Богатство — величина относительная

Время от времени я получаю анонимные письма, в которых меня "учат, как жить" и сове­туют, что мне делать с заработанными мной деньгами. Иногда мне хочется встретиться с этими "советчиками", критиками и скептиками, чтобы напомнить им, что богатство - величина относительная. Многие люди, исполненные благих намерений, но не имеющие необходи­мых познаний в этом вопросе, с готовностью стараются ограничить тех, кто богаче, чем они сами.

Библейские истины в сочетании с личными принципами и мнением критиков, которые как они полагают, применимы к состоятельным людям, должны, в первую очередь, применяться в отношении их самих.

Если эти люди искренни, то им необходимо осознать, что ограничения и обязательства, о которых они говорят, должны быть применимы прежде всего к их собственной жизни.

Лучше всех понятие об относительности донесла до меня группа "Битлз". В шестидесятые годы весь музыкальный мир охватила "битлома-ния". И стар, и млад были покорены стилем и ритмом молодых музыкантов из Ливерпуля. Куда бы они ни поехали, возникали заторы на дорогах, происходила беспрецедентная рас­продажа билетов на их концерты, записи груп­пы мгновенно распродавались. А спустя какое-то время появилось множество других ансамб­лей, копировавших их образ и стиль.

Впервые я увидел "Битлз" по телевизору в ок­ружении визжащей толпы на открытой кон­цертной площадке, с которой велась телевизи­онная трансляция. Потом показали их выступ­ление. Стиль и манера исполнения четвертки из Ливерпуля были оригинальны и неповторимы, и потому стали частью истории индустрии развлечений.

Но не толпа и даже не музыка так живо при­ковали мое внимание в тот день, а внешний вид четырех молодых людей. Хотя на них были до­рогие костюмы, ребята выглядели неопрятно и их поведение оставляло желать лучшего. И определенно, им нужно было 'подстричься!

Первое знакомство с "Битлз" оставило "тогда глубокий след в моем сознании. Я не вспоминал о нем вплоть до того момента, когда совсем не­давно, сидя в гостиной, смотрел телевизор. В какой-то программе показывали события давно минувших лет. И вдруг на экране появился тот самый клип, который я видел много лет назад. Взглянув на четырех музыкантов, я подумал о том, как опрятно они выглядели и какой сдер­жанной была манера их исполнения и поведе­ния на сценической площадке. Вдруг я вспом­нил, что это были те самые молодые ребята, ко­торые когда-то шокировали меня и которых я так раскритиковал много лет назад. В шестиде­сятые годы многим представителям моего по­коления "Битлз" казались неряшливыми, грубо­ватыми и развязными... Сегодня они восприни­маются совсем иначе и кажутся почти классикой!

Оглядываясь назад (хоть "Битлз" не являются моей любимой музыкальной группой), я вынуж­ден признать, что музыка и стиль исполнения -явления относительные.

Часто мы склонны сравнивать себя с другими и противопоставлять себя окружающим. Когда, например, заходит разговор о здоровье, мы сравниваем состояние своего организма с выгодной или невыгодной стороной физичес­кого состояния других людей. Мы оцениваем свои настроения, вкусы, предпочтения относи­тельно той ситуации, в которой находимся. Нам нужно соотносить себя с тем, что в бизнесе называется "практическим результатом"; это то, что помогает избежать ограниченности нашего зрения. Другими словами, некоторые явления могут соотноситься с данной ситуацией как целесообразность или благоприятная возмож­ность. Но, с другой стороны, как соотносятся между собой наши жизненные принципы, взаимоотношения и образ жизни?

Когда заходит речь о деньгах, мы всегда более склонны сравнивать себя с теми, у кого денег намного больше, чем у нас, а не с теми, у кого их гораздо меньше. Мы не сравниваем себя с отча­янно бедными людьми и не соотносим ситуа­цию, в которой находимся, с возможностью до­стигнуть того, в чем мы остро нуждаемся, ценой определенных усилий.

Позиция, которой я придерживаюсь, заклю­чается в том, что не имеет никакого значения, кем вы являетесь: разнорабочим, специалистом, должностным лицом, управляющим компании, домохозяйкой или безработным, живущим на социальное пособие. Вы богаты в сравнении с огромным количеством людей, прозябающих в полной нищете и испытующих голод, или в сравнении с миллионами беженцев, гонимых войной, за которых, как и за вас, умер Христос. Аргументы в пользу вашего бедственного поло­жения, выдвинутые вами или кем-то другим, вы­глядят крайне жалко рядом с этой непреодоли­мой, глобальной нуждой.

Спорить с миллионером, чтобы утвердиться в собственной философии, очень удобно. Но от­крывается совершенно иная картина, когда предмет спора глубоко исследован. Теперь сам критик становится объектом критики! Хотя мы богаты сверх меры, но из-за нашего неумения и нежелания сравнить себя с теми, кто умирает от голода, с бездомными и не имеющими на­дежды, мы оказываемся не способны к дей­ственному состраданию.

Богатство - величина относительная, когда ты знаешь, что Бог видит все сферы нашей жиз­ни не в отдельности, а как единое целое. Прин­ципы работы, достижения успеха, умения забо­титься и отдавать применимы ко всем и не за­висят от географического положения или человеко-угодничества. Эти принципы должны быть более строгими лишь по отношению к тем, кто находится в лучшем экономическом положе­нии. Представьте себе, что вы сидите дома, смотрите телевизор и видите ужасы войны или переживаете потрясение при виде человека, умирающего от голода. Слезы наворачиваются на глаза, и из-за нахлынувших переживаний вы не в состоянии прикоснуться к своему ужину. Вы расстроены и говорите знакомую каждому фразу: "Почему же никто ничего не предприни­мает по этому поводу?" Или, может быть, вы как духовный человек становитесь на колени и мо­литесь, чтобы Бог убедил кого-то богатого и об­леченного властью прийти всем этим несчаст­ным на помощь. Вы можете даже пойти дальше и стать практиком, попросив церковь, которую вы посещаете, что-то сделать в этом направлении.

Более того, вы можете пойти еще дальше и проанализировать, какие средства есть лично у вас. Тут вас может остановить мысль, что мате­риальное положение вашего соседа гораздо лучше, чем ваше собственное, но затем вы все равно пошлете подарок голодному человеку и почувствуете себя намного лучше.

В такой ситуации бесполезно оценивать себя по своим собственным меркам или даже по меркам ближнего. Даже оценка с общественной точки зрения будет псевдо рациональной.

Нам нужно оценивать себя не по степени по­давленности и угнетенности, а исходя из пони­мания того, что, несмотря на неблагоприятные обстоятельства, мы все равно богаты. Именно поэтому всякое богатство - величина относительная!

То, почему Бог дал нам родиться именно в этот период времени, остается загадкой. И, тем не менее, этот промежуток времени реален и предполагает движение и личную ответственность.

Благосостояние - величина относительная, и благодаря Божьим законам наша реакция та­кова, что мы делимся с нуждающимися не пото­му, что другие, имеющие больше или меньше, чем мы, так поступают, а потому что лично мы обеспечены всем с избытком.

Много лет назад, когда мой бизнес переживал кризис, (был спад объема продаж, возможности были минимальны) а кредиторы толпились у многих дверей и все выглядело в черном свете, я пошел в банк в надежде привлечь необходимые средства. Управляющий подозрительно смерил меня взглядом и достал папку с записями всех предшествующих операций по моим расчетам с банком.

Я видел, как он тщательно изучал все записи и, просматривая страницу за страницей, мотал головой из стороны в сторону. Я слышал его вздохи, как будто ему было больно. Наконец, он посмотрел на меня и сказал: "Мистер Дэниеле, вы исчерпали все, что банк мог ссудить вам под минимальные и потенциальные доходы, имею­щиеся у вас". Хотя я и не ожидал, что передо мной расстелят скатерть-самобранку с кучей денег, ответ меня ошеломил. Я знал, что, если не получу необходимой суммы денег, моему биз­несу придет конец. И тут я вдруг вспомнил об истинном богатстве в моей жизни. Я взглянул на управляющего, которому было под шестьде­сят, и сказал ему, что у меня есть другие доходы, гораздо выше зафиксированных банком в моем личном деле. Он тут же устремил на меня испытующий взгляд и спросил, что я утаиваю от банка. Я сказал: "Вы описали не все мои доходы". Он попросил меня назвать их. Стукнув рукой по столу, я провозгласил: "Одна жена, стоимостью приблизительно миллион долларов, трое детей, как минимум по миллиону за каждого". Тут я снова взглянул на него и предложил: "Вы говори­те мне, что, имея такие доходы, я не могу взять деньги для спасения моего бизнеса?" Какое-то время он молчал, и уже позже, из разговора с ним, я узнал, что, будучи довольно состоятель­ным человеком, он рассматривал свое матери­альное богатство как относительное, сопутству­ющее тому богатству, которое и стало главным аргументом моей защиты. В итоге он дал мне просимое!

Я горячо убежден, что это главный ход сатаны - отвлечь нас от счастья, которое мы имеем, от нашего посвящения духовному служению и на­править наше внимание на то, что сделает нас неэффективными и пассивными.

Возможно, миллионер в сто раз богаче вас, и ему очень легко философствовать, критиковать и предаваться мечтам о своем обеспеченном бу­дущем. Но посмотрите на это с другой стороны: подумайте о том, что вы в сто раз богаче, чем кто-то еще в этом мире! Или представьте, что однажды вы становитесь хозяином "золотой рыбки", и все на вас смотрят и изучают ваш образ жизни! В такой ситуации те, кому повезло меньше вас, найдут очень хороший повод пого­ворить о том, что вы не хотите делиться с ними вашим исключительным богатством.

Вы можете быть подростком, впервые нашед­шим работу, или молодым семьянином со слож­ными обязательствами, или человеком средних лет, стоящим перед фактом неуклонно расту­щих расходов и личной ответственности за их обеспечение, безработным или пенсионером.

По своей милости и по вашему послушанию Господь мог бы благословить вас необычайным богатством. Неважно, кто вы, - вы все равно бо­гаты, чрезвычайно богаты относительно поло­жения обездоленных в других странах.

Библейские принципы применимы ко всем нам - без поблажек, лазеек или альтернатив. Во­прос признания относительности нашего ма­териального состояния, не по отношению к тем, кто нам равен, а по отношению к нуждам более бедных людей, должен всегда оставаться для нас серьезной духовной проверкой.

Глава 2

Наши рекомендации