Государственные и муниципальные органы управления финансами, их функции
Управление- это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в т.ч. финансовой. Все органы государственной власти в лице соответствующих управленческих структур, а также органы местного самоуправления осуществляют финансовую деятельность и воздействуют на нее. Управление финансами- это воздействие на финансовые отношения. Оно осуществляется через финансовую политику с помощью разнообразных приемов и методов, в т.ч. стимулов и санкций.
Объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений. Можно выделить следующие объекты: финансы юридических лиц, государственные финансы, муниципальные финансы.
Субъекты управления- те организационные структуры, которые осуществляют управление. Это финансовые службы предприятий, государственные финансовые органы, финансовые органы на местах.
Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами называется финансовым аппаратом.
Функции управления государственными финансами Российской Федерации осуществляют:
• Президент РФ;
• Государственная Дума ФС РФ;
• Совет Федерации ФС РФ;
• Правительство РФ;
• Министерство финансов РФ;
• Федеральное казначейство РФ;
• Министерство РФ по налогам и сборам;
• Банк России;
• Счетная палата РФ;
• Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
• государственные внебюджетные фонды;
• главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
• иные органы, на которые законодательством РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Президент РФ, Государственная Дума ФС РФ, Совет Федерации ФС РФ, Правительство РФ осуществляют общее руководство государственными финансами. Перечислим основные функции данных органов:
• определение основных направлений финансовой политики Российской Федерации;
• подготовка, рассмотрение и принятие федерального бюджета;
• исполнение федерального бюджета;
• контроль за исполнением федерального бюджета.
1. Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:
• выработку единой государственной финансовой, кредитной ,денежной политики;
• нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере (на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ);
• выработку финансовой политики в области государственной службы и судебной системы.
Министерство финансов РФ осуществляет следующие основные функции:
• разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам:
• организации и функционирования бюджетной системы РФ, определения основ бюджетного процесса;
• федерального бюджета на очередной финансовый год, порядка исполнения федерального бюджета в очередном финансовом году, отчетности о его исполнении;
• разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления;
• финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами и др.;
• разрабатывает и утверждает:порядок составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов; порядок ведения бюджетной росписи федерального бюджета; порядок составления отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и консолидированного бюджета РФ и др.;
•осуществляет: составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, организацию исполнения федерального бюджета; представление в Правительство РФ отчетов об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении:
• Федеральной налоговой службы;
• Федеральной службы страхового надзора;
• Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;
• Федеральной службы по финансовому мониторингу;
• Федерального казначейства.
2. Министерство РФ по налогам и сборам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору:
•за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
• правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджетналогов и сборов; иных обязательных платежей (в случаях, предусмотренных законодательством РФ);производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции; соблюдением валютного законодательства РФ (в пределах компетенции налоговых органов).
Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:
• государственную регистрацию юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
• представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Единую централизованную систему налоговых органов в РФ составляют:
• Федеральная налоговая служба (далее в этом абзаце - Служба);
• ее территориальные органы:управления Службы по субъектам РФ; межрегиональные инспекции Службы; инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления; инспекции Службы межрайонного уровня.
3. Федеральная служба страхового надзораявляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.
Основными функциями Федеральной службы страхового надзора являются:
• принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;
• выдача и отзыв квалификационных аттестатов;
• ведение Единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
• осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;
• осуществление контроля за предоставлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;
• получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;
• выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;
• обращение в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела — юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела — физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
• обобщение практики страхового надзора; разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.
4. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:
• по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере;
• органа валютного контроля.
Основными функциями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются:
• проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории РФ и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов РФ;
• проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере;
• осуществление надзора за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
• осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;
• организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте Российской Федерации;
• организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
5. Федеральная служба по финансовому мониторингуявляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию:
• легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
• финансированию терроризма.
6. Федеральное казначейство РФявляется федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции: по обеспечению исполнения федерального бюджета; кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ; предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета