Инфраструктура страхового рынка.

Важным элементом в организации страхового рынка является его инфраструктура.

Слово инфраструктура происходит от латинских слов «Infra» - под и «structure» - структура и означает дословно взиморасположение, строение. Понятие «инфраструктура» трактуется в многочисленных источниках по разному, исходя из контекста предложенного материала. Рассматривая данное понятие как составную часть страхового рынка, следует отдать предпочтение следующей трактовке инфраструктуры – структура видов деятельности, которая способствует эффективному функционированию определенной отрасли хозяйственной деятельности.

Деятельность страховой организации по обслуживанию потребителей страховых услуг предполагает определенный цикл, включающий в себя, помимо общей хозяйственной де­ятельности страховщика, как хозяйствующего субъекта, следующие стадии:

а) сбор информации о риске, который предполагается принять на страхование, оценка степени риска и иные подготовительные мероприятия, связанные с вы­несением решения о принятии риска на страхование,

б) заключение договоров страхования,

в) сопровождение договоров страхования (внесение дополнений, изменений, пре­кращения и т.п.),

г) исполнение договоров страхования - урегулирование требований, вытекающих из договоров страхования (выплата страхового возмещения/обеспечения).

Все они отражают различные стадии реализации договора страхования. Причем многие из них предполагают участие специалистов различных отраслей и специализаций, в том числе и тех, которых у страховой компании нет - по объективным (например, в силу специаль­ных требований к лицензированию деятельности, как у аудиторов) либо субъективным (экономически нецелесообразно) причинам.

Основу инфраструктуры страхового рынка составляют такие субъекты как аварийные комиссары, аудиторы, сюрвейеры диспашеры, аджастеры, специализированные и многопрофильные консультанты

Аварийный комиссар – это доверенное физическое или юридическое лицо, обладающее знаниями и опытом, к услугам которого прибегают страховые компании для организации одного из важнейших элементов технологии урегулирования претензий (убытков):

· организации процедур документального оформления страхового случая;

· оценки ущерба;

· подготовки материалов для обоснования и доказывания страхового требования страхователя в связи с наступлением страхового случая.

Аварийный комиссар, действую в строгом соответствии с инструкцией страховщика, проводит осмотр застрахованного имущества, пострадавшего в результате страхового события, устанавливает причины, характер и размер ущерба, определяет наличие виновной стороны и т.д. По поручению страховщика комиссар может произвести розыск пропавшего имущества, а также оплатить убытки за счет страховщика в пределах установленных полномочий (лимитов). По результатам работы аварийный комиссар составляет аварийный сертификат, подтверждающий характер, размер и причины убытка.

Использование страховщиком услуг аварийного комиссара обусловлено несколькими причинами. Во-первых, застрахованное имущество зачастую находится в значительном удалении от места расположения самой страховой компании. В результате наступления страхового случая страховщику достаточно сложно срочно попасть на место происшествия, не исключено также, что знаний откомандированного представителя компании будет недостаточно для решения вопросов урегулирования убытков. Во -вторых, не каждая страховая компания может иметь в штате высококвалифицированных, а следовательно, высокооплачиваемых специалистов, обладающих обширными знаниями, опытом и навыками в различных областях жизнедеятельности.

Сюрвейер– это эксперт, осуществляющий осмотр судов, грузов, имущества предприятий и иных объектов и предоставляющий страховщику или, по запросу аварийного комиссара – аварийному комиссару заключения:

а) о состоянии указанных объектов, об особенностях объектов, о факторах, могущих повлечь наступление страхового события и т.д.;

б) о причине наступления страхового случая, характере и размере повреждений – на стадии урегулирования убытков.

По итогам проведения осмотра сюрвейер составляет акт осмотра объекта, который может быть использован на любом этапе осуществления договора страхования, в том числе для разрешения возможных споров в судебных инстанциях.

Аджастер –физическое или юридическое лицо, представляющее интересы страховщика при решении вопросов, связанных с урегулированием заявленных страхователем или выгодоприобретателем требований по возмещению ущерба, возникшего в связи с наступлением страхового случая. Аджастер выполняет следующие функции:

· анализирует причины и обстоятельства наступления страхового случая;

· производит расчеты величины ущерба;

· ведет от имени страховщика переговоры со страхователем (выгодоприобретателем) о сумме подлежащего выплате страхового возмещения;

· составляет расчеты по распределению убытков между транспортным средством, грузом и фрахтом в связи с общей аварией на транспорте;

· подготавливает для страховщиков экспертные заключения о причинах, обстоятельствах наступления страхового случая, размерах ущерба и подлежащего выплате страхового возмещения.

Аджастер может выполнять функции диспашера и аварийного комиссара.

Диспашер- специалист по составлению расчета аварии (в морском страховании – синоним убытка или ущерба) и распределению общей аварии между участниками морской перевозки. Диспашеры имеются у государственных и негосударственных страховых компаний. В России функции по назначению диспашеров лежат на Президиуме Торгово-промышленной палаты. Диспашеры действуют на основании Положения об Ассоциации диспашеров и порядке составления диспаш.

Страховые аудиторы – специалисты, осуществляющие в соответствии с требованиями органов страхового надзора проверку следующих направлений деятельности страховщиков:

а) наличие и соответствие действующему законодательству РФ документов, подтверждающих право на осуществление страховой деятельности (учредительных документов; свидетельства о государственной регистрации; лицензии на осуществление страховой деятельности);

б) соответствие проводимых видов страхования разрешенным лицензией на осуществление страховой деятельности на территории РФ;

в) полнота и своевременность формирования уставного капитала;

г) наличие, правильность оформления и соблюдение принятой на год учетной политики, правильность применения Плана счетов бухгалтерского учета, финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций;

д) правильность составления, юридического оформления и учета договоров страхования, сострахования и перестрахования;

ж) обоснованность и своевременность осуществления страховых выплат, обоснованность отказов страхователям в страховых выплатах;

е) обоснованность и формирования страховых резервов, соответствие размещения страховых резервов условиям, предусмотренным действующим законодательством;

з) правильность учета долгосрочных инвестиций;

и) правильность оформления финансовых результатов и т.д.

Аудиторское заключение состоит из аналитической части и итоговой части. Итоговая часть аудиторского заключения — это краткая и однозначная для толкования формулировка, отражающая состояние финансовой отчетности. Она должна содержать мнение аудитора (аудиторской фирмы) о достоверности годовой бухгалтерской (финансо­вой) отчетности страховой организации

В Российской Федерации правовые основы осуществления аудиторской деятельности определены Федеральным законом об аудиторской деятельности № 119-ФЗ от 7 августа 2001 года (с изменениями от 14 декабря 2001 года), а государственное регулирование осуществля­ется Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

Требования к профессиональному уровню аудитора, порядок проведения аттестаций, формирование аттестационных комиссий, уровень оплаты за аттестацию, а также порядок лицензирования аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Фе­дерации по представлению Комиссии по аудиторской деятельности. Лицензирование на право осуществления аудиторской деятельности проводится в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» №204-ФЗ с последними изме­нениями от 20 ноября 1999 года, а также соответствующими постановлениями Правитель­ства Российской Федерации.

Лицензирование аудиторской деятельности в РФ осуществляет Министерство финан­сов РФ, при этом лицензии выдаются сроком на один, два или три года. По истечении указанного срока лицензия не продлевается, но может быть выдана новая лицензия при условии отсутствия фактов неоднократного неквалифицированного проведения аудиторс­ких проверок или оказания аудиторских услуг.

Специализированные и многопрофильные консультанты – это юридические и физические лица, вовлеченные в сферу оказания консультационных услуг в самых разных областях деятельности и обладающие необходимыми знаниями, навыками и опытом как в страховании, так и в смежных и (или) иных отраслях. В качестве таких консультантов могут выступать консультационные бюро, адвокатские конторы, аудиторские фирмы и т.д.

Наши рекомендации