Нормативно-правовое регулирование деятельности страховой компании и учета в них
Система страховой защиты общественных экономических отношений и социальных интересов граждан обеспечивается осуществлением государственного регулирования и созданной законодательно-нормативной базой.
Функции государственного регулирования распространяются на лицензирование, методическое руководство, надзор и контроль, за деятельностью субъектов страховых отношений. Государственное регулирование направлено на формирование страхового рынка, системы антимонопольного регулирования страховых отношений в целях защиты конкуренции на страховом рынке, определение полномочий и функций государственного органа страхового надзора и наделение его системой полномочий для обеспечения соблюдения страхового законодательства всеми субъектами страхового рынка, способствование развитию приоритетных для экономической и социальной стабильности видов страхования.
Государственное регулирование страхования обеспечивается через использование законов в области страхования, гражданского и налогового права, а также через нормативные акты федерального органа по надзору за страховой деятельностью.
В целях обеспечения соблюдения требований страхового законодательства и регулирования деятельности страховых организаций государством в структуре Минфина России Указом Президента Российской Федерации надзор за страховыми организациями передан, Центральному Банку Российской Федерации. Этот орган государственной исполнительной власти наделен властными полномочиями по контролю, за соблюдением законодательства. Служба страхового надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Страховой надзор наделен рядом функций, связанных с лицензированием страховой деятельности, осуществлением контроля, за соблюдением субъектами страхового дела законодательства, проведением анализа отчетности страховых организаций и рядом других.
Государство осуществляет финансовый контроль, за соблюдением страховщиками требований финансовой устойчивости и платежеспособности, без которых невозможно формирование и инвестирование средств, страховых резервов. Контроль предусматривает проведение проверок финансовой состоятельности страховых организаций и выполнения ими обязательных условий осуществления страховой деятельности [7, с. 85].
Для проведения регулирования экономической деятельности страховых организаций необходима нормативно-правовая база. Такая база в стране начала складываться с 1993 г., с момента вступления в силу Федерального закона «Об организации страхового дела». К настоящему времени в стране сформирована система страхового законодательства, включающая нормы гражданского, административного, государственного, финансового и международного права.
К основным нормам, регламентирующим деятельность страховых организаций, относятся:
Гражданский кодекс РФ (ч. 2) глава 48 «Страхование» устанавливает основные положения, касающиеся проведения страховых операций [1].
В главе определены возможные формы страхования, порядок проведения обязательного страхования, ответственность за его неосуществление; дана характеристика договоров имущественного и личного страхования, их подотраслей; установлены основные требования, предъявляемые к страховым организациям; дана характеристика общих принципов проведения взаимного страхования и перестрахования; регламентированы принципы взаимоотношений сторон по договору страхования, права и обязанности страхователя, страховщика и других лиц, участвующих в страховании; установлены требования к форме договора страхования; дана характеристика его существенных условий; определен порядок заключения и случаи досрочного прекращения договоров страхования; порядок регулирования действия сторон при наступлении страховых случаев;
Налоговый кодекс РФ, ч. 1 от 31.07.98 № 146-ФЗ устанавливает систему налогов и сборов, а так же общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе: виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов федерации и местных налогов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц [2].
Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.92 № 4015-1. В нем сформулированы основные понятия, применяемые в области страхования, даны определения страхования, сострахования, перестрахования и видов страхования. Характеризуются участники договора страхования и требования, предъявляемые к ним, виды страховых посредников [3].
Рассматриваются термины, используемые в договорах страхования, - объект страхования, страховая сумма, страховой тариф, страховой взнос, страховые резервы, страховой риск, страховой случай, страховая выплата. Устанавливаются основные положения, регламентирующие порядок осуществления государственного надзора за страховой деятельностью; сформулированы цели такого надзора, функции и права государственного органа страхового надзора; регламентируется порядок ведения страховыми организациями учета и составления отчетности.
Организация, форма и способы ведения бухгалтерского учета осуществляются на основании действующих нормативных документов: Федерального Закона РФ от 06. 12. 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [4], Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации [5]. В настоящее время страховыми организациями применяется «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению», утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94н с учетом дополнений и особенностей применения. [6]. Кроме того, согласно Приказу Минфина РФ финансов от 04.09.2001 № 69н страховые организации применяют специальные счета, отражающие особенности их деятельности.