Как быть счастливым даже если ты богат

Как быть счастливым даже если ты богат

Питер Дэниелс

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Богатство - величина относительная

Глава 2. Богатство требует посвящения

Глава 3. Благосостояние - это ответственность

Глава 4. Богатство - это подотчетность

Глава 5. Богатство - это лидерство

Глава 6. Богатство - это власть

Глава 7. Богатство - это влияние

Глава 8. Деньги - это давление

Глава 9. Деньги - это жертва

Глава 10. Богатство подразумевает критику

Глава 11. Богатство подразумевает смелость

Глава 12. Богатство создано для вас

Глава 13. Деньги - это вызов

Предисловие

Позволительно ли христианину быть богатым? Позволительно ли христианину копить деньги, стремясь преуспеть в мире бизнеса, и не противоречит ли это основам библейского учения о деньгах и материальных благах? Питер Дэниелс положительно отвечает на все эти вопросы. Миллионер, крупный бизнесмен, Питер Дэниелс стремится разобраться в вопросах, которые беспокоят христиан в сегодняшнем материалистическом и ориентированном на преуспевание обществе.

В этой книге он рассматривает влияние денег и стремление к богатству в рамках христианской жизни. Он с полным правом может писать на эту тему.

Питер вырос в неблагополучной семье. Он бросил школу в четырнадцать лет, так как учителя считали его неспособным осилить школьную программу и говорили, что из него никогда не выйдет ничего путного.

В юности Питер Дэниелс перепробовал множество профессий. Он работал посыльным, уборщиком, разносчиком молока, подмастерьем на фабрике, а затем, стараясь сделать карьеру в сфере строительства, стал каменщиком.

В 1959 году его жизнь кардинально изменилась. Вместе со своей женой Робиной он побывал на евангелизации Билли Грэма, во время которой посвятил свою жизнь Христу.

Вскоре молодой Питер осознал, что если все люди равны перед Богом, то больше никто не имеет права считать его безнадежным. "Я - сын Царя!" - сказал Питер, и сейчас эта фраза красуется рядом с задним номерным знаком его "роллс-ройса".

Сегодня Питер говорит, что его направляет Христос. Он зарабатывает деньги, чтобы тратить их на распространение Слова Божьего. Источником его доходов является его бизнес - инвестиционная компания, работающая в сфере недвижимости и имеющая интересы в Австралии и Юго-Восточной Азии. Однако подход Дэниелса к зарабатыванию и распределению денег кое-кто в деловых кругах называет уникальным, и именно этот "секрет" он стремится как можно яснее раскрыть в данной книге.

Питер исследует и оценивает сущность богат­ства, а также его влияние на христиан и неверующих, Он рассматривает богатство как основа­ние власти, как инструмент влияния на людей, способный многое осуществить в руках посвя­щенного христианина. Автор книги также исследует отношение общества к богатым людям и то, как христианин, зарабатывающий и разда­ющий деньги, должен относиться к критике по своему адресу.

"Христианин должен управлять своими день­гами, но его деньги никогда не должны управ­лять им", - считает Питер.

Помимо бизнеса и участия в делах своей по­местной церкви, Питер в настоящее время яв­ляется представителем многих австралийских и международных христианских организаций. В их число входят служение Роберта Шуллера, служение "Молодежь за Христа" (Австралия), международное служение "Молодежь за Христа" и Институт высшей лидерской под­готовки Хэггея. Как поборник нравственности Дэниелс учредил "Фестиваль света".

Питер Дэниелс - не только известный во многих странах оратор, но и олицетворение преуспевающего бизнесмена, хотя и в своем хождении с Христом, и в бизнесе он открыто признает как свои успехи, так и недостатки.

На протяжении всего своего пути восхождения от нищеты к богатству Дэнелис не устаёт повторять: "Христос - моя жизнь. Без Него я ничто".

Если вы хотите узнать, как христианин дол­жен распоряжаться богатством, прочитайте историю жизни Питера Дэниелса.

Питер Харан,

журналист

Глава 1

Глава 2

Глава 3

Глава 4

Богатство это подотчетность

Иногда кажется, что люди (в том числе и в христианских кругах) не любят быть кому-то подотчетными. Мы склонны к тому, чтобы тра­тить деньги, время и способности, не уделяя внимания подотчетности и не считаясь со здра­вым смыслом. Позвольте объяснить, что я имею в виду. Многие христианские организации, за­тратив массу средств, усилий и получив мини­мальный результат (это касается роста, благовествования или обучения), повторяют попу­лярный афоризм: "Мы не должны падать духом или разочаровываться, поскольку даже если это затронуло жизнь всего лишь одного единствен­ного человека, оно того стоило". Я уверен, что все христиане, в какую бы деноминацию они не входили, слышали что-то похожее. После по­добного комментария большинство людей, как правило, замолкают, чувствуя, что любое слово возражения будет недуховным!

Нам нужно быть осторожными, чтобы не убаюкать себя минимальными успехами, когда на самом деле реальных плодов нет. Поддавать­ся таким ощущениям опасно.

Что бы вы чувствовали, если бы ваши дети применили подобный принцип к своим заняти­ям в школе? А что бы вы ответили своей люби­мой футбольной команде, которая, не забив ни одного гола в финальном матче, измеряла бы свою игру по такому же сомнительному крите­рию, успокаивая вас при встрече: "Да не рас­страивайтесь вы, что мы не забили ни единого гола. Пожалуйста, поймите, как хорошо уже то, что мы сегодня были на стадионе и бегали по полю. Иначе игра вообще могла бы не состоять­ся". Абсурд? Конечно, да!

Но как же часто мы небрежно подготавлива­емся, неумело действуем и неразумно продол­жаем работу или служение для Христа, а затем все бросаем, даже если ничего не достигнуто, вместо того чтобы оценить эффективность проделанной работы согласно нашим усилиям и духовному росту.

Иногда пасторы приглашают меня прокон­сультировать христиан, которые начали свой бизнес, но потерпели неудачу. Многие из этих добрых людей стартовали, не имея ничего, кроме мечты; и под эту мечту они закладывали дома и влезали в огромные долги. В большин­стве случаев, как выяснилось, у этих энтузиас­тов было огромное желание служить Богу свои­ми деньгами, но у них не хватало знаний для управления финансами и не было ни малейше­го понятия о коммерческих законах. Некото­рые из них ничего не знали о принципах биз­неса вообще; им даже в голову не приходило приобрести специальность, настолько необхо­димую в их работе. Многие не имели понятия о рынке, не составляли бюджет, не изучали пути развития основанного ими предприятия, не следили за товарооборотом и движением де­нежной наличности, не доводили до конца ис­следование вопроса о накладных расходах и не рассчитывали графиков самоокупаемости. У них было только искреннее, честолюбивое же­лание преуспеть. В итоге, когда хуже уже и быть не могло, они, должно быть, удивлялись: неуже­ли Бог забыл о них! Конечно, нет!

Они не поняли и даже не обратили внимания на то, что богатство - это подотчетность. Не только христиане, но и неверующие люди не расположены к тому, чтобы их дела оценива­лись по какими-то критериям, даже если это принесет им стабильный успех. Часто я слышу такие комментарии: "Я прогорел, потому что был слишком честным", или "Вы не можете пре­успеть, работая честно".

Под этим, конечно же, подразумевается, что все успешные люди нечестны. Я уверен, что не многие поддержат такую крайнюю точку зре­ния. Думаю, что проблема неудачливых христиан-бизнесменов состоит в том, что, посвятив себя бизнесу с целью финансирования Божьих проектов, они уже ни перед кем не желают отчитываться. Они не хотят, чтобы их кто-то контролировал.

Сегодня многие христиане хотят мирно про­цветать в своем бизнес-мирке - без конкурен­ции, давления и подотчетности! Я вынужден не согласиться с такой позицией, и библейская притча о талантах (см.: Матфея 25) также противоречит подобному подходу. Фактически почти все сферы человеческой жизни требуют противоположного отношения. В системе за­писи музыки мы используем ноту "до" первой октавы как точку отсчета даже для великих сим­фоний. Время по Гринвичу используется для всех временных зон мира, чтобы была согласо­ванность в авиарейсах, в бизнесе и спорте. Ви­тамины и минералы в потребляемой нами пи­ще, а также занятия спортом определяют наше физическое состояние. Почва оценивается по своему плодородию. Живя в Америке, стране изобилия и больших возможностей, мы должны быть готовы смириться с тем, что за нами по­стоянно наблюдают. Как христиане и послуш­ные граждане своей державы мы должны жить в соответствии с национальным благосостоя­нием и предоставленными нам возможностя­ми, в пределах государственной системы при­обретая богатство и принимая кризисные последствия таких приобретений.

Мне кажется, что в наших христианских кру­гах модно принимать как знак чести что-то вроде бремени бедности, вместо того чтобы использовать это, как вызов.

Если мы, христиане, никому не позволяем контролировать свои средства, тогда я скажу прямо, мы становимся преступниками, кото­рым не избежать ответственности. Мы не явля­ем собой пример для наших сограждан и не несем должной ответственности перед теми, кто находится в бедственном положении как в нашей стране, так и за ее пределами.

Вы можете постараться снять с себя ответ­ственность, используя такого рода отговорки: "Я слышал о человеке, который был богат, а его жена и дети ненавидели его. Он жил в постоян­ном страхе и раздражении, у него были практи­чески неразрешимые личные проблемы". Воз­можно, среди нас есть подобные люди, но мой опыт показывает, что богатые лучше справля­ются с такими проблемами, так как могут позво­лить себе использовать более эффективные средства. У бедных людей проблем еще больше, чем у богатых. Причина многих из них в тяже­лом экономическом состоянии, отсутствии хо­рошего образования и в негативном внутрен­нем настрое. Именно поэтому бедные люди чаще других попадают в затруднительное положение.

Общество, нравится нам или нет, избрало благосостояние как критерий человеческого успеха, и мы приняли это, пользуясь деньгами для достижения любой цели. Мы получаем зар­плату за выполненную работу. Занимаясь биз­несом, мы имеем вознаграждение за поставля­емые нами услуги или товары. В этом случае величину оплаты определяет рынок и конку­ренция. Согласно коммунистической точки зрения всем нужно платить одинаково, но это все равно означает, что нужна какая-то шкала измерения, соответствующая потребностям каждого. Даже в коммунистических странах есть люди, труд которых ценится больше, что выражается в денежных суммах или в особых привилегиях.

Благосостояние и деньги - это значительное мерило нашей жизни, так как продавая час сво­его времени за определенное жалование, мы назначаем соответствующую цену своей жизни в этот период, и это отражает наш уровень благосостояния.

Очевидно, что есть вещи, которые нельзя ку­пить за деньги (например, уважение и любовь вашей семьи), но в этой книге я обращаюсь к тем, кто посвятил свою жизнь Христу и призна­ет библейские принципы высшим авторитетом.

Что вы подумаете о человеке, который гово­рит своим близким, что любит их и при этом не хочет работать, чтобы их обеспечить? Однажды мне рассказали о мужчине, которому трудно было существовать на пособие по безработице (при этом он уверял, что хочет лучше обеспечи­вать свою семью). Из сочувствия и желания узнать об этом человеке побольше, я решил схо­дить к нему домой и посмотреть, чем ему можно помочь.

Мужчина, которого я увидел, был лет сорока, большой, сильный и отчаянно ожидающий, что кто-то ему поможет. Он объяснял мне, что крайне ограничен пособием по безработице, говорил о безнадежном ожидании и невозмож­ности что-либо изменить. Пока мы беседовали, я выглянул в окно и увидел очень большой зад­ний двор, поросший сорняками высотою до колен. Я спросил, не хочет ли он работать са­довником с частичной занятостью и получать доход, с которого ему не нужно будет платить налоги, но он сделал вид, что не понял меня. Я предложил обеспечить его инструментами, се­менами и оборудованием для того, чтобы он ухаживал за своим собственным огородом. Это была реальная возможность удовлетворять по­требности своей семьи в овощах. Впоследствии он смог бы выращивать еще какие-нибудь куль­туры на корм цыплятам и обменивать их на яйца у человека, живущего на той же улице.

Он вдруг погрустнел и сказал, что не хочет этим заниматься. Тогда я спросил его: "Чем бы вы стали заниматься, если бы не было никаких препятствий?" Он упомянул отрасль промыш­ленности, в которой совсем не отличался зна­ниями, на что я ответил: "У меня хорошие но­вости для вас. В нашем городе есть одна из самых лучших библиотек в мире. Почему бы вам не проводить там по несколько часов в день, изучая ту область, в которой вы бы хотели рабо­тать, а затем предложить ваши услуги потенци­альному работодателю бесплатно на две неде­ли, чтобы он мог оценить, чего вы стоите". Но было такое ощущение, что я говорил с глухим. Жизнь без оценки и без подотчетности - это все, чего хотел тот человек.

Если вы живете в обществе и хотите быть "солью", то есть придавать обществу вкус хрис­тианского мировоззрения, вам нужна какая-то платформа, с которой вы будете говорить, что­бы быть услышанными людьми. Но какая плат­форма может быть лучше, чем жизнь в семье и в церкви, подтвержденная вашей собственной способностью получать вознаграждение по экономической шкале в соответствии с вашими достижениями? Богатство, приобретенное че­ловеком в процветающей стране, говорит миру: "Я принимаю то, что Бог дал мне уникальные возможности, говоря о географическом поло­жении, и я использовал эту возможность с мудростью и благодарностью как акт послуша­ния Богу".

Благосостояние должно быть материальной оценкой христианского служения, если мы живем в стране великих возможностей. При этом мы должны быть подотчетны в том, что приобретаем, как развиваемся и как распоряжа­емся своим имуществом.

Глава 5

Богатство - это лидерство

Когда мы думаем о томах книг, о множестве семинаров, проповедей, докладов по теме лидерства, сами собой напрашиваются вопросы: "Где же эти лидеры, и почему их не становится больше?"

Я думаю, что ответ можно найти во взращивании последователей, потому что каждый лидер когда-то был учеником. Именно из последователей рождаются руководители.

Потребность в лидерах всегда была очевидной, впрочем, как и их нехватка. Взгляните на последние страницы истории, залитые кровью последователей, у которых не было лидера.

В действительности же дефицита лидеров быть не должно, особенно среди христиан, потому что их конечное призвание и образ жизни должны быть светом, который в своем простейшем и высочайшем проявлении дает направление и оберегает от падений. Христиане также призваны быть "солью", которая по самой своей природе может проникать и сохранять. Быть лидером для христианина - это не выбор, а обязанность.

Как христианин, вы являетесь избранным Богом лидером, и если вы никого за собой не ведете, то, то это равносильно отречению от своего призвания и отправке самого себя в изгнание.

Лидерство - это и компас, задающий направление окружающим, и надежный якорь для слабых кораблей.

Вы можете быть ведущим специалистом в своей области и лучшим в своей сфере деятельности. Вы можете быть мастером спорта, ученым или домохозяйкой. Вы можете быть студентом, пенсионером или садовником. Вы можете находиться в состоянии кризиса или успеха. В каких бы обстоятельствах вы ни находились, вы можете являть людям Божий путь, направляющий на преуспевание в любой ситуации.

Лидер, помимо прочих функций, всегда был призван творить, быть проницательным, направлять, проявлять инициативу и вдохновлять. У него всегда есть цель, стимулирующая его быть на высоте, но, к сожалению, слишком мало лидеров, желающих иметь дело с этими целями. Тот, кто хочет быть более продуктивным лидером, должен постоянно задаваться вопросом: "Эффективный ли я последователь в том, что касается верности и желания работать ради достижения цели?" В каком-то смысле все мы последователи, потому что нет такого человека, у которого есть и возможности и способности быть лидером во всех областях.

Христиане недооценили такую область служения как ''руководство богатством". Руководство богатством было совершенно очевидным в библейские времена. Пример тому Авраам, Давид, Соломон, Иов (до и после испытания) и, конечно, Иосиф из Аримафеи, который предоставил гробницу для временного захоронения Самого Господа. Собственно говоря, материальное вознаграждение в библейской истории давалось Богом за послушание и отнималось вследствие его недостатка. Помните, что многие ученики Христа занимались предпринимательством. Это касается также земного отца Иисуса, который управлял плотницкой мастерской в рамках свободной предпринимательской системы.

Богатство мира предназначено прежде всего для христиан в силу библейских обетований.

Во-первых, всякое благосостояние должно достигаться честным путем, соответствующим Писанию. Во-вторых, десятины и пожертвования должны быть пропорциональны доходам. В-третьих, богатому человеку необходимо гораздо лучше, чем делает это мир, относиться к людям, с которыми он работает или которые работают на него. В-четвертых, в свете всего сказанного вы как христиане должны приносить доход и закладывать основу для богатства. И, наконец, наивысшим фактором является милосердие, которое в любое время имеет право распоряжаться вашим богатством.

Условия и границы владения богатством для христианина настолько спартанские, что заставляют самых решительных претендентов убегать в испуге или отступать при виде наступающих боевых действий. Такие неглубокомысленные высказывания, как: "Я никогда не смогу стать преуспевающим бизнесменом, потому что я являюсь слишком честным" - говорят скорее о мелкости мышления некоторых людей. Эти люди, таким образом, предполагают, что всякий бизнесмен нечист на руку, а тот, кто не занимается бизнесом (особенно автор подобного высказывания!) кристально чист.

Бесспорно, что для создания капитала необходимы определенные способности и усилия, а к христианам к тому же предъявляются еще и дополнительные библейские требования. Напротив, стоять в стороне, предаваясь бесплодным мечтаниям или критикуя других, а также культивировать невежество - не требует никаких способностей и усилий.

Помню случай, когда однажды я вошел в свой офис секретарь в приемной указала мне на посетителя, сидящего в холле и, несомненно, дожидающегося меня. Я представился и спросил, по какому он делу. Этот человек тут же обвинил меня в том, что я получаю большие прибыли, и сказал, что для христианина совершенно неприемлемо иметь такого рода цели и стремиться к богатству.

Я был более чем шокирован, услышав подобное, но так как настало время обеденного перерыва, я пригласил посетителя в мой офис, чтобы обсудить этот вопрос за чашкой кофе с бутербродами.

Какое-то время этот человек доказывал мне, насколько недопустимо для христианина заниматься бизнесом и получать прибыль. Я спросил его, сколько, по его мнению, денег я заработал за последние двенадцать месяцев. Он ответил, что довольно-таки много. Я попросил его выразиться точнее, но он, естественно, не смог. Затем я уведомил его, что ничего не заработал за этот период времени и что если бы не принятые мной меры предосторожности, то следующие двенадцать месяцев и вовсе были бы для меня убыточными.

Посетитель был ошеломлен, и мне пришлось убеждать его в том, что я не шучу. Потом я спросил его, чем занимается он. Мой оппонент признался, что сидит дома и учится, в то время как его жена ходит на работу. Я расспрашивал его о жене и детях и о том, осознает ли он, что несет за них ответственность. Разве муж не должен обеспечивать и защищать свою семью? У нас за-вязалась оживленная беседа, и в итоге он извинился за свою критику и дал обещание, что будет упорно трудиться, чтобы иметь возможность щедро давать. Мы вместе прочитали некоторые места Писания, и он другими глазами посмотрел на великий призыв ко всем христианам расти, вести и влиять на других. Он увидел, насколько важно быть лидером.

Состоятельные лидеры сейчас более необходимы, чем в любой другой период истории. И крайне необходима в настоящее время особенная порода верующих лидеров-филантропов, занимающихся благотворительностью, чтобы вести за собой других и устанавливать курс, которому те должны следовать. Не достаточно сказать. "Следуйте за мной". У каждого человека есть возможность стать авторитетным настолько, чтобы и равные признали в нем лидера, и остальные автоматически последовали бы за ним, просто как за личностью, достойной уважения. Масштабность цели и конечный результат определяют степень влияния состоятельного лидера.

Посвящение Иисусу Христу как Господу и Спасителю и принятие непогрешимости Священного Писания должны стоять на первом месте в вашей жизни. Это включает в себя посвящение себя всему человечеству как Божьему творению. Посвящение христианина - побеждать и действовать не хитростью и силой, а любовью. Практическая помощь товарами и услугами неимущему человеку, семье или целой народности - это разговор на языке любви. Осмелюсь заявить, что ни при каких обстоятельствах невозможно предложить материальную помощь, не имея состояния; каждый, кто хочет помочь, должен иметь то, что можно отдать.

Да! Богатство - это лидерство, и вы можете быть таким лидером.

Глава 6

Богатство - это власть

С тем фактом, что богатство - это власть, в наше время согласится практически каждый. Отсутствие этой власти становится очевидным, когда вы видите какую-то нужду, требующую финансовых затрат, и пытаетесь ответить на нее, не имея денег Такая ситуация всегда рожда­ет внутри вас ощущение беспомощности.

Знаете, как часто я слышу рассказы о людях, которые находятся в отчаянном финансовом положении, а их друзья и родственники чув­ствуют себя совершенно беспомощными, по­скольку у них нет власти денег, чтобы помочь в этой беде. Вы когда-нибудь приходили в банк, чтобы просить об увеличении кредита или про­длении займа на покупку дома, а потом тревож­но ожидали ответа, пока служащий банка изу­чал ваше дело? Невесело, да? Почему бы им просто не сказать "да" или "нет"? Именно не­определенность приносит с собой ощущение бессилия. Если бы у вас были деньги, вы бы имели власть над жизненными обстоятельства­ми и финансовыми неурядицами.

Часто мы слышим о могущественных олигар­хах разных стран, и тогда нам становится инте­ресно, насколько они влияют на мировую сис­тему благодаря необычайной силе своего бо­гатства. Мы смотрим на преуспевающие держа­вы и видим могущество их власти, а также их отличие от других стран, которым недостает этой силы богатства.

Временами, слыша о миллиардерах, мы дума­ем о том, какой невероятной властью они обла­дают. Наша проблема заключается не в игнори­ровании того, что богатство - это власть. Наша проблема скорее связана с пониманием того, как нам, христианам, относиться к этому факту и видеть разницу между развращающи­ми и полезными качествами такой власти. Одна из трудностей заключается в том, чтобы отли­чать иллюзии от фактов. Если бы я спросил вас, как живут миллионеры, вы бы, наверное, дали волю своей фантазии, имеющей мало отноше­ния к реальности, так как большинство людей думает, что миллионер обладает властью делать все что пожелает. Разница между фантазиями и реальной жизнью весьма существенна; даже миллионеры обладают гораздо меньшей властью, чем миллиардеры! Я думаю, легче всего это объяснить с помощью иллюстрации.

Однажды великий судостроительный магнат Аристотель Онассис втихомолку скупал недви­жимость в районе, где собирался построить не­фтеперерабатывающий завод. Горожане спеши­ли продавать свои участки, потому что цены были высокими. Сделки заключались одна за другой, и все шло как по маслу до тех пор, пока не стало широко известно, что здесь будет по­строен завод международной компании. Когда люди узнали, что за скупкой участков в городе стоит организация, обладающая "властью бо­гатства", они подняли шум, не желая, чтобы транснациональные корпорации наживались на них. В конце концов, Онассису самому при­шлось отправиться туда, чтобы на месте уладить конфликт. Когда он вышел из здания аэровокза­ла, направляясь к ожидавшей его машине, кто- то из толпы крикнул: "Почему вы своими день­гами вынуждаете людей покидать свои дома?" Бизнесмен остановился и ответил весьма от­кровенно: "Деньгами не вынуждают - деньгами соблазняют".

Я верю, что этим (по крайней мере, отчасти) и объясняется невероятная власть денег в мире. Деньги соблазняют самых разных людей, в том числе и христиан. Если вы сомневаетесь в силе денежного соблазна, обратите особое внима­ние на то, что будет происходить во время сле­дующего собрания бизнесменов вашей церкви, и посмотрите, сколько членов церкви поддадут­ся соблазну урезать свои пожертвования, когда в церковь придет новый пастор. Затем сопо­ставьте это со стремлением, ожиданием и тре­бованием получать больше денег за выполняе­мую нами каждодневную работу. К нашему сты­ду, сейчас, похоже, стало общепринятой прак­тикой платить христианским служителям, ра­ботающим полный день, довольно скромное жалованье. Удержание богатства в христиан­ских кругах для того, чтобы управлять людьми и подчинять их себе, - это власть самого худшего рода.

Недавно я обсуждал с президентом одной компании его предстоящий уход на пенсию и Необходимость передать бразды правления человеку помоложе. Он сказал мне, что некий молодой человек сядет в кресло президента, а сам он, оставаясь владельцем компании, займет более простую, но не менее влиятельную пози­цию финансового директора. Он подмигнул мне и спросил: "Ну, и кто, по-вашему, кто будет все держать в своих руках?"

Нет никаких сомнений в том, что богатство может управлять человеком, и некоторые люди настолько одержимы материальным преуспева­нием, что единственной радостью их жизни становится накопление богатства. Такая жад­ность и похотливое стремление обладать властью денег могут управлять судьбой челове­ка и привести его прямиком в ад. Писание под­тверждает это, говоря: "Корень всех зол есть сребролюбие" (1-е Тимофею 6:10). Одержи­мость деньгами, власть денег, жадное стремле­ние к деньгам и цена, которую вы готовы запла­тить ради обогащения свидетельствуют о том, какую власть над вами имеют деньги.

Следует сказать, что власть не обязательно подразумевает лидерство. В христианской церкви есть много людей, которые занимают позицию власти, но которых нельзя назвать лидерами, так как они не проявляют соответ­ствующих качеств. Обладать властью - еще не значит быть лидером. Истинный лидер оста­ется таковым даже лишившись власти или влия­ния. Многие состоятельные люди и компании унаследовали свои позиции богатства и связан­ной с ним власти, но они не используют эту власть, чтобы вести за собой других. Напротив, они используют ее, чтобы уничтожать других с помощью грубой силы. Лорд Эктон однажды сказал: "Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно". Ни один христианин не станет отрицать, что, если бы он обладал властью богатства, он бы использовал ее во бла­го. Но необходимо признать, что деньги облада­ют развращающим влиянием, некой губитель­ной силой. В таком случае следует ли мне стре­миться обладать большей властью богатства, и если да, то есть ли какие-то условия, ограниче­ния или рамки, согласно которым я должен действовать?

Огонь таит в себе опасную разрушительную силу. Тем не менее, все мы признаем, что он не­обходим. Фактически, без него наша цивилиза­ция просто прекратила бы свое существование. Огонь подобен обоюдоострому мечу - он мо­жет и помогать, и вредить. Власть денег принад­лежит к той же категории, и к ней следует отно­ситься с еще большим уважением.

Богатство может заключать в себе хорошую власть, если оно заработано и используется в соответствии с Божьими принципами. В богат­стве как таковом нет ничего плохого, если толь­ко вы не любите его больше всего того, что свя­зано с Богом. Фактически, можно сказать, что, если вы любите то, что имеет отношение к Богу, это должно побуждать вас приобретать богат­ство и власть, чтобы способствовать утвержде­нию на земле Божьих принципов.

Кто-то однажды сказал мне: "Почему вы счи­таете, что деньги настолько важны?" Я ответил, что, во-первых, Иисус сказал, что где ваше со­кровище, там будет и ваше сердце (см.: Матфея 6:21). Это делает деньги хорошим индикатором нашей веры. Во-вторых, принцип, изложенный в Евангелии от Луки 6:38 ("Давайте, и дастся вам"), является отличным стимулирующим средством для нашей веры. И, в-третьих, то, как вы получаете деньги и на что употребляете их, в некоторой степени определяет то, каким путем вы будете идти. Деньги помогают вырабатывать жизненные принципы.

Чтобы расширять и поддерживать церкви и программы служения, необходим "тугой коше­лек". Но, как только заходит речь о практичес­ких шагах, всегда находится кто-то, заявляю­щий, что нужно начать молиться об этом. На это я отвечаю так: "Конечно, давайте будем молить­ся, но давайте также поможем найти ответ на эту молитву". Мы признаем, что Бог владеет всем, но Он поместил нас на земле как распоря­дителей. Я ни разу не слышал свидетельств о том, чтобы в ответ на молитву деньги падали прямо с неба, но много раз слышал, как в ответ на молитву люди делились своим состоянием и как Бог давал им власть богатства - мощную си­лу, с помощью которой можно сделать многое.

Если действительно правда, что для ответа на молитву требуются состоятельные люди, не должно ли отсюда следовать, что именно со­стоятельные христиане должны быть главным ответом на молитву нуждающихся христиан? Если это так, то не следует ли нам признать необходимость развития нашей власти богат­ства, а также необходимость работать усерднее и раздавать свое богатство, чтобы помогать не только себе, но и другим? Богатство - это сила и власть для христианской церкви. Однако эта власть остается невостребованной, скрытой в сердцах и умах тех, кто слишком ленив, чтобы преуспеть, или слишком робок, чтобы посмотреть правде в глаза. Мы удовлетворяемся заигрыванием, флиртом с богатством, используя его лишь для удовлетворения своих повседневных нужд, однако знаем, что смогли бы больше помочь другим, если бы больше имели. Не получается ли, что сатана снова одержал победу, обманывая нас тем, что самое важное - это заботиться о собственных нуждах?

Богатство на самом деле является властью - властью со своими ловушками, властью выявлять наши слабые места. Как видите, истинная причина того, почему богатому человеку так же трудно войти в Царство Небесное, как верблюду протиснуться сквозь игольное ушко, заключается в том, что мы не готовы отделить себя от богатства и стать верными служителями нашего Господа. Бог всемогущ, и если мы признаем, что богатство - это власть, которой нам доверено распоряжаться, тогда нашим церквам и христианским программам не придется прозябать и страдать от безденежья. Они смогут пережить взрывной рост. Богатство, используемое для славы Божьей, в самом деле, обладает великой силой.

Глава 7

Богатство - это влияние

Уже во второй раз я переживал состояние банкротства. Чтобы я мог пообщаться со свои­ми кредиторами, большая часть из которых на­ходилась в состоянии крайнего раздражения, была организована встреча.

Хотя мой бухгалтер находился рядом и успо­каивал меня, все выглядело довольно мрачно. Мне казалось, что они закроют мое предприя­тие и вышвырнут меня без единого шанса на восстановление.

Неожиданно один человек, который слыл уважаемой персоной, имеющей обширные свя­зи в сфере бизнеса, поднялся и сказал: "Я верю, что мистер Дэниеле сможет направить ситуа­цию в нужное русло, если мы снова дадим ему возможность заняться бизнесом..." Именно в тот момент я получил шанс доказать свою состоя­тельность как бизнесмена еще раз. Тот человек имел состояние, положение в обществе и влия­ние. Именно поэтому он сумел склонить креди­торов дать мне шанс на "второй выстрел", чтобы я смог доказать всем и каждому, что достаточно настойчив и могу снова взяться за дело и выиг­рать. Никогда не позволяйте никому говорить, что богатство не оказывает влияния.

Многие люди проявляют свой нелицеприят­ный характер, демонстрируя ко всем одинако­вое отношение: и к тем, кто имеет особые фи­нансовые преимущества, и к тем, кто их не име­ет. Как христианин, я не предлагаю, чтобы это было по-другому.

Но в реальной жизни нужно быть слепцом, чтобы не заметить, что мир отдает предпочте­ние тем, кто снискал уважение за свои достиже­ния, и окружает таких людей особым внимани­ем. Это внимание может выражаться в том, что вам предлагают особое место за обеденным столом или в конференц-зале, или в том, что вездесущие представители мае-медиа берут у вас интервью относительно каких-либо вопросов.

Как правило, в каждом обществе обычно существует самый лучший и самый худший дом на каждой улице. И только на этом едином ос­новании жители, без какого-либо давления вообще, устанавливают разницу между двумя образами жизни, в зависимости от влияния.

Богатство производит один и тот же эффект как в примитивных племенах аборигенов, так и в больших богатых городах - оно производит влияние.

Если кто-то путем упорного труда и мудрого планирования достигает положения состоя­тельного человека, то другие люди, общаясь с ним, как правило, подчиняются его влиянию. Влияние может вырасти из простого уважения к достижениям определенного человека в об­ществе. Обычно это относится к тем людям, ко­торые способны "натянуть нити". Они могут справиться с проблемами, которые многим кажутся неразрешимыми, при помощи одного лишь телефонного звонка. Я называю это "влиянием третьего лица".

Давайте признаем, что каждый из нас имеет определенное материальное влияние, незави­симо от нашего финансового положения. Это просто означает умение определять свой уро­вень и то, как вас оценивают другие, - иными словами, насколько вы чувствуете себя благопо­лучнее других и настолько твердо стоите. Имея такое основание, вы понимаете, что можете по­мочь другим своим влиянием. Конечно же, если вы христианин, я таки осмелюсь сказать, то вы должны помогать другим. Вот где вступает в игру принцип "влияния третьего лица".

В качестве примера приведу случай, который произошел со мной, когда ко мне подошел им­мигрант, нуждавшийся в помощи одного из ми­нистров. Поскольку он вел себя довольно агрес­сивно, ему навсегда было отказано в аудиенции. Его привели ко мне, и я смог распутать этот клу­бок, сделав телефонный звонок и договорив­шись о встрече для иммигранта-неудачника. Влияние третьей стороны становится очевид­ным, когда вы обращаетесь в разные инстан­ции, чтобы помочь кому-то.

Вот еще одна история. Однажды мне предста­вили особу, наивностью которой явно злоупо­требили при заключении сделки. На этого чело­века осуществлялось юридическое давление, побуждавшее его ко все большим затратам. Я исследовал его ситуацию, а потом по ходу дела позвонил человеку, несправедливо преследо­вавшему моего нового знакомого. Я просто зая­вил, что собираюсь выйти на арену и вступиться за беднягу. Моему собеседнику на другом конце телефонной линии стало очевидно, что теперь ему придется иметь дело с равным оппон

Наши рекомендации