Метод - это то, что воспринято во время учения
И следуя чему можно добиться цели.
Мо-Цзы
В то же время, опираясь на свой опыт консультирования, эксперты Системы "ТРИЗ-ШАНС" хотели бы добавить к сказанному:
• анализ последних выставок и фестивалей (Москва, Санкт-Петербург, Минск, Киев, Ростов-на-Дону, Красноярск, Таллин) показывает: многие рекламисты-профессионалы, увы, НЕ УМЕЮТ рекламировать даже себя...
• сегодня ТОЛЬКО НЕКОТОРЫЕ фирмы, специализирующиеся на PUBLIC RELATIONS, имеют собственный имидж, а тем более умеют им управлять...
• рекламисты-профессионалы далеко не всегда умеют СТАБИЛЬНО решать творческие задачи, особенно если они "Нечетко заданы и решаются не только средствами рекламы и PUBLIC RELATIONS. Вместе с тем, Закон "О рекламе" и иные ограничительные акты постоянно ВЫНУЖДАЮТ искать нетрадиционные рекламные решения. И поиски нетрадиционных решений происходят, увы, методом проб и горестных ошибок...
• "профи" в одном жанре рекламы зачастую весьма смутно представляют себе возможности другого жанра;
• по понятным соображениям психологического порядка, профессионалы способны признать это только в узком профессиональном кругу (как, например, это произошло на научных конференциях "Рекламное Измерение"), но, естественно, как представители любой профессии, рекламисты вырастили "психологическую защиту" и "стесняются" признать проблему повышения собственной квалификации. А как известно, проблема, "заметенная под ковер", от этого не решается, а способна лишь "минировать будущее"...
2. ЧЕМУ ИМЕННО УЧИТЬ...
...если на сегодняшний день наиболее часто встречается лишь:
• поверхностное обучение на основе устаревших примеров (см., например, зарубежные книги по рекламе);
• рассказ не о том или не совсем о том. Скажем, на семинарах по текстовой рекламе - рассказ не о приемах создания качественных текстов, а разговоры в стиле: "Будьте изобретатель
ны. Например, фирма "X" придумала очень изобретательный слоган, а вот текст фирмы "У" мне не нравится". Или: "Вообще в Америке (Европе, Азии, Австралии...) отношение к текстовой рекламе иное".
Нам кажется, что как студентов, так и профессионалов полезно обучать:
• владению собой, управлению своим настроением и настроением окружающих (ибо рекламист, а особенно PR-профи, не вправе "обижаться" на Клиентуру);
• проектированию рекламных кампаний;
• приемам Public Relations;
• закономерностям фирменного стиля;
• приемам текстовой рекламы;
• профессиональным навыкам по верстке, созданию слоганов, составлению типовых сценариев презентаций и т.п.;
• технологиям грамотного обращения с интеллектуальной собственностью, Закону "Об авторском праве и смежных правах", "Патентному закону"...
Но самое главное - можно сказать, что это "острие вектора" - обучение технологиям решения нестандартных (творческих) задач. Или иначе: умению СТАБИЛЬНО ставить проблемы и решать их...
К сожалению, современным технологиям творчества - ТРИЗ, морфологическому анализу, синектике, системному анализу - не учат почти ни в одном вузе...
КАК УЧИТЬ?
Кратко напомним существующие качественные уровни обучения[56].
l-ый УРОВЕНЬ: неинструментальная критика, собственные эмоции по поводу чужой рекламы (или образно: это напоминает эмоции А.Н. Радищева в произведении "Путешествие из Петербурга в Москву"), а также поверхностное обучение на основе устаревших примеров или далеких от нашего рынка советов зарубежных специалистов;
2-ой УРОВЕНЬ:пересказ баек о бывших "счастливых случаях" без пере-дачи технологий стабильного получения этих самых "счастливых случаев". Иногда сообщение обучаемым неких полезных фактов (например, по медиа-планированию, азам психофизиологии восприятия, типовым ошибкам...);
3-ий УРОВЕНЬ: преподавателем показаны авторские разработки, авторские приемы рекламы;
4-ый УРОВЕНЬ: обучаемым сообщены модели, приемы, технологии, позволяющие им самостоятельно ставить рекламные задачи и решать их в отсутствие преподавателя.
К сожалению, большинство школ, курсов, факультетов и вузов рекламы едва дотягивают до l-2-гоуровней обучения.
И еще один критерий. Как показывает опыт работы наших коллег, американский университетский профессор, зарабатывающий лекциями по рекламе на территории США - личность, не очень... уважаемая (Когда он приедет в Россию - да, конечно!) Почему? Если он толь- ко читает лекции невинным студентам, то, как говорят американцы, "его услуги на покупают". Если же это и профессор, и консультант - да, значит, он нужен, и "его услуги покупают". (Добавим к этому, что суммы гонораров за консультации намного превышают оплату лекций [2]...) Поэтому если преподаватель рекламы сам активно не консультирует, то, скорее всего, это говорит о его ограниченной профессиональной пригодности…
В отвлеченных рассуждениях отсутствует собственный творческий опыт, без чего ни в чем не может быть достоверности.
Леонардо да Винчи