Сущность национальной экономики и ее структура.
Сущность национальной экономики и ее структура.
Национальная экономика – это самостоятельная система, включающая в себя хозяйственные, организационные, социальные и научно-технические аспекты. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями.
Национальная Экономика включает в себя две группы отраслей:
· Материального производства– относится к промышленности, сельскому и лесному хозяйству, к транспорту, связи, строительству, торговле, и общественному питанию
· Социальной сферы – относится к образованию, фундаментальной науке, здравоохранения, культуре, желищно-коммуникальному хозяйству, бытовому обслуживанию, спорту, туризму.
Характеризуется следующими признаками:
· Общее экономическое пространство с единым законодательством. единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.
· Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.
· Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.
Структура национальной экономики – это соотношение отраслей, характеризующее общественное разделение труда, а также пропорции воспроизводства, количественными и качественными соотношениями отражающие взаимосвязи отдельных фаз общественного воспроизводства.
Разница между реальным ВВП и номинальным ВВП
Главное отличие реального ВВП от номинального ВВП в том, что при исчислении первого в расчет берутся коэффициент-дефлятор и иные макроэкономические показатели, позволяющие объективно определить фактический объем экономики и проанализировать динамику ее реального роста. Номинальный ВВП исчисляется без поправок на какие-либо показатели.
Реальный ВВП в большей степени, чем номинальный, коррелирует с ВВП, исчисленным с учетом паритета покупательной способности экономики государства.
Чтобы измерить реальный ВВП, необходимо «очистить» номинальный ВНП от воздействия на него изменения уровня цен.
Реальный ВВП – это ВВП, измеренный в сопоставимых (неизменных) ценах, в ценах базового года. При этом, базовым годом может быть выбран любой год, хронологически как раньше, так и позже текущего. Последнее используется для исторических сравнений (например, для расчета реального ВВП 1980 года в ценах 1999 года. В этом случае 1999 год будет базовым, а 1980 год – текущим).
Реальный ВВП = Номинальный ВВП / Общий уровень цен
Общий уровень цен рассчитывается с помощью индекса цен. Очевидно, что в базовом году номинальный ВВП равен реальному ВВП, а индекс цен равен 100% или 1.
Номинальный ВВП любого года, поскольку он рассчитывается в текущих ценах, равен Sptqt, а реальный ВВП, подсчитываемый в ценах базового года, равен Sp0qt. И номинальный, и реальный ВВП подсчитываются в денежных единицах (в рублях, долларах и т.п.).
Если известны процентные изменения номинального ВВП, реального ВВП и общего уровня цен (а это есть темп инфляции), то соотношение между этими показателями следующее:
изменение реального ВВП (в %) = изменение номинального ВВП (в %) - изменение общего уровня цен (в %) |
Различают несколько видов индексов цен: 1) индекс потребительских цен; 2) индекс цен производителей; 3) дефлятор ВНП и др.
Совокупное предложение.
Совокупное предложение - это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении)
Закон совокупного предложения — при более высоком уровне цен у производителей возникают стимулы увеличения объема производства и соответственно увеличивается предложение изготовляемых товаров.
Совокупное предложение — это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике; это совокупный реальный объем производства, который может быть произведен в стране при различных возможных уровнях цен.
Основным фактором, влияющим на , является также уровень цен, причем зависимость между этими показателями прямая. Неценовыми факторами являются изменения в технологии, ценах на ресурсы, налогообложении фирм и т.д., что графически отражается сдвигом кривой AS вправо или влево.
Кривая AS отражает изменения совокупного реального объема производства в зависимости от изменения уровня цен. Форма этой кривой во многом зависит от того, в каком временном промежутке находится кривая AS.
Классическая модель AS
· AD1 и AD2 — кривые совокупного спроса
· AS — кривая совокупного предложения
· Q* — потенциальный объем производства.
Количественная теория денег
Количественная теория денег объясняет уровень товарных цен и стоимость денег их количеством в обращении. Причиной появления этой теории денег считают известную в экономической истории «революцию цен», происшедшую в XVI веке в Европе.
Особенности теории
· прямо пропорционально количеству денег в обращении и скорости их оборота;
· обратно пропорционально объему товарооборота, обслуживаемого этими Деньгами
Основными недостатками количественной теории денег являются:
· игнорирование функции денег как меры стоимости;
· изучение и доказательность необходимости развития только таких функций денег как средство обращения и платежа:
· нелооиенка причинной связи между стоимостью денег, товарными ценами и количеством денег в обращении
4. Современные теории денег
Особенности теории
· Проблемы скорости обращения денег рассматривались как проблемы теории денег
· Утверждалось, что функция скорости обращения денег носит постоянный характер в отличие от тезиса, что скорость обращения - постоянная величина
· Наличные деньги выступают как одна из составляющих потребительского выбора среди других видов активов
Субъекты рынка ценных бумаг
· эмитенты – организации, которые выпускают ценные бумаги в обращение;
· инвесторы – юридические и физические лица, которые покупают ценные бумаги;
· лицензированные посредники – торговцы, которые обеспечивают связь между эмитентами и инвесторами на рынке ценных бумаг;
· организации, обслуживающие рынок ценных бумаг – это организации, которые выполняют все другие функции на рынке ценных бумаг, кроме купли – продажи: независимые регистраторы, депозитарии, расчетные центры и т. д.;
· государственные органы регулирования и контроля.
Ценная бумага — документ установленной формы и реквизитов, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.
В зависимости от места торговли различают биржевой и внебиржевой рынок ценных бумаг.
· Биржевой рынок - это торговля ценными бумагами, организованная на фондовых биржах.
· Небиржевой рынок - это торговля ценными бумагами без посредничества фондовых бирж.
Инвестор – владелец (собственник) ценной бумаги, ставший им в результате обмена на нее определенного количества принадлежавших ему денег или вещей (имущества).
12.
Спад - резкие изменения основных параметров экономики; значительные по объёмам и длительные по срокам; сокращение производства и массовая безработица.
Происходят следующие негативные изменения в экономике: сокращаются доходы, спрос, инвестиции; снижаются процентные ставки и цены; наблюдается падение уровня производства и растет безработица. В фазе спада: перераспределяются факторы производства из прежних сфер применения в новые; разоряются неконкурентоспособные предприятия; снижаются издержки производства.
Депрессия (депрессивное дно) - особенно глубокий и продолжительный спад, сопровождающийся значительными разрушительными последствиями для экономики (паникой, крахом кредитной системы, массовыми банкротствами). Дно цикла - реальный объём производства достигает своего минимума.
Оживление- реальный объём производства повышается относительно дна цикла и достигает своего предкризисного уровня. Возобновляются товарно-материальные запасы, начинается процесс обновления основного капитала, амортизационные отчисления расходуются на более производительное и технически совершенное оборудование.
Подъём (бум) - экономика превосходит максимальный уровень производства в предыдущем цикле и стремится к достижению потенциально возможных на данной стадии объёмов реального валового внутреннего продукта и полной занятости.
Показатели инфляции
1. Уровень инфляции:
где R — уровень инфляции;
P1 — средний уровень цен в текущем году; P0 — средний уровень цен в базисном году.
2. Индивидуальный индекс инфляции:
где Ip — индивидуальный индекс инфляции; Р1 — цена продукта отчетного периода; Р0 — цена продукта базового периода.
3. Общий индекс инфляции (обобщающий индекс внутренней рублевой инфляции):
4. Дефлятор:
где номинальный ВНП — расходы в нынешнем году по текущим ценам;
реальный ВНП — расходы в нынешнем году по ценам базового года.
Последствия инфляции.
В экономической науке различают следующие причины инфляции:
· Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды.
· Сверхплановое расширение денежной массы за счёт массового кредитования
· Монополиякрупных фирм на определениеценыи собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях;
· Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровеньзаработной платы;
· Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег.
Последствия инфляции:
· Снижается политическая стабильность общества, увеличивается социальная напряженность
· Обесцениваются денежные накопления, поэтому приобретаются реальные активы, которые защищены от инфляции.
· Увеличивается риск бизнеса
· Растет спрос на конвертируемую валюту.
· Снижаются доходы гос. бюджета
· Растет безработица.
Главными последствиями инфляции выступают:
· снижение реальных доходов
· снижение покупательной способности денег.
Покупательная способность денег – это то количество товаров и услуг,которое можно купить на одну денежную единицу. Если уровень цен повышается, то покупательная способность денег падает. Чем выше уровень цен, т.е. чем выше темп инфляции, тем меньше покупательная способность денег, и, следовательно, тем меньшее количество денег хотят иметь люди, поскольку те люди, которые хранят наличные деньги в период инфляции платят своеобразный инфляционный налог – налог на покупательную способность денег, который представляет собой разницу между величинами покупательной способности денег в начале и в конце периода, в течение которого происходила инфляция. Чем больше наличных денег имеет человек и чем выше темп инфляция, тем больше величина инфляционного налога, поскольку тем на большую величину снижается покупательная способность (ценность) денег.
Инфляция имеет серьезные издержки. К ним относятся:
• трансакционные издержки инфляции, т.е. издержки, связанные с получением наличных денег. Поскольку инфляция влечет за собой налог на наличные деньги, то, стараясь избежать этого налога, люди стараются хранить меньше наличных денег на руках и либо вкладывают их в банк, либо покупают ценные бумаги, приносящие доход. Если человек вкладывает деньги в ценные бумаги – акции или облигации, то он должен их продать, чтобы получить наличные деньги, т.е. потратить время, найти брокера (посредника рынка ценных бумаг), заплатить ему комиссионные, следовательно, и в этом случае он сталкивается с трансакционными издержками.
• издержки «меню». Этот вид издержек несут фирмы-продавцы. При изменении цен они должны
а) часто менять ценники, прейскуранты, перепечатывать каталоги своей продукции, что требует немалых полиграфических затрат,
б) нести почтовые издержки по их распространению и по рекламированию новых цен, в) нести издержки принятия решений относительно самих новых цен.
• издержки на микроэкономическом уровне, связанные с изменением относительных цен и снижением эффективности в результате ухудшения распределения ресурсов. Поскольку изменение цен обходится дорого (высоки издержки меню), фирмы стараются менять цены как можно реже. В условиях инфляции относительные цены тех товаров, цены на которые в течение некоторого периода времени фирмы держат без изменения, падают и по отношению к ценам тех товаров, на которые фирмы быстро меняют цены, и по отношению к среднему уровню цен. Это ухудшает размещение ресурсов, поскольку экономические решения основываются на относительных ценах, т.е. ресурсы направляются в те виды производств, которые производят более дорогостоящие товары. Товар, цена которого меняется только один раз за год, является искусственно завышенной в начале года и искусственно заниженной в конце года.
• издержки, связанные с искажениями в налогообложении, порожденные инфляцией. Инфляция увеличивает налоговое бремя на доходы, полученные по сбережениям, и, таким образом, снижает стимулы к сбережениям, и, следовательно, ухудшают условия и возможности экономического роста.
Последствием непредвиденной инфляцииявляется произвольное перераспределение доходов и богатства. Она обогащает одних экономических агентов и обедняет других. Доходы и богатство перемещаются:
· от кредиторов к должникам.
· от рабочих к фирмам
· от людей с фиксированными доходами к людям с нефиксированными доходами
· от людей, имеющих накопления в денежной форме, к людям, не имеющим накоплений.
· от пожилых к молодым
· от всех экономических агентов, имеющих наличные деньги, к государству.
Наиболее серьезные и разрушительные последствия имеет гиперинфляция, которая приводит:
· к краху финансовой системы (деньги перестают иметь значение и происходит переход к бартеру);
· к разрушению благосостояния (реальные доходы катастрофически сокращаются);
· к нарушению и разрушению инвестиционного механизма (инвестиции в производство имеют долгий срок окупаемости и в условиях стремительного обесценения денег неэффективны). Причиной гиперинфляции служит огромное увеличение денежной массы с целью финансирования расходов государственного бюджета за счет сеньоража, что связано либо с войнами, либо с невозможностью профинансировать большой дефицит бюджета иными (неинфляционными, т.е. неэмиссионными способами).
18. последствия инфляции и безработицы в краткосрочном и долгосрочном периодах.Английский экономист А. Филлипс на основе эмпирических исследований показал, что рост безработицы существенно замедляет рост цен и заработной платы, а уменьшение безработицы сопровождается ростом цен и заработной платы. Инфляция и безработица не могут увеличиваться одновременно.
Кривая Филлипса показывает обратную взаимосвязь между темпами инфляции и нормой безработицы. Чем выше темп инфляции, тем ниже доля безработных. Позднее было доказано, что кривая достоверно описывает взаимосвязь инфляции и безработицы только в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде данная зависимость становится совершенно иной. Если кривая Филлипса стабильна, то правительство может применять меры денежной и фискальной политики, которые воздействуют на совокупный спрос. В результате этого происходит просто перемещение экономики вдоль заданной кривой Филлипса.
• кривая Филлипса и в краткосрочном, и в долгосрочном периодах вертикальна.
Государственный бюджет.
Государственный бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Основными функциями государственного бюджета являются:
1) Образование бюджетного фонда - доходы бюджета. Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Они включают: налоги с доходов хозяйствующих субъектов (участников процесса общественного производства – физических и юридических лиц); займы; доходы от государственной собственности (предприятий); доходы от эмиссии бумажных денег.
2) Использование бюджетного фонда - расходы бюджета. Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
3) Контроль за образованием и использованием бюджетных фондов.Контрольная функция обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. При этом контроль и контрольная функция не идентичны (хотя и взаимосвязанные) понятия: первое отражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе – присущее финансам свойство, создающее объективную основу для осуществления контроля.
Государственный бюджет выполняет в национальной экономике следующие функции:
· фискальную – это означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов;
· экономического регулирования – это использование государственных налогов, для проведения той или иной экономической политики;
· социальную– использование бюджета для перераспределения национального дохода.
Осуществляя эти функции, государство может выделять из государственного бюджета:
· ассигнования – средства из государственного бюджета на содержание государственных учреждений;
· субсидии – денежные пособия, которые предоставляются государственным учреждениям;
· субвенции – вид государственного денежного пособия местным органам власти для выполнения программ развития;
· дотации – государственные пособия на покрытие убытков и поддержки нерентабельных предприятий.
Доходы государственного бюджета:
· Налоги на доходы юридических и физических лиц
· Поступления от реального сектора (налог на прибыль)
· Поступление косвенных налогов и акцизов
· Пошлины и неналоговые сборы
· Региональные и местные налоги
Расходы государственного бюджета:
· Промышленность
· Социальная политика
· Сельское хозяйство
· Государственного управление
· Международная деятельность
· Оборона
· Правоохранительная деятельность
· Наука
· Здравоохранение
Сущность и функции налогов.
Налог (сбор, пошлина) – обязательный денежный взнос, взимаемый государством с физических и юридических лиц, и перечисляемый в государственный бюджет или во внебюджетные фонды.
Выделяют следующие функции:
· Фискальная. Это главная функция налогов, она означает изъятия денежных средств в казну. Данная функция отражает сущность налогов как особого централизованного инструмента финансовых отношений. Фискальная функция характерна для всех государств во все периоды существования и развития. По средствам фискальной функции реализуется главное общественное назначение налога – формирование финансовых ресурсов государства.
· Регулирующая. Она заключается в том, что налоги представляют собой механизм влияния на экономические, происходящие в государстве, которые позволяют формировать необходимые характеристики этих процессов. Сущность этой функции заключается в регулирующем на развитие стороны деятельности закона. Данная функция носит объективный характер, поскольку государство может эффективно использовать с целью регулирования определённых процессов в обществе.
· Стимулирующая. Налоги непосредственно влияют на усиление или ослабевание накопление капитала, увеличение или уменьшения платёжеспособного спроса и другие экономические процессы. Данная функция означает использование налогов для стимулирующего или дестимулирующего воздействия на экономику прежде всего через перераспределение национального дохода.
· Распределительная функция. Она состоит в том, что с помощью налогов государство через бюджеты и фонды перераспределять из производственной в социальную, а также между отраслями и отдельными гражданами.
· Контрольная. Она проявляется в проверке эффективности функционирования и контроля за проводимой финансовой политикой государства.
Эк. сущность налогов – присвоение, централизация, перер-ие через бюджеты части произв. нац. продукта.
Кредитный мультипликатор
Кредитный мультипликатор – это отношение динамики объема кредитования, который осуществляется группой однородных кредитных организаций, к динамике резервных активов, вызвавшей изменение объема кредитов. Простой кредитный мультипликатор определяется по следующей формуле:
D = (1/(c + r))R,
где D – результирующий рост банковских депозитов;
R – первоначальный рост банковских депозитов;
с – предпочитаемое заемщиком отношение наличности в структуре выдаваемых кредитов;
r – норма обязательных резервов конкретного банковского учреждения.
Размер мультипликатора выражается отношением:
1/(c + r).
Рост денежной массы в обращении (М), состоящей из наличных денег и банковских депозитов, определяется по формуле:
M = (1 + c) / (c + r) ґ C.
Выражение (1 + c) / (c + r) – называют денежным мультипликатором.
Положительные последствия
1. Защита молодых отраслей. Протекционизм дает возможность новым неокрепшим предприятиям развиваться и защищает их от иностранной конкуренции. Это имеет особое значение для развивающихся стран. При этом, отрасль должна составлять малую долю в экономике (в противном случае, если защищать большую часть рынка, может повыситься реальный курс валюты страны, что уменьшит конкурентоспособность);отрасль развивается достаточно быстро на фоне зарубежных конкурентов и при этом несильно отстает от них, то есть является перспективной.
2. Увеличение производства и занятости. Протекционистские меры могут помочь сохранить рабочие места, а также повысить агрегатный спрос, стимулируя производство. Но в то же время правительство рискует сохранить такую ситуацию и затормозить их развитие.
3. Доход бюджета. В развивающихся и слаборазвитых странах с не оформившейся налоговой системой поступления от таможенных пошлин действительно могут стать важным источником дохода. Но нужно понимать, что усиление протекционизма может вызвать обратный эффект.
4. Стратегическая безопасность. Для государства важно быть в состоянии самостоятельно себя обеспечить. Поэтому защита неэффективных, но стратегически значимых отраслей экономики от внешней конкуренции играет большую роль, и здесь протекционизм действительно себя оправдывает. [16]
Отрицательные последствия
1. Возникновение монополий. Протекционизм, ограничивая конкуренцию, способствует развитию внутри страны монополий, а также заставляет потребителя переплачивать за требуемые товары.
2. Замедление экономического роста. Политика протекционизма препятствует экономическому росту, так как после введения тарифов сокращается объем международной торговли, оказывая негативное влияние на мировой рынок и рынок страны (если говорить о малой экономике). Защищая неконкурентные отрасли государство рискует сохранить затратные производства, которые не будут развиваться. Также в условиях протекционизма страдает специализация стран, потому что они не имеют возможности реализовать преимущества своих конкурентных отраслей, как это было бы при свободной торговле. А в нашем случае приходится тратить ресурсы также на неэффективные отрасли в интересах внутреннего рынка.
3. Торговые войны. При использовании протекционистских мер страна рискует вызвать ответные меры других стран, что в результате плохо скажется на мировой торговле.
4. Негативное влияние на экспорт. Тарифные барьеры, направленные на защиту отечественного производителя и ограждающие внутренний рынок от иностранных товаров, лишают другие страны возможности продавать на этом рынке. Из-за этого уменьшаются их доходы и в результате может снизиться экспорт первой страны. К тому же во многих производствах используются импортные материалы, а тарифы повышают цены на них, что ведет к увеличению издержек производства и цен на конечную продукцию.
5. Бюрократизация и развитие коррупции. Иногда протекционизм может быть использован не в интересах страны, а лишь в интересах политических деятелей, став в их руках эффективным инструментом для достижения собственных целей. Желая закрепить свое место, политики могут, к примеру, под видом протекционизма поддерживать множество убыточных предприятий, сохраняя рабочие места и не взирая на отрицательные последствия своих действий для экономики страны.
Цели протекционизма
· В долгосрочной перспективе обеспечить защиту стратегическим отраслям, которые в случае ущерба нанесли бы непоправимый урон стране (например, сельскому хозяйству).
· Временно поддержать развитие молодых отраслей отечественной экономики до тех пор, пока они самостоятельно не смогут конкурировать с аналогичными хозяйствами других стран.
· Осуществить ответные меры при применении подобной политики торговыми партнерами.
Сущность национальной экономики и ее структура.
Национальная экономика – это самостоятельная система, включающая в себя хозяйственные, организационные, социальные и научно-технические аспекты. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями.
Национальная Экономика включает в себя две группы отраслей:
· Материального производства– относится к промышленности, сельскому и лесному хозяйству, к транспорту, связи, строительству, торговле, и общественному питанию
· Социальной сферы – относится к образованию, фундаментальной науке, здравоохранения, культуре, желищно-коммуникальному хозяйству, бытовому обслуживанию, спорту, туризму.
Характеризуется следующими признаками:
· Общее экономическое пространство с единым законодательством. единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.
· Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.
· Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.
Структура национальной экономики – это соотношение отраслей, характеризующее общественное разделение труда, а также пропорции воспроизводства, количественными и качественными соотношениями отражающие взаимосвязи отдельных фаз общественного воспроизводства.