Концептуальное обоснование социального страхования и социальной защиты: доктрины МОТ и Европейского союза

Доктрины прав человека, социальной справедливости и солидарности получили методологическое и практическое применение и развитие в доктринах социального обеспечения (социальной защиты) и достойного труда МОТ.

В базовых документах – Уставе, декларациях, конвенциях, рекомендациях – МОТ создала стройную систему рекомендаций по организации национальных систем социальной защиты. В их числе:

• определение целей и принципов социальной защиты;

• ролевые функции государства и социальных субъектов;

• определение уровней социальных гарантий;

• организационные, финансовые и правовые механизмы.

К важнейшим целям социального обеспечения, в частности социального страхования, МОТ относит:

• гарантированную и адекватную замену утраченного дохода, реализацию права на осуществление своего материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономическую устойчивость и равные возможности;

• гарантированный и широкий доступ к службам медицинского обслуживания;

• наличие гарантированных основных финансовых ресурсов.

Позиция МОТ по системе социального страхования состоит в том, что но сравнению с другими методами коллективного социального обеспечения (например, социальной помощью или корпоративными системами) данный институт защиты имеет такие важные преимущества, как:

• материальное и моральное вовлечение трудящихся (от которых требуется внесение взносов) в процесс защиты их здоровья и трудоспособности;

• создание специализированных (а потому и высокоэффективных) страховых учреждений, занимающихся исключительно организацией профилактики, медицинским обслуживанием, предоставлением денежных выплат, которые обеспечиваются одной и той же организацией;

• гарантия определенных прав (и, соответственно, сохранение самоуважения у работников, делающих взносы), что защищает от произвольных решений органа, отвечающего за выплату пособий;

• гарантия выплат путем выделения определенных ресурсов и распределения расходов в течение длительного периода в соответствии со страховыми расчетами.

Высокий и надежный уровень социальной защиты, который достигается в социальном страховании, обеспечивается гарантиями основных финансовых ресурсов. Это подразумевает наличие усилий основных социальных субъектов (работодателей и работников) по повседневному проведению в жизнь комплекса мер, которые в обязательном порядке сочетают в себе механизмы обеспечения минимального уровня пособий и возмещения утраченного заработка.

В конвенциях МОТ изложены основные положения доктрины социальной защиты в сфере социального страхования, к важнейшим принципам которой относятся следующие:

• всеобщий и обязательный характер социального страхования работающих, доступность в реализации социальных гарантий, что в совокупности призвано обеспечивать права человека на социальную защиту (это зафиксировано в ряде конвенций МОТ – № 67, 118, 157);

• общая ответственность государства за стабильность функционирования системы, гарантированный достойный размер возмещения утраченного заработка и "надлежащее предоставление пособий, обеспечение необходимыми статистическими обследованиями и расчетами, связанными с достижением финансового равновесия страховых систем, утверждения общих правил руководства"] при одновременно существующей самостоятельности и самоуправляемости различных систем социального страхования путем участия социальных партнеров (работников и работодателей) в управлении;

• обязательность финансового участия застрахованных лиц и работодателей, а в необходимых случаях привлечение государственных субсидий, что позволяет обеспечивать предоставление застрахованным лицам различных видов материального содержания и услуг «по праву», приобретаемому благодаря их финансовому участию в уплате страховых взносов.

Концепция достойноготруда, разработана МОТ в начале XXI в., включает в себя важнейшие направления социальной политики, раскрывающие качественные характеристики труда и социальной защиты работников:

• продуктивную деятельность или производительный труд, способный обеспечивать конкурентоспособность страны;

• справедливый доход для работников (достойная оплата труда);

• безопасность на рабочем месте;

• социальная защита от безработицы, в случае беременности, необходимости ухода за ребенком, от рисков старости, утраты кормильца, несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости;

• возможность и перспективы личного профессионального роста;

• активное участие в принятии важных управленческих решений (через профсоюзы и ассоциации предпринимателей);

• равные стартовые позиции и возможности для обоих полов (гендерный аспект).

Концепция достойного труда исходит из основополагающего значения труда в жизни человека, общества и государства и обосновывает положение о том, что обеспечение достойного труда возможно только на основе конструктивного трипартизма (участия в выработке решений представителей работников, работодателей и профсоюзов) при условии достижения позитивного консенсуса между правительством, работодателями и трудящимися по ключевым вопросам условий труда, его оплаты и социальных гарантий.

В качестве инструментария комплексной оценки стоимости затрат на рабочую силу, позволяющей говорить о достойном труде на национальном уровне, МОТ рекомендует использовать набор следующих показателей:

• долю занятых и уровень безработицы;

• долю расходов на оплату труда в ВВП;

• государственные расходы на социальное обеспечение и социальное страхование, круг охвата обязательным социальным страхованием.

Что касается реализации концепции достойного труда, то на глобальном уровне МОТ содействует выработке и принятию единых трудовых стандартов, а на региональном – осуществляет в ряде стран пилотные программы по достойному труду, особенностью которых является ориентация на взаимосвязь между развитием трудовых отношений и уровнем экономического развития страны.

Реализация в России положений концепции достойного труда неизбежно потребует оценки возможности выполнения норм МОТ в отечественных реалиях. В части социальной защиты это в первую очередь касается пенсионного и медицинского страхования. Кроме того, эффективному продвижению в этом направлении способствовали бы ратификация Россией Конвенции № 102 и присоединение к Европейскому кодексу социального обеспечения.

Доктрина социальной сплоченности, разработанная в начале XXI в. в качестве основы рекомендаций для организации социальной политики государств – членов Европейского союза, рассматривает способность общества обеспечивать благополучие всех своих членов, сводить к минимуму неравенство и избегать поляризации общества. Сплоченностью общества считается такое его состояние, которое можно представить солидарной общиной, состоящей из свободных граждан, выполняющих общие задачи демократическим путем.

Во всех обществах существует определенная напряженность между его членами, слоями и группами, что объясняет различные типы давления друг на друга, вызываемые существенными различиями в интересах и возможностями их реализации. Классическим примером наличия такого рода противостояния людей выступает различный доступ к материальным ценностям: когда эти расхождения чрезмерны или возрастают, сплоченность находится под угрозой.

Еще один пласт человеческих общений пролегает в сфере этнического и культурного многообразия. Вопрос заключается в том, как устроить совместную жизнь в условиях этого многообразия с тем, чтобы оно стало источником взаимного культурного общения, а не фактором раскола или конфликтов.

Сплоченное общество – это такое общество, которое осознало всю глубину и сложность многообразных взаимоотношений его слоев и страт в вопросах этнических и материальных интересов и разработало методы преодоления такой напряженности в условиях свободы и демократии. Это подразумевает необходимость принятия соответствующих мер по снижению неравенства и восстановлению справедливости, чтобы имеющиеся различия можно было бы гармонизировать и чтобы они не приобретали антагонистического характера, когда под угрозу ставится равновесие всего общества.

В настоящее время традиционные моральные ценности солидарность, справедливость, взаимоподдержка, на которых базируется социальная сплоченность, подвергаются критике и пересмотру. Некоторые ученые и общественные деятели в странах Западной Европы призывают к отказу от прежней модели социального государства и считают необходимым модернизировать институты социального страхования и социальной поддержки. Это мотивируется изменениями в структуре занятости, повышением гибкости труда, чрезмерными расходами на социальную защиту населения. Одновременно появляются и новые угрозы распространения бедности, как, например, неравный доступ к новым информационным и коммуникационным технологиям или отказ в доступе к тем услугам, которые ранее были публичными, а теперь приватизированы (к водоснабжению, электроснабжению и т.д.).

В силу этих и других причин многие простые люди и политики сегодня полагают, что социальная сплоченность находится иод угрозой.

Исходя из этого, государства – члены Совета Европы стали рассматривать социальную сплоченность как свой приоритет в организации социальной, культурной и политической жизни, а ее достижение – как непременное условие защиты прав человека и человеческого достоинства.

В сфере благосостояния людей социальная сплоченность подразумевает достижение равенства и отсутствие дискриминации в обеспечении прав человека в реальной жизни при наличии многообразия мнений культуры и религиозных верований. Это может быть обеспечено на основе следующих принципов:

• признания достоинства людей, их способностей и самобытности;

• обеспечения свободы личного развития людей на протяжении всей их жизни;

• предоставления возможности для активного участия каждого мужчины и каждой женщины в публичной, культурной и трудовой жизни общества.

В документах, посвященных социальной сплоченности, подчеркивается, что Совет Европы стремится разработать такой подход к социальной сплоченности, который основан на правах человека. Эти права являются самой прочной основой социальной политики. Именно благодаря наличию прав члены общества находятся в равных условиях. Основываясь на правах человека, деятельность государства в области социальной политики уже не сводится к благотворительности или социальной помощи, предназначенной для тех членов общества, которые находятся в наименее благоприятном положении; речь идет о том, чтобы гарантировать условия свободного права всем гражданам.

Наши рекомендации