Социальная защита: принципы и функции
Социальная защита населения - необходимый элемент эффективного функционирования каждого развитого государства. Имеющиеся национальные практики социальной защиты отличаются структурой и сочетанием важнейших институтов социальной защиты (обязательного социального страхования, социальной помощи и государственного социального обеспечения), медицинской помощи и образования, размерами ресурсов, направляемых на их функционирование, а также доминирующей ролью одного из институтов социальной защиты.
Система социальной защиты населения базируется на правилах, с помощью которых она наиболее полно и эффективно реализует свои функции.
К принципам социальной защиты населения относятся такие:
- гуманизма и социальной справедливости;
- системности;
- комплексности;
- превентивности мер по социальной защите;
- адресности;
- адаптивности – многосубъектности
Принцип гуманизма и социальной справедливости означает:
- признание самоценности человеческой личности, ее прав на свободу, развитие своих способностей, достойную, полноценную и счастливую жизнь независимо от национальных, расовых, религиозных и других индивидуальных или социальных особенностей;
- создание бескорыстных отношений между людьми, основанных на взаимопомощи, взаимопонимании и доброте;
- умение правильно оценивать личностный потенциал человека, его внутренние ресурсы, осознание основных причин жизненных затруднений и определение путей выхода их них;
- оценка человека с точки зрения его способности осуществить конкретную деятельность по самозащите, проявлять инициативу, предприимчивость;
- предохранение системы социальной защиты от превращения в орудие всеобщего усреднения и распространения всеобщей бедности, ориентация ее на помощь и поддержку действительно нуждающегося населения;
- обеспечение на правовой основе равнодоступных защитных гарантий и благ всем членам общества, всем слоям и группам населения с учетом их трудового вклада.
Принцип системности и комплексности связан с созданием системы социальной защиты как упорядоченной совокупности взаимодействующих компонентов, как целостного образования, составленного из частей, как комплекса взаимосвязанных структурных элементов, которые в процессе интеграции образуют определенную целостность. Важнейшими элементами системы социальной защиты являются его субъекты и объекты, содержание которых раскрывается в целях, задачах, функциях, средствах. При формировании данной системы важно обеспечить образование иерархически организованной, целостной общественной системы. Необходимо, чтобы субъекты социальной защиты, реализовали эту целостность, а связывающие объект и субъект формы, методы, технологии социальной работы представляли собой взаимосвязанный процесс оказания помощи и поддержки нуждающемуся человеку.
Принцип комплексности предполагает обеспечение тесного единства всего комплекса мер экономического, социального, правового и другого характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня социальной защиты:
- единством целей, принципов и направлений деятельности;
- сочетанием исторического опыта и традиций с современной практикой помощи человеку;
- всесторонним изучением объекта социальной защиты (индивидуума, социальной группы, территориальной общности, трудового коллектива);
- координацией и согласованностью действий субъектов социальной защиты;
- контролем за осуществлением мер по оказанию помощи и поддержки людям. На основе комплексного подхода удается увязать решение проблем социальной защиты с реализацией целей социальной и экономической политики государства.
Принцип превентивности мер по социальной защите означает предупреждение причин социального неблагополучия, вскрытие их на самой начальной стадии формирования и своевременное устранение путем: - помощи пенсионеру, инвалиду в поиске и нахождении работы; развития надомного труда; - поддержки негосударственных систем социального страхования; - формирования частного сектора социального обслуживания на основе добровольных взносов граждан и других средств; - развития различных форм участия населения в финансировании социальных программ, например, на основе развития ипотечного кредитования, поддержки деятельности страховых медицинских компаний (помощь семье или отдельном человеку в выборе медицинского учреждения, врача, необходимых видов медицинских услуг); - сочетания платных и бесплатных социальных услуг; - поддержания величины денежных доходов граждан на уровне не ниже прожиточного минимума.
Принцип адресности социальной защиты предполагает осуществление комплекса мер по поддержке достойных условий существования конкретно нуждающихся людей, попавших в обстоятельства, обусловливающие их нуждаемость в социальном обслуживании, с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения в соответствии с установленными критериями.
Наиболее оптимальными критериями предоставления адресной социальной помощи можно считать:
1. размер совокупного семейного или среднедушевого дохода ниже суммы установленных на региональном уровне прожиточных минимумов всех членов семьи по социально-демографическим группам или по соответствующей величине регионального прожиточного минимума (ниже уровня минимальной заработной платы, минимальной пенсии и др.). При этом, использование среднедушевого дохода в качестве единственного критерия, без учета потенциальных возможностей клиентов иметь дополнительный доход (например, за счет вторичной занятости, сдачи в аренду квартиры, машины, гаража и т.д.), может стимулировать иждивенчество и не способствует развитию инициативы и социальной активности нуждающихся;
2. отсутствие средств к существованию;
3. одиночество и неспособность к самообслуживанию;
4. материальный ущерб или физические повреждения (вследствие стихийных бедствий, катастроф).
Для реализации данного принципа создаются реестр поставщиков социальных услуг и регистр получателей социальных услуг, а помощь оказывается целенаправленно с приоритетом степени нуждаемости в ней на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг. Критерии оказания помощи базируются на социальных нормативах, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и других данных, характеризующих условия жизнедеятельности человека: - потребностей человека, - величины прожиточного минимума; - содержания потребительской корзины; - минимального размера оплаты труда; - минимального размера пенсий, стипендий и т.д.
Адресная помощь должна предоставляться, прежде всего, следующим группам населения:
1. полную или частичную утрату способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
2. наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка- инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3. наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
4. отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
5. наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
6. отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7. отсутствие работы и средств к существованию.
Принцип адаптивности социальной защиты означает ее способность к самосовершенствованию, развитию самозащитной активности и инициативы самих социальных субъектов, их способности к самопомощи, проявлению социального творческого потенциала, использованию собственных средств социальной защиты.
Принцип многосубъектности социальной защиты подразумевает участие различных субъектов в осуществлении социальной помощи людям и уязвимым группам населения.
Важнейший субъект социальной защиты — государство, одной из основных функций которого, является социальная защита населения. Профсоюзы – субъект социальной защиты, осуществляющий активную деятельность на предприятиях, в учреждениях, трудовых коллективах. Общественные объединения обеспечивают участие граждан в достижении целей и задач социальной защиты населения, помогают реализовать потребность личности в благотворительном участии к ближнему. Работодатели создают условия реализации социальной помощи и поддержки наёмных работников (обеспечивая минимальный уровень заработной платы, обязательное страхование по установленным нормативам: пенсионное, социальное, медицинское, по безработице, социальные выплаты и компенсации и др.). Социальные работники непосредственно осуществляют меры социальной защиты, социального обслуживания и помощи нуждающимся. Важнейшим субъектом социальной защиты является сам человек, реализующий свой потенциал и силы, защищающий свои жизненные потребности и интересы. Современная концепция социальной защиты исходит из того, что она не должна сводиться к бесплатной помощи и поощрению ее пассивного ожидания. Она призвана возрождать и поощрять в человеке чувство ответственности за свою судьбу, формировать мотивы к высокопроизводительному труду и вовлекать его в такой труд, создавать в обществе относительно равные «стартовые возможности» для всех его членов. Поэтому в обществе должны быть созданы экономические, организационные, правовые финансовые и другие условия для формирования самосознания, представлений о роли и месте человека в защите своих прав и охране коренных жизненных интересов, способах собственной самореализации и самоутверждения, взаимодействии с другими субъектами социальной защиты.
Система социальной защиты должна быть ориентирована на широкие слои населения, но ее реальное воплощение по отношению к различным социальным слоям и группам является дифференцированным:
- здоровым, трудоспособным, активным членам общества, она должна помогать получать равные возможности в области образования, освоения профессии, включения в систему социальных и трудовых отношений, предпринимательства;
- нетрудоспособным и социально уязвимым слоям и группам населения (инвалидам, пенсионерам, многодетным и неполным семьям, детям и др.) - оказывать комплекс социальных услуг (в зависимости от их состояния) за счет государства, гарантировать получение перечня установленных законом льгот и пособий, создавать необходимые условия для их нормальной жизнедеятельности.
Социальная защита направлена на наименее обеспеченные и социально-уязвимые слои населения и осуществляется в социально- политической деятельности государственных структур, профсоюзов, общественных объединений.
Социальная защита населения - один из механизмов, с помощью которых реализуется социальная политика государства. В современных условиях социальная защита становится важнейшей функцией общества, одним из его социальных институтов. Появляются и развиваются формы социальной защиты частного характера — пенсионного обеспечения, медицинского страхования, социального обслуживания. Таким образом, социальная защита населения как система — это совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, а также социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания нормальной жизнедеятельности населения и, прежде всего, социально уязвимых групп и слоёв.
Цели и задачи системы социальной защиты населения проявляются в ее функциях - относительно самостоятельных, но тесно связанных между собой видах деятельности по социальной защите человека или группы лиц, оказавшихся в обстоятельствах, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании:
- экономической функции;
- хозяйственно-бытовой функции;
- психолого-педагогической функции;
- социально-медицинской функции;
- юридической функции;
- функции организации труда и отдыха и др.