Связующим элементом характеристик такого явления как социальное положение работников в ситуациях нарушения трудоспособности или незанятости их трудом служит категория «социальный риск».

В системе социальной защиты выделят такие структурные составляющие:

· субъекты социальной защиты: наемный работник и члены его семьи, работодатель, гражданин и государство, а также специализированные органы государственной исполнительной власти в сфере социальной защиты населения и социального обеспечения, страховые организации публично-правового статуса;

· уровни социальной защиты: индивидуальный (работник – работодатель, гражданин и государство) и групповой (профессиональные союзы наемных работников и объединения работодателей);

· предмет социальной защиты и его структура: общественные отношения субъектов (граждан и государства, работников и работодателей) по поводу организации нормальной жизнедеятельности населения и защите его от рисков социального характера (болезней, утраты трудоспособности, инвалидности, старости и т.), включающие формирование и функционирование механизмов компенсации утраты трудоспособности и заработной платы, организации медицинской и социально-реабилитационной помощи;

· принципы и типы социальной защиты, характеризующие степень реализации социальной справедливости и солидарной взаимопомощи, социальное партнерство (с широкой гаммой способов взаимосотрудничества наемного персонала и работодателей) и формирование на этой основе специализированных институтов обязательного и добровольного социального страхования;

· критерии оценки социальной защиты - социальные гарантии и признанные национальные характеристики (нормы) качества трудовой жизни: состояния производственной сферы, охрана и безопасность труда; психофизиологические нормативы трудовых нагрузок; условия труда (режимы труда и отдыха, материального вознаграждения); состояния здоровья и трудоспособности работников; квалификационные показатели профессиональной подготовки и т.д.

Социальная защищенность всегда означает, что:

1. защищается общественное положение тех или иных/всех субъектов общества;

2. есть субъекты, защищающие свое общественное положение;

3. есть факторы риска (нарушения нормального общественного положения) от действия которых требуется защищенность;

4. могут быть определены степени (уровни) защищенности;

5. существуют формы защищенности, отражающие все вышеперечисленные моменты.

К важнейшим характеристикам категории «социальная защита» исследователь Л.П. Якушев относит: виды и организационно-правовые формы социальной защиты, категории граждан, которым оказывается социальная помощь или которые охватываются социальным страхованием. Данный методический подход опирается на позиции МОТ, в основе которых лежит институциональное построение национальных систем социальной защиты, как комбинация различных институтов социального страхования и социальной помощи.

Методологически вопрос форм и механизмов социальной защиты достаточно детально разработан западными учеными. Немецкий ученый Х. Ламперт к формам социальной защиты относит:

а) различные виды социального страхования (пенсионное, медицинское от несчастных случаев на производстве, от безработицы);

б) социальную помощь в виде различных видов вспомоществования;

в) национальные системы охраны труда;

г) помощь государства в получении образования;

д) системы социальной защиты на уровне предприятий.

Российский ученый В.В. Антропов отмечает, что граждане ЕС имеют право на такие виды пособий в рамках социальной защиты:

-пособия по безработице;

- пенсии по старости;

-пособия при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

- пособия по болезни;

- семейные пособия;

- выплаты по материнству.

Инструменталистский подход при описании категории «социальная защита» используют Пантелеева Т.С., Червякова Г.П., Егоров Е.В., Шаронов А.В., Ильин И.А. Это плодотворно при решении прикладных задач социальной политики государства: оценки потребности в ресурсах, методов их распределения с помощью государственных гарантий и минимальных социальных стандартов. Категория «социальная защита» здесь охватывает в широком смысле все население, а в более узком - социальную защиту самодеятельного населения.

Позиция специалистов МОТ по определению предмета и содержания понятия «социальная защита работников». Используют два подхода в своей деятельности - широкий, охватывающий всю сферу жизнедеятельности человека в процессе труда и узкий, охватывающий социальное страхование и социальную помощь. Так, в доктрине качества трудовой жизни и программе по улучшению условий труда применяется широкая трактовка социальной защиты работников, в ее состав включаются:

· рабочее время;

· организация и содержание труда;

· безопасные условия труда и производственная среда;

· условия труда и выбор технологий;

· заработная плата;

· производственная среда и условия жизни.

Данный подход во многом использован странами ЕС, уделяющими много внимания вопросам социальной политики.

Предметом категории социальная защита - социально-экономические отношения, сущностные связи и интересы социальных субъектов (работников и работодателей), общественных организаций и государства по поводу защиты работников и членов их семей от факторов, снижающих качество жизни и, прежде всего, качество трудовой жизни и социальный статус семьи работника.

Факторы, нарушающими нормальный ход трудовой жизни и социальный статус работников выступают риски повреждения их здоровья и утраты трудоспособности (болезни, несчастные случаи, старость), недостаточная профессиональная квалификация или неблагоприятная ситуация на рынке труда, приводящие к утрате места работы, последствиями которых выступают материальная необеспеченность и изменения в общественном положении. Для отдельного работника данные риски носят вероятностно-случайный характер, а для совокупного работника они выступают с позиций объективно-массовых, неотвратимого и неизбежного характера, явлений.

В основе их объективности и масштабов наступления лежит сложный комплекс взаимосвязанных экономических, политических и социальных свойств (параметров) устройства (порядка) общественной жизни, физиологических закономерностей организма человека с позиции его здоровья и трудоспособности, а также уровней риска профессионального труда для работников (величин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости).

Определение данного вида защиты как социальной отражает ее объектность,то есть то, что защищается - социальное положение работников и их семей.В этой связи объект социальной защиты работников включает:

· создание условий для занятости населения трудовой деятельностью, позволяющей работникам беспрепятственно зарабатывать себе средства для жизни в объемах, достаточных для достойного существования их семей;

· обеспечение безопасных условий труда для работников и доступа им и членам их семей к национальным системам здравоохранения, реабилитации и профессионального образования;

· обеспечение работникам и членам их семей прожиточным минимумом материальных средств в случаях безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, несчастного случая в быту, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности, старости, утраты кормильца.

В обобщенном виде объектами социальной защиты выступают социальные институты и учреждения социальной сферы, функциональная деятельность которых направлена на предоставление материальной поддержки и услуг населению, позволяющих в определенной мере компенсировать последствия социальных рисков.

Теоретико-методологическое обоснование доктрины социальной защиты и ее законодательное выражение в каждом конкретном обществе зависит от развитости и соотношения между собой трех групп факторов: политических, экономических и социальных, которые формируют единое пространство жизнедеятельности людей.

Политические факторы охватывают идеологию, законодательство, институциональную структуру государства и общества. Они выражают уровень достигнутого общественного устройства (институциональная база) и задают вектор его развития (идеология и существующие рамки законодательства).

Экономические (материально-вещественные) факторы являются базой материального состояния страны и ее населения, от которой во многом зависит динамика хозяйственного развития.

Социальные факторы (социально-психологические, морально-этические и религиозные) играют очень важную роль в жизни любого общества. Именно в этой плоскости находится источник развития общества и индивида, способных подчинить себе экономические условия, гуманно воспользоваться результатами научно-технического прогресса и оптимально модернизировать институциональную и законодательную основу.

Вышеуказанные три группы факторов развиваются по собственным законам, потому требуют постоянного поиска компромиссов для снятия возникающих и существующих между ними противоречий. Так известно, что в основе экономического и социального поведения субъектов трудовых отношений заложены различные интересы. Если в основе экономического поведения заложен принцип личной выгоды, а критериями успеха выступают прибыль и богатство, то в основе социального - морально-этические нормы.

Ориентация на социальные критерии означает, что в системе координат общественного развития всякая экономическая деятельность, направленная на реализацию личных целей, должна укладываться в рамки морали, т.е. естественного права. Добровольно на практике это соблюдается крайне редко. Естественное право реализует свои принципы только в тех случаях, если оно воплощается (формализуется) в позитивное право – то есть в закон. В этом заключается политическая функция государства: в нахождении баланса интересов между различными классами и слоями общества по поводу сложившихся необходимых норм социальной защиты, закреплении их в форме законов и контроле за исполнением законов.

Законы выступают регуляторами в рамками которых допускается реализация интересов различных субъектов. Это связано с тем, что субъектам их выражающим, не присущи внутренние ограничители. Это объясняют исходя из позитивной экономической теории, которая предполагает, что люди действуют в жизни рационально в том смысле, что они ставят перед собой определенную цель и стремятся к ее реализации достаточно последовательно и разумно, реагируя на поощрения положительно, а на затраты и издержки - отрицательно. Совершая свой выбор, работники и предприниматели руководствуются желаниями максимизации полезности или прибыли. Полезность и/или прибыль выступают при этом характеристиками выбранных предпочтений, стимулов и представлений о личном интересе, а максимизация прибыли носит частный случай максимизации полезности, когда акцент ставится на денежной выгоде, а не денежные факторы просто игнорируются.

Таким образом, движущей силой интересов выступают личные, зачастую эгоистические устремления людей. Например, в условиях рыночной экономики личные интересы предпринимателей к получению максимально возможной прибыли определяют существующую тенденцию к минимизации издержек на заданный выпуск продукции, в том числе на заработную плату и социальные выплаты. Данная тенденция вне рамок внешних ограничителей и регуляторов приводит к ухудшению материального положения наемного персонала, а крайние ее формы выливаются в деградацию условий жизнедеятельности работников и членов их семей. Противостоять эгоистическим интересам предпринимателей, удерживать на приемлемом уровне социальное положение зависимых (и тем самым уязвимых) слоев и групп наемного труда, защищать их сложившееся материальное и социальное положение от посягательств работодателей является одной из основных политических функций государства.

Целеполагающий смысл этой функции в обеспечении устойчивого и динамичного развития общества, что предполагает сбалансированный учет интересов всех слоев и классов общества, как целостного социального образования. В этом отношении перераспределение ВВП является одним из необходимых и важных средств для улучшения положения наименее защищенных групп населения, что обеспечивается законами о минимальной заработной плате и пенсии, различными государственными программами социальной помощи и поддержки.

Дополняют и продолжают политическую функцию государства его организационно-распорядительные функции:

· по распределению (делегированию) полномочий и ответственности между основными социальными субъектами (работодателями и работниками);

· по координации и привлечению к деятельности в сфере социальной защиты структур гражданского общества: профсоюзов, ассоциаций предпринимателей, различных объединений по профессиональной принадлежности (инженеров, врачей, юристов, учителей и т.д.).

Критериями эффективности использования политических и организационно-распорядительных функций государства служат показатели материального положения основных слоев населения, продолжительность их жизни, отсутствие массовых социальных конфликтов и проявления открытых и скрытых форм абсентеизма и социального иждивенчества.

Необходимость гармонизации различных интересов наглядно видно при анализе трудовых отношений.

Интересы участников трудовых отношений включают:

единые, общие интересы их участников (работодателей и работников) по поводу необходимости обеспечения непрерывного процесса производства, как основы их материального благополучия;

противоречивые интересы их участников:

· работодатель заинтересован, прежде всего, в удовлетворении потребности рынка, экономии материальных и трудовых ресурсов, с помощью чего достигается основополагающая цель его деятельности - повышение прибыли;

· наемный работник заинтересован в б/о условиях труда, достаточной для него и его семьи заработной плате, приемлемой трудовой нагрузки, а также соответствующем качественном состоянии других компонентов трудовой деятельности, образующих в совокупности удовлетворяемый его уровень качества трудовой жизни.

Итак, интересы работодателя сконцентрированы в экономической и производственных сферах, которые он рассматривает как источник обеспечения воспроизводства в расширенных объемах капитала. Интересы работника сгруппированы и сфокусированы в социально-экономических областях, которые важны для него с позиции приложения труда, который выступает для работника как сфера реализации его творческих трудовых возможностей и как источник дохода в виде заработной платы, достаточной для личного материального обеспечения и содержания его семьи.

Вышеприведенные содержательные характеристики категории социальная защита работников позволяют сформулировать ее определение:

социальная защита - система экономических, социальных, правовых, организационных, медицинских и технических мер по защите граждан от социальных рисков, ухудшающих качество жизни, с целью поддержания их материального положения с помощью создания на предприятиях, в регионах и государстве специальных механизмов, фондов, включая страховые, и институтов социальной защиты, в случаях и на условиях, установленных законодательством и трудовыми соглашениями.

В основе категории такие признаки:

· объективные основания, вызывающие потребность в особых механизмах и институтах социальной защиты, направленных на поддержание доходов и обеспечение определенных гарантированных уровней жизнеобеспечения;

· специализированные финансовые источники (фонды, страховые взносы) и особые формы предоставления материальных средств в случаях утраты трудоспособности или места работы;

· закрепление правил и гарантий социальной защиты в законодательной форме и с помощью трудовых соглашений

Сегодня в развитых государствах сложились такие формы социальной защиты населения:

- обязательное государственное социальное страхование, корпоративное и частное страхование добровольного характера;

- социальное обслуживание по предоставлению социальных услуг, которые оказываются на уровне предприятий или социальных учреждений;

- социальная помощь на государственном и местном уровне, которая, в основном, носит разовый или эпизодический характер.

Наши рекомендации