Люди пошли навстречу друг другу.
Пожелаем им счастья!
Дистанция
Синтон глазами детсадовца
— Алиса замерзла! Чтобы всем высушиться, объявляю СТРАННЫЕ СКАЧКИ! Становитесь строго в беспорядке! Ну?
— А куда бежать?
— А куда хочешь!
— А как мы узнаем, кто победит?
— А как кто устанет, перестанет и высохнет, так он уже и победил.
- Так все победят!
— И замечательно!
Алиса в Стране Чудес, видимо, имея в виду Дистанцию.
Рассказ о Дистанции я начну все-таки издалека, так же, как я начинаю рассказ о ней приходящим в Клуб новичкам. О, приход новичков и первые беседы с ними — это событие, достойное отдельной главы.
Итак, по воскресеньям на день открытых дверей в Синтон приходит новый народ. Осматриваются, интересуются. Более всего их интересует: правда ли, что Синтон — это Синтон, и получат ли они здесь то, что хотят? А что хочет народ? Набор достаточно стандартен:
расширить круг друзей;
получить приятный досуг;
порешать свои проблемы на тренингах (говорят, веселых);
поспорить с Козловым.
Получат ли они это в Синтоне? Получат. Но если бы они знали, что их ждет на самом деле…
Мне это очень напоминает то, как ребенок переходит из детского сада в школу. Ребенок в восторге: "Ой, мы завтра пойдем в школу, я понесу портфель — новый! — мой портфель с настоящими блестящими застежками! А в школе мы будем рисовать карандашами и ручками, мне уже — дали!"
Все правда, в школе они будут рисовать карандашами и ручками, и застежки у портфеля блестящие, дело только в том, что Школа — это все-таки совсем про другое. И задача учителя — начав с цветных карандашей, заинтересовать ребенка Школой, а в результате — поставить ребенка на учебу. Ребенок идет в Школу за одним, а ему дают совсем другое, существенно большее.
• Обманывают, да?
В Синтоне все без обмана: в Клубе новички получат и приятный досуг (море), и расширят круг друзей (до перебора), и с пользой потрудятся на качественных тренингах (устану перечислять тематики).
• Вот с Козловым поспорить — получается редко. Потому что вместо споров быстро начинается совместный поиск и умная учеба.
Но главное действительно в том, что Синтон даст пришедшим в него людям существенно другое, нежели они от него ждали. Синтон даст им — Школу. Школу жизни. И научит их учиться жизни самостоятельно.
• Величину этого в полной мере может оценить только тот, кто Синтон прошел. И кто знает, что такое — Дистанция.
А что это такое?
Дистанция — это отрезок жизни, где человек по-настоящему выкладывается. Но одновременно и оказывается способным совершить что-то действительно стоящее.
Если хотите, эпиграф
Дистанция — это специальная система упражнений, развивающая личность по следующим направлениям:
• умение любить;
• конструктивно-позитивное отношение к жизни;
• общение и взаимоотношения;
• физическое здоровье;
• внутренняя свобода;
• деньги и отношение к ним;
• продуктивная жизнь,
• общая и речевая культура.
Какого рода даются задания? В качестве примера приведу упражнения первого курса (а всего на Дистанции их три). Итак:
Упражнение "Если бы я любил…"
Я вас люблю!
А может, не надо?
Если бы ты любил себя, людей, дела, вещи — что бы ты чувствовал? Как бы ты себя вел, как смотрел, реагировал, относился?
Человек получает такой текст упражнения и далее думает, как он мог бы это "Если бы я любил" выполнить. Или начинает его выполнять, попутно разбираясь со своей душой, а также с целями и смыслами этого упражнения. Если бы это упражнение выполняли вы, я бы скоро задал вам следующие вопросы:
Со сколькими людьми вы контактировали в течение дня? Скольких из них вы любили? Сколько времени конкретно? Почему вы думаете, что вы их любили? Как вы определяете, как вы узнаете, что вы любите какого-то человека?
Понятно, что одна из задач упражнения — узнавать это состояние, состояние любви, узнавать настолько ясно и четко, чтобы позже в спорных житейских ситуациях не было разногласий: "ты любишь или нет". А также чтобы твоя любовь людей устраивала.
• Я люблю человека, но возмущаюсь его поступками. А его это устраивает? А такая любовь действительно ему (и жизни) нужна?
Вот семья. К мужу пришел друг, жена его облаяла, теперь мужу очень хочется ее укусить. А если бы он ее любил: что бы он сделал?
• Более того: что бы хотел сделать? Как на нее смотрел бы, что бы к ней чувствовал, если бы — ее любил?
Для нее муж — хороший человек, но в сексе неинтересен, и вечером ее больше привлекает телевизор, а не постель с ним. А если бы она его любила?
• Здесь нет однозначного ответа, тем более что упражнение предлагает помнить и о любви к себе. Но упражнение предлагает про все это — думать.
Или: ваш ребенок считает, что портфель очень напоминает футбольный мяч, а сервант с фарфором — ворота, и собира-
ется бить пенальти. Защитив фарфор, вы хотели бы его же портфелем дать ему по голове, чтобы он начал соображать. А если бы вы его любили? А если бы вы одновременно любили еще и порядок?
• И т. д. — жизнь щедра на подобные вопросы. Если бы она была так же щедра на ответы!
Твоя любовь — это просто доброе (заботливое, ответственное) отношение к… — или нечто большее? Есть ли ощущение общности, стремление к близости? Есть ли ощущение: "родное, мое, сердечное?", живое трепетное восприятие его, живого и трепетного? Что несет твоя любовь? Какой в ней смысл — тебе? тому, кого ты любишь? делу? вещи, к которой ты проявляешь любовь? Если ты любишь все и всех — ты живешь теперь в мире, наполненном любовью? В любимом мире? Как тебе теперь живется в таком мире?
Вопросы для философствующих исследователей: если ты любишь все и всех — количество любви на каждого в соответствии с законом сохранения энергии стало поменьше? Или твоя любовь такая, что чем больше ты любишь всех, тем чище и богаче твоя любовь к каждому? И вопрос совсем вредный: если ты любишь все и всех — все вещи стали для тебя равными по значимости? Любить стало все равно кого?
О любви к себе: можешь ли ты сказать, что ты себя любишь? Хочешь ли ты любить себя больше или по-другому? Как ты реагируешь на свои ошибки? Часто ли ты себя хвалишь? Как себя поддерживаешь в трудных ситуациях? Какие подарки ты готов себе подарить, чтобы душевно порадоваться? В твоей любви больше материнского (всепрощающего и безусловно принимающего) отношения или отношения требовательно-отцовского?
• Когда ты проснулся, но не выспался, любить себя по материнской модели — это с удовольствием подарить себе еще полчасика на глазок. Любовь к себе по отцовской модели: подъем, контрастный душ, ледяное обливание, зарядка — и вперед!
Хорошее упражнение, ей-богу!
Жизнь и игры Синтона
Не удержусь и приведу отчет Ярослава В., занимающегося на дистанции в заочной психологической школе Синтона.
Что есть любовь для меня? Два компонента — чувственный (переживание любви) и деятельный (как выражаю свою любовь). В отношениях критерий проявления любви — забота о человеке, добрые поступки. Работа для меня в этом упражнении — отслеживание своих поступков и действий по отношению к людям.
12 января. Утро. Будильник. Пора вставать. Здравствуй, утро. Как хорошо дома после долгой работы. Вечером снова поездка. Сегодня надо приготовиться. Встреча с мамой. В разговоре — поднимаю маме настроение (вчера очень устала), готовлю завтрак. После завтрака — прибраться по дому, сходить в магазин за продуктами. Потом — поездка в фирму отчитываться за вчерашнюю группу туристов. Автобус. Метро. По пути — улыбка печальной девушке, грустящей о чем-то. Она отвечает тем же. Малыш в коляске терзает погремушку и вот-вот готов разреветься. Делаю ему смешную гримасу — он смеется. Привет, малыш. В вагоне случайная встреча со знакомым. Он (видимо, не выспавшись) бормочет о тщете всего сущего и вообще жизнь — поганка. Рассказываю веселую историю — настроение ему поднял. Прихожу в офис со связкой бананов. Сдаю документы на прошлую группу, получаю на сегодняшнюю. Менеджер делится со мною проблемой с домашними. Сочувственно выслушиваю, не перебивая (ей нужно выговориться), угощаю бананом. Дорога обратно. Дома брат (почти 13 лет) пришел из школы и сидит за компьютером уже второй час. Тут моя любовь проявляется в мягком отстранении его от монитора и популярном рассказе о том, что бывает с глазами от долгого смотрения на экран. Лучше пойдем пообедаем, а потом сыграем партию в шахматы и сходим погулять. Так и происходит. Вечером приходят все остальные. Готовим вместе ужин, садимся и беседуем. Я собираюсь на работу. В 22 часа еду в центр к автобусу. Вот и мои туристы. Какие вы? Нам с вами жить четыре дня вместе. Что нас ждет? Здравствуйте, рад всех видеть (и далее как обычно). Мы отправляемся в Швецию. Женщина у второй двери возмущается тем, что в автобусе нет туалета. Рассказываю ей о преимуществах нашего автобуса и успокаиваю тем, что мы будем часто останавливаться. В глазах — только покой и радость. Полночь. Начинается новый день.
Моя работа по этому упражнению состояла в контроле соответствия моих поступков таким, какие бы я делал, если бы любил этого человека. В этот день (как, впрочем, и в остальные) несоответствий не было. Я любил всех, кто встречался мне на пути. Для меня любовь не одна. Она и к родителям, и к брату, и к знакомым, и к незнакомым людям. Различий нет. Критерий — поступки. Они добрые. Я хочу, чтобы этому человеку было хорошо. Не важно, кто он — друг или незнакомец. Они — люди, и я всех их (и каждого персонально) люблю.
То же относится и к миру. Я принимаю его во всей его полноте. Вокруг столько прекрасного. Вот на веревке висит простыня, раскачиваемая ветром. Как здорово она качается под его дуновениями. А за нашим домом — троллейбусный парк. Там столько милых троллейбусов. Они потешно гудят и переезжают с места на место. Они ведь тоже очень красивы. Как замечательно лает злая собака с соседнего этажа. Она облаивает всех без исключения и даже норовит укусить. В этот лай она вкладывает всю свою душу. Мир ее жесток. Она защищается своим лаем и агрессивностью. Но как чудно задирается ее хвостик и какой яркий блеск в ее глазах. Я мог бы перечислять бесконечно. Стройное деревце у подъезда, легкое облачко на небе, напоминающее верблюда, толстый селезень на речке (не Неве), пережидающий зиму, полуразрушенный фонарь на бульваре — все это часть огромного прекрасного мира, который я люблю и собираюсь любить и дальше. Про вещи было интересно. Я оглядел все, что есть дома. Обнаружилось, что выделить вещи, которые я любил бы как-то по-особому, нельзя. Все они нуждаются в заботе, и ко всем я отношусь с уважением — ведь они помогают мне в этой жизни. Чайник кипятит для меня воду, туалетная бумага создает комфорт и сухость, бумажник хранит документы, дверь пропускает меня в дом, будильник будит по утрам, а половая тряпка помогает навести чистоту. У нас дома принято беречь вещи, и я забочусь о них: чайник чищу, будильник завожу и стараюсь не ронять, бумажник бережно храню, а тряпку аккуратно споласкиваю, но, если чашка вдруг разобьется, а брюки порвутся, то это не беда — можно купить новые. Если же выделить какую-то вещь как амулет, то ничего не изменится в моем отношении к ней — ведь и все остальные вещи мне помогают и приносят удачу. Себя любимого я люблю за то, что я добрый, заботливый, легкий на подъем, у меня зеленые глаза, я умею играть на гитаре и скрипке, неплохо пою, много читаю, люблю детей, люблю путешествовать, хорошо готовлю салаты и некоторые другие блюда, внимателен к людям, разбираюсь в музыке, могу поднять себе и другим настроение, успокоить, умею ловить щуку, вызываю доверие у других (людей и животных), имею представление о том, чего хочу добиться в жизни, ищу путь, позволяющий это сделать, стремлюсь узнать много нового, доверчив, общителен, интересен как собеседник, профессионально вожу экскурсии, не завистлив, не жаден, разбираюсь в картах (географических), занимаюсь изменением себя в лучшую сторону. А вот перечень того, за что я себя не люблю, я не привожу. Дело в том, что я люблю в себе все, в том числе и то, что хотел бы изменить. Я принимаю себя вместе с недостатками (хочу подчеркнуть, что их я тоже люблю), которые хочу изменить и уже изменяю (иначе я не стал бы заниматься в Заочной Школе).
Упражнение "Солнышко"
— Оценка умения быть счастливым?
— Хор.
Ошо.
1. "Хорошо!" В любой штатной ситуации, что бы ни случилось, говори себе с внутренней улыбкой: "Хорошо!". На тебя кричат — «Хорошо». Ты кричишь — тоже «Хорошо». Научись видеть светлую сторону в любом событии.
2. Что бы ты ни делал, делай это с прочувствованным удовольствием.
На событии не записано, как тебе его переживать, и одна из задач упражнения — прекратить разыгрывать драматизации, превращающие события в Проблемы и Неприятности.
• Смотри главу "Событие, его осмысление и способы его переживания".
Все ли в жизни можно увидеть как «Хорошо»? Не стопорите себя этим метафизическим вопросом, не напрягайте себя сверх разумного,
• типа детских страшилок "Вот если тебе отрежут уши, опустят в кипящее масло и будут щекотать",
и пусть, по крайней мере для начала, ваше «Хорошо» касается только штатных, обычных событий вашей жизни. Купил булочку с маком.
• Хорошо? Булочка оказалась без мака.
• Будем плакать?
Один из секретов успеха здесь — развить внутреннее душевное «Хорошо». При слабом внутреннем «Хорошо» для реакции на мир «Хорошо» требуется обоснование: "Хорошо, потому что ".
• На дворе потекла голубая весна. Вечером приедет Аленка. Классно!
Если же твое внутреннее «Хорошо» окрепнет, оно будет идти из тебя всегда и свободно: хоть с обоснованием, хоть без. "Я жив. Хорошо!"
• Ты жив — какие нужны обоснования еще?
Упражнение можно считать отработанным тогда, когда позитив в происходящем видится сразу, а не задним числом, когда череду событий своей жизни ты по умолчанию встречаешь светлым «Хорошо», а уже потом, если будет нужда, можешь в обоснование искать плюсы.
• Ну а не найдешь — не расстраивайся, пусть твое «хорошо» живет и без важных обоснований. Пусть живет — просто так!
Подсказка: будет легче, если последишь не только за своей душой, но и за своей речью. Исключи из нее слова «неприятность», "проблемы", «кошмар» и другие слова ужасов. Какие слова из позитивного ряда ты сможешь уместно использовать вместо этого? А что касается прочувствованного удовольствия… Мудрый Андрей Кнышев рекомендует: "Не спешите выбрасывать ржавый металлический матрац. Выбросите его медленно, с удовольствием".
• Правильно!
Вот и я предлагаю не торопясь, с правильным дыханием и с выражением прочитать и положить себе в душу вкусный кусочек текста из "Философских сказок": "У меня сегодня трудная работа. Эта работа требует творческого подхода и большого внимания. Но я от нее не устаю и люблю ее делать, потому что эта работа — делать себе удовольствие.
Делать себе удовольствие — занятие не очень простое, особенно если без привычки. Но я справляюсь. Вот, например, я только что ел банан — и это было Событием. Я не просто поглощал его, откусывая, жуя и заглатывая, а ел и смаковал его С УДОВОЛЬСТВИЕМ. Вот я сел на стул. Совершенно не очевидно, что я не мог сесть криво или напряженно-скукоженно; но на этот раз Я СЕЛ С КАЙФОМ. Я сел так, что ПОЛУЧАЛ УДОВОЛЬСТВИЕ от сидения.
• Тут два момента: то, что я ТАК сел, и то, что ПИЛ от этого удовольствие. А ведь иногда и сядешь удобно, а не заметишь… И — мимо кайфа.
Я с удовольствием дышал. Удовольствие от этого действительно огромно — трудно только не забыться, не отвлечься.
• Интересно, если этой работой я занят постоянно, если делаю ее мастерски и уже привычно, как мне не быть счастливым? И что мешает вам присоединиться ко мне? Покайфуем вместе?
Мир — переполнен удовольствиями. Переполнен удовольствием воздух, дающий возможность мне дышать, переполнено удовольствием тело, такое живое, родное и близкое мне, переполнены удовольствиями цветные, объемные и звучные картинки мира, которые я наблюдаю и проживаю одну за другой… Удовольствия можно черпать горстями, если только не занимать свои руки и свою душу пыльной и пустой ерундой". Да?
Упражнение "Тотальное "Да!"
— Нет, ну вы согласны, что со всем соглашаться невозможно?
Да.
1. Пусть и вслух, и про себя первой твоей реакцией будет: "Да!" Это не касается судьбоносных решений, но во всех штатных ситуациях научись искать в первую очередь то, в чем ты с человеком согласиться можешь.
2. Сними уверенность, что ты мыслишь истинно, а другие заблуждаются, и привыкни заниматься не поиском правоты, а приобретением нового смысла для себя.
3. Строй свои высказывания так, чтобы получать на них всегда: "Да!"
Конечно, я избалован, но когда я слышу от собеседника: "Нет, ты прав!", мне это уже режет слух — от такого общения я уже, похоже, отвык. Это одно из первых правил, которому мы учим приходящих в Клуб: "Не торопись говорить: "Нет!" Ищи возможность сказать: "Да!" Причем для коллег-психологов с удовольствием сообщаю, что задача эта вполне реалистичная и достаточно скоро (ну, месяца два занятий) для учебно-тренинговой группы это становится такой же нормой жизни, как выражать свои эмоции без мата,
• блин.
Народ привыкает избегать «Нет» хотя бы потому, что с «Да» общение становится куда как эффективнее. Раньше они об этом читали у Карнеги и с ним спорили, а теперь они это проверили на себе и не спорят уже ни с кем. Не буду скрывать, что и мне, как ведущему, куда как удобнее работать с группой, которая настроена мне не возражать, а понимать то, что я до них пытаюсь донести.
Тем не менее, специально вынесенное на Дистанцию, это упражнение становится не только средством лучшего взаимопонимания, а задает по-настоящему высокий уровень личностной культуры. Одно дело — просто выкинуть из своей речи формальное «Нет», заменив его, например, общераспространенной игрой "Да, но", другое дело — выработать внутреннюю привычку на поиск понимания другого, на принятие другого.
• Он так говорит — переселись в его душу и пойми, почему он говорит именно так. С таким лицом, с такими глазами, с такой — жизнью…
С тотальным «Да» трудно быть категоричным, нетерпимо настаивающим на исключительности своей правоты.
• Да, я прав. И ты прав — я вижу твою правоту тоже!
Человек становится — мягче. Человек становится — вдумчивее.
Те, кто полюбил это упражнение (а в него многие просто влюбляются!), находят в нем почти эзотерические смыслы, переходя от «Да» конкретному собеседнику к «Да» миру и жизни в целом. Жизнь, ты даешь мне эту ситуацию, и я говорю тебе: "Да!" Я слышу тебя и принимаю тебя. Я принимаю пришедшую ко мне реальность.
• "Это случилось" вместо: "Нет, ты не скажешь это! Это невозможно!" и других театрализованных заклинаний.
Тем же, кто беспокоится о том, чтобы тотальное «Да» не стало бесхребетным "Чего изволите?", сообщаю факт: у того, кто хорошо отработал «Да», гораздо легче и тверже начинает звучать осознанное «Нет». Почему? Когда ваше «Нет» звучит редко, то, вдруг сказанное, оно звучит для собеседника куда как серьезнее. А для себя «Нет» говорится убежденнее, потому что ты привык взвешивать свои слова. Ты знаешь, что возможности для «Да» уже исчерпаны и отсутствуют, и говоришь спокойное: "Нет".
• И можешь даже улыбнуться.
Упражнение "Осанка и Улыбка"
Подведите, подведите меня к нему, Я хочу увидеть ЭТОГО человека!..
Вий
— Царь. Очень приятно.
— Очень приятно. Царь
Царственная осанка и сиятельная улыбка, на голове прямо-таки корона. Научись так ходить, сидеть, говорить, вставать, знакомиться, прощаться… Найди стили, устраивающие тебя и окружающих.
Очень короткое задание и очень большая работа, учитывая, что без соответствующего внутреннего настроя все это будет только создавать лишнее напряжение и вообще глупо. Царями нас не воспитывали, однако, и поэтому разогнуться, поставить голову высоко и идти, сияя своей царственностью, — для многих даже решиться попробовать такое может стать личным подвигом.
Многим приходится объяснять, что царь имеет право занимать место. Не расталкивая других — царственно заполнять пространство: собой, своим телом, голосом, излучаемым светом и силой энергетики. Царь беседует как царь — не суетясь, уверенно формулируя свои мнения и желания, отдавая распоряжения и выражая, если сочтет нужным, недовольство.
• Вы позволите, ваше величество?
Самое интересное в этом упражнении — поиск необходимого внутреннего самоощущения, но это не только не исключает прямой работы с телом, а и предполагает ее. Потому что царская стать царственному самоощущению — помогает. Чтобы поставить себе правильную осанку, помогает любая прямая стена. Подошли, прислонились к ней затылком, расправили по ней плечи, поджали живот и приблизили к стене поясницу, после чего отошли от стены и походили, стараясь дышать и чувствовать себя естественно. Другой хороший способ — перенести вес тела на носки, подобрать ягодицы и поднять диафрагму так, чтобы появилось ощущение поршенька, столбиком распирающего изнутри грудную клетку в опоре на солнечное сплетение. Все, это вас держит, а вы можете расслабиться. Плечи свободные, вы энергичны, дыхание свободное.
Чтобы голова держалась на гордой высокой шее, дома положите на голову маленький детский кубик или книжку небольшого формата и походите, чтобы с вас ничего не падало. Когда получится, запомните ощущение. На улице — смотрите на третьи этажи и постарайтесь оставить глаза на этом уровне.
Итоговый тест: когда у вас царственная осанка и сиятельная улыбка, вы можете свободно идти в метро туда, куда хотите, пересекая любые потоки и ни с кем не сталкиваясь. Не потому, что вы умело лавируете в потоке, а потому, что люди уступают вам дорогу. Проверьте!
• Если вы на голову наденете маленькую желтенькую корону, гарантирую, что люди будут перед вами просто расступаться.
А для вас это будет первый нестандартный поступок.
Упражнение "Отстройка от внешнего контроля"
— Шура, блин, ну когда ты это сделаешь?!
— Я тебя слышу.
Максимум, что вы услышите в ответ на любое возмущение от моего друга А.С. Прутченкова.
1. «Верования». Собери самые разнообразные верования и суеверия своих близких и знакомых, которые мешают им быть разумными, счастливыми и развиваться. Разгляди верования и суеверия свои и расшифруй их смысл. Сформулируй осмысленные верования, противоположные твоим верованиям-запретам. Поживи по ним хотя бы недельку и пойми, что с ними тоже можно оставаться порядочным и успешным человеком.
2. "Нестандартные поступки". Научись отвечать перед собой, а не случайными другими, научись не бояться выглядеть в чьих-то глазах дураком, странным, злым, сумасшедшим, извращенцем, уродом. Отработай все эти свои страхи через нестандартные поступки ("Соска", "Стихи в толпу", «Губа», "Накрашенный" и пр.), чтобы они шли не через силу, а с воодушевлением, с духом свободы и озорства. Начинай жить не стандартно, а хорошо!
3. Проследи, как близкие и разные люди пытаются управлять твоей жизнью, и научись обрывать ниточки, с помощью которых они тобой управляют.
Вначале — о верованиях.
Что такое верования? Верования — это те (как правило, малоосознанные) предположения о людях и мире, которые человек отказывается как ставить под сомнение, так и аргументировать.
Вот моя бабушка твердо знала, что цирка на свете — нет, а то, что показывают по телевизору летающих гимнастов, это: "Глаза отводят!" Естественно, любые предложения сходить в цирк и проверить там свои глаза отвергались начисто. Так же, если человек знает, что секс (или деньги, например) — это нечисто, то верование непреодолимо просто потому, что желающих преодолевать его нет.
Внутри самого человека — нет.
Разглядеть свои верования всегда легче тогда, когда научился видеть верования окружающих, и в качестве затравки предлагаю стать внимательным к своим друзьям и близким, отмечая их уверенные суждения типа: "Слабым быть нельзя", "Мясо есть нельзя (вариант: совершенно необходимо)", "Добро в конечном итоге всегда будет вознаграждено!", "Windows никогда не может работать хорошо. Windows must die!", "Я — сова и могу быть бодрой только вечером".
В общем, "Спартак — чемпион!"
Естественно, не всякое верование плохо. Если я твердо верю, что на Марсе очень много жизни или что вороны — тоже люди и даже умнее, то, похоже, от таких верований если никому не хорошо, то уж, по крайней мере, не плохо. Ну и пусть их. Хуже бывает, когда упертость во что-то мешает человеку разглядеть свои новые возможности или, тем более, подтачивает жизнь его или окружающих. Например, человек убежден: "Все, что человек делает, он делает только для себя". Кто пробовал — опровергнуть это невозможно, а в результате хороший человек Миша никогда не разрешает себе делать хорошие дела для других до тех пор, пока не придумает, почему это нужно лично ему.
Мишу жалко — часто думать приходиться…
А вот славный человек Сергей Шишков, настоящий Сталкер, придумал, что: "Когда человек совершает кому-то зло, это отбирает у него энергию. А если мы совершаем возмездие, мы снимаем с человека вину и возвращаем ему энергию. Таким образом, возмездие — это форма заботы!" Все, что я смог придумать, — это попросить его так не заботиться обо мне. Вы можете оставить себе любое верование, если отнеслись к нему со вниманием и интересом, пробовали жить как с ним, так и без него и просто по результатам поняли, что для вас правильнее.
• Ну, хотя бы на ближайшую пару лет. Дальше исследовательскую работу можно повторить.
Так же и с приметами, регулирующими вашу жизнь. Я предлагаю выписать все приметы, в которые вы верите, и все их нарушить. Почему? Потому что —
Быть суеверным — не к добру. Примета такая есть.
О нестандартных поступках.
Если на улице ветер бьет тебе в лицо, лучше оставаться дома, но если тебе надо идти, пусть тебя не остановит этот ветер. Если общественное мнение считает правильным жить «так» и осуждает поведение другое, лучше жить так, как считает общественное мнение, но если когда-то тебе понадобится сделать что-то свое, пусть тебя не остановит общественное мнение.
Твоя задача — научиться относиться к мнению окружающих, как к погоде: учитывать и иметь в виду, но не более, оставаясь свободным в выборе своего поведения. Как на тебя будут смотреть, если ты начнешь на улице сосать соску (детскую пустышку)? "Дурак!" (мягче — "Странный"). Что про тебя будут думать, если ты на остановке начнешь (просто так) громко читать хорошие стихи? "Сумасшедший!" Как отнесутся к накрашенному, как женщина, мужчине (упражнение "Накрашенный")? «Извращенец». Как оценят женщину, у которой приподнята верхняя губа и обнажены зубы и десны (упражнение "Губа")? "Уродка".
Все верно, но эти обзывалки были страшны тебе в детстве. Что тебе до них сейчас? Чтобы преодолеть детскую зависимость от мнений окружающих, придумай для себя и научись совершать нестандартные поступки (по всем темам: «Дурак», "Сумасшедший", «Извращенец», "Урод" и аналогичные), но не через силу, а с воодушевлением, с духом свободы и озорства.
• И ощущая себя внутри потрясающе умным, славным и красивым.
Если сильно страшно, легче начать делать нестандартные поступки с внутренним оправданием: "Это не просто соска, это врач прописал для исправления прикуса!" Стихи в толпу — я не дурачусь, я студент драмкружка и тренируюсь. Когда почувствуете себя уверенно, какие-либо оправдания вам будут уже не нужны.
• Перед кем — оправдываться? За что — оправдываться?
Изначально цензура — всегда внешняя, но в каждом из нас живет ее внутреннее представительство, из-за чего приходится различать "нестандартное для меня"
• поступки, которые вы нормально принимаете, когда их делает кто-то другой, но которые себе делать не позволяете. Например, находясь в добром здравии, попросить друга сделать вам бутерброд и сварить вам кофе.
и "нестандартное для людей".
• Поступки, которые вы легко сделаете наедине с собой или в хорошей компании, но затруднитесь воспроизвести на людях. Например, снять ботинки, потом носки и задумчиво пошевелить пальчиками ног. Вы не пробовали сделать это в метро?
Как только не развлекаются дистантники! Водят хороводы на улице, задушевно распевая "В лесу родилась елочка", раздают деньги в вагонах метро: "Простите, люди добрые, что мы к вам обращаемся. Мы сами местные, возьмите, кто сколько сможет!"
• Деньги, правда, мелкие, но народ брать побаивался все равно.
Маше нравится ходить в электричке и возить за собой старый тапочек на веревочке: "Не пугайтесь: это Тузик. Он мягкий, пушистый и не кусается. Попробуйте! Только осторожно, он болеет, у него ушки перевязаны!" Впрочем, на контролеров больше произвел впечатление бэйджик на груди: "Ее величество Королева".
Бэйджики вообще дают большой простор для творчества. Если хотите, чтобы к вам подходили часто, можно нацепить "Девушка для досуга". Если желаете, чтобы вокруг вас всегда был мертвый простор, напишите на бэйджике: "Палач".
• Народ отшатывается в любую давку: проверено.
Совершать нестандартные поступки можно и в офисе, на работе. Вот Света перед обедом устроила «разминку» — игру в волейбол воздушным шариком. Сначала народ подумал, что главный бухгалтер сошла с ума, но скоро играли уже все. Саша развлекался более круто: рядом с табличкой на своей двери "Начальник отдела Александр Шмаков" он аккуратно подписал: «Спит». После обеда «Спит» изменил на: «Проснулся», а пришедшего коллегу встретил приветствием: "Гав!"
• Сашин комментарий: "Я это делал на работе, потому что с незнакомыми легко все".
Тем не менее, на наш взгляд, в этом упражнении нет задачи напрягать своих ближних и ставить под вопрос свою репутацию на работе, поэтому эти тренинги лучше делать там, где тебя не знают.
Показатель «выполненности» упражнения — не обязательно полное отсутствие барьера перед чем-то. Важно, чтобы всегда, когда надо, ты делал то, что надо; чтобы барьер "что люди скажут" и отсюда "мне трудно" не менял направления твоих действий. Соответственно вести себя нестандартно должно быть достаточно легко.
Последнюю часть упражнения: "Проследи, как близкие и разные люди пытаются управлять твоей жизнью, и научись обрывать ниточки, с помощью которых они тобой управляют" хочется прокомментировать отдельно. Этих ниточек так много, что я решил не отдавать все на самостоятельный поиск, а самые типичные собрать в текст симпатичного плаката:
ЗАЩИТА ОТ ДУРАКОВ
И НЕКОТОРЫХ БЛИЗКИХ
Есть много желающих управлять твоей жизнью, и есть много способов подчинить тебя чужому контролю, но если тебя чей-то контроль не устраивает, ты можешь от него отстроиться. Для этого, когда тебя просят, когда тебя спрашивают, когда от тебя ожидают или требуют, но ты прямо не должен:
• Не объясняй и не оправдывайся. У тебя нет обязательства, чтобы тебя все понимали и считали хорошим.
• Не ищи обоснования своих решений, если их у тебя нет. Ты можешь делать, что ты решишь, и без обоснований. Тем более ты не обязан быть для кого-то логичным. У каждого своя логика, кроме того, у тебя есть просто право делать то, что тебе хочется.
• Не вешай на себя чужие проблемы. Ты можешь помочь, если захочешь, но у тебя могут быть и другие планы.
• Не держись за принятое тобой решение только потому, что ты это сказал. Если захочешь, разреши себе передумать и принять более устраивающее тебя решение.
• Ты не обязан догадываться о том, что тебе прямо не сказали. Если им нужна твоя помощь, пусть скажут — какая конкретно, и ты, возможно, это сделаешь.
• Ты не обязан догадываться о своих ответах, которые кого-то устроят. Если им нужен определенный ответ, пусть скажут — какой, и ты, возможно, им его дашь.
• Ты не обязан сопереживать переживающему собеседнику. Он хочет переживать так, а почему ты должен подключиться к его выбору? Ты не обязан кормить его радостями. Ты не обязан поддерживать его в печали. Ты можешь это делать, когда сочтешь это нужным сам.
• Ты не обязан развиваться и совершенствоваться вообще, тем более в том конкретном направлении, которое тебе навязывают. Маршрут своей жизни ты имеешь право прокладывать сам.
• Ты не обязан быть для кого-то хорошим и добиваться чьего-то одобрения. Не обязан реагировать на чье-то неодобрение просто потому, что кому-то этого хочется.
• Ты имеешь право руль своей жизни взять в свои собственные руки, — так же, как и отдавать его кому-то, когда тебя это в силу каких-то соображений устраивает.
• Вот. Конец плаката.
Классные установки! Только когда я представил, что они висят в моем Центре на Первомайской и их синтоновцы берут на вооружение,
• против кого?
я вздрогнул и понял, что они нуждаются, как минимум, в некотором завершающем комментарии. Что я и сделал следующим образом: