Институциональные характеристики обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Формы: добровольной и обязательной, индивидуальной и коллективной. В России обязательное страхование данного вида осуществляется с помощью двух институтов:

1. обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

2. обязательного государственного страхования жизни и здоровья определенных категорий государственных служащих и работников особо опасных профессий.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний один из видов системы социального страхования.

Предметом регулирования:

– социальная защита работников и членов их семей от последствий несчастных случаев на производстве (производственного травматизма и профессиональной заболеваемости);

– круг его охвата (наемные работники);

– порядок и условия уплаты страховых взносов;

– размеры страховых выплат и услуг (медицинской помощи, реабилитации и профилактики);

– другие условия функционирования, регулируемые законодательством.

Организует функционирование всего круга страховой защиты специализированная страховая организация, называемая страховщиком, которым в России выступает Фонд социального страхования РФ, важнейшей функцией которого является организация некоммерческого страхования.

Обязательное государственное страхование жизни и здоровья определенных категорий государственных служащих и работников особо опасных профессий распространяется на профессиональные группы государственных служащих, чья профессиональная деятельность связана с повышенным риском несчастных случаев при исполнении служебных обязанностей.

Это - военнослужащие, сотрудники МВД России, налоговых инспекций, государственной противопожарной службы, прокуроры, следователи, судьи и народные заседатели, спасатели, депутаты Федерального Собрания РФ и местных органов власти, работники ядерных объектов и др. Их около 30 групп профессий.

Основной целью обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является обеспечение определенного уровня доходов работникам и их семьям в случаях утраты ими трудоспособности (временной или постоянной), инвалидности или летального исхода (для иждивенцев погибших), наступивших в результате несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, а также оказание медицинской и реабилитационной помощи потерпевшим лицам.

Производственный травматизм и профессиональные заболевания рассматриваются как сопутствующие обстоятельства профессиональной деятельности, при которых присутствует специфический риск (профессиональный риск) для здоровья, трудоспособности и жизни работника, социальную защиту от которого следует организовывать на системной основе (оценка, профилактика, компенсация, лечение и реабилитация).

Таким институтом выступает обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Он отличается от систем отдельных компенсаций и механизмов предупреждения несчастных случаев на производстве, применяемых в отдельных странах, тем, что охватывает все виды повреждения здоровья и утраты трудоспособности, включая профессиональные заболевания, а также организацию расследования причин производственного травматизма, предоставление медицинской, реабилитационной помощи и выплату компенсаций в рамках одной специализированной организации – страховщика.

Итак, Организация социального страхования в России в форме государственных внебюджетных фондов в целом отвечает зарубежной практике и рекомендациям МОТ. Их статус внебюджетных, некоммерческих организаций с организацией автономных бюджетов позволяет обеспечивать приемлемые уровни страховой защиты застрахованных лиц.

Обязательное социальное страхование представлено в виде относительно самостоятельных систем:

1) обязательное пенсионное страхование;

2) обязательное социальное страхование случаев временной нетрудоспособности, обязательное социальное страхование беременности и родов (материнства, отцовства и детства);

3) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

4) обязательное медицинское страхование.

Каждый вид обязательного социально-страхового обеспечения имеет свой субъектный состав: страхователи; застрахованные лица; страховщики (фонды обязательного социального страхования); органы государственной власти.

Основаниями возникновения обязательных социально страховых обеспечительных правоотношений:

– наступление социального страхового случая как трансформации конкретного социального страхового риска (утрата заработка или работы);

– наличие факта страхования от установленного законом социального страхового риска;

– решение соответствующего страховщика.

Объект социально-страховых обеспечительных правоотношений - обязательное социально-страховое обеспечение, имеющее условно эквивалентный характер в силу частичного возмещения утраченного заработка (трудового дохода). Будучи относительно самостоятельными отношениями, они регулируются нормами многих нормативных правовых актов, включая Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования».

Основными организаторами социального страхования являются страховщики – фонды обязательного социального страхования. Обладая надлежащими правомочиями по сбору, аккумуляции, расходованию денежных средств в виде страховых взносов, поступивших в их бюджет, проверке полноты и своевременности вносимых страховых платежей, они являются эффективными организаторами финансово-страховых социальных правоотношений.

Деятельность страховщиков в системе обязательного социального страхования основана на нормативном регулировании порядка их образования, их подконтрольности федеральным министерствам: Министерству труда и социальной защиты – Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования РФ; Министерству здравоохранения РФ – Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Указанные министерства и другие органы государственной власти наделены полномочиями по контролю за деятельностью государственных внебюджетных фондов, что во многом определяется правовым режимом финансовых страховых средств системы обязательного социального страхования, законодательно определенными как собственность Российской Федерации.

Государство, являясь собственником, вправе перераспределять средства государственных внебюджетных фондов путем принятия федеральных законов. Для государственных внебюджетных фондов предусмотрен законодательный режим финансового планирования, основными документами которого являются бюджеты и отчеты об исполнении бюджетов, принимаемые Федеральным Собранием РФ в виде федеральных законов.

Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования РФ наделены полномочиями государственно-властного характера в отношении плательщиков страховых взносов и получателей финансовых средств фондов.

Наши рекомендации