Законодательство об обеспечении безопасности дор.движения
Дорожное движение - сложная динамическая система взаимодействия транспортных и пешеходных потоков. Упорядочение этого процесса осуществляется на основе системы нормативных положений. В настоящее время основным документом, осуществляющим правовое регулирование в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации, является федеральный Закон о безопасности дорожного движения. Принят Государственной Думой 15 ноября 1995 года. Этот закон призван обеспечить охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Закон предусматривает совершенствование системы управления безопасностью движения, регламентирует основные права, обязанности и ответственность всех участников дорожного движения, устанавливает целевое планирование и управление обеспечением безопасности движения. Законом о безопасности дорожного движения установлен приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности и приоритет ответственности государства над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
В законе указаны виды транспортной деятельности, которые подлежат лицензированию в целях обеспечения безопасности дорожного движения: перечень пассажиров и грузов, транспортно-экспедиционное обслуживание юридических и физических лиц, ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств, осуществляемые на коммерческой основе, и т. д.Закон устанавливает основные требования по обеспечению безопасности в отношении всех составляющих дорожного движения автомобиля, водителя, дороги. Проектирование, строительство, реконструкция, ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Техническое состояние транспортных средств, система технического обслуживания и ремонта, государственный технический осмотр транспортных средств в совокупности должны обеспечить соблюдение условий безопасности движения при эксплуатации транспортных средств. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании кандидатов в водители и водителей с целью выявления медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности, оказании доврачебной помощи на месте ДТП, квалифицированной медицинской помощи в пути следования в лечебное учреждение и в лечебном учреждении Следовательно, Закон о безопасности дорожного движения создал единую правовую основу для формирования и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Другим основным нормативным актом являются Правила дорожного движения, определяющие единый порядок дорожного движения на территории Российской Федерации. Важным отличием ныне действующих в Российской Федерации Правил дорожного движения является то, что они утверждены правительственным постановлением, а не на ведомственном уровне (МВД), как ранее.
К актам создающим правовую основу построения системы безопасности движения также относятся: Положение о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №515; Уголовный кодекс РФ от 11.06.1996г. №63-Ф3; основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденные Постановлением Совмина Правительства РФ от 23.10.1993г. №1090; и другие.Важную группу нормативных документов составляют Государственные стандарты (ГОСТ), устанавливающие технические требования по обеспечению безопасности движения и экологической безопасности. Государственные стандарты регламентируют требования к дорожным знакам и разметке, техническим средствам организации дорожного движения и автоматизированным системам управления дорожным движением, конструктивной безопасности автомобилей, токсичным выбросам и шуму транспортных средств.
Строительные нормы и правила (СНиП) содержат требования по обеспечению безопасности движения при проектировании, строительстве, реконструкции и содержании автомобильных дорог.
Отраслевые директивные, инструктивные и методические материалы по обеспечению безопасности движения затрагивают все сферы дорожного движения: права и обязанности Госавтоинспекции и Российской транспортной инспекции по обеспечению безопасности движения, порядок учета дорожно-транспортных происшествий, основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности движения, перечень неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств и т. д.
К важнейшим международным нормативным документам относятся Конвенция о дорожном движении и Конвенция о дорожных знаках и сигналах. Эти документы были приняты в 1968 г. в Вене на конференции ООН по дорожному движению. В 1971 г. были приняты Европейские соглашения, дополняющие указанные конвенции.
В Конвенции о дорожном движении содержатся: общие положения по организации дорожного движения; требования к транспортным средствам, допускаемым к международному движению; требования к образцам водительских удостоверений и порядок их выдачи; требования к водителям; порядок и процедура присоединения государств к конвенции. Кроме того, приводятся определения терминов. Конвенция о дорожных знаках определяет соответствующие термины и обозначения, устанавливает общие требования к дорожным знакам, сигналам, указателям, разметке дорог.
Международные нормативные документы по организации и безопасности движения разрабатываются следующими организациями:
- комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН);
- международной федерацией обществ автомобильных инженеров и техников (FISIТА), объединяющей профессиональные организации автомобильных инженеров различных стран (SАЕ - США, SBIА -Бельгия, SIА - Франция, IМЕ - Англия, VDI - Франция);
- международной организацией стандартизации -ISO;
- крупными фирмами, выпускающими отдельные агрегаты, узлы, изделия автомобилей (SIBIЕ - Франция, CARELLO - Италия, LUKAS -Англия и т. д.)