Страховые взносы: сущность, виды, уплата
Определение размеров взносов и распределение страховой нагрузки. Один из наиболее важных технических вопросов, возникающих в связи с финансированием социального страхования, заключается в выборе финансовой системы, способной обеспечивать финансовое равновесие между доходами и расходами социального обеспечения.
Финансирование выплат может организовываться с помощью авансирования средств или за счет текущего дохода учреждения социального обеспечения. Подходящая система финансирования определенного вида пособия зависит главным образом от характера последнего: пособия по временной или постоянной утрате трудоспособности, пенсии по инвалидности или старости.
Другими важными аспектами финансирования являются:
– масштабы охвата (какая доля населения охвачена системой);
– желательность или необходимость наличия резервных фондов;
– возможности инвестирования этих фондов;
– необходимость сохранения относительно стабильных ставок взносов;
– установление ставок взносов, которые не были бы обременительными для работодателей и застрахованных лиц.
Применительно к уже существующей схеме следует также учитывать ее зрелость.
Система (или системы) финансирования, которой следует придерживаться в определенной программе социального обеспечения, может быть определена в форме закона или в положении о корпоративной программе, либо вопрос может быть оставлен на усмотрение совета директоров учреждения социального обеспечения.
Суммы, которые потребуются для выплаты пособий в будущем, рассчитывает актуарий, но точную сумму установить невозможно.
Нужные уровни резервов для различных пособий зависят от вида пособия и случайностей, которые могут вызвать колебания в выплачиваемых суммах.
Метод расчета ставок взносов в системах социального страхования определяется в национальном законодательстве. Положения закона обычно направлены на поддержание платежеспособности системы и, как правило, предписывают проводить корректировки ставок взносов, если финансовые ресурсы системы считаются недостаточными. При этом закон устанавливает процедуру принятия решения в отношении изменения ставок взносов.
Типичные размеры ставок взносов, например, в системе социального пенсионного страхования по старости, инвалидности и при потере кормильца, составляют по некоторым странам от 5,0 до 33,0% заработной платы застрахованных работников (см. табл.).
Таблица. Совокупные ставки страховых взносов на пенсии по старости, инвалидности и при потере кормильца в некоторых странах, 2012 г.
Страна | Работодатель, % от фонда заработной платы | Работник, % от заработка | Совокупный тариф, % от заработка |
Австрия | 12,55 | 10,25 | 22,8 |
ФРГ | 9,3 | 9,3 | 18,6 |
Греция | 13,33 | 6,67 | 20,0 |
Канада | 2,7 | 2,7 | 5,4 |
США | 7,4 | 6,2 | 13,6 |
Япония | 8,25 | 8,25 | 17,0 |
Россия | 22,0 | - | 22,0 |
Распределение страховой нагрузки. При рассмотрении финансовых вопросов социального страхования часто задают такие вопросы:
– кто реально несет тяжесть взносов?
– являются ли взносы работодателей отложенной заработной платой трудящихся?
– перекладывают ли работодатели бремя своих взносов на потребителей в виде более высоких цен или же занижают заработную плату (либо надбавки к ней), чтобы компенсировать сумму взносов?
Практика свидетельствует, что трудящиеся зачастую готовы смириться с занижением заработной платы в связи с расходами, которые несут предприниматели по финансированию социального страхования. Поэтому, если даже заработная плата трудящихся снижается, а взносы гарантируют достаточную защиту трудящихся и их иждивенцев в виде пособий, упущенную заработную плату можно считать компенсированной путем предоставленной защиты.
В то же время источники финансирования государственных расходов на государственное социальное обеспечение не носят целевой характер, так как оно обеспечивается за счет государственного бюджета, поступления в который складываются за счет прямых и косвенных налогов и сборов. Следовательно, невозможно утверждать, что доля средств, выделенная на социальное обеспечение, поступает за счет той или иной доходной статьи государственного бюджета. Конвенция № 102 предусматривает, что финансовое бремя, связанное с пенсиями и пособиям, следует возлагать как на работодателей, так и на работников. Такой подход позволяет избегать чрезмерной нагрузки для физических лиц и работодателей с небольшими доходами, позволяет учитывать экономическую ситуацию в конкретной стране, интересы страхуемых лиц.
Для этого Конвенция № 102 рекомендует при разработке финансовых механизмов придерживаться позиции, при которой совокупные страховые взносы защищенных работников не должны превышать 50% всех финансовых ресурсов, предназначенных для страховой защиты трудящихся, их жен и детей. Кроме того, в числе важных установок Конвенции – принцип ответственности государства за организацию на национальном уровне всей системы социального страхования и отдельных его институтов, включая вопрос о должном обеспечении выплат. Это, однако, не означает, что государство обязано участвовать в финансировании системы на регулярной основе.
Тарифы и порядок уплаты страховых взносов в России.С 2011 г. совокупный размер тарифа в государственные внебюджетные фонды России составляет 30%, включая его составные элементы:
– 22% заработной платы – в ПФР;
– 2,9% – в Фонд социального страхования РФ (ФСС);
– 5,1% – в фонды обязательного медицинского страхования, из них 2,1% – в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), 3% – в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС).
Кроме установленных единых страховых тарифов работодатели уплачивают страховые взносы в систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховщиком которой выступает ФСС, в размере от 0,2 до 8,5% в зависимости от 32 классов профессиональных рисков. Средняя величина тарифа этого вида страхования составляет 0,5% заработной платы.
В итоге совокупный размер страховых взносов составляет 30,5% фонда оплаты труда.
База для начисления страховых взносов для страхователей это сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, которые не подлежат обложению страховыми взносами.
Плательщики страховых взносов определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
База для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме не более 415 тыс. руб. в год нарастающим итогом с начала календарного года.
Отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам необходимо представлять в территориальные органы ПФР (за страховые взносы в ПФР и ФОМС) и ФССР (за платежи в ФСС и страхование от несчастных случаев на производстве) ежеквартально до 1-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом.
Если работодатель не уплачивает или не полностью уплачивает страховые взносы в установленный срок, эта обязанность исполняется в принудительном порядке. Для обязательного пенсионного и медицинского страхования эту процедуру осуществляет ПФР, для обязательного страхования временной нетрудоспособности и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – ФСС.
С этой целью ПФР или ФСС направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. После того как истекает срок, установленный в требовании об уплате (но не позднее двух месяцев), ПФР и ФСС принимают решение о взыскании, которое в течение шести дней также доводится до сведения плательщика. Взыскание может производиться с расчетных (текущих) счетов в российской валюте, а при их недостаточности – в иностранной валюте.
Если на счетах плательщиков страховых взносов недостаточно денежных средств или они вовсе отсутствуют, то поручение о перечислении страховых взносов исполняется по мере того, как будут поступать денежные средства на счет. Пенсионный фонд России также может взыскивать страховые взносы за счет иного имущества работодателя, направив решение о взыскании в службу судебных приставов.