О конкурсном отборе инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации
(в редакции решений правления Фонда от 10 сентября 2009 г. № 7; от 16 июня 2010 г. № 6; от 30 июля 2010 г. № 7; от 29 мая 2012 г. № 4; от 15 февраля 2013 г. № 1; от 29 апреля 2014 г. № 1; от 20 мая 2015 г. № 2; от 26 апреля 2016 г. № 2; от 29 ноября 2016 г. № 7)
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает цель, задачи и порядок проведения конкурсного отбора инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее – Конкурс), и регулирует отношения, возникающие в ходе подготовки и проведения Конкурса между Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
1.2. Инициатором и организатором Конкурса является Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее – Фонд), созданный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2008 г. № 404 «О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».
1.3. На Конкурс представляются инновационные социальные программы субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее – региональные программы), соответствующие приоритетным направлениям деятельности Фонда, установленным Уставом Фонда, и программам Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержденным решением правления Фонда (протокол заседания правления Фонда от 26 апреля 2016 г. № 2).
1.4. Деятельность Фонда по проведению Конкурса осуществляется на принципах законности, публичности, равных условий и объективности при отборе и оценке представленных на Конкурс программ, социальной эффективности использования денежных средств, выделяемых Фондом на поддержку программ.
II. Цель и задачи Конкурса
2.1. Цель Конкурса – отбор инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации, соответствующих приоритетным направлениям деятельности Фонда и направленных на достижение системного социального эффекта по сокращению распространенности социального неблагополучия детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, и оказание финансовой поддержки таких программ.
2.2. Задачи Конкурса:
отбор и финансовая поддержка региональных программ, нацеленных на получение ожидаемого конечного результата в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации;
установление и развитие партнерства Фонда и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по приоритетным направлениям деятельности Фонда;
содействие развитию межведомственного и межсекторального взаимодействия, профессионального сотрудничества в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации;
создание и ведение реестра региональных программ, получивших поддержку Фонда в ходе Конкурса.
2.3. На Конкурс выдвигаются региональные программы по следующим приоритетным направлениям деятельности Фонда:
профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, включая профилактику жестокого обращения с детьми, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
социальная поддержка семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество;
социальная реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления), профилактика безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, в том числе повторной.
2.4. Тематика региональных программ, представляемых на Конкурс, определяется Фондом.
III. Требования к региональной программе,
представляемой на Конкурс
3.1. Региональная программа, представляемая на Конкурс высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее – Заявитель), может быть:
- государственной программой субъекта Российской Федерации;
- элементом государственной программы субъекта Российской Федерации (подпрограммой, основным мероприятием и пр.);
- иной программой (подпрограммой) субъекта Российской Федерации;
- комплексом мер субъекта Российской Федерации, включающим все программные характеристики.
Региональная программа, представляемая на Конкурс, может быть действующей или планируемой к утверждению в порядке, предусмотренном в субъекте Российской Федерации.
3.2. Региональная программа, представляемая на Конкурс, должна удовлетворять следующим требованиям:
соответствие цели и задачам программы Фонда, являющейся предметом Конкурса, а также требованиям, предъявляемым к оформлению конкурсной документации, определенным настоящим Положением;
актуальность и социальная значимость программных мероприятий для субъекта Российской Федерации;
возможность достижения ожидаемых конечных результатов в установленный период реализации программы и их долгосрочный эффект;
экономическая обоснованность программы;
наличие собственных средств и ресурсов субъекта Российской Федерации, направляемых (планируемых) на реализацию программы;
межведомственный и межсекторальный подход в решении проблемы;
использование инновационных социальных технологий, моделей и методик для достижения целей и задач программы;
наличие соответствующей квалификации и профессионального опыта работы основных исполнителей, привлекаемых для реализации программы;
наличие системы управления программой;
устойчивость программы к возможным рискам;
наличие системы индикаторов (показателей) оценки эффективности реализации программных мероприятий.
Перечень обязательных индикаторов (показателей) для оценки эффективности реализации региональной программы утверждается приказом Фонда и включается в конкурсную документацию, а конкретные их значения устанавливаются субъектом Российской Федерации.
3.3. Региональная программа должна включать следующие основные разделы:
3.3.1. Описание проблемы в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом.
В разделе дается анализ ситуации не менее чем за трехлетний период; оценка действующих мер по улучшению данной ситуации; описание проблем, требующих решения в рамках региональной программы.
3.3.2. Цель, задачи, сроки реализации региональной программы.
В разделе формулируются цель и задачи программы, которые должны соответствовать цели и задачам программы Фонда, требованиям, предъявляемым Фондом к региональным программам; указываются сроки реализации региональной программы.
3.3.3. Система программных мероприятий.
В разделе дается описание программных мероприятий, в том числе по освещению в средствах массовой информации хода реализации программы и достигнутых результатов, ожидаемых конечных результатов реализации программы; устанавливается последовательность их осуществления.
3.3.4. Управление региональной программой и контроль за ходом ее реализации.
В разделе указывается порядок управления региональной программой, межведомственный механизм координации деятельности исполнителей по осуществлению мероприятий региональной программы, способы и формы контроля за ходом реализации региональной программы, обеспечением целевого и эффективного использования финансовых средств.
3.3.5. Ресурсное обеспечение региональной программы.
В разделе определяется общий объем финансирования региональной программы, в том числе по годам реализации, с учетом уплачиваемых исполнителями мероприятий налогов, пошлин и прочих сборов в соответствии с законодательством, источники формирования денежных средств, финансовые механизмы, направления и виды расходования денежных средств, распределение средств по организациям – участникам и конкретным мероприятиям.
Указываются предполагаемые доля и объем средств бюджета субъекта Российской Федерации, направляемые Заявителем на реализацию региональной программы, доля и объем средств, запрашиваемых из бюджета Фонда, с указанием мероприятий, на которые запрашиваются средства Фонда.
Региональная программа может предусматривать дальнейшее осуществление и финансовое обеспечение деятельности, начатой в рамках региональной программы в период ее реализации при поддержке Фонда.
В разделе описываются все возможные риски (как объективные, так и субъективные), которые могут повлиять на достижение цели, задач и прогнозируемых результатов региональной программы, а также меры, предусматриваемые органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации для недопущения или урегулирования рисков.
В разделе также представляется информация о мерах, которые будут предприняты Заявителем для обеспечения устойчивости результатов мероприятий региональной программы, реализованных при поддержке Фонда (продолжение оказания новых видов помощи детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации; функционирование вновь созданных служб, отделений и кабинетов с использованием приобретенного оборудования; дальнейшее развитие системы поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации).
3.3.6. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации региональной программы.
В разделе по каждой из задач, обозначенных в региональной программе, представляются планируемые количественные и качественные результаты их достижения.
Плановая эффективность реализации программы в целом оценивается по степени влияния на улучшение положения целевых групп детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, по определенным в региональной программе индикаторам (показателям), установленным Заявителем.
Наряду с индикаторами (показателями), установленными региональной программой, в обязательном порядке должны быть представлены значения индикаторов (показателей), характеризующих достижение в ходе реализации региональной программы цели и ожидаемых конечных результатов программы Фонда.
3.3.7. Механизм получения средств Фонда.
В разделе описывается предлагаемый механизм получения денежных средств в виде гранта (далее – грант Фонда), указывается предполагаемый грантополучатель (полное наименование, юридический адрес, ИНН, КПП, ОГРН, код ОКПО, код ОКТМО, код ОКВЭД, банковские реквизиты).
В разделе также указывается планируемый алгоритм деятельности по обеспечению своевременного и полного освоения гранта Фонда, взаимодействия с исполнителями мероприятий программы.
3.4. Исполнителями мероприятий региональной программы могут быть юридические лица любой организационно-правовой формы и формы собственности, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
IV. Порядок организации и проведения Конкурса
4.1. Фонд не менее чем за 45 дней до начала Конкурса:
направляет в адрес высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации информационное сообщение о проведении Конкурса с приглашением принять в нем участие;
размещает информационное сообщение о проведении Конкурса на сайте Фонда.
В информационном сообщении указываются сведения о времени и месте проведения Конкурса, его предмете, сроке подачи заявок на участие в Конкурсе, порядке оформления и представления конкурсной документации, адрес и контактный телефон Фонда.
4.2. Заявка на участие в Конкурсе (далее – заявка) должна включать следующие документы по формам согласно приложениям к настоящему Положению:
опись документов (приложение № 1);
титульный лист заявки (приложение № 2);
информация о Заявителе (приложение № 3);
паспорт региональной программы (приложение № 4);
перечень основных мероприятий региональной программы (приложение № 5);
бюджет региональной программы (приложение № 6);
финансово-экономическое обоснование мероприятий региональной программы, на реализацию которых запрашиваются средства грантаФонда (приложение № 7);
индикаторы (показатели) оценки эффективности реализации региональной программы (приложение № 8).
4.3. Заявка печатается шрифтом № 12 «Times New Roman» и представляется на бумажном (в одном экземпляре) и электронном (CD-диск или флеш-карта) носителях с отметкой «На Конкурс по программе Фонда «________». Листы нумеруются, не брошюруются и не скрепляются. Каждый лист заявки подписывается уполномоченным представителем Заявителя.
4.4. Заявка направляется на Конкурс с сопроводительным письмом, подписанным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (его заместителем).
4.5. В случае если заявка подается непосредственно по указанному в извещении адресу Фонда, на каждом из двух поданных экземпляров описи документов делается отметка о принятии заявки на Конкурс с указанием присвоенного заявке номера, даты принятия. При этом один экземпляр описи документов остается у Заявителя.
4.6. По почте заявка направляется заказным письмом с описью вложенных документов, содержащей наименование всех прилагаемых документов и уведомлением о вручении. В данном случае датой приема заявки на Конкурс считается дата, указанная в соответствующем уведомлении о вручении (по почтовому штемпелю отделения связи по месту нахождения Фонда).
4.7. Регистрация заявок прекращается в срок, указанный в информационном сообщении о проведении Конкурса.
4.8. Заявки, оформленные с нарушениями требований настоящего Положения, к участию в Конкурсе не допускаются.
4.9. Материалы, представленные на Конкурс, не возвращаются и не рецензируются.
4.10. Расходы, связанные с подготовкой, направлением заявки и участием в Конкурсе, несет Заявитель.
4.11. В период до истечения срока подачи заявок на участие в Конкурсе Фонд может оказывать заявителям методическую и консультационную помощь.
V. Подведение итогов Конкурса
5.1. Проведение конкурсного отбора и определение результатов Конкурса осуществляет Конкурсная комиссия по отбору региональных программ, действующая на основании Положения о Конкурсной комиссии Фонда по отбору инновационных социальных программ и проектов в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, утверждаемого Фондом.
5.2. Конкурсная комиссия:
регистрирует заявки по форме, согласно приложению № 9 к настоящему Положению;
проверяет полноту (комплектность) документов, представленных заявителями, их соответствие требованиям действующего законодательства и настоящего Положения;
принимает решение о допуске заявителей к участию в Конкурсе в срок, не превышающий 5 рабочих дней с момента прекращения приема заявок, путем составления протокола рассмотрения заявок на участие в Конкурсе;
проводит оценку и сопоставление заявок путем определения соответствия целевой направленности, экономической обоснованности и ожидаемых конечных результатов представленных региональных программ цели и задачам Конкурса;
оформляет протокол оценки и сопоставления заявок в срок, не превышающий 25 рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в Конкурсе;
оформляет протоколом по результатам Конкурса перечень региональных программ, отобранных для последующей финансовой поддержки Фондом, с рекомендациями по объемам их софинансирования, подписываемым председателем, секретарем и членами Конкурсной комиссии;
осуществляет иные действия, необходимые для подведения итогов Конкурса.
5.3. Конкурсная комиссия имеет право:
запрашивать у заявителей и участников Конкурса и получать от них необходимую информацию;
привлекать для участия в своей деятельности независимых экспертов;
вносить на рассмотрение правления Фонда вопросы, по которым Конкурсной комиссией согласие не было достигнуто.
5.4. Решение о перечне и объеме софинансирования региональных программ, получивших по итогам Конкурса право на поддержку Фонда, принимает правление Фонда на основании решения Конкурсной комиссии.
5.5. Перечень региональных программ, получивших по итогам Конкурса право на финансовую поддержку Фонда, размещается на сайте Фонда: (http://www.fond-detyam.ru).
VI. Софинансирование региональных программ по итогам Конкурса
6.1. По результатам Конкурса органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представившим региональные программы, получившие по итогам Конкурса право на финансовую поддержку Фонда, в течение 10 рабочих дней со дня принятия правлением Фонда решения, указанного в пункте 5.4 настоящего Положения, направляется проект соглашения о выделении денежных средств в виде гранта на выполнение региональной программы по форме согласно приложению № 10 к настоящему Положению.
6.2. Софинансирование региональных программ за счет бюджета Фонда носит целевой характер и осуществляется Фондом в виде гранта (грантов) путем перечисления финансовых средств по мере поступления на счет Фонда субсидии изфедерального бюджета Российской Федерации.
6.3. Доля гранта Фонда, выделяемого ежегодно на реализацию региональной программы, может составлять до 50 процентов от ежегодного объема средств, предусматриваемых на реализацию региональной программы ее бюджетом, при обязательном сохранении субъектом Российской Федерации финансирования региональной программы в ранее утвержденном (предусмотренном) объеме. Для высокодотационных субъектов Российской Федерации (в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации) доля гранта Фонда, выделяемого ежегодно на реализацию региональной программы, может быть увеличен до 70 процентов от ежегодного объема средств, предусматриваемых на реализацию региональной программы ее бюджетом.
При этом, для программ субъектов Российской Федерации, реализуемых в соответствии с утвержденным правлением Фонда перечнем программ Фонда, объем выделяемых Фондом средств гранта Фондав зависимости от программы Фонда составляет не более 50 млн. рублей, 30 млн. рублей и 10 млн. рублей на одну программу в течение одного года реализации.
Продолжительность софинансирования Фондом программ субъектов Российской Федерации, реализуемых по соответствующим программам Фонда, не превышает 4 лет, 3 лет и 2 лет.
6.4. В случае сокращения размера субсидииФонду по независящим от него обстоятельствам объем средств грантаФонда, выделяемых на реализацию региональной программы, может быть уменьшен Фондом в одностороннем порядке.
6.5. Средства гранта Фонда, выделяемые Фондом на реализацию региональных программ, должны использоваться в строгом соответствии с основными мероприятиями и бюджетом региональной программы.
6.6. За счет грантаФонда на реализацию региональной программы, не финансируются:
расходы на капитальные вложения (затраты на новое строительство, расширение и реконструкцию недвижимого имущества);
расходы на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
расходы на мероприятия, которые не соответствуют приоритетам данной региональной программы, являются объектом текущего финансирования, не предусмотрены перечнем мероприятий программы;
расходы, произведенные до даты заключения соглашения;
расходы на управление региональной программой, в том числе: затраты на координацию и мониторинг региональной программы, административно-управленческие расходы, включающие оплату труда штатных сотрудников, сопровождающих региональную программу, канцелярские и почтовые расходы, оплату услуг сотовой связи;
расходы на ремонт и техническое обслуживание автотранспорта, приобретение горюче-смазочных материалов, страхование автотранспортных средств, оснащение салона чехлами, аудио-видео-навигационными средствами и др.;
оказание материальной помощи в натуральной или денежной форме;
расходы по оплате проезда на всех видах общественного транспорта в пределах одного населенного пункта;
расходы по обеспечению проездными билетами на все виды общественного транспорта в служебных целях;
расходы по уплате банковской комиссии, штрафных санкций, пени по налогам, сборам и страховым отчислениям.
6.7. Средства грантаФонда, выделяемые на реализацию региональной программы в виде гранта и используемые исключительно по целевому назначению, не учитываются при определении налоговой базы и не облагаются налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость в соответствии со статьями 39, 146 и 251 Налогового кодекса Российской Федерации.