Как быть счастливым даже если ты богат
Как быть счастливым даже если ты богат
Питер Дэниелс
Оглавление
Предисловие
Глава 1. Богатство - величина относительная
Глава 2. Богатство требует посвящения
Глава 3. Благосостояние - это ответственность
Глава 4. Богатство - это подотчетность
Глава 5. Богатство - это лидерство
Глава 6. Богатство - это власть
Глава 7. Богатство - это влияние
Глава 8. Деньги - это давление
Глава 9. Деньги - это жертва
Глава 10. Богатство подразумевает критику
Глава 11. Богатство подразумевает смелость
Глава 12. Богатство создано для вас
Глава 13. Деньги - это вызов
Предисловие
Позволительно ли христианину быть богатым? Позволительно ли христианину копить деньги, стремясь преуспеть в мире бизнеса, и не противоречит ли это основам библейского учения о деньгах и материальных благах? Питер Дэниелс положительно отвечает на все эти вопросы. Миллионер, крупный бизнесмен, Питер Дэниелс стремится разобраться в вопросах, которые беспокоят христиан в сегодняшнем материалистическом и ориентированном на преуспевание обществе.
В этой книге он рассматривает влияние денег и стремление к богатству в рамках христианской жизни. Он с полным правом может писать на эту тему.
Питер вырос в неблагополучной семье. Он бросил школу в четырнадцать лет, так как учителя считали его неспособным осилить школьную программу и говорили, что из него никогда не выйдет ничего путного.
В юности Питер Дэниелс перепробовал множество профессий. Он работал посыльным, уборщиком, разносчиком молока, подмастерьем на фабрике, а затем, стараясь сделать карьеру в сфере строительства, стал каменщиком.
В 1959 году его жизнь кардинально изменилась. Вместе со своей женой Робиной он побывал на евангелизации Билли Грэма, во время которой посвятил свою жизнь Христу.
Вскоре молодой Питер осознал, что если все люди равны перед Богом, то больше никто не имеет права считать его безнадежным. "Я - сын Царя!" - сказал Питер, и сейчас эта фраза красуется рядом с задним номерным знаком его "роллс-ройса".
Сегодня Питер говорит, что его направляет Христос. Он зарабатывает деньги, чтобы тратить их на распространение Слова Божьего. Источником его доходов является его бизнес - инвестиционная компания, работающая в сфере недвижимости и имеющая интересы в Австралии и Юго-Восточной Азии. Однако подход Дэниелса к зарабатыванию и распределению денег кое-кто в деловых кругах называет уникальным, и именно этот "секрет" он стремится как можно яснее раскрыть в данной книге.
Питер исследует и оценивает сущность богатства, а также его влияние на христиан и неверующих, Он рассматривает богатство как основание власти, как инструмент влияния на людей, способный многое осуществить в руках посвященного христианина. Автор книги также исследует отношение общества к богатым людям и то, как христианин, зарабатывающий и раздающий деньги, должен относиться к критике по своему адресу.
"Христианин должен управлять своими деньгами, но его деньги никогда не должны управлять им", - считает Питер.
Помимо бизнеса и участия в делах своей поместной церкви, Питер в настоящее время является представителем многих австралийских и международных христианских организаций. В их число входят служение Роберта Шуллера, служение "Молодежь за Христа" (Австралия), международное служение "Молодежь за Христа" и Институт высшей лидерской подготовки Хэггея. Как поборник нравственности Дэниелс учредил "Фестиваль света".
Питер Дэниелс - не только известный во многих странах оратор, но и олицетворение преуспевающего бизнесмена, хотя и в своем хождении с Христом, и в бизнесе он открыто признает как свои успехи, так и недостатки.
На протяжении всего своего пути восхождения от нищеты к богатству Дэнелис не устаёт повторять: "Христос - моя жизнь. Без Него я ничто".
Если вы хотите узнать, как христианин должен распоряжаться богатством, прочитайте историю жизни Питера Дэниелса.
Питер Харан,
журналист
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Богатство это подотчетность
Иногда кажется, что люди (в том числе и в христианских кругах) не любят быть кому-то подотчетными. Мы склонны к тому, чтобы тратить деньги, время и способности, не уделяя внимания подотчетности и не считаясь со здравым смыслом. Позвольте объяснить, что я имею в виду. Многие христианские организации, затратив массу средств, усилий и получив минимальный результат (это касается роста, благовествования или обучения), повторяют популярный афоризм: "Мы не должны падать духом или разочаровываться, поскольку даже если это затронуло жизнь всего лишь одного единственного человека, оно того стоило". Я уверен, что все христиане, в какую бы деноминацию они не входили, слышали что-то похожее. После подобного комментария большинство людей, как правило, замолкают, чувствуя, что любое слово возражения будет недуховным!
Нам нужно быть осторожными, чтобы не убаюкать себя минимальными успехами, когда на самом деле реальных плодов нет. Поддаваться таким ощущениям опасно.
Что бы вы чувствовали, если бы ваши дети применили подобный принцип к своим занятиям в школе? А что бы вы ответили своей любимой футбольной команде, которая, не забив ни одного гола в финальном матче, измеряла бы свою игру по такому же сомнительному критерию, успокаивая вас при встрече: "Да не расстраивайтесь вы, что мы не забили ни единого гола. Пожалуйста, поймите, как хорошо уже то, что мы сегодня были на стадионе и бегали по полю. Иначе игра вообще могла бы не состояться". Абсурд? Конечно, да!
Но как же часто мы небрежно подготавливаемся, неумело действуем и неразумно продолжаем работу или служение для Христа, а затем все бросаем, даже если ничего не достигнуто, вместо того чтобы оценить эффективность проделанной работы согласно нашим усилиям и духовному росту.
Иногда пасторы приглашают меня проконсультировать христиан, которые начали свой бизнес, но потерпели неудачу. Многие из этих добрых людей стартовали, не имея ничего, кроме мечты; и под эту мечту они закладывали дома и влезали в огромные долги. В большинстве случаев, как выяснилось, у этих энтузиастов было огромное желание служить Богу своими деньгами, но у них не хватало знаний для управления финансами и не было ни малейшего понятия о коммерческих законах. Некоторые из них ничего не знали о принципах бизнеса вообще; им даже в голову не приходило приобрести специальность, настолько необходимую в их работе. Многие не имели понятия о рынке, не составляли бюджет, не изучали пути развития основанного ими предприятия, не следили за товарооборотом и движением денежной наличности, не доводили до конца исследование вопроса о накладных расходах и не рассчитывали графиков самоокупаемости. У них было только искреннее, честолюбивое желание преуспеть. В итоге, когда хуже уже и быть не могло, они, должно быть, удивлялись: неужели Бог забыл о них! Конечно, нет!
Они не поняли и даже не обратили внимания на то, что богатство - это подотчетность. Не только христиане, но и неверующие люди не расположены к тому, чтобы их дела оценивались по какими-то критериям, даже если это принесет им стабильный успех. Часто я слышу такие комментарии: "Я прогорел, потому что был слишком честным", или "Вы не можете преуспеть, работая честно".
Под этим, конечно же, подразумевается, что все успешные люди нечестны. Я уверен, что не многие поддержат такую крайнюю точку зрения. Думаю, что проблема неудачливых христиан-бизнесменов состоит в том, что, посвятив себя бизнесу с целью финансирования Божьих проектов, они уже ни перед кем не желают отчитываться. Они не хотят, чтобы их кто-то контролировал.
Сегодня многие христиане хотят мирно процветать в своем бизнес-мирке - без конкуренции, давления и подотчетности! Я вынужден не согласиться с такой позицией, и библейская притча о талантах (см.: Матфея 25) также противоречит подобному подходу. Фактически почти все сферы человеческой жизни требуют противоположного отношения. В системе записи музыки мы используем ноту "до" первой октавы как точку отсчета даже для великих симфоний. Время по Гринвичу используется для всех временных зон мира, чтобы была согласованность в авиарейсах, в бизнесе и спорте. Витамины и минералы в потребляемой нами пище, а также занятия спортом определяют наше физическое состояние. Почва оценивается по своему плодородию. Живя в Америке, стране изобилия и больших возможностей, мы должны быть готовы смириться с тем, что за нами постоянно наблюдают. Как христиане и послушные граждане своей державы мы должны жить в соответствии с национальным благосостоянием и предоставленными нам возможностями, в пределах государственной системы приобретая богатство и принимая кризисные последствия таких приобретений.
Мне кажется, что в наших христианских кругах модно принимать как знак чести что-то вроде бремени бедности, вместо того чтобы использовать это, как вызов.
Если мы, христиане, никому не позволяем контролировать свои средства, тогда я скажу прямо, мы становимся преступниками, которым не избежать ответственности. Мы не являем собой пример для наших сограждан и не несем должной ответственности перед теми, кто находится в бедственном положении как в нашей стране, так и за ее пределами.
Вы можете постараться снять с себя ответственность, используя такого рода отговорки: "Я слышал о человеке, который был богат, а его жена и дети ненавидели его. Он жил в постоянном страхе и раздражении, у него были практически неразрешимые личные проблемы". Возможно, среди нас есть подобные люди, но мой опыт показывает, что богатые лучше справляются с такими проблемами, так как могут позволить себе использовать более эффективные средства. У бедных людей проблем еще больше, чем у богатых. Причина многих из них в тяжелом экономическом состоянии, отсутствии хорошего образования и в негативном внутреннем настрое. Именно поэтому бедные люди чаще других попадают в затруднительное положение.
Общество, нравится нам или нет, избрало благосостояние как критерий человеческого успеха, и мы приняли это, пользуясь деньгами для достижения любой цели. Мы получаем зарплату за выполненную работу. Занимаясь бизнесом, мы имеем вознаграждение за поставляемые нами услуги или товары. В этом случае величину оплаты определяет рынок и конкуренция. Согласно коммунистической точки зрения всем нужно платить одинаково, но это все равно означает, что нужна какая-то шкала измерения, соответствующая потребностям каждого. Даже в коммунистических странах есть люди, труд которых ценится больше, что выражается в денежных суммах или в особых привилегиях.
Благосостояние и деньги - это значительное мерило нашей жизни, так как продавая час своего времени за определенное жалование, мы назначаем соответствующую цену своей жизни в этот период, и это отражает наш уровень благосостояния.
Очевидно, что есть вещи, которые нельзя купить за деньги (например, уважение и любовь вашей семьи), но в этой книге я обращаюсь к тем, кто посвятил свою жизнь Христу и признает библейские принципы высшим авторитетом.
Что вы подумаете о человеке, который говорит своим близким, что любит их и при этом не хочет работать, чтобы их обеспечить? Однажды мне рассказали о мужчине, которому трудно было существовать на пособие по безработице (при этом он уверял, что хочет лучше обеспечивать свою семью). Из сочувствия и желания узнать об этом человеке побольше, я решил сходить к нему домой и посмотреть, чем ему можно помочь.
Мужчина, которого я увидел, был лет сорока, большой, сильный и отчаянно ожидающий, что кто-то ему поможет. Он объяснял мне, что крайне ограничен пособием по безработице, говорил о безнадежном ожидании и невозможности что-либо изменить. Пока мы беседовали, я выглянул в окно и увидел очень большой задний двор, поросший сорняками высотою до колен. Я спросил, не хочет ли он работать садовником с частичной занятостью и получать доход, с которого ему не нужно будет платить налоги, но он сделал вид, что не понял меня. Я предложил обеспечить его инструментами, семенами и оборудованием для того, чтобы он ухаживал за своим собственным огородом. Это была реальная возможность удовлетворять потребности своей семьи в овощах. Впоследствии он смог бы выращивать еще какие-нибудь культуры на корм цыплятам и обменивать их на яйца у человека, живущего на той же улице.
Он вдруг погрустнел и сказал, что не хочет этим заниматься. Тогда я спросил его: "Чем бы вы стали заниматься, если бы не было никаких препятствий?" Он упомянул отрасль промышленности, в которой совсем не отличался знаниями, на что я ответил: "У меня хорошие новости для вас. В нашем городе есть одна из самых лучших библиотек в мире. Почему бы вам не проводить там по несколько часов в день, изучая ту область, в которой вы бы хотели работать, а затем предложить ваши услуги потенциальному работодателю бесплатно на две недели, чтобы он мог оценить, чего вы стоите". Но было такое ощущение, что я говорил с глухим. Жизнь без оценки и без подотчетности - это все, чего хотел тот человек.
Если вы живете в обществе и хотите быть "солью", то есть придавать обществу вкус христианского мировоззрения, вам нужна какая-то платформа, с которой вы будете говорить, чтобы быть услышанными людьми. Но какая платформа может быть лучше, чем жизнь в семье и в церкви, подтвержденная вашей собственной способностью получать вознаграждение по экономической шкале в соответствии с вашими достижениями? Богатство, приобретенное человеком в процветающей стране, говорит миру: "Я принимаю то, что Бог дал мне уникальные возможности, говоря о географическом положении, и я использовал эту возможность с мудростью и благодарностью как акт послушания Богу".
Благосостояние должно быть материальной оценкой христианского служения, если мы живем в стране великих возможностей. При этом мы должны быть подотчетны в том, что приобретаем, как развиваемся и как распоряжаемся своим имуществом.
Глава 5
Богатство - это лидерство
Когда мы думаем о томах книг, о множестве семинаров, проповедей, докладов по теме лидерства, сами собой напрашиваются вопросы: "Где же эти лидеры, и почему их не становится больше?"
Я думаю, что ответ можно найти во взращивании последователей, потому что каждый лидер когда-то был учеником. Именно из последователей рождаются руководители.
Потребность в лидерах всегда была очевидной, впрочем, как и их нехватка. Взгляните на последние страницы истории, залитые кровью последователей, у которых не было лидера.
В действительности же дефицита лидеров быть не должно, особенно среди христиан, потому что их конечное призвание и образ жизни должны быть светом, который в своем простейшем и высочайшем проявлении дает направление и оберегает от падений. Христиане также призваны быть "солью", которая по самой своей природе может проникать и сохранять. Быть лидером для христианина - это не выбор, а обязанность.
Как христианин, вы являетесь избранным Богом лидером, и если вы никого за собой не ведете, то, то это равносильно отречению от своего призвания и отправке самого себя в изгнание.
Лидерство - это и компас, задающий направление окружающим, и надежный якорь для слабых кораблей.
Вы можете быть ведущим специалистом в своей области и лучшим в своей сфере деятельности. Вы можете быть мастером спорта, ученым или домохозяйкой. Вы можете быть студентом, пенсионером или садовником. Вы можете находиться в состоянии кризиса или успеха. В каких бы обстоятельствах вы ни находились, вы можете являть людям Божий путь, направляющий на преуспевание в любой ситуации.
Лидер, помимо прочих функций, всегда был призван творить, быть проницательным, направлять, проявлять инициативу и вдохновлять. У него всегда есть цель, стимулирующая его быть на высоте, но, к сожалению, слишком мало лидеров, желающих иметь дело с этими целями. Тот, кто хочет быть более продуктивным лидером, должен постоянно задаваться вопросом: "Эффективный ли я последователь в том, что касается верности и желания работать ради достижения цели?" В каком-то смысле все мы последователи, потому что нет такого человека, у которого есть и возможности и способности быть лидером во всех областях.
Христиане недооценили такую область служения как ''руководство богатством". Руководство богатством было совершенно очевидным в библейские времена. Пример тому Авраам, Давид, Соломон, Иов (до и после испытания) и, конечно, Иосиф из Аримафеи, который предоставил гробницу для временного захоронения Самого Господа. Собственно говоря, материальное вознаграждение в библейской истории давалось Богом за послушание и отнималось вследствие его недостатка. Помните, что многие ученики Христа занимались предпринимательством. Это касается также земного отца Иисуса, который управлял плотницкой мастерской в рамках свободной предпринимательской системы.
Богатство мира предназначено прежде всего для христиан в силу библейских обетований.
Во-первых, всякое благосостояние должно достигаться честным путем, соответствующим Писанию. Во-вторых, десятины и пожертвования должны быть пропорциональны доходам. В-третьих, богатому человеку необходимо гораздо лучше, чем делает это мир, относиться к людям, с которыми он работает или которые работают на него. В-четвертых, в свете всего сказанного вы как христиане должны приносить доход и закладывать основу для богатства. И, наконец, наивысшим фактором является милосердие, которое в любое время имеет право распоряжаться вашим богатством.
Условия и границы владения богатством для христианина настолько спартанские, что заставляют самых решительных претендентов убегать в испуге или отступать при виде наступающих боевых действий. Такие неглубокомысленные высказывания, как: "Я никогда не смогу стать преуспевающим бизнесменом, потому что я являюсь слишком честным" - говорят скорее о мелкости мышления некоторых людей. Эти люди, таким образом, предполагают, что всякий бизнесмен нечист на руку, а тот, кто не занимается бизнесом (особенно автор подобного высказывания!) кристально чист.
Бесспорно, что для создания капитала необходимы определенные способности и усилия, а к христианам к тому же предъявляются еще и дополнительные библейские требования. Напротив, стоять в стороне, предаваясь бесплодным мечтаниям или критикуя других, а также культивировать невежество - не требует никаких способностей и усилий.
Помню случай, когда однажды я вошел в свой офис секретарь в приемной указала мне на посетителя, сидящего в холле и, несомненно, дожидающегося меня. Я представился и спросил, по какому он делу. Этот человек тут же обвинил меня в том, что я получаю большие прибыли, и сказал, что для христианина совершенно неприемлемо иметь такого рода цели и стремиться к богатству.
Я был более чем шокирован, услышав подобное, но так как настало время обеденного перерыва, я пригласил посетителя в мой офис, чтобы обсудить этот вопрос за чашкой кофе с бутербродами.
Какое-то время этот человек доказывал мне, насколько недопустимо для христианина заниматься бизнесом и получать прибыль. Я спросил его, сколько, по его мнению, денег я заработал за последние двенадцать месяцев. Он ответил, что довольно-таки много. Я попросил его выразиться точнее, но он, естественно, не смог. Затем я уведомил его, что ничего не заработал за этот период времени и что если бы не принятые мной меры предосторожности, то следующие двенадцать месяцев и вовсе были бы для меня убыточными.
Посетитель был ошеломлен, и мне пришлось убеждать его в том, что я не шучу. Потом я спросил его, чем занимается он. Мой оппонент признался, что сидит дома и учится, в то время как его жена ходит на работу. Я расспрашивал его о жене и детях и о том, осознает ли он, что несет за них ответственность. Разве муж не должен обеспечивать и защищать свою семью? У нас за-вязалась оживленная беседа, и в итоге он извинился за свою критику и дал обещание, что будет упорно трудиться, чтобы иметь возможность щедро давать. Мы вместе прочитали некоторые места Писания, и он другими глазами посмотрел на великий призыв ко всем христианам расти, вести и влиять на других. Он увидел, насколько важно быть лидером.
Состоятельные лидеры сейчас более необходимы, чем в любой другой период истории. И крайне необходима в настоящее время особенная порода верующих лидеров-филантропов, занимающихся благотворительностью, чтобы вести за собой других и устанавливать курс, которому те должны следовать. Не достаточно сказать. "Следуйте за мной". У каждого человека есть возможность стать авторитетным настолько, чтобы и равные признали в нем лидера, и остальные автоматически последовали бы за ним, просто как за личностью, достойной уважения. Масштабность цели и конечный результат определяют степень влияния состоятельного лидера.
Посвящение Иисусу Христу как Господу и Спасителю и принятие непогрешимости Священного Писания должны стоять на первом месте в вашей жизни. Это включает в себя посвящение себя всему человечеству как Божьему творению. Посвящение христианина - побеждать и действовать не хитростью и силой, а любовью. Практическая помощь товарами и услугами неимущему человеку, семье или целой народности - это разговор на языке любви. Осмелюсь заявить, что ни при каких обстоятельствах невозможно предложить материальную помощь, не имея состояния; каждый, кто хочет помочь, должен иметь то, что можно отдать.
Да! Богатство - это лидерство, и вы можете быть таким лидером.
Глава 6
Богатство - это власть
С тем фактом, что богатство - это власть, в наше время согласится практически каждый. Отсутствие этой власти становится очевидным, когда вы видите какую-то нужду, требующую финансовых затрат, и пытаетесь ответить на нее, не имея денег Такая ситуация всегда рождает внутри вас ощущение беспомощности.
Знаете, как часто я слышу рассказы о людях, которые находятся в отчаянном финансовом положении, а их друзья и родственники чувствуют себя совершенно беспомощными, поскольку у них нет власти денег, чтобы помочь в этой беде. Вы когда-нибудь приходили в банк, чтобы просить об увеличении кредита или продлении займа на покупку дома, а потом тревожно ожидали ответа, пока служащий банка изучал ваше дело? Невесело, да? Почему бы им просто не сказать "да" или "нет"? Именно неопределенность приносит с собой ощущение бессилия. Если бы у вас были деньги, вы бы имели власть над жизненными обстоятельствами и финансовыми неурядицами.
Часто мы слышим о могущественных олигархах разных стран, и тогда нам становится интересно, насколько они влияют на мировую систему благодаря необычайной силе своего богатства. Мы смотрим на преуспевающие державы и видим могущество их власти, а также их отличие от других стран, которым недостает этой силы богатства.
Временами, слыша о миллиардерах, мы думаем о том, какой невероятной властью они обладают. Наша проблема заключается не в игнорировании того, что богатство - это власть. Наша проблема скорее связана с пониманием того, как нам, христианам, относиться к этому факту и видеть разницу между развращающими и полезными качествами такой власти. Одна из трудностей заключается в том, чтобы отличать иллюзии от фактов. Если бы я спросил вас, как живут миллионеры, вы бы, наверное, дали волю своей фантазии, имеющей мало отношения к реальности, так как большинство людей думает, что миллионер обладает властью делать все что пожелает. Разница между фантазиями и реальной жизнью весьма существенна; даже миллионеры обладают гораздо меньшей властью, чем миллиардеры! Я думаю, легче всего это объяснить с помощью иллюстрации.
Однажды великий судостроительный магнат Аристотель Онассис втихомолку скупал недвижимость в районе, где собирался построить нефтеперерабатывающий завод. Горожане спешили продавать свои участки, потому что цены были высокими. Сделки заключались одна за другой, и все шло как по маслу до тех пор, пока не стало широко известно, что здесь будет построен завод международной компании. Когда люди узнали, что за скупкой участков в городе стоит организация, обладающая "властью богатства", они подняли шум, не желая, чтобы транснациональные корпорации наживались на них. В конце концов, Онассису самому пришлось отправиться туда, чтобы на месте уладить конфликт. Когда он вышел из здания аэровокзала, направляясь к ожидавшей его машине, кто- то из толпы крикнул: "Почему вы своими деньгами вынуждаете людей покидать свои дома?" Бизнесмен остановился и ответил весьма откровенно: "Деньгами не вынуждают - деньгами соблазняют".
Я верю, что этим (по крайней мере, отчасти) и объясняется невероятная власть денег в мире. Деньги соблазняют самых разных людей, в том числе и христиан. Если вы сомневаетесь в силе денежного соблазна, обратите особое внимание на то, что будет происходить во время следующего собрания бизнесменов вашей церкви, и посмотрите, сколько членов церкви поддадутся соблазну урезать свои пожертвования, когда в церковь придет новый пастор. Затем сопоставьте это со стремлением, ожиданием и требованием получать больше денег за выполняемую нами каждодневную работу. К нашему стыду, сейчас, похоже, стало общепринятой практикой платить христианским служителям, работающим полный день, довольно скромное жалованье. Удержание богатства в христианских кругах для того, чтобы управлять людьми и подчинять их себе, - это власть самого худшего рода.
Недавно я обсуждал с президентом одной компании его предстоящий уход на пенсию и Необходимость передать бразды правления человеку помоложе. Он сказал мне, что некий молодой человек сядет в кресло президента, а сам он, оставаясь владельцем компании, займет более простую, но не менее влиятельную позицию финансового директора. Он подмигнул мне и спросил: "Ну, и кто, по-вашему, кто будет все держать в своих руках?"
Нет никаких сомнений в том, что богатство может управлять человеком, и некоторые люди настолько одержимы материальным преуспеванием, что единственной радостью их жизни становится накопление богатства. Такая жадность и похотливое стремление обладать властью денег могут управлять судьбой человека и привести его прямиком в ад. Писание подтверждает это, говоря: "Корень всех зол есть сребролюбие" (1-е Тимофею 6:10). Одержимость деньгами, власть денег, жадное стремление к деньгам и цена, которую вы готовы заплатить ради обогащения свидетельствуют о том, какую власть над вами имеют деньги.
Следует сказать, что власть не обязательно подразумевает лидерство. В христианской церкви есть много людей, которые занимают позицию власти, но которых нельзя назвать лидерами, так как они не проявляют соответствующих качеств. Обладать властью - еще не значит быть лидером. Истинный лидер остается таковым даже лишившись власти или влияния. Многие состоятельные люди и компании унаследовали свои позиции богатства и связанной с ним власти, но они не используют эту власть, чтобы вести за собой других. Напротив, они используют ее, чтобы уничтожать других с помощью грубой силы. Лорд Эктон однажды сказал: "Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно". Ни один христианин не станет отрицать, что, если бы он обладал властью богатства, он бы использовал ее во благо. Но необходимо признать, что деньги обладают развращающим влиянием, некой губительной силой. В таком случае следует ли мне стремиться обладать большей властью богатства, и если да, то есть ли какие-то условия, ограничения или рамки, согласно которым я должен действовать?
Огонь таит в себе опасную разрушительную силу. Тем не менее, все мы признаем, что он необходим. Фактически, без него наша цивилизация просто прекратила бы свое существование. Огонь подобен обоюдоострому мечу - он может и помогать, и вредить. Власть денег принадлежит к той же категории, и к ней следует относиться с еще большим уважением.
Богатство может заключать в себе хорошую власть, если оно заработано и используется в соответствии с Божьими принципами. В богатстве как таковом нет ничего плохого, если только вы не любите его больше всего того, что связано с Богом. Фактически, можно сказать, что, если вы любите то, что имеет отношение к Богу, это должно побуждать вас приобретать богатство и власть, чтобы способствовать утверждению на земле Божьих принципов.
Кто-то однажды сказал мне: "Почему вы считаете, что деньги настолько важны?" Я ответил, что, во-первых, Иисус сказал, что где ваше сокровище, там будет и ваше сердце (см.: Матфея 6:21). Это делает деньги хорошим индикатором нашей веры. Во-вторых, принцип, изложенный в Евангелии от Луки 6:38 ("Давайте, и дастся вам"), является отличным стимулирующим средством для нашей веры. И, в-третьих, то, как вы получаете деньги и на что употребляете их, в некоторой степени определяет то, каким путем вы будете идти. Деньги помогают вырабатывать жизненные принципы.
Чтобы расширять и поддерживать церкви и программы служения, необходим "тугой кошелек". Но, как только заходит речь о практических шагах, всегда находится кто-то, заявляющий, что нужно начать молиться об этом. На это я отвечаю так: "Конечно, давайте будем молиться, но давайте также поможем найти ответ на эту молитву". Мы признаем, что Бог владеет всем, но Он поместил нас на земле как распорядителей. Я ни разу не слышал свидетельств о том, чтобы в ответ на молитву деньги падали прямо с неба, но много раз слышал, как в ответ на молитву люди делились своим состоянием и как Бог давал им власть богатства - мощную силу, с помощью которой можно сделать многое.
Если действительно правда, что для ответа на молитву требуются состоятельные люди, не должно ли отсюда следовать, что именно состоятельные христиане должны быть главным ответом на молитву нуждающихся христиан? Если это так, то не следует ли нам признать необходимость развития нашей власти богатства, а также необходимость работать усерднее и раздавать свое богатство, чтобы помогать не только себе, но и другим? Богатство - это сила и власть для христианской церкви. Однако эта власть остается невостребованной, скрытой в сердцах и умах тех, кто слишком ленив, чтобы преуспеть, или слишком робок, чтобы посмотреть правде в глаза. Мы удовлетворяемся заигрыванием, флиртом с богатством, используя его лишь для удовлетворения своих повседневных нужд, однако знаем, что смогли бы больше помочь другим, если бы больше имели. Не получается ли, что сатана снова одержал победу, обманывая нас тем, что самое важное - это заботиться о собственных нуждах?
Богатство на самом деле является властью - властью со своими ловушками, властью выявлять наши слабые места. Как видите, истинная причина того, почему богатому человеку так же трудно войти в Царство Небесное, как верблюду протиснуться сквозь игольное ушко, заключается в том, что мы не готовы отделить себя от богатства и стать верными служителями нашего Господа. Бог всемогущ, и если мы признаем, что богатство - это власть, которой нам доверено распоряжаться, тогда нашим церквам и христианским программам не придется прозябать и страдать от безденежья. Они смогут пережить взрывной рост. Богатство, используемое для славы Божьей, в самом деле, обладает великой силой.
Глава 7
Богатство - это влияние
Уже во второй раз я переживал состояние банкротства. Чтобы я мог пообщаться со своими кредиторами, большая часть из которых находилась в состоянии крайнего раздражения, была организована встреча.
Хотя мой бухгалтер находился рядом и успокаивал меня, все выглядело довольно мрачно. Мне казалось, что они закроют мое предприятие и вышвырнут меня без единого шанса на восстановление.
Неожиданно один человек, который слыл уважаемой персоной, имеющей обширные связи в сфере бизнеса, поднялся и сказал: "Я верю, что мистер Дэниеле сможет направить ситуацию в нужное русло, если мы снова дадим ему возможность заняться бизнесом..." Именно в тот момент я получил шанс доказать свою состоятельность как бизнесмена еще раз. Тот человек имел состояние, положение в обществе и влияние. Именно поэтому он сумел склонить кредиторов дать мне шанс на "второй выстрел", чтобы я смог доказать всем и каждому, что достаточно настойчив и могу снова взяться за дело и выиграть. Никогда не позволяйте никому говорить, что богатство не оказывает влияния.
Многие люди проявляют свой нелицеприятный характер, демонстрируя ко всем одинаковое отношение: и к тем, кто имеет особые финансовые преимущества, и к тем, кто их не имеет. Как христианин, я не предлагаю, чтобы это было по-другому.
Но в реальной жизни нужно быть слепцом, чтобы не заметить, что мир отдает предпочтение тем, кто снискал уважение за свои достижения, и окружает таких людей особым вниманием. Это внимание может выражаться в том, что вам предлагают особое место за обеденным столом или в конференц-зале, или в том, что вездесущие представители мае-медиа берут у вас интервью относительно каких-либо вопросов.
Как правило, в каждом обществе обычно существует самый лучший и самый худший дом на каждой улице. И только на этом едином основании жители, без какого-либо давления вообще, устанавливают разницу между двумя образами жизни, в зависимости от влияния.
Богатство производит один и тот же эффект как в примитивных племенах аборигенов, так и в больших богатых городах - оно производит влияние.
Если кто-то путем упорного труда и мудрого планирования достигает положения состоятельного человека, то другие люди, общаясь с ним, как правило, подчиняются его влиянию. Влияние может вырасти из простого уважения к достижениям определенного человека в обществе. Обычно это относится к тем людям, которые способны "натянуть нити". Они могут справиться с проблемами, которые многим кажутся неразрешимыми, при помощи одного лишь телефонного звонка. Я называю это "влиянием третьего лица".
Давайте признаем, что каждый из нас имеет определенное материальное влияние, независимо от нашего финансового положения. Это просто означает умение определять свой уровень и то, как вас оценивают другие, - иными словами, насколько вы чувствуете себя благополучнее других и настолько твердо стоите. Имея такое основание, вы понимаете, что можете помочь другим своим влиянием. Конечно же, если вы христианин, я таки осмелюсь сказать, то вы должны помогать другим. Вот где вступает в игру принцип "влияния третьего лица".
В качестве примера приведу случай, который произошел со мной, когда ко мне подошел иммигрант, нуждавшийся в помощи одного из министров. Поскольку он вел себя довольно агрессивно, ему навсегда было отказано в аудиенции. Его привели ко мне, и я смог распутать этот клубок, сделав телефонный звонок и договорившись о встрече для иммигранта-неудачника. Влияние третьей стороны становится очевидным, когда вы обращаетесь в разные инстанции, чтобы помочь кому-то.
Вот еще одна история. Однажды мне представили особу, наивностью которой явно злоупотребили при заключении сделки. На этого человека осуществлялось юридическое давление, побуждавшее его ко все большим затратам. Я исследовал его ситуацию, а потом по ходу дела позвонил человеку, несправедливо преследовавшему моего нового знакомого. Я просто заявил, что собираюсь выйти на арену и вступиться за беднягу. Моему собеседнику на другом конце телефонной линии стало очевидно, что теперь ему придется иметь дело с равным оппон