Шаг 0 (ноль). задача (объект позиционирования)
Клиенты должны запомнить адрес нового магазина корпорации "SOFT", расположенного на пр. Буденновском, 97.
ШАГИ 1-3
(описание шагов см. выше)
Ресурсы | Стереотипная фраза или образ, возможно, уже изначально включающие в себя один из ресурсов |
Адрес: пр. Буденовский, д. 97, 1 этаж; Ассортимент нового магазина; Цены на товары (прайс)… | Номер доиа совпадает с годом; 97 дом – 97 год; календарь; Какой адрес- такой и год. |
ШАГ 4
ОПИСАНИЕ ИДЕИ КАРИКАТУРЫ
Так как номер дома совпадает с текущим годом, адрес "сворачивается" с "заголовком календаря". Названия товаров и цены формируются в колонки, похожие на месяцы.
Предполагаемые действующие лица (объекты).
Нужна ли дополнительная графика типа фото-образов товаров? "Календарь" - первый образ, который воспринимает Клиент. Далее вступает в действие эффект "непонимания - внезапного уяснения"[52]. И лишь через несколько секунд приходит понимание второго смысла: адрес, ассортимент, прайс. То есть создан контраст формы и содержания, графики и текста. Поэтому, если разместить фотографии товаров, контраст в восприятии будет заранее ослаблен и, следовательно, будет слабее идея макета.
Где и когда происходит действие, если это важно.
Действие отсутствует.
Какое действие выполняется, либо карикатура статична.
Карикатура статична.
Важные детали, если таковые имеются.
В "таблицу-календарь" необходимо помещать ассортимент товаров, которые больше всего покупаются в данном месяце. Но именно ассортимент товаров всей корпорации: бытовую технику, компьютеры, окна, строительные и отделочные материалы и т.д. В итоге у нас получилось связать 1997 год, адрес корпорации и номенклатуру товара[53] ,
ELECTRIC-CITY, БУДЕННОВСКИЙ, 97 |
Итак, если все необходимые ресурсы подчинены одной общей идее и найден остроумный вариант "свертки", можно быть уверенным, что Клиент, улыбнувшись, запомнит, позвонит, заглянет, а все, что он будет делать дальше, от рекламы уже не зависит.
СЕКРЕТ № 3
Как видно из предыдущего примера, в макете решено несколько задач при помощи ОДНОЙ идеи. В идеале одним макетом решаются все рекламные
задачи фирмы.
В то же время "идеал" был и остается понятием теоретическим. Он помогает при расчете и создании реальных систем, но физически недостижим (как коммунизм в отдельно взятом рекламном макете).
Рекламист, попытавшийся решить своим макетом семнадцать задач, прав в своем желании. Но только при выполнении главного условия: все задачи должна решать всего одна идея. При соблюдении этого условия полученное решение окажется приближенным к идеальному, что будет свидетельствовать о его высоком качестве.
В спорте у прыгунов в высоту есть поговорка: "Чтобы прыгнуть на два метра, надо мысленно поставить планку на три и прыгать только туда. Иначе не дотянуться и до полутора".
Величайшее умение писателя - это умение вычеркивать. Кто умеет и кто в силах вычеркивать, тот далеко пойдет.
Ф.М. Достоевский
СЕКРЕТ № 4
Инженеры-изобретатели говорят: "Хорошая идея еще и пирожки печет". В рекламе многофункциональность тоже в цене, так как позволяет сделать сеть согласованных рекламных акций для различных каналов восприятия. Фразу "Какой адрес - такой и год" легко запомнить: она является мнемонической. Поэтому одновременно с публикацией макета запускается радиоролик, транслирующий ее, что усиливает рекламное воздействие.
Следовательно, полученную идею необходимо проверять на универсальность.
СЕКРЕТ № 5
Пришла пора открыть следующий секрет. Дело в том, что большая часть собранных ранее фраз не подходит для рекламы. Из них можно создать прекрасную сатиру, классическую острую карикатуру, но только не рекламный макет.
Внимательно прочитав все изречения, замечаешь: меньшая часть из них имеет возвышающий смысл, например: "рог изобилия", "найти общий язык", "светлая голова"... Остальные же изначально несут в себе снижение, как-то: "рога обломать", "трепать языком", "с больной головы на здоровую". И пока что нет ни одного примера Макета-Карикатуры,несущей в себе возвышение Фирмы или Клиента. Будем надеяться, что они еще появятся. А также и на то, что именно здесь у методики находится так называемая "точка роста".
АКСИОМА
С ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ
В рекламе и карикатуре используются общие приемы при создании произведений. Но есть и главное отличие: Карикатура не разбирает званий и смеется над всем и всеми. В рекламе Клиент - персона, неприкосновенная для насмешек: даже новорожденный малыш сразу же получает от рекламистов пару килограммов хорошего отношения к себе, вполне материально представленного в буклетах, сувенирах и иной рекламной продукции. Но дело не только в количестве. Именно в рекламе Клиент - Большой по отношению к фирме, к ее товару и любым финансовым успехам - по определению, как в аксиоме. Но возможно и доказательство.
Попробуем несколько раз ответить "да" на простые вопросы, возникающие перед директором, рекламистом или иным имиджмейкером фирмы.
- Должен ли Клиент увидеть в рекламе, что фирма надежна?
-Да.
- Должен ли Клиент увидеть, что фирма большая и солидная?
-Да!
- Должен ли Клиент увидеть, что фирма защитит его от большинства
неприятностей?
-...!!!
А теперь представим фирму "Икс" - большую, солидную и надежную - в образах.
Возможно, это непоколебимая скала или рыцарь на страже интересов безоружного Клиента, а может быть, греческие боги на высоком Олимпе. Словом, мы можем представить любой образ, воплощающий силу и уверенность - вплоть до борца супертяжеловеса (в зависимости от масштабности замысла). Но все истинно великое познается в сравнении, поэтому вреальных рекламных макетах и видеороликах рядом или на фоне величия можно видеть маленького среднестатистического клиента.
Однажды для полноты впечатления некая фирма добавила в свое рекламное объявление слоган: "Мы работаем даже с мелкими клиентами", наглядно показав бегающую вокруг себя клиентскую мелюзгу. Лично я, оказавшись в роли Клиента, чувствую себя беззащитной у подножия таких "столпов бизнеса".
Демонстрация "сверхсилы", а также обыкновенная шутка, воплотившись в рисунок, могут стать неприемлемыми для рекламы фирмы-рекламодателя, если несут в себе снижение Клиента. Для шутки уместен вопрос: "Над кем смеетесь?" И Клиент мгновенно, быстрее логики, чувствует обидный для себя ответ. Обида легко запоминается, и у Клиента возникает отрица-тельный стереотип. После чего необходимо уже принимать экстренные меры по его коррекции (то есть изменять стереотип с отрицательного на положительный), что обойдется гораздо дороже.
В то же время проводятся рекламные кампании, сознательно построенные на эффекте снижения, где каждое размещение рекламы несет в себе неприкрытую насмешку или абсурд. Например, при первом обращении к Клиентам на календарь-вкладку в журнале помещается фотография нары обезьянок, ищущих друг у друга насекомых. При этом фото снабжено двусмысленной подписью: "Мы о Вас позаботимся..." И далее в том же сти-ме. После резко негативной реакции в ответ на первые публикации такой рекламы, Клиенту становится "ясно", что эти "олухи", оказывается, так рекламу делают. Причем в эпитетах можно себя не ограничивать, а смеяться, следовательно, надо над ними-убогими. Убогих в России жалеют, любят и смеются над ними ласково.