Основные результаты контрольных мероприятий
В сфере управления муниципальной собственностью в отчетном периоде Счетной палатой проведено 9 контрольных мероприятий, из них наиболее значимой и результативной являласьпроверка соблюдения Комитетом по управлению имуществом города Оренбурга полномочий по управлению и распоряжению имуществом казны муниципального образования «город Оренбург».
В рамках данного контрольного мероприятия проведена сверка соответствия имущества муниципальной казны в реестровом и бюджетном учете, в результате которой установлено:
1. Нарушение требований «Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений», утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 года № 157н (далее – Инструкция по применению единого плана счетов), и «Порядка отражения в бюджетном учете операций с объектами в составе имущества муниципальной казны города Оренбурга», утвержденного приказом финансового управления от 01.06.2011 № 46, в части:
- организации учета материальных запасов, составляющих муниципальную казну;
- организации учета движимого и недвижимого имущества казны;
- несоответствия структуры учета имущества муниципальной казны в реестровом и бюджетном учете.
2. Нарушение требований Инструкции по применению единого плана счетов, в части неполной организации бюджетного учета имущества муниципальной казны, в отношении объектов недвижимого и движимого имущества, переданного в аренду и безвозмездное пользование; объекта недвижимого имущества, переданного по концессионному соглашению;
3. Нарушение требований Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», постановлений администрации города Оренбурга, распоряжений КУИ, в части:
- несвоевременного отражения в бюджетном учете операций по исключению из состава казны имущества по различным основаниям, в связи с чем, в составе муниципальной казны необоснованно учитывалось имущество общей балансовой стоимостью 54 798,7 тыс. рублей, в том числе: 26 615,4 тыс. рублей – в части приватизированных объектов; 3 523,1 тыс. рублей – в части ликвидированных объектов; 3 475,9 тыс. рублей – в части объектов, реализованных в рамках исполнительного производства; 8 042,5 тыс. рублей – в части объектов, переданных в оперативное управление; 4 459,6 тыс. рублей – в части объектов, переданных в хозяйственное ведение; 8 682,2 тыс. рублей – в связи с переходом права собственности и иным основаниям;
- несвоевременного отражения в бюджетном учете операций по поступлению имущества в казну;
- необоснованного задвоения в бюджетном учете объектов имущества казны, общей балансовой стоимостью 2 571,5 тыс. рублей;
- искажения показателей бюджетного учета и бюджетной отчетности за 2014 год и 9 месяцев 2015 года, недостоверности результатов инвентаризации объектов имущества казны по состоянию на 31.12.2014 года;
4. Нарушение требований Инструкции по применению единого плана счетов, в части расхождения данных реестрового и бюджетного учета объектов имущества казны.
По итогам контрольного мероприятия КУИ приняты следующие меры:
В целях приведения бюджетного учета материальных запасов, учитываемых в составе казны, а также движимого и недвижимого имущества муниципальной казны в соответствие с требованиями Инструкции по применению единого плана счетов, в данные бюджетного учета внесены исправительные записи, направленные на устранение пересортировки движимого и недвижимого имущества муниципальной казны и организацию учета материальных запасов на счете бюджетного учета 108.56 «Материальные запасы, составляющие имущество казны».
Приняты меры, направленные на организацию полного учета имущества муниципальной казны, в том числе переданного в аренду и безвозмездное пользование, в соответствии с требованиями Инструкции по применению единого плана счетов.
Согласно данным бюджетного учета в состав объектов муниципальной казны включено имущество, переданное в возмездное пользование общей стоимостью 241 338,4 тыс. рублей и имущество, переданное в безвозмездное пользование общей стоимостью 19 119,9 тыс. рублей.
В проверяемом периоде проведены мероприятия по исключению из бюджетного учета излишне учтенных либо несвоевременно исключенных объектов имущества казны на общую сумму 57 370,2 тыс. рублей, в том числе: приватизированных объектов на сумму 26 615,4 тыс. рублей; ликвидированных объектов на сумму 3 523,1 тыс. рублей; объектов, реализованных в рамках исполнительного производства на сумму 3 475,9 тыс. рублей; объектов, переданных в оперативное управление на сумму 8 042,5 тыс. рублей; объектов, переданных в хозяйственное ведение на сумму 4 459,6 тыс. рублей; объектов, выбывших из казны в связи с переходом права собственности и иным основаниям на сумму 8 682,2 тыс. рублей; объектов, учитываемых дважды, на сумму 2 571,5 тыс. рублей.
В целях устранения расхождений между данными реестрового и бюджетного учета объектов имущества казны, а также в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, проведена инвентаризация объектов имущества казны. По результатам инвентаризации установлено:
- отсутствие расхождений данных реестрового и бюджетного учета движимого имущества казны;
- расхождение данных реестрового и бюджетного учета недвижимого имущества казны на сумму 21 732,6 тыс. рублей.
Факты расхождения учетных показателей отражены в Протоколе расхождения данных реестрового и бюджетного учета недвижимого имущества муниципальной казны.
В текущем году КУИ, проводит мероприятия по приведению в соответствие данных реестрового и бюджетного учета имущества казны., а так же по модернизации программы учета имущества муниципальной казны АИС «ГТК» в целях расширения ее возможностей.
В сфере жилищно-коммунального и дорожного хозяйстваСчетной палатой проведено 2 контрольных мероприятия, в том числе проверка обоснованности, результативности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных на мероприятия, направленные на приведение ливневой канализации города Оренбурга в регламентное состояние, в рамках реализации муниципальной программы города Оренбурга «Жилищное хозяйство и благоустройство территории города Оренбурга» на 2015 - 2020 годы».
В рамках данного контрольного мероприятия проведена сверка произведенных расходов по обслуживанию объектов муниципальной собственности с объектами, закрепленными за УЖКХ на праве оперативного управления, в результате которой установлены расходы по обслуживанию объектов ливневой канализации, не принадлежащих управлению на праве оперативного управления и не стоящих на балансе.
По результатам контрольного мероприятия в марте 2017 года КУИ закрепил за УЖКХ на праве оперативного управления 5 объектов ливневой канализации, данные объекты приняты УЖКХ к учету.
В социально-культурной сферев отчетном году Счетной палатой проведено 7 контрольных мероприятий, в их числепроверка обоснованности, результативности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных управлению образования на реализацию муниципальной программы города Оренбурга «Безопасность муниципальных образовательных учреждений города Оренбурга» на 2014 - 2015 годы».
В рамках данного контрольного мероприятия проведена сверка произведенных расходов с утвержденными программными мероприятиями, в результате которой установлены факты использования учреждениями, подведомственными управлению образования, средств субсидий с нарушением условий их выделения на общую сумму 580,9 тыс. рублей.
По результатам контрольного мероприятия финансовым управлением администрации города Оренбурга уменьшены лимиты бюджетных обязательств получателям субсидий, допустившим нецелевое использование бюджетных средств в размере 580,9 тыс. рублей.
При проведении контрольных мероприятий в отчетном году Счетной палатой применялись разнообразные приемы и методы контроля, в том числе проведение встречных документарных проверок, выезды на объекты выполнения работ для фактического осмотра, направление запросов в целях подтверждения проверяемых фактов и сверка документов, полученных из разных источников.
В рамках осуществления контроля за исполнением полномочий главных администраторов неналоговых доходов Счетной палатой в отчетном периоде проведена проверка исполнения Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга полномочий главного администратора налоговых и неналоговых доходов, поступающих от размещения и эксплуатации рекламных конструкций.
Контрольным мероприятием установлено несвоевременное принятие мер к побуждению рекламораспростронителя подписать дополнительное соглашение об увеличении арендной платы по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, приведшее к недополучению бюджетом города Оренбурга дохода в размере 2 395,2 тыс. рублей.
В настоящее время, исполняя предложения Счетной палаты, данные в виде представления по результатам проверки, ДГиЗО предпринимает меры по усилению контроля за своевременностью и полнотой поступления в доход муниципального бюджета неналоговых платежей.
При проведении контрольных мероприятий в отчетном году Счетной палатой применялись разнообразные приемы и методы контроля, в том числе проведение встречных документарных проверок, выезды на объекты выполнения работ для фактического осмотра, направление запросов в целях подтверждения проверяемых фактов и сверка документов, полученных из разных источников.
Так, фактическим осмотром объектов для оценки выполнения работ выявлены неправомерные расходы в общей сумме 15 653,4 тыс. рублей, в том числе:
- 1 211,8 тыс. рублей в результате принятия и оплаты МДОБУ «Детский сад № 32» невыполненных работ по капитальному ремонту здания детского сада (в рамках муниципальной программы «Город – малышам» на 2011 - 2015 годы);
- 14 441,6 тыс. рублей в результате принятия и оплаты УЖП фактически невыполненных работ по строительству жилых домов (в рамках муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы»).
По результатам контрольных мероприятий нарушения устранены в полном объеме, в том числе: возвращено на счет МДОБУ «Детский сад № 32» средства в сумме 281,6 тыс. рублей, выполнены работы на сумму 15 371,8 тыс. рублей.
Сверкойданных бухгалтерского учета МУП «ГОИИ» с предоставленным по запросу КУИ Реестром муниципального имущества установлено:
- отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности на 21 объект и права хозяйственного ведения на 15 объектов недвижимого имущества;
- передача в аренду 4-х объектов недвижимого имущества, не закрепленных за предприятием на праве хозяйственного ведения;
- отсутствие в учете предприятия 5-ти объектов (здания и помещения), закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения;
- учет в составе основных средств предприятия 10-ти объектов недвижимого имущества, не закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения.
По результатам контрольного мероприятия КУИ приняты соответствующие меры в отношении 36-ти объектов недвижимого имущества, находящихся в хозяйственном ведении или пользовании МУП «ГОИИ».
При проведении совместного с прокуратурой города Оренбурга контрольного мероприятия «Проверка обоснованности, результативности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию Подпрограммы 1 «Комплексное освоение и развитие территорий города Оренбурга в целях жилищного строительства в 2012 - 2015 годах» муниципальной программы города Оренбурга «Стимулирование развития жилищного строительства в городе Оренбурге в 2012 - 2015 годах», направлен запросв страховую компаниюс целью подтверждения факта страхования исполнителем контракта строительно-монтажных работ при строительстве подводящих сетей водоснабжения к пос. Нижнесамарский.
По результатам ответа на данный запрос установлено, что представленные подрядной организацией для возмещения из бюджета затрат документы по страхованию строительно-монтажных работ (договор и полис) не соответствуют документам, представленным страховой компанией, в связи с чем, УСДХ возместило расходы подрядчику на 1 011,0 тыс. рублей больше, чем фактические затраты подрядчика на страхование. Данные расходы являлись неправомерными расходами на возмещение не произведенных затрат.
По результатам проверки указанные расходы в полном объеме взысканы с подрядной организации путем списания кредиторской задолженности.
Проведенной в 2016 году внешней проверкойбюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2015 год охвачена бюджетная отчетность 46-ти главных администраторов средств бюджета города Оренбурга. Результаты данных проверок в соответствии с действующим бюджетным законодательством использованы для подготовки заключения на годовой отчет об исполнении бюджета города Оренбурга за указанный период.
В отношении бюджетной отчетности главных администраторов – получателей бюджетных средств, являющихся органами местного самоуправления города Оренбурга, проведено 22 внешних проверки непосредственно по месту расположения объектов. В отношении главных администраторов бюджетных средств, являющихся только главными администраторами доходов бюджета города Оренбурга и входящих в состав органов государственной власти РФ и субъекта РФ, проведено 24 камеральных проверки.
Результаты внешних проверок показали улучшение качества представляемой главными администраторами бюджетных средств годовой отчетности об исполнении бюджета города Оренбурга. Количество выявленных фактов нарушений и недостатков по сравнению с показателем предыдущего года сократилось.
Отсутствие установленных фактов, способных существенно негативно повлиять на достоверность бюджетной отчетности, в целом позволило подтвердить достоверность представленной бюджетной отчетности об исполнении бюджета города Оренбурга. Информация, содержащаяся в представленной бюджетной отчетности, позволила сформировать адекватную информацию об основных составляющих исполнения бюджета города Оренбурга за 2015 год и подготовить заключение на Отчет об исполнении бюджета города Оренбурга за указанный период.
Вместе с тем, внешними проверкам, проведенными в 2016 году, установлены замечания и недостатки, негативно влияющие на полноту, прозрачность и информативность бюджетной отчетности об исполнении бюджета города Оренбурга за 2015 год. Отдельными главными администраторами средств бюджета города Оренбурга не соблюдались требования Инструкции о порядке составления и представления бюджетной отчетности, в части:
· неполного проведения инвентаризации активов и обязательств, не подтверждения дебиторами и (или) кредиторами отсутствия задолженности на отчетную дату, а также отсутствие установленного порядка проведения инвентаризации;
· несоответствия отдельных показателей бюджетной отчетности данным главной книги и (или) иных регистров бюджетного учета;
· несоблюдения требований по составлению отдельных форм бюджетной отчетности, в том числе пояснительной записки в части наличия поясняющей либо иной информации, характеризующей деятельность субъекта бюджетной отчетности об исполнении бюджета города Оренбурга.
Также в отношении бюджетной отчетности отдельных главных администраторов доходов бюджета города Оренбурга дополнительно установлены замечания по ее составлению и представлению, а именно:
· нарушение сроков представления бюджетной отчетности, а также требований по ее оформлению;
· отсутствие в составе бюджетной отчетности обязательных к заполнению форм, либо перечня не представленных форм бюджетной отчетности, не имеющих числовых значений;
· несогласованность показателей в представленных формах бюджетной отчетности;
· отсутствие информации о проведении, либо не проведение инвентаризации активов и обязательств перед составлением бюджетной отчетности при наличии дебиторской и (или) кредиторской задолженности по расчетам по доходам в городской бюджет на конец отчетного периода.
Также проверками установлено, что 2 главных администратора доходов, осуществлявшие в отчетном периоде операции с доходами бюджета города Оренбурга, в нарушение действующего законодательства, не представили бюджетную отчетность об исполнении бюджета города Оренбурга за 2015 год.
По итогам внешней проверки Счетной палатой составлено 46 актов и заключений, которые направлены всем главным администраторам бюджетных средств, в отношении которых проведены проверки. Сводное заключение по итогам проверок включено в состав заключения Счетной палаты на Отчет об исполнении бюджета города Оренбурга за 2015 год, и направлено в адрес Главы города Оренбурга и председателя Оренбургского городского Совета. В указанном заключении Счетной палатой даны предложения администрации города Оренбурга об обеспечении составления и представления годовой бюджетной отчетности главными администраторами средств бюджета города Оренбурга в соответствии с установленными требованиями, а также об обеспечении достаточной информативности представляемой отчетности.