Сбор типовых стереотипов относительно рекламируемых объектов (РО).
Как известно, хорошая рекламная идея - та, которая содержит в себе стереотип Клиента из целевой группы. Появление на различных рекламных носителях "знакомых" фраз, звуков, изображений "включает" аудиторию, которой "становится понятно", что "речь пойдет о том, что касается меня, моей семьи, моей фирмы..."[18]. Поэтому стереотипы Клиентов, вплоть до слэнга, желательно включать в рекламные сообщения.
ПРИМЕР
Во время опроса розничных и мелкооптовых торговцев были выявлены две устойчивые фразы: "Мы берем то, что хорошо берут" и "Мы берем то, что хорошо рекламируют". В дальнейшем на основе этих фраз были созданы два аудиоролика: "Две тысячи наименований косметики и парфюмерии, которые хорошо берут" и "Две тысячи наименований косметики и парфюмерии, которые хорошо рекламируют".
© Система "ТРИЗ-ШАНС"
Исторически место обслуживания Клиентов является и местом трансляции ими своих ожиданий, опасений, предубеждений (т.е. стереотипов) в отношении товаров, услуг, фирмы.., а случается, и самого персонала. Здесь - на местах обслуживания - их и надо собирать[19].
ПРИМЕР
Типовые стереотипы пассажиров в отношении авиарейсов, авиакомпании и полетов вообще лучше всего "аккумулирует" авиаотряд, выполняющий рейс. И в особенности бортпроводницы, которые пассажиров не только у трапа встречают, но и подолгу ВЫСЛУШИВАЮТ после очередной задержки рейса аэропортом. Эту же информацию отдел рекламы может собрать на местах продажи авиабилетов, т.е. в городских авиакассах или в кассах аэропорта.
"При рекламе сложных, многофункциональных Т/У имеет смысл построить цепочку всех действий Клиента с рекламируемыми Т/У и указать положительные и отрицательные Ст для каждого(!) действия"[20].
4. Сбор информации о хорошо реализуемых товарах и услугах (Т/У) (о бестселлерах)[21].
Одно из распространенных заблуждений рекламного свойства - вкладывать деньги в неликвидные товары, которые как лежали мертвым грузом на складе, так и будут лежать! Вместе с ними будут лежать и "замороженные" деньги фирмы.
Целый ряд фактов - из рекламной и не рекламной жизни -говорит о том, что эффективнее всего делать СТАВКУ НА СИЛЬНОГО. На сильного (т.е. успевающего) ученика в классе, на сильного (высокопрофессионального) специалиста в фирме, на сильную (пользующуюся хорошим спросом) услугу, на сильный ("хорошо идущий") товар и т.д.
Иначе в одном случае вместо нескольких хорошо подготовленных учеников будет целый класс неуспевающих. В другом -вместо профессионально выполненной работы соберется ворох недоделанных дел. В нашем же случае - вместо небольшого ассортимента хорошо идущих товаров и услуг, способных на первое время "вытянуть" фирму, будет декларирован широкий, но неликвидный ассортимент.
Откуда это известно? Из физики. Подвод и передача в беспорядочно организованную систему любых количеств тепла, массы и других "питательных" средств лишь повышают меру этого беспорядка, т.е. энтропию системы.
Таким образом, основную часть рекламного бюджета надо вкладывать в бестселлеры! Для этого необходимо посмотреть "Типовой год продаж"[22] и выписать из него перечень товаров (услуг), которые в период рекламной кампании имеют "пики" продаж. Этот перечень (так называемый "Лист бестселлеров") анализируется на предмет дальнейшей эффективной реализации. А именно: как лучше товары расположить или преподнести, как усилить их внутренней или внешней рекламой, какие речевые модули должен употреблять персонал при их демонстрации и т.д.
ПРИМЕР
Анализ рынка розничной и мелкооптовой косметики показал, что после проката по ЦТ очередного ролика о косметической продукции "Доктор энд Пломбл", "Ореол" или, скажем, "Джексон и Джексон" спрос на эти средства резко повышается, они становятся на какое-то время бестселлерами. Поэтому мелкие оптовики прицельно смотрят телевизионную рекламу с целью формирования ассортимента.
Крупной же оптовой фирме, работающей с мелким оптом и розницей, можно порекомендовать давать на ТВ бегущие строки "со сдвигом по фазе" относительно видеорекламы марок. Например, если по ТВ прошла продукция "Неорганикс" - дать бегущую строку: "Неорганикс" в фирме "Кладезь-Косметик" и т.д.
5. Сбор информации о труднореализуемых Т/У (неликвидах)[23].
Товары или услуги, не находящие сбыта, заносятся в так называемый "Лист неликвидов", который составляется для последующего системного поиска решений по их сбыту. План сбыта неликвидов разрабатывает отдел рекламы.
От неликвидов необходимо избавляться любыми недорогими способами: предоставлять скидки на неликвидные товары или на бестселлеры, если куплен неликвид; вводить эвристичные сочетания товаров, когда труднореализуемая продукция начинает хорошо "идти".
ПРИМЕР
В магазине сантехники и отделочных материалов керамической плиткой, которая "идет плохо", оформляется некий "фрагмент ванной". Этот "уголок" украшается настенной лампой, искусственными цветами, ванными принадлежностями... и начинает напоминать часть дома. Покупатель, увидев готовое решение, которое ему трудно было вообразить, берет и такую плитку.
6. Составление графика подачи заявок на поставку рекламной продукции и контроль за его выполнением.
В отсутствие же такого графика в любой фирме, независимо от профиля ее деятельности, время от времени (и, как правило, не ко времени) воспроизводится ситуация "нужно еще вчера" либо уже сегодня срочно. Еще вчера должен висеть указатель, направляющий поток посетителей в бутик, а не в аптеку, расположенную рядом. Уже сегодня подъедут оптовики, которым надо вручить обновленные прайсы. В торговом зале новую товарную группу надо срочно снабдить красочным плакатом и образцами. В операционный зал срочно требуется табличка для юридических лиц, "чтобы Клиент не думал, что здесь только для физических". К открывающейся выставке "прямо сейчас" надо допечатать недостающие визитки и буклеты, а у секретаря "неожиданно" закончились фирменные бланки... И это тоже, понятно, СРОЧНО!!!
Между тем каждый рекламный продукт имеет свой цикл изготовления и размещения. Поэтому информацию, необходимую для его разработки, желательно иметь заблаговременно. Для этого отдел рекламы составляет и передает руководителям других отделов фирмы график подачи заявок на поставку рекламной продукции. В нем указывается, когда необходимо ее заказывать, чтобы получать к желаемому сроку. Этот график руководитель отдела рекламы согласовывает с сотрудниками отделов, объяснив им "цепочку": "сбор информации - разработка - изготовление - размещение".