Овладение сокровищами знаний
Вот Вам еще одно фундаментальное понятие для размышления: умение схватывать. Великие идеи быстро проходят и легко забываются… хотя они могут быть правильными для тех моментов, которые делают жизнь стоящей самой жизни. Вот почему так важно научиться схватывать те вещи, которые действительно имеют большое значение.
Во-первых, учитесь схватывать и фиксировать особые моменты. Используйте камеру. Делайте массу снимков. Способность уловить событие за доли секунды – это феномен двадцатого века. И как легко считать, что такой феномен является само собой разумеющимся!
Позвольте мне рассказать Вам о своем недавнем опыте. В последние три года меня ежегодно приглашают с чтением лекции на Тайвань. В ходе моей последней поездки, когда я проводил уик-энд-семинар, моя аудитория составляла около тысячи человек. Теперь скажите, если на семинаре присутствовало около тысячи человек, то сколько, по-вашему, в зале было камер?
Правильно, одна тысяча. Каждый принес камеру, чтобы зафиксировать отдельные моменты, новых друзей, новые события. После окончания семинара я уделил значительную часть своего времени позированию для съемок.
Вы когда-нибудь видели снимки столетней давности? К сожалению, до нашего времени сохранилось довольно мало. Но, тем не менее, разве не замечательно, что у нас есть достаточно снимков, по которым можно составить целую историю о том, какая жизнь была на самом деле сто лет тому назад? Так что не будьте равнодушными. Удостоверьтесь, что Вы оставите всю Вашу историю в богатом собрании фотографий и видеофильмов.
Другой способ овладеть знаниями – это Ваша собственная библиотека. При этом я не имею ввиду те книги, которые приобрел ваш дизайнер по интерьеру, поскольку они подходят к голубому цвету стен. Я имею в виду те книги – с загнутыми уголками страниц и большим количеством пометок, – которые Вы предпочитаете изучать, и в которых Вы делаете подчеркивания. Книги с пометками на полях, книги, которые помогли сформировать Вашу философию жизненных ценностей. Таково истинное схватывание, равное по стоимости истинному сокровищу!
Сегодня при нашем расширенном представлении о средствах связи я бы включил в собрание ценностей и все аудио– и видеокассеты, которые повлияли на изменение нашей жизни к лучшему. Все это тоже особое наследство для наших детей.
В конце концов, Вам нужно будет овладеть всеми знаниями, которые Вы будете получать в течение жизни. Вот почему я советую Вам, как серьезному студенту, изучающему такие предметы, как богатство и счастье, использовать дневник или записную книжку-календарь как место сбора всех ценных идей, которые встречаются Вам в жизни. То, что в результате постепенно у Вас образуется, представляет собой невероятное сокровище – это бизнес-идеи, социальные идеи, идеи в области культуры, идеи по поводу инвестиций, идеи относительно образа жизни. Вы можете себе представить ценность всего этого? Без сомнения сокровище такого типа представляет собой более ценную фамильную драгоценность, чем Ваши старые часы!
Как стать мудрым
Есть два способа стать мудрым. Первый способ – учиться на примере собственной жизни. Второй способ – изучать жизнь других людей.
Личные размышления
Возвращайтесь мысленно к своему жизненному опыту. Овладевайте искусством размышлять, т. е. научитесь оценивать и взвешивать события жизни, с тем, чтобы уметь извлекать из них уроки. Я называю этот процесс – «повторной прокруткой лент».
События Вашей жизни – это один из лучших источников информации. Вы не должны просто проходить сквозь череду Ваших дней – старайтесь получать что-то от них. Старайтесь знать обо всем, что происходит вокруг Вас с тем, чтобы четко фиксировать события дня глубоко в Вашем сознании. Для всего в этой жизни есть время и место. Есть время действовать и время размышлять. Большинство из нас все же не уделяют достаточно времени для серьезных размышлений. При нашем напряженном графике дня мы часто пренебрегаем этой важной частью формулы успеха.
В конце дня уделите несколько минут тому, чтобы как бы еще раз просмотреть события дня – куда Вы ходили, что Вы делали, что Вы сказали. Обдумайте, что сработало, а что нет, что бы Вы хотели повторить, а чего Вам хотелось бы избежать. Старайтесь вспомнить события дня по возможности наглядно. Вспомните цвета, образы, звуки, разговоры, переживания.
Как Вы видите, жизненный опыт может стать товаром, валютой, разменной монетой – удивительным источником ценностей. Но он может стать всем этим только в случае, если Вы найдете время, чтобы записать, взвесить и оценить его и затем превратить в нечто ценное. В конце концов, разница в жизни, которой живет тот или иной человек определяется не тем, что происходит с человеком. Скорее всего, то, как тот или иной человек относится к тому, что с ним происходит в жизни, и определяет конечный результат. И чтобы сделать что-то позитивное со своей жизнью, мы должны получить от нее ценную жизненную информацию.
Другое хорошее время для размышлений – это конец больших временных периодов – недели, месяца, года. В конце недели найдите несколько часов, чтобы поразмышлять, взвесить и оценить события последних семи дней. В конце месяца посвятите этому один день. А в конце года отведите неделю… чтобы посмотреть, оценить и обдумать все события, которые произошли в Вашей жизни за этот период.
Мудрые люди знали, каким образом можно собрать воедино прошлое и вложить его в будущее. Когда моему отцу исполнилось семьдесят шесть лет, я сказал ему: «Папа, ты можешь себе представить, как было бы хорошо, если бы можно было собрать предшествующие семьдесят пять лет и вложить их в твой Семьдесят шестой год жизни!»
Вы когда-нибудь думали о жизни с этой стороны? Какой бы она могла стать продуктивной и вечно волнующей. Нельзя просто проживать еще один год. Вместо этого соберите предшествующие годы и вложите их в следующий год жизни. Нельзя просто проводить еще одну беседу. Вместо этого соберите опыт всех ваших прошлых бесед и вложите его в Вашу следующую беседу.
Итак, начните новую дисциплину. Наблюдая за собственной жизнью, выясните, что и как работает в этом мире. Никогда не говорите, что Вы прожили жизнь без всяких выяснений этого вопроса. Вы, может быть, не всегда способны сделать все то, что Вы разузнали, однако будьте уверены, вы выясните все то, что Вы в состоянии сделать. Вы не должны прожить свою жизнь только лишь для того, чтобы выяснить, в конце концов, что Вы прожили только одну десятую часть жизни, и что Вы позволили, чтобы остальные девять десятых Вашей жизни прошли впустую.
При изучении своей жизни убедитесь, что Вы исследуете как негативные, так и позитивные события, как Ваши неудачи, так и Ваши успехи. Наши так называемые неудачи служат нам хорошую службу в тех случаях, когда мы извлекаем из них ценные уроки. Часто они являются для нас лучшими учителями, чем наши успехи.
Один из способов, чтобы научиться делать что-то правильно, это сделать сначала неправильно. Возможность делать неправильные вещи – это ценная школа жизни. Но я смею предположить, что Вы не слишком затяните обучение в этой школе. Если Вы что-то делали неправильно в течение последних десяти лет, то я не стал бы рекомендовать Вам продолжать делать это еще десять лет. Но если Вы способны быстро обучаться, то нет лучшего и в эмоциональном плане более эффективного способа обучения, чем возможность учиться на собственном опыте.
Когда я встретил мистера Шоаффа, я уже работал шесть лет. Вскоре после нашей встречи он спросил меня: – Джим, сколько вы уже проработали?
Я ответил ему.
– И как обстоят Ваши дела? – спросил он далее.
Не очень хорошо, – сказал я с некоторым раздражением из-за того, что пришлось признать это.
– В таком случае я полагаю. Вы не должны это продолжать, – промолвил он. – Шесть лет – это достаточно большой срок, чтобы продолжать работать по неправильному плану.
Затем он спросил:
– Сколько денег Вы сэкономили за последние шесть лет? Нисколько, – признался я робко.
Подняв в удивлении брови, он сказал: – Кто внушил Вам такой план?
Что за фантастический вопрос?!
Где я, действительно, взял этот злополучный план? Ну, ведь каждый человек принимает чей-нибудь план. Вопрос заключается в том, чей?
Чей план вы приняли?
Итак, я должен сказать Вам, что те первые столкновения с Вашим собственным прошлым опытом могут быть болезненными. Это особенно справедливо в том случае, если Вы сделали так много ошибок, как и я. Но думайте о конечном результате! Думайте о том прогрессе, который Вы сможете достичь, если в конце концов преодолеете эти ошибки!
Учиться на примере других
Другой способ, с помощью которого Вы можете получать знания, является косвенным, – за счет жизненного опыта других людей. Вы можете учиться как на успехах других людей, так и на их неудачах. Одна из причин, почему Библия является таким хорошим учителем, состоит в том, что эта вечная книга представляет собой собрание человеческих историй двоякого характера.
Один перечень историй можно назвать «примеры». Послание гласит «Делайте то, что делали эти люди». Другой перечень историй можно назвать «Предупреждения». Здесь послание: «Не делайте того, что делали эти глупцы». Какое богатство информации!
Но возможно, есть даже другое послание. Если Ваша история могла бы когда-нибудь попасть в подобную книгу, то позаботьтесь о том, чтобы она была использована как пример. А не как предупреждение…
Есть три способа, которые можно использовать для того, чтобы учиться на примере других:
1. Использовать опубликованную литературу, такую, как книги, а также выпускаемые аудио– и видеокассеты.
2. Выслушивать мудрые советы и глупости других людей.
3. Наблюдать за победителями и проигравшими.
4. Давайте рассмотрим каждый из этих способов поочередно.
Книги и кассеты
Все люди, добившиеся успеха, с которыми я имел дело, всегда были хорошими читателями. Они читают. Читают. Читают. Именно их любознательность заставляет их читать. Они просто должны узнавать. Они постоянно ищут новые пути для того, чтобы стать лучше. Следует помнить хорошую фразу: ВСЕ ЛИДЕРЫ – ЧИТАТЕЛИ.
Было время, когда издательское дело всегда было связано с печатной продукцией, такой как книги. Но сегодня мы можем учиться также благодаря чуду существования изданий на электронных носителях. Я имею ввиду аудио– и видеокассеты, которые являются прекрасным средством для получения знаний.
Многие наиболее занятые люди используют, как я знаю, учебные аудиокассеты в непродуктивные моменты времени. Например, они часто слушают кассеты, находясь за рулем своего автомобиля. Прослушивание кассет – это простой способ, позволяющий уловить новые идеи и навыки.
Знаете ли вы, что есть тысячи книг и кассет, содержащих знания о том, как стать сильнее, как стать более решительным, лучшим оратором, более эффективным лидером, лучшим любовником, как оказывать влияние, как найти пару, как стать более утонченным человеком, как начать бизнес – тысячи других полезных тем? И все-таки до сих пор многие люди не используют это богатство знаний. Как Вы можете это объяснить?
Знаете ли Вы также, что тысячи людей, добившись успеха, уже изложили свои вдохновляющие истории на бумаге? И все-таки люди не хотят читать. Как Вы могли бы объяснить это?
Наш «хороший парень», как я догадываюсь, очень занят. Он говорит:
"Да, хорошо, но если бы Вы работали там, где я работаю. Вы приходите домой, когда уже поздно. Вам остается только немного поесть, посмотреть немного ТВ, чтобы расслабиться и лечь спать. Вы не можете сидеть до полуночи и читать, читать, ЧИТАТЬ".
Это говорит тот человек, который запаздывает с оплатой своих счетов. Он хороший работник, усердный работник, искренний работник.
Но Вы можете быть искренним упорно работать всю свою жизнь и все-таки разориться, запутаться и погрязнуть в долгах. Вы должны стать чем-то лучшим, чем быть просто хорошим работником. Вы должны стать хорошим читателем. И даже если Вы не любите читать, то по крайней мере Вы можете слушать хорошую кассету по дороге домой, не так ли?
Это не значит, что отныне Вы должны читать книги и слушать кассеты до полуночи (хотя, если Вы разорены, то это была бы не такая уж плохая идея). Все, что я прошу, это чтобы Вы отводили только по тридцать минут в день на получение знаний. И это все.
Вы хотите действительно добиться, чтобы Ваши дела шли хорошо? Тогда продлите Ваши тридцать минут до одного часа. Но, по крайней мере, тратьте на это тридцать минут. Да, еще одна важная вещь: нельзя пропускать. Лучше пропустить один прием пищи, но никогда не пропускайте Ваши тридцать минут на получение знаний. Мы все можем позволить себе пропустить и несколько приемов пищи, однако никто из не может позволить себе не воспользоваться идеями, примерами и вдохновением.
Библия учит нас, что не хлебом единым жив человек. Она говорит нам, что вслед за получением хлеба наш разум и наши души нуждаются в духовной пище, облеченной в слова. К несчастью, большинство людей страдают от недостатка духовной пищи.
Недавно я сказал своим сотрудникам: – Некоторые люди так мало читают, что у них уже развился умственный рахит.
Вы должны не только давать пищу Вашему уму, Вы должны быть также уверены, что соблюдаете хорошо сбалансированную диету в приеме этой духовной пищи. Вы не должны питать Ваш ум только легким чтивом, Вы не можете жить в ментальных сладостях.
Представляйте себе Ваше время, которое Вы уделяете чтению, как время «использования сокровищницы идей». И если у кого-то есть хороший предлог не делать этого – не использовать сокровищницу идей по меньшей мере тридцать минут ежедневно или не тратить немного денег на приобретение знаний, то я хотел бы услышать этот предлог. Никакие оправдания не смогут Вас убедить!..
Я говорю: – Джон, я приобрел эту золотую шахту. Я получил так много золота. Я даже не знаю, что со всем этим делать. Присоединяйся и копай.
Джон говорит: – Но у меня же нет лопаты.
– Хорошо, Джон, Берись за работу и получишь лопату.
– А тебе известно, какая цена лопаты в эти дни? – говорит он.
Итак, вкладывайте деньги.
Приобретение книг и кассет Вам необходимо для Вашего самообразования.
Не обсчитывайте самих себя, когда речь идет об инвестировании в Ваше собственное лучшее будущее.
Мистер Шоафф убедил меня начать с книг. Он говорил: «Займитесь самообразованием. Стандартное образование даст Вам стандартные результаты. Проверьте цифры счетов тех людей, которые получили стандартное образование и посмотрите, то ли это, что Вы хотите. Если это не то, и если Вы хотите достичь уровня выше среднего, то тогда Вы должны заняться самообразованием». Поэтому я начал собирать библиотеку. И сегодня моя библиотека – одна из лучших.
Мистер Шоафф рекомендовал мне начать с приобретения двух книг. Одна из них – Библия, – у меня уже была. Она состоит из шестидесяти шести глав, и мои родители знали их все. Так что я был хорошо знаком с ними, поэтому и считал, что у меня действительно хорошее начало.
Но он же настаивал, чтобы я приобрел книгу Наполеона Хилла «Думай и богатей». Если вы еще не читали этой книги, то я думаю, Вы сейчас же побежите и купите себе экземпляр.
Я прочел эту великую книгу, наверное, несколько десятков раз. У меня была потребность в этом. Мистер Шоафф сказал: «Повторение – мать учения». А мой банковский счет был таков, что мне требовалось много учения.
Когда я вспоминаю прошлое, то я вижу, что информация, которая содержалась в этой книге, имела для меня ценность порядка десятков тысяч долларов. А купил я эту книгу всего за несколько пенни. Это было для меня убедительным уроком: МОЖЕТ БЫТЬ БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ СТОИМОСТЬЮ И ЦЕННОСТЬЮ. До встречи с мистером Шоаффом я обычно спрашивал: «Сколько это стоит?» Но он научил меня спрашивать: «Какова ценность этого?» Когда я начал строить свою жизнь, основываясь не на цене, а на ценности, то начали происходить все важные для меня события.