, позволяющую в любой момент времени воспроизводить все имеющиеся сведения о зафиксированной операции, в том числе ее существенных условиях, порядке исполнения, контрагентах по сделке.

Организации - профессиональному участнику не менее 5 лет хранить:

имеющиеся сведения и документы, включая копии, прямо или косвенно связанные с зафиксированными операциями, подлежащими обязательному контролю, и необычными операциями;

документы, включая копии, содержащие сведения о клиенте, его представителях;

сообщения об операциях;

мотивированные заключения ответственного сотрудника по Сообщениям о необычных операциях относительно необходимости представления сведений о них в КФМ России.

5.4. Программу обучения сотрудников по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, по направлениям:

ознакомления с нормативно - законодательной базой по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

ознакомления с Правилами внутреннего контроля;

практических занятий по реализации Правил внутреннего контроля и программ его осуществления.

Рекомендуется организовать участие каждого сотрудника организации (с учетом круга его должностных обязанностей) не реже одного раза в год в данной программе.

5.5. Программу оценки и снижения рисков совершения по поручениям клиентов операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, включающую оценку таких рисков по направлениям:

5.5.1. деятельности клиента (прежде всего на предмет связи с интенсивным переводом / оборотом наличных денег);

5.5.2. регистрации, места жительства или места нахождения соответственно физического или юридического лица в государстве (на территории), где согласно международным источникам:

незаконно производятся или переправляются наркотические вещества, а также разрешается их свободный оборот (кроме использования наркотических веществ исключительно в медицинских целях);

не соблюдаются общепринятые стандарты в борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций.

5.6. Программу проверки (аудита) системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, включающую вопросы организации и ведения как внутреннего, так и внешнего аудита, а также порядок принятия решений по выявленным аудиторами недостаткам и контроля их исполнения.


Наши рекомендации