Если два человека сделают мне одинаковое замечание, я задумаюсь.
Михаил Светлов
Так серия радиороликов и макетов, "свернутая" на основе детской "дразнилки", целый месяц лихорадила один из южных городов. В ее основе была использована фраза: "Все говорят... А ты купи слона". После нескольких публикаций, "прокруток" роликов одна половина города принялась рассказывать другой, почему никто никогда не пойдет в "тот самый" магазин. Появился даже "Клуб Ненавидящих Радиоролики". Впрочем, имя фирмы запомнили и называли правильно. Естественно, рекламная кампания не ограничилась только этим ходом. Стиль транслировался до "перелома мнений", то есть до того момента, когда он перестал восприниматься как оскорбление Клиента. Затем постепенно насмешка сменилась просто остроумными идеями на основе "свертки" ресурсов и стереотипов. Но не успели Клиенты успокоиться, как их снова начали "поддразнивать": следующим шагом кампании стали пародии на собственные, наиболее яркие и запоминающиеся идеи. Фирма смеялась сама над собой.
Данный ход - большая редкость при проведении рекламных кампаний. Воспользовавшихся им рекламистов можно сосчитать по пальцам, и второй руки не потребуется.
Но, к сожалению, некоторые фирмы ограничиваются именно первым дерзким (пожалуй, точнее будет сказать, "дерзящим") шагом и, увидев негативную реакцию, идут на попятную, резко меняя стиль. А уже поздно. Негатив "проявлен" и "закреплен". И теперь, как бы это ни показалось странным, менять стиль рано. Один из политиков считал так: "Если Вы сказали явную глупость, повторяйте ее бесконечно. Тогда всем остальным она покажется истиной". Молва приписывает авторство попеременно то Черчиллю, то Бисмарку и повторяет, повторяет, повторяет эти слова... бесконечно.
Но даже используя "эффект снижения" сознательно, важно не забыть о том, что Клиент - Большой. Именно тогда в фирму станут обращаться Большие Клиенты.
Пожалуй, только социальная реклама, часто будучи вплотную приближена к карикатуре, позволяет себе насмешливые и едкие выпады как в адрес поднимаемых проблем, так и в адрес представителей человечества, эти проблемы породивших (кЛИЕНТОВ с маленькой буквы).
Социальная реклама выполняет трудную миссию: так сообщить об известных всем и каждому, но не решенных обществом задачах, чтобы Читатель, Зритель или Слушатель не морщился от очевидной банальности. Ведь не станет же любой нормальый человек добровольно читать нравоучения самому себе. Остается одно: увидев социальную рекламу, ужаснуться или посмеяться над собственными поступками.
ПРИМЕРЫ
Источник: журнал "YES!", 1997, № 4, обложка, с. 3.
Этот макет - один из многих, созданных агентством "DDB advertysing" по заказу мэрии Парижа. В нем говорится: "Если Вы любите Париж, то никогда не сделаете этого".
Представьте себе подобным образом "украшенный" собор Петра и Павла в Санкт-Петербурге или храм Василия Блаженного в Москве, и Вы поймете чувства истинного парижанина.
Вообще, Россия - страна, избалованная остроумием. Мы, сегодняшние рекламисты, третье или даже четвертое поколение, с пионерского возраста обученное "эзопову языку" намеков и чтения между строк. Именно поэтому не стоит забывать, что и наша "целевая аудитория" видит подтекст даже там, где его нет. Изготовителю макета недостаточно ограничиваться первым, лежащим на поверхности только графическим или только текстовым образом, а нужно смотреть на их сочетание. Зачастую, сам того не желая, потребитель рекламы "сворачивает" воедино текст и графику, получая надсистемный эффект(к собственному удовольствию, но не всегда к удовольствию рекламиста).
Так, например, одна из фирм Санкт-Петербурга опубликовала рекламу. На оригинал-макете слева, из шторма, грозы и зигзагов молний выходит многотоннажное грузовое судно. А всю остальную необозримую морскую поверхность перед ним уже разгладила гигантская рука (раз в двадцать больше "суденышка"). Рукава рубашки и пиджака, часть которых видит Зритель, окрашены в фирменные цвета. И слоган вроде неплох: "С нами спокойнее". За исключением того, что Клиент "ну о-о-чень маленький", а фирма явно чувствует себя гораздо больше. Вроде бы ничего отрицательного и нет. Но далее изображен логотип фирмы-филиала и надпись крупным шрифтом: "Масла BRITISH PETROLEUM".
Об эффекте волн, усмиренных масляной пленкой, знают не только моряки. В самый сильный шторм разлитая бочка масла давала парусному судну двухминутную передышку от ударов стихии, как по волшебству успокаивая в небольшом радиусе вокруг корабля даже девятибалльный шторм. Видимо, это явление и имел в виду рекламист, но подвела гигантомания. Дело в том, что масштабы усмиренной моторными маслами морской поверхности равны экологической катастрофе. Одно утешает: качество продукции "BRITISH PETROLEUM" не зависит от качества ее рекламы. У данной корпорации за век пребывания на рынке наработан ряд устойчивых положительных стереотипов.
Дизайн - это отдушина, открывающая фирме выход в мир, полный идей.
Питер Горба
Для фирмы с нулевым или неустойчивым стереотипом, связанным с ее торговой маркой, ассортиментом или имиджем, неудачная рекламная акция - непозволительная роскошь. Поэтому, применяя алгоритм вычитки рекламного текста[54], целесообразно также проверять, какие неожиданные, в особенности отрицательные, ассоциации могут возникнуть у потенциального Клиента при сопоставлении графики и текста. Причем в процессе вычитки автора макета необходимо держать на таком расстоянии, которое не позволяет слышать звук его голоса, а следовательно, и разъяснений того, что он хотел "этим" сказать. Важно то, что смог. Лучше, чтобы "ассоциации, связанные с отрицательными стереотипами, были бы выявлены при подготовке рекламы, а не при восприятии ее Клиентами"[55].
Но если, несмотря на все вышеперечисленные трудности, принято решение создать остроумный рекламный макет, используя прием "Свертка",есть масса возможностей избаловать Клиента разнообразием. Причем не только разнообразием содержания, но и внешней формы.
СТИЛЬ
Обыкновенно в работах художника или дизайнера преобладает какой-либо вид композиций, персонажей, излюбленное сочетание приемов работы над образом. Все вместе это составляет стиль данного Автора. К сожалению, в отличие от художников, рекламисты не издают альбомы своих работ, и их стиль проследить сложнее.
В отличие от живописи и большинства видов дизайна, стиль рекламных оригинал-макетов включает в себя и графику, и теко Текст несет больше информации, образ легче воспринимается и запоминается - об этом можно прочитать в любом рекламном учебнике. Но макеты, созданные при помощи приема "Свертка",различаются по степени значимости графики и текста. То есть при ответе на вопрос: "Что выражает основную идею макета?", мы можем отдать первенство либо графике, либо тексту, либо основная идея получена именно их неразделимым сочетанием. По этому параметру можно выделить пять (5) уровней "свертки" в макетах.