Из приведенных определений следуют пять основных принципов
организации финансов:
-хозяйственная самостоятельность (саморегулирование хозяйственной деятельности),
-самофинансирование (в т.ч. самоокупаемость),
-материальная ответственность,
-заинтересованность в результатах деятельности,
-формирование финансовых резервов.
Принцип хозяйственной самостоятельности предполагает, что корпорация самостоятельно принимает и реализует решения по производственному и научно-техническому развитию на основе имеющихся ресурсов. Корпорация непосредственно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на выпускаемую продукцию. Основу оперативных и текущих планов составляют договоры, заключенные с потребителями продукции и поставщиками ресурсов. Тем не менее, государство регламентирует отдельные стороны деятельности предприятий вообще и корпораций в частности. Так, законодательно регламентируются взаимоотношения предприятий с бюджетами разных уровней, внебюджетными фондами, может стимулировать или наоборот, ограничивать какую-либо деятельность посредством налоговых инструментов.
Принцип самофинансирования означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции и обеспечение расширенного воспроизводства. Иными словами, деятельность предприятия должна быть не только безубыточной, но и приводящей к стабильному росту собственного капитала за счет результатов основной хозяйственной деятельности. Следует иметь ввиду, что положительный финансовый результат, полученный не за счет основной деятельности, не должен быть оценен положительно как реализация принципа самофинансирования. Прибыль может быть получена и за счет штрафов, взысканных за нарушение условий поставки, за счет деятельности, не соответствующей цели создания организации и т.д. Принцип самофинансирования может нарушаться и вследствие объективных причин. Так, существуют общественно необходимые виды деятельности, осуществление которых без государственной поддержки в настоящее время невозможно – жилищно-коммунальное хозяйство, сельское хозяйство, оборонная промышленность, добывающие отрасли. Соответствующие предприятия получают ассигнования из бюджета на разных условиях.
Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности. В соответствии с российским законодательством предприятия, нарушающие договорные обязательства (сроки расчетов, качество продукции), налоговое законодательство, уплачивают пени (синонимы: штрафы, неустойки – суммы, полученные или уплаченные за нарушение договорных и иных обязательств). В случае неэффективной деятельности к предприятию может быть применена процедура банкротства.
Для руководителей предприятия принцип материальной ответственности реализуется через систему штрафов в случаях нарушения предприятием налогового законодательства. К отдельным работникам предприятия применяется система материального наказания и увольнение с работы в случаях нарушения трудовой дисциплины, допущенного брака (в соответствии с Трудовым кодексом).
Принцип заинтересованности в результатах деятельности обусловлен основной целью предпринимательской деятельности — извлечением прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности присуща как работникам предприятия, так и самому предприятию и государству в целом. На уровне отдельных работников реализация этого принципа должна быть обеспечена достойной оплатой труда, а также выплатой работникам корпорации процентов по облигациям и дивидендов по акциям. Для корпорации данный принцип может быть реализован с проведением государством оптимальной налоговой политики. Интересы государства обеспечиваются налоговыми платежами.
Принцип обеспечения финансовых резервов обусловлен тем, что предпринимательская деятельность сопряжена с риском неблагоприятных колебаний рыночной конъюнктуры, невозврата вложенных денежных средств, просчетов в планировании, необходимости обеспечить стабильность экономических показателей в текущем периоде и т.д. Финансовые резервы могут формироваться как в составе источников ресурсов как технический прием бухгалтерского учета (например, резервный капитал, резерв на ремонт основных средств, резерв под обесценение ценных бумаг и т.д.), так и в составе активов в виде «неприкосновенного» высоколиквидного запаса (например, в виде краткосрочных финансовых вложений), который при возникшей необходимости мог бы быть легко превращен в денежные средства и направлен на предусмотренные цели.
Источники формирования.
Формирование ресурсов корпорации начинается с момента ее образования. В этот момент она обладает только собственными источниками формирования ресурсов. В дальнейшем, в процессе деятельности, эти собственные источники (соответственно, и сумма активов) могут изменяться: - за счет изменения (увеличения или уменьшения) уставного капитала; - за счет появления и последующего изменения дополнительного капитала; - за счет получения чистой прибыли или убытка (нулевую прибыль или убыток можно предположить только гипотетически).
Кроме собственных источников образования ресурсов, в процессе
деятельности корпорации возникают заемные источники. В бухгалтерской отчетности они упрощено называются «обязательствами», хотя правильнее было бы их назвать, например, «денежной оценкой обязательств».
Заемные источники весьма разнообразны: кредиты, займы, полученные авансы, непогашенные обязательства по погашению долга перед поставщиками и подрядчиками, бюджетом и внебюджетными фондами, работниками по оплате труда, учредителями по выплате дивидендов и т.п.
Их наличие, естественно, приводит к увеличению самих ресурсов в целом. Таким образом, через незначительный период от начала деятельности корпорации (с момента государственной регистрации ее как юридического лица), наряду с собственными источниками ресурсов, у нее возникают финансовые обязательства. Поэтому в экономике используется деление источников ресурсов на две основные группы: собственный капитал и заемный капитал. Сумма собственного и заемного капитала обязательно равна суммарной денежной оценке активов корпорации.
Собственный капитал в современной финансовой отчетности
подразделяется на уставный капитал, собственные акции, выкупленные у акционеров (вычитаются), добавочный капитал, резервный капитал и нераспределенную прибыль.