Могучая сила медленного роста
Шестое чувство нельзя взять и просто применить по своему желанию. Способность пользоваться могучими силами приходит постепенно и медленно при помощи применения принципов, описанных в этой книге.
Кем бы вы ни были и по какой причине ни прочли эту книгу, вы получите большие преимущества, поняв принцип, описанный в этой главе. Особенно, если ваша главная цель — богатство или иные материальные ценности.
Глава о шестом чувстве включена в книгу, потому что здесь должна быть представлена полная философия, с помощью которой человек может осуществить поставленную перед собой цель жизни. Начальный пункт всякого достижения — желание. Конечный пункт — та отрасль знаний, которая ведет к пониманию: пониманию самого себя, пониманию законов природы, признанию и пониманию счастья.
Такое понимание полностью приходит только к тем, что знаком с принципами, описанными в данной книге, и применяет их.
Читая эту главу, вы должны были заметить, что достигли высокого уровня стимуляции мозга и возбуждения. Великолепно! Вернитесь к этой главе через месяц, прочтите ее снова, и вы заметите, что подниметесь на еще более высокий уровень. Повторяйте время от времени этот опыт, не обращая внимания на то, много или мало вы узнали на этот раз, и постепенно вы овладеете силой, которая поможет вам преодолевать разочарования, побеждать страх, одолевать медлительность и свободно пользоваться своим воображением. Тогда вы почувствуете прикосновение неизвестного «нечто», которое было движущим духом каждого истинно великого мыслителя, предводителя, художника, музыканта, писателя, государственного деятеля. И тогда вы получите возможность трансмутировать свои желания в их физические или финансовые эквиваленты с такой же легкостью, с какой могли бы прекратить бороться при первом же признаке сопротивления.
ШЕСТЬ ПРИЗРАКОВ СТРАХА
Всмотритесь в себя, читая эту заключительную главу, и вы узнаете, сколько «призраков» стоит у вас на пути
Прежде чем успешно применить эту философию, ваше сознание должно быть готово воспринять ее. Подготовка к этому нетрудна. Она начинается с изучения, анализа и понимания трех врагов, с которыми вам следует разделаться. Эти враги — нерешительность, сомнение и страх.
Шестое чувство не может функционировать, пока эти враги или хотя бы один из них остаются в вашем сознании. Члены этой нечестивой троицы тесно связаны друг с другом: где есть один, рядом обязательно есть и остальные.
Нерешительность есть семя страха! Помните об этом при чтении. Нерешительность кристаллизуется в сомнение, эти два свойства сливаются и превращаются в страх! Процесс слияния обычно идет медленно. В этом одна из причин опасности этих трех врагов. Они зарождаются и растут незаметно, когда вы не подозреваете об их существовании.
В этой главе описывается цель, которая должна быть достигнута, прежде чем философия как целое может быть практически использована. В ней также анализируются условия, которые обрекают огромное количество людей на бедность, и формулируется истина, которая должна быть понята всеми, кто добивается богатства — в денежном выражении — или богатства сознания, что гораздо ценнее денег.
Цель данной главы — осветить причины и способы лечения шести основных страхов. Прежде чем одолеть врага, мы должны знать его имя, привычки и место жительства. Чи-| тая, тщательно анализируйте себя. Вы должны определить, свойственны ли вам страхи из этой шестерки.
Пусть вас не обманывают привычки этих коварных врагов. Иногда они скрываются в подсознании, где их очень трудно определить и еще труднее устранить.
ШЕСТЬ ОСНОВНЫХ СТРАХОВ
Существует шесть основных страхов, от которых страдают люди в то или иное время; существуют также комбинации этих страхов. Человек может считать себя счастливым, если испытывает не все шесть страхов. Назовем их в порядке наибольшей распространенности.
Все остальные страхи имеют меньшее значение: их можно сгруппировать вокруг шести основных.
Страх не что иное, как состояние сознания. А состояние сознания доступно контролю и управлению.
Человек не может сотворить ничего, что вначале не возникло бы в форме мысленного импульса. За этим утверждением следует другое, еще более важное, а именно: мысли человека начинают немедленно превращаться в свой физический эквивалент, хотите вы того или нет. Мысленные импульсы, подобранные сознанием случайно (мысли других людей), могут определить финансовое, деловое, профессиональное или социальное положение человека так же точно, как мысли, намеренно возникшие у этого человека. Однако каждый человек обладает способностью контролировать свое сознание и, очевидно, с помощью этого контроля каждый может раскрыть свое сознание перед блуждающими мыслями, созданными сознанием других людей, или плотно закрыть двери мозга и пропускать мысли только по своему выбору.
Природа наделила человека абсолютным контролем только над одним — над мыслью. Этот факт вместе с утверждением, что все созданное человеком вначале возникает в форме мысли, ведет к принципу, позволяющему устранить страх.
Справедливо, что все мысли имеют тенденцию облекаться в физический эквивалент (в этом нет ни малейшего сомнения), справедливо также, что мысли, полные страха и бедности, невозможно трансформировать в смелые поступки и финансовые достижения.
СТРАХ БЕДНОСТИ
Не может быть компромисса между бедностью и богатством! Дороги, ведущие к бедности и богатству, идут в противоположных направлениях. Если вы хотите богатства, вы должны отказаться принимать любые обстоятельства, ведущие к бедности. (Слово «богатство» используется здесь в широком смысле, означая финансовые, духовные, умственные и материальные достижения.)
Начальный пункт тропы, ведущей к богатству, есть желание. В главе первой вы получили все необходимые указания, как правильно использовать желание. В главе о страхе вы получите инструкции, как практически воспользоваться желанием.
Именно здесь подходящее место для принятия вызова, который определит, насколько вы усвоили данную философию. Сейчас вы можете превратиться в пророка и точно предсказать, что ждет вас в будущем. Если после чтения этой главы вы согласны принять бедность, можете быть уверены, что вас ждет бедность. Этого решения вам не избежать.
Если вы хотите богатства, определите, в какой форме и в каком количестве оно вам нужно. Вы знаете дорогу, ведущую к богатству. Вам дали карту, и если вы будете с ней сверяться, то не собьетесь с пути. Если вы не сможете начать или остановитесь, не дойдя до цели, вам некого будет винить, кроме себя самого. Ответственность полностью на вас. Никакие причины не спасут вас от принятия этой; ответственности, если вы сейчас откажетесь требовать богатство или не сумеете его востребовать, потому что от вас требуется только одно — и, кстати, это единственное, что вы можете контролировать, — состояние сознания. Состояние сознания зависит только от вас. Его нельзя купить, его надо сотворить собственными усилиями.
САМЫЙ РАЗРУШИТЕЛЬНЫЙ СТРАХ
Страх бедности — это всего лишь состояние сознания! Но оно способно уничтожить все шансы на успех в любом начинании.
Этот страх парализует способность рассуждать, губит возможности воображения, убивает уверенность в себе, душит энтузиазм и инициативность, ведет к неуверенности в цели, побуждает к затягиванию и делает невозможным самоконтроль. Он лишает человека привлекательности и возможности точно мыслить, не дает сконцектрировать усилия. Он подавляет настойчивость, превращает в ничто силу воли, разрушает честолюбие, затуманивает память и навлекает неудачи во всех мыслимых формах. Он убивает любовь и тончайшие эмоции сердца, разрушает: дружбу и притягивает катастрофу в сотнях обличий, ведет к бессоннице, несчастьям и неудачам — и это несмотря на тот факт, что мы живем в мире, где есть все, чего может пожелать человек, и где ничто не стоит между нами и нашими желаниями, кроме отсутствия определенной цели.
Страх бедности, вне всякого сомнения, самый разрушительный из шести основных страхов. Он поставлен в начале списка, потому что с ним труднее всего справиться. Страх бедности основан на врожденном стремлении человека приобретать финансовую выгоду за счет других. Почти все животные руководствуются подобным инстинктом, но поскольку их «мыслительные» способности ограничены, они охотятся друг на друга физически. Человек, с его интуицией, способностью мыслить и устанавливать причины, не съедает другого человека физически; он получает большее удовлетворение, «пожирая» его финансово. Человек настолько алчен, что все мыслимые законы были изобретены, чтобы оградить от него других людей.
Ничто не приносит человеку таких страданий и унижений, как бедность! Только те, кто испытал на себе бедность, могут понять это утверждение.
Неудивительно, что человек боится бедности. Благодаря долгому опыту человечество знает, что есть немало людей, которым нельзя доверять, едва только дело касается финансов и материальных богатств. Человек так стремится к богатству, что готов добывать его его любым способом — если возможно, законными методами, если нет — незаконными.
Самоанализ может раскрыть слабости, в которых не хочется себе признаваться. Эта форма проверки необходима всем, кто намерен бороться за нечто большее, чем бедность или средний достаток. Помните, пункт за пунктом проверяя себя, что вы одновременно судья и жюри, защитник и обвинитель, что вы истец и ответчик; и не забывайте, что судят вас. Смотрите фактам в лицо. Задавайте себе точные вопросы и требуйте точных ответов. После окончания судебного разбирательства вы будете знать себя лучше. Если вам кажется, что вы не можете быть беспристрастным судьей на этом суде над вами, попросите кого-нибудь, кто вас хорошо знает, быть судьей во время перекрестного допроса, который вы проведете над собой сами. Вам необходима правда. Добейтесь ее, чего бы это ни стоило, хотя правда может временно вас смутить!
Большинство людей на вопрос «Чего вы боитесь?» ответят: «Ничего». Ответ неточен, потому что мало кто осознает, что он связан и ограничен духовно и физически той или иной формой страха. Эмоция страха так тонка и глубока, что человек может страдать от нее всю жизнь, не осознавая ее присутствия. Только смелый анализ способен открыть присутствие этого всеобщего врага. Когда вы начинаете такой анализ, углубитесь в свой характер. Ниже приводится список симптомов, которые вам следует искать.
СИМПТОМЫ СТРАХА БЕДНОСТИ
Равнодушие. Обычно проявляется в отсутствии честолюбия, согласии терпеть бедность, принятии без возражений любых компенсаций, предложенных жизнью, умственной и физической лености, в отсутствии инициативы, воображения, энтузиазма и самоконтроля.
Нерешительность. Привычка позволять другим думать за вас. Постоянное выжидание.
Сомнение. В целом проявляется в виде всевозможных отговорок и уважительных причин, которые призваны объяснить неудачи; иногда проявляется в форме зависти к тем, кто достиг успеха, или в критике их.
Тревога. Обычно проявляется в отыскании недостатков в окружающих, в тенденции тратить больше, чем позволяет доход, в невнимании к внешности, в постоянном мрачном и хмуром виде; в невоздержанности в употреблении алкогольных напитков, иногда в использовании наркотиков; в нервности, отсутствии выдержки и уверенности в себе.
Сверхосторожность. Привычка в любых обстоятельствах отыскивать отрицательную сторону, думать и говорить о возможных неудачах, вместо того чтобы сосредоточиваться на достижении успеха. Знание всех дорог, ведущих к катастрофе, в то же время нежелание поискать возможность избежать катастрофу. Ожидание «подходящего времени», чтобы начать осуществлять свои планы и идеи, пока это ожидание не станет устойчивой привычкой. Хорошая память на неудачников и забывание тех, кто преуспел. Стремление видеть дырку от бублика, но не видеть самого бублика. Пессимизм, ведущий к несварению, плохому удалению отходов, самоотравлению организма, дурному дыханию и нездоровью.
Промедление. Привычка откладывать на завтра то, что нужно было сделать еще в прошлом году. Трата многих часов на придумывание отговорок и причин того, почему не выполнена работа. Эти симптомы тесно связаны со сверхосторожностью, сомнением и тревогами. Отказ принимать ответственность, если этого можно избежать. Склонность к компромиссам и отказу от борьбы. Стремление идти на компромиссы с трудностями, вместо того чтобы преодолевать их и использовать как опору на пути к достижениям. Торговля с жизнью за пенни, вместо того чтобы требовать от нее процветания, изобилия, богатства, удовлетворения и счастья. Планирование того, что делать в случае неудачи, вместо того, чтобы сжечь мосты и сделать отступление невозможным. Слабость, а часто и полное отсутствие уверенности в себе, определенности целей, самоконтроля, энтузиазма, честолюбия, умения экономить и здраво рассуждать. Ожидание бедности вместо стремления к богатству. Дружба с теми, кто принимает бедность, вместо поисков общества тех, кто требует богатства и добивается его.
ДЕНЬГИ РЕШАЮТ ВСЕ!
Кто-нибудь может спросить: «Почему вы написали книгу о деньгах? Зачем измерять богатство в одних долларах?» Некоторые считают, и справедливо, что существуют другие формы богатства, более желательные, чем деньги. Да, существуют богатства, которые невозможно измерить в долларах, но миллионы людей скажут: «Дайте мне столько денег, сколько мне нужно, и я получу все остальное, что захочу».
Главная причина того, что я написал эту книгу, заключена в следующем факте: миллионы мужчин и женщин парализованы страхом бедности. На что способен этот страх, рассказывает Вестбрук Пеглер.
«Деньги — это всего лишь маленькие ракушки, или металлические диски, или листочки бумаги, и существуют сокровища сердца и души, которые не купишь ни за какие деньги, но люди, сломанные и подавленные, не думают об этом и не могут сохранить бодрость духа. Когда человек опускается и попадает на улицу, не в состоянии найти никакую работу, что-то происходит с его душой, и это заметно в опущенных плечах, наклоне шляпы, походке и взгляде. Он не может избавиться от сознания своей неполноценности среди людей, имеющих постоянную работу, даже если знает, что они уступают ему по характеру, интеллекту и способностям.
С другой стороны, окружающие, даже друзья такого человека чувствуют свое превосходство над ним, как над неудачником. Иногда это подсознательное ощущение. Такой человек может какое-то время занимать деньги, но этого недостаточно, чтобы вести привычный образ жизни, и невозможно занимать слишком долго. Само по себе это занятие — занимать деньги на жизнь — действует угнетающе, и занятые деньги не оживляют и не подбадривают, как заработанные. Конечно, все это не относится к бродягам и бездельникам, но лишь к людям с нормальным честолюбием и уважением к себе.
Женщины в таком положении ведут себя по-другому. Замечу попутно, что, рассуждая о неудачниках, мы обычно не имеем в виду женщин. Они нечасто встречаются в очередях за бесплатной едой, их редко увидишь на улицах просящими милостыню, и в толпе они не так выделяются признаками невезения, как мужчины. Я опять-таки не имею в виду уличных бродяг; среди них, вероятно, одинаковое число мужчин и женщин. Я говорю об относительно молодых, приличных и умных женщинах. Их должно быть много, но их отчаяние не бросается в глаза. Может, они убивают себя?
Опустившийся человек имеет достаточно времени для размышлений. Он может пройти несколько миль, чтобы попросить о работе, а придя, обнаружить, что место занято или что это работа без жалованья, а только за комиссионные по продаже какого-нибудь никому не нужного пустяка, который если и покупают, то только из жалости. Отказавшись от такой работы, он снова оказывается на улице, и ему совершенно некуда идти. Поэтому он просто бесцельно идет и идет. Смотрит в витрины магазинов на роскошь, которая ему недоступна, чувствует свою ущербность и уступает место тем, кто смотрит, чтобы купить. Он заходит на вокзал или в библиотеку, чтобы немного отдохнуть и согреться, но тут работы не найдешь, поэтому он снова уходит. Он этого не знает, но бесцельность его блужданий выдает его, даже если этого не делает фигура. Он может быть одет в костюм, оставшийся с лучших времен, но одежда не в силах скрыть его опущенности.
Он встречает тысячи других людей: книготорговцев и клерков, химиков и носильщиков. Все они заняты своей работой, и он им глубоко завидует. Они независимы, уважают себя, а он даже не может убедить себя, что он тоже достойный человек, хотя все время спорит с собой и каждый раз старается прийти к благоприятному для себя выводу.
И все это сделали деньги, вернее, их отсутствие. Если дать ему немного денег, он снова станет самим собой.
СТРАХ КРИТИКИ
Никто точно не может сказать, каково происхождение этого страха, но одно несомненно: он существует и широко распространен.
Автор склонен относить страх критики к врожденному стремлению человека не только отнимать у другого его добро, но и оправдывать свои действия, подвергая критике этого другого человека. Хорошо известно, что вор насмехается над человеком, которого обкрадывает, что политики выдвигаются не тем, что демонстрируют собственные способности и достоинства, а тем, что очерняют других.
Проницательные производители одежды не замедлили использовать страх критики, это проклятие человечества. Каждый сезон мода меняется. Кто ее устанавливает? Конечно, не покупатель одежды, а производитель. Зачем он так часто меняет моду? Ответ очевиден. Он меняет моду, чтобы больше продать.
По той же самой причине ежегодно меняют дизайн продавцы автомашин. Никто не хочет ездит в автомобиле, который перестал быть модным.
Мы описали, как ведут себя люди из страха перед критикой в мелочах и банальностях жизни. Посмотрим теперь, как проявляется этот страх в связи с более важными событиями и человеческими отношениями. Возьмем, например, практически любого человека, достигшего возраста умственной зрелости (от 35 до 40 лет, в среднем), и если бы смогли прочесть его тайные мысли, мы нашли бы решительное неверие в большинство сказок и утверждений догматиков, услышанных им в детстве несколько десятилетий назад. И однако он предпочитает не признаваться в этом.
Почему средний человек даже в наш просвещенный век стесняется сказать, что не верит в мифы и догмы? Ответ таков: потому что он боится осуждения, боится критики. В прошлом людей сжигали, если они говорили о своем неверии в догмы. Неудивительно, что мы унаследовали страх перед критикой. Было время — ив некоторых странах оно еще не совсем ушло, — когда критика сопровождалась суровыми карами.
Страх критики лишает человека инициативы, уничтожает силу его воображения, ограничивает его индивидуальность, отнимает веру в себя и причиняет вред еще в сотнях отношений. Родители часто причиняют непоправимый ущерб детям, критикуя их. Мать одного из приятелей моего детства ежедневно порола его и заканчивала одним и тем же утверждением: «Ты еще до двадцати лет окажешься в тюрьме». Он попал в тюрьму в семнадцатилетнем возрасте.
Критика — это то, что у всех всегда есть в изобилии. У каждого большой запас критических замечаний, и все готовы предоставить их бесплатно, просят их об этом или нет. Наши ближайшие родственники чаще всего обижают нас сильней других. Следует признать преступлением (и это действительно тяжкое преступление), когда родители неумеренной критикой вырабатывают у ребенка комплекс неполноценности. Наниматели, которые понимают человеческую природу, добиваются лучшей работы от подчиненных не критикой, а конструктивными предложениями. Родители могут достичь того же с детьми. Критика поселяет страх или негодование в сердце человека, но не порождает любовь или привязанность.
СИМПТОМЫ СТРАХА КРИТИКИ
Этот страх распространен почти так же, как страх бедности, и действие его так же фатально для личных достижений, главным образом потому что он уничтожает инициативность и мешает использовать воображение. Главные симптомы этого страха таковы.
Застенчивость. Обычно проявляется в нервности, робости в разговорах и при встрече с незнакомыми людьми, неловких движениях рук и ног, отводе взгляда.
Отсутствие выдержки. Выражается в неспособности контролировать голос, нервничаньи в присутствии других людей, в плохой осанке и памяти.
Слабохарактерность. Отсутствие твердости в принятии решений, личного обаяния и способности определенно выражать свое мнение. Привычка избегать сложностей и затруднений, вместо того чтобы прямо встречать их. Согласие с другими без тщательного анализа их мнения.
Комплекс неполноценности. Привычка хвалить себя словом и действием как средство скрыть ощущение своей неполноценности. Использование «громких слов», чтобы произвести впечатление на окружающих (часто без понимания истинного смысла этих слов). Подражание другим в одежде, речи и манерах. Хвастовство своими воображаемыми достижениями. Внешне иногда проявляется в надменности и подчеркивании своего превосходства.
Расточительность. Привычка «не отставать от соседей», тратить больше, чем позволяет доход.
Отсутствие инициативы. Неумение воспользоваться возможностями для продвижения, страх выразить свое мнение, неуверенность в собственных идеях, уклончивые ответы на вопросы начальников, неуверенные манеры и речь, привычка обманывать словами и делами.
Недостаток честолюбия. Умственная и физическая леность, недостаток уверенности в себе, медленное принятие решений, повышенная впечатляемость и подверженность чужим влияниям; привычка критиковать других за спиной и льстить в лицо, привычка признавать без спора поражение и прекращать старания, встретив сопротивление; беспричинная подозрительность к другим, недостаток такта в манерах и речи; нежелание сознаваться в своих ошибках.
СТРАХ ПЛОХОГО ЗДОРОВЬЯ
Этот страх может быть отнесен к физической и умственной наследственности. По происхождению он тесно связан со страхом старости и страхом смерти, потому что приводит человека на границу «страшных миров», о которых он ничего не знает, но слышал немало ужасного. Этот страх очень распространен, и находятся люди, которые «торгуют здоровьем», пользуясь страхом болезней.
В целом человек боится плохого здоровья, потому что в сознании его существует ужасная картина того, что с ним произойдет, когда приблизится смерть. Боится он и экономических трудностей, связанных с болезнью.
Врач с надежной репутацией утверждает, что 75 процентов всех обращающихся к медикам страдают от ипохондрии (воображаемых болезней). Было убедительно показано, что страх болезни, даже когда нет ни следов ее, вызывает симптомы той самой болезни, которой боится человек.
Могуч и силен человеческий мозг! Он созидает и разрушает.
Создатели патентованных лекарств и торговцы ими заработали состояния, играя на этом страхе. Несколько десятилетий назад это навязывание своих лечебных услуг людям стало настолько распространенным, что «Кольерс Мэгэзин» начал жесткую кампанию против некоторых производителей патентованных лекарственных средств.
С помощью целого ряда экспериментов было доказано, что люди могут заболевать по внушению. Мы тоже провели такой эксперимент, попросив троих знакомых навестить «подопытных» и каждому задать вопрос: «Что у вас болит? Вы ужасно выглядите». Первый спрашивающий обычно получал в ответ улыбку испытуемого и небрежное: «Да ничего. Со мной все в порядке». Второму на такой же вопрос отвечали: «Сам не пойму, но, кажется, действительно у меня что-то не так». А третий получал в ответ признание, что человек действительно чувствует себя плохо.
Попробуйте это на своих знакомых, если сомневаетесь, но не заводите эксперимент слишком далеко. Существует религиозная секта, которая аналогично расправляется со своими жертвами. Сектанты называют это «наложить заклятие»
Существуют убедительные доказательства того, что болезнь иногда начинается с отрицательного мыслительного импульса. Такой импульс может быть передан от одного сознания к другому или создан индивидуумом в собственном сознании.
Человек, гораздо более мудрый, чем может показаться по его словам, сказал: «Когда меня спрашивают, как я себя чувствую, мне всегда хочется ударить спрашивающего».
Семена страха перед плохим здоровьем есть в сознании каждого человека. Беспокойство, страх, разочарование в любви и делах помогают этим семенам прорасти и развиться.
Разочарование в любви и в бизнесе стоит в начале списка причин страха плохого здоровья. Молодой человек в результате любовного разочарования попал в больницу. Несколько месяцев пребывал он между жизнью и смертью. Пригласили специалиста по психотерапии. Специалист сменил сестер и поручил ухаживать за пациентом очень привлекательной молодой женщине, которая (по договоренности с врачом) с первого же дня начала заниматься с пациентом любовью. Через три недели его выписали из больницы; он все еще был болен, но совершенно другой болезнью. Он снова был влюблен. Средство оказалось подделкой, но впоследствии пациент женился на сестре.