Богатство — величина относительная
Время от времени я получаю анонимные письма, в которых меня "учат, как жить" и советуют, что мне делать с заработанными мной деньгами. Иногда мне хочется встретиться с этими "советчиками", критиками и скептиками, чтобы напомнить им, что богатство - величина относительная. Многие люди, исполненные благих намерений, но не имеющие необходимых познаний в этом вопросе, с готовностью стараются ограничить тех, кто богаче, чем они сами.
Библейские истины в сочетании с личными принципами и мнением критиков, которые как они полагают, применимы к состоятельным людям, должны, в первую очередь, применяться в отношении их самих.
Если эти люди искренни, то им необходимо осознать, что ограничения и обязательства, о которых они говорят, должны быть применимы прежде всего к их собственной жизни.
Лучше всех понятие об относительности донесла до меня группа "Битлз". В шестидесятые годы весь музыкальный мир охватила "битлома-ния". И стар, и млад были покорены стилем и ритмом молодых музыкантов из Ливерпуля. Куда бы они ни поехали, возникали заторы на дорогах, происходила беспрецедентная распродажа билетов на их концерты, записи группы мгновенно распродавались. А спустя какое-то время появилось множество других ансамблей, копировавших их образ и стиль.
Впервые я увидел "Битлз" по телевизору в окружении визжащей толпы на открытой концертной площадке, с которой велась телевизионная трансляция. Потом показали их выступление. Стиль и манера исполнения четвертки из Ливерпуля были оригинальны и неповторимы, и потому стали частью истории индустрии развлечений.
Но не толпа и даже не музыка так живо приковали мое внимание в тот день, а внешний вид четырех молодых людей. Хотя на них были дорогие костюмы, ребята выглядели неопрятно и их поведение оставляло желать лучшего. И определенно, им нужно было 'подстричься!
Первое знакомство с "Битлз" оставило "тогда глубокий след в моем сознании. Я не вспоминал о нем вплоть до того момента, когда совсем недавно, сидя в гостиной, смотрел телевизор. В какой-то программе показывали события давно минувших лет. И вдруг на экране появился тот самый клип, который я видел много лет назад. Взглянув на четырех музыкантов, я подумал о том, как опрятно они выглядели и какой сдержанной была манера их исполнения и поведения на сценической площадке. Вдруг я вспомнил, что это были те самые молодые ребята, которые когда-то шокировали меня и которых я так раскритиковал много лет назад. В шестидесятые годы многим представителям моего поколения "Битлз" казались неряшливыми, грубоватыми и развязными... Сегодня они воспринимаются совсем иначе и кажутся почти классикой!
Оглядываясь назад (хоть "Битлз" не являются моей любимой музыкальной группой), я вынужден признать, что музыка и стиль исполнения -явления относительные.
Часто мы склонны сравнивать себя с другими и противопоставлять себя окружающим. Когда, например, заходит разговор о здоровье, мы сравниваем состояние своего организма с выгодной или невыгодной стороной физического состояния других людей. Мы оцениваем свои настроения, вкусы, предпочтения относительно той ситуации, в которой находимся. Нам нужно соотносить себя с тем, что в бизнесе называется "практическим результатом"; это то, что помогает избежать ограниченности нашего зрения. Другими словами, некоторые явления могут соотноситься с данной ситуацией как целесообразность или благоприятная возможность. Но, с другой стороны, как соотносятся между собой наши жизненные принципы, взаимоотношения и образ жизни?
Когда заходит речь о деньгах, мы всегда более склонны сравнивать себя с теми, у кого денег намного больше, чем у нас, а не с теми, у кого их гораздо меньше. Мы не сравниваем себя с отчаянно бедными людьми и не соотносим ситуацию, в которой находимся, с возможностью достигнуть того, в чем мы остро нуждаемся, ценой определенных усилий.
Позиция, которой я придерживаюсь, заключается в том, что не имеет никакого значения, кем вы являетесь: разнорабочим, специалистом, должностным лицом, управляющим компании, домохозяйкой или безработным, живущим на социальное пособие. Вы богаты в сравнении с огромным количеством людей, прозябающих в полной нищете и испытующих голод, или в сравнении с миллионами беженцев, гонимых войной, за которых, как и за вас, умер Христос. Аргументы в пользу вашего бедственного положения, выдвинутые вами или кем-то другим, выглядят крайне жалко рядом с этой непреодолимой, глобальной нуждой.
Спорить с миллионером, чтобы утвердиться в собственной философии, очень удобно. Но открывается совершенно иная картина, когда предмет спора глубоко исследован. Теперь сам критик становится объектом критики! Хотя мы богаты сверх меры, но из-за нашего неумения и нежелания сравнить себя с теми, кто умирает от голода, с бездомными и не имеющими надежды, мы оказываемся не способны к действенному состраданию.
Богатство - величина относительная, когда ты знаешь, что Бог видит все сферы нашей жизни не в отдельности, а как единое целое. Принципы работы, достижения успеха, умения заботиться и отдавать применимы ко всем и не зависят от географического положения или человеко-угодничества. Эти принципы должны быть более строгими лишь по отношению к тем, кто находится в лучшем экономическом положении. Представьте себе, что вы сидите дома, смотрите телевизор и видите ужасы войны или переживаете потрясение при виде человека, умирающего от голода. Слезы наворачиваются на глаза, и из-за нахлынувших переживаний вы не в состоянии прикоснуться к своему ужину. Вы расстроены и говорите знакомую каждому фразу: "Почему же никто ничего не предпринимает по этому поводу?" Или, может быть, вы как духовный человек становитесь на колени и молитесь, чтобы Бог убедил кого-то богатого и облеченного властью прийти всем этим несчастным на помощь. Вы можете даже пойти дальше и стать практиком, попросив церковь, которую вы посещаете, что-то сделать в этом направлении.
Более того, вы можете пойти еще дальше и проанализировать, какие средства есть лично у вас. Тут вас может остановить мысль, что материальное положение вашего соседа гораздо лучше, чем ваше собственное, но затем вы все равно пошлете подарок голодному человеку и почувствуете себя намного лучше.
В такой ситуации бесполезно оценивать себя по своим собственным меркам или даже по меркам ближнего. Даже оценка с общественной точки зрения будет псевдо рациональной.
Нам нужно оценивать себя не по степени подавленности и угнетенности, а исходя из понимания того, что, несмотря на неблагоприятные обстоятельства, мы все равно богаты. Именно поэтому всякое богатство - величина относительная!
То, почему Бог дал нам родиться именно в этот период времени, остается загадкой. И, тем не менее, этот промежуток времени реален и предполагает движение и личную ответственность.
Благосостояние - величина относительная, и благодаря Божьим законам наша реакция такова, что мы делимся с нуждающимися не потому, что другие, имеющие больше или меньше, чем мы, так поступают, а потому что лично мы обеспечены всем с избытком.
Много лет назад, когда мой бизнес переживал кризис, (был спад объема продаж, возможности были минимальны) а кредиторы толпились у многих дверей и все выглядело в черном свете, я пошел в банк в надежде привлечь необходимые средства. Управляющий подозрительно смерил меня взглядом и достал папку с записями всех предшествующих операций по моим расчетам с банком.
Я видел, как он тщательно изучал все записи и, просматривая страницу за страницей, мотал головой из стороны в сторону. Я слышал его вздохи, как будто ему было больно. Наконец, он посмотрел на меня и сказал: "Мистер Дэниеле, вы исчерпали все, что банк мог ссудить вам под минимальные и потенциальные доходы, имеющиеся у вас". Хотя я и не ожидал, что передо мной расстелят скатерть-самобранку с кучей денег, ответ меня ошеломил. Я знал, что, если не получу необходимой суммы денег, моему бизнесу придет конец. И тут я вдруг вспомнил об истинном богатстве в моей жизни. Я взглянул на управляющего, которому было под шестьдесят, и сказал ему, что у меня есть другие доходы, гораздо выше зафиксированных банком в моем личном деле. Он тут же устремил на меня испытующий взгляд и спросил, что я утаиваю от банка. Я сказал: "Вы описали не все мои доходы". Он попросил меня назвать их. Стукнув рукой по столу, я провозгласил: "Одна жена, стоимостью приблизительно миллион долларов, трое детей, как минимум по миллиону за каждого". Тут я снова взглянул на него и предложил: "Вы говорите мне, что, имея такие доходы, я не могу взять деньги для спасения моего бизнеса?" Какое-то время он молчал, и уже позже, из разговора с ним, я узнал, что, будучи довольно состоятельным человеком, он рассматривал свое материальное богатство как относительное, сопутствующее тому богатству, которое и стало главным аргументом моей защиты. В итоге он дал мне просимое!
Я горячо убежден, что это главный ход сатаны - отвлечь нас от счастья, которое мы имеем, от нашего посвящения духовному служению и направить наше внимание на то, что сделает нас неэффективными и пассивными.
Возможно, миллионер в сто раз богаче вас, и ему очень легко философствовать, критиковать и предаваться мечтам о своем обеспеченном будущем. Но посмотрите на это с другой стороны: подумайте о том, что вы в сто раз богаче, чем кто-то еще в этом мире! Или представьте, что однажды вы становитесь хозяином "золотой рыбки", и все на вас смотрят и изучают ваш образ жизни! В такой ситуации те, кому повезло меньше вас, найдут очень хороший повод поговорить о том, что вы не хотите делиться с ними вашим исключительным богатством.
Вы можете быть подростком, впервые нашедшим работу, или молодым семьянином со сложными обязательствами, или человеком средних лет, стоящим перед фактом неуклонно растущих расходов и личной ответственности за их обеспечение, безработным или пенсионером.
По своей милости и по вашему послушанию Господь мог бы благословить вас необычайным богатством. Неважно, кто вы, - вы все равно богаты, чрезвычайно богаты относительно положения обездоленных в других странах.
Библейские принципы применимы ко всем нам - без поблажек, лазеек или альтернатив. Вопрос признания относительности нашего материального состояния, не по отношению к тем, кто нам равен, а по отношению к нуждам более бедных людей, должен всегда оставаться для нас серьезной духовной проверкой.
Глава 2