Метод - это то, что воспринято во время учения

И следуя чему можно добиться цели.

Мо-Цзы

В то же время, опираясь на свой опыт консультирования, эксперты Системы "ТРИЗ-ШАНС" хотели бы добавить к сказан­ному:

• анализ последних выставок и фестивалей (Москва, Санкт-Пе­тербург, Минск, Киев, Ростов-на-Дону, Красноярск, Таллин) по­казывает: многие рекламисты-профессионалы, увы, НЕ УМЕЮТ рекламировать даже себя...

• сегодня ТОЛЬКО НЕКОТОРЫЕ фирмы, специализирующиеся на PUBLIC RELATIONS, имеют собственный имидж, а тем более умеют им управлять...

• рекламисты-профессионалы далеко не всегда умеют СТАБИЛЬ­НО решать творческие задачи, особенно если они "Нечетко за­даны и решаются не только средствами рекламы и PUBLIC RELATIONS. Вместе с тем, Закон "О рекламе" и иные ограничи­тельные акты постоянно ВЫНУЖДАЮТ искать нетрадиционные рекламные решения. И поиски нетрадиционных решений про­исходят, увы, методом проб и горестных ошибок...

• "профи" в одном жанре рекламы зачастую весьма смутно пред­ставляют себе возможности другого жанра;

• по понятным соображениям психологического порядка, профес­сионалы способны признать это только в узком профессио­нальном кругу (как, например, это произошло на научных кон­ференциях "Рекламное Измерение"), но, естественно, как пред­ставители любой профессии, рекламисты вырастили "психоло­гическую защиту" и "стесняются" признать проблему повышения собственной квалификации. А как известно, проблема, "заметенная под ковер", от этого не решается, а способна лишь "ми­нировать будущее"...

2. ЧЕМУ ИМЕННО УЧИТЬ...

...если на сегодняшний день наиболее часто встречается лишь:

• поверхностное обучение на основе устаревших примеров (см., например, зарубежные книги по рекламе);

• рассказ не о том или не совсем о том. Скажем, на семинарах по текстовой рекламе - рассказ не о приемах создания каче­ственных текстов, а разговоры в стиле: "Будьте изобретатель­
ны. Например, фирма "X" придумала очень изобретательный слоган, а вот текст фирмы "У" мне не нравится". Или: "Вообще в Америке (Европе, Азии, Австралии...) отношение к текстовой рекламе иное".

Нам кажется, что как студентов, так и профессионалов полезно обу­чать:

• владению собой, управлению своим настроением и настроением окру­жающих (ибо рекламист, а особенно PR-профи, не вправе "обижаться" на Клиентуру);

• проектированию рекламных кампаний;

• приемам Public Relations;

• закономерностям фирменного стиля;

• приемам текстовой рекламы;

• профессиональным навыкам по верстке, созданию слоганов, составле­нию типовых сценариев презентаций и т.п.;

• технологиям грамотного обращения с интеллектуальной собственностью, Закону "Об авторском праве и смежных правах", "Патентному закону"...

Но самое главное - можно сказать, что это "острие вектора" - обуче­ние технологиям решения нестандартных (творческих) задач. Или иначе: умению СТАБИЛЬНО ставить проблемы и решать их...

К сожалению, современным технологиям творчества - ТРИЗ, морфо­логическому анализу, синектике, системному анализу - не учат почти ни в одном вузе...

КАК УЧИТЬ?

Кратко напомним существующие качественные уровни обучения[56].

l-ый УРОВЕНЬ: неинструментальная критика, собственные эмоции по поводу чужой рекламы (или образно: это напоминает эмоции А.Н. Ради­щева в произведении "Путешествие из Петербурга в Москву"), а также по­верхностное обучение на основе устаревших примеров или далеких от на­шего рынка советов зарубежных специалистов;

2-ой УРОВЕНЬ:пересказ баек о бывших "счастливых случаях" без пере-дачи технологий стабильного получения этих самых "счастливых случаев". Иногда сообщение обучаемым неких полезных фактов (например, по медиа-планированию, азам психофизиологии восприятия, типовым ошибкам...);

3-ий УРОВЕНЬ: преподавателем показаны авторские разработки, ав­торские приемы рекламы;

4-ый УРОВЕНЬ: обучаемым сообщены модели, приемы, технологии, позволяющие им самостоятельно ставить рекламные задачи и решать их в отсутствие преподавателя.

К сожалению, большинство школ, курсов, факультетов и вузов рекла­мы едва дотягивают до l-2-гоуровней обучения.

И еще один критерий. Как показывает опыт работы наших коллег, аме­риканский университетский профессор, зарабатывающий лекциями по рекламе на территории США - личность, не очень... уважаемая (Когда он приедет в Россию - да, конечно!) Почему? Если он толь- ко читает лекции невинным студентам, то, как говорят американцы, "его услуги на покупают". Если же это и профессор, и консуль­тант - да, значит, он нужен, и "его услуги покупают". (Добавим к этому, что суммы гонораров за консультации намного превыша­ют оплату лекций [2]...) Поэтому если преподаватель рекламы сам активно не консультирует, то, скорее всего, это говорит о его ог­раниченной профессиональной пригодности…

В отвлеченных рассуждениях отсутствует собственный твор­ческий опыт, без чего ни в чем не может быть достоверности.

Леонардо да Винчи

Наши рекомендации