Претензионный порядок рассмотрения споров в связи с перевозками

Предприятия, учреждения, а также граждане вправе в установлен­ном транспортными уставами и кодексами порядке обратиться в суд за защитой своих прав и охраняемых законом интересов. Однако для об­ращения за защитой своих прав в суд в целях реализации права на при­нудительное осуществление требований по отношению к нарушителю этих прав предприятие, учреждение, а также граждане должны выпол­нить определенные действия.

Статья 797 Гражданского кодекса устанавливает, что до предъяв­ления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки грузов, обяза­тельно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соот­ветствующими транспортными уставами или кодексами. Суть претен­зионного порядка, действующего при исполнении транспортного обя­зательства, заключается не только в том, что одна сторона направила другой стороне претензию. Стороны спорного правоотношения обяза­ны принять все меры для того, чтобы урегулировать возникшие между ними разногласия: сверить расчеты, рассмотреть обоснованность предъявленных требований и т.д.

Претензионный порядок по спорам, возникающим из перевозки грузов, должен быть соблюден независимо от того, кем предъявляется претензия - клиентурой перевозчика или смежными органами транс­порта, выступающими в роли отправителя или получателя груза, неза­висимо от вида перевозок и т.д. Транспортные уставы и кодексы де­тально регламентируют порядок предъявления претензий и исков. В Уставе железнодорожного транспорта порядку предъявления претензий и исков посвящена гл. VIII, в Кодексе торгового мореплавания -гл. XXV, в Кодексе внутреннего водного транспорта гл. XVIII, в Воз­душном кодексе - ст. 125-128, в Уставе автомобильного транспорта ст. 157-168.

Претензионный порядок считается соблюденным, если:

- претензия заявлена в установленный срок;

- претензия заявлена надлежащим заявителем;

- претензия заявлена к надлежащему перевозчику;

- к претензии приложены документы, подтверждающие право требования клиента.

Транспортные уставы и кодексы устанавливают различные сроки для предъявления претензий. Претензии могут предъявляться в течение шести месяцев, а претензии об уплате штрафов - в течение сорока пяти дней. Это касается железнодорожного, автомобильного и воздушного

транспорта.

Указанные сроки исчисляются:

а) по претензиям, относящимся к полной утрате груза, по истече­нии 30-ти дней со дня окончания срока его доставки, а при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении - по истечении 4-х месяцев со дня приема груза к перевозке. На воздушном транспорте - через 10 дней по истечении срока доставки (ст. 126 ВК);

б) по претензиям, связанным с повреждением или частичной утра­той груза, а также с просрочкой его доставки - со дня выдачи груза;

в) по претензиям, связанным с невыполнением принятой заявки на перевозку груза - по истечении срока, установленного для уплаты штрафа (на морском и автомобильном транспорте). На железнодорож­ном транспорте указанный срок исчисляется по истечении пяти дней с момента взыскания штрафа (ст.139 ТУЖД). На воздушном и речном транспорте такие сроки не установлены;

г) во всех остальных случаях - со дня наступления событий, по­ служивших основанием для предъявления претензии.

Право на предъявление претензии имеют:

а) в случае утраты груза - грузополучатель (грузоотправитель) при условии представления накладной (коносамента - при морских пере­возках), грузовой квитанции (накладной) с отметкой железнодорожной станции (порта, аэропорта) назначения о неприбытии груза (при желез­нодорожных, речных и воздушных перевозках) либо при условии пред­ставления подтвержденного банком или иной кредитной организацией документа об оплате стоимости груза. Отметку о неприбытии груза станция (порт, аэропорт) назначения обязана сделать на предъявленной правомочным лицом грузовой квитанции. Отказ станции (порта, аэро­порта) сделать такую отметку может быть обжалован в установленном порядке. Доказательством уклонения станции (порта, аэропорта) от от­метки в грузовой квитанции о неприбытии груза является копия жало­бы и документ, подтверждающий подачу жалобы (почтовая квитанция, расписка в приеме жалобы). Эти доказательства должны прилагаться к

претензии;

б) в случае недостачи, повреждения (порчи) груза - грузополуча­тель (грузоотправитель) при условии представления транспортной (грузовой) накладной, а также коммерческого акта или соответствующего документа об обжаловании отказа перевозчика в составлении коммерческого акта;

в) в случае просрочки доставки груза или в случае задержки выда­чи 1руза - грузополучатель (грузоотправитель) при условии представ­ления транспортной (грузовой) накладной (коносамента).

В соответствии со ст. 120 Устава железнодорожного транспорта право на предъявление к перевозчику претензий, связанных с осущест­влением перевозок грузов, грузобагажа, предоставляется также стра­ховщику, который выплатил страховое возмещение грузоотправителю (отправителю), грузополучателю (получателю) в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком обязательств по перевозке. Порядок предъ­явления претензии страховщиком аналогичен порядку, установленному в отношении предъявления претензии грузоотправителем (отправите­лем), грузополучателем (получателем).

Следовательно, страховщик до предъявления иска в арбитражный суд должен предъявить железной дороге претензию в установленном Уставом железнодорожного транспорта порядке (если такая претензия не была ранее предъявлена грузоотправителем или грузополучателем) с приложением договора страхования, доказательств уплаты страхового возмещения и документов, указанных в транспортном уставе. Срок ис­ковой давности при этом должен исчисляться не с момента выплаты страховщиком страхового возмещения, а с момента наступления собы­тия, признаваемого основанием для предъявления требования грузоот­правителем или грузополучателем (ст.125 УЖТ).

В случае удовлетворения иска с железной дороги подлежит взы­сканию сумма в пределах выплаченного страховщиком страхового воз­мещения, но не более той суммы, которая могла быть взыскана по тре­бованию грузоотправителя или грузополучателя в соответствии с Уста­вом железнодорожного транспорта.

На воздушном и морском транспорте право на предъявление пре­тензии к перевозчику кроме лиц. указанных выше, имеет страховщик при предъявлении соответствующих перевозочных документов, а также документов, подтверждающих факты заключения договора страхования и выплаты страхового возмещения (ст.125 ВК, ст.404 КТМ), причем ес­ли в Воздушном кодексе этот порядок не конкретизируется, то в ст.404 КТМ (п.1) устанавливается, что передача прав на предъявление претен­зии и иска удостоверяется переуступочной надписью на коносаменте или ином документе.

Претензии предъявляются к транспортному предприятию. По штрафам за невыполнение обязательств по заявкам (заказам) грузоот­правителя претензия всегда предъявляется к транспортному предпри­ятию пункта отправления. Когда перевозки, как прямые, выполняются несколькими транспортными предприятиями одного вида транспорта, претензии направляются па железнодорожном, речном и воздушном транспорте - транспортному предприятию пункта назначения, а на ав­томобильном транспорте при утрате груза - предприятию, принявшему и во всех остальных случаях выдавшему груз.

В отношениях по смешанной перевозке, выполняемой предпри­ятиями нескольких видов транспорта, претензия предъявляется к пред­приятию конечного пункта назначения груза.

Безусловно, существенным обстоятельством при предъявлении претензии к транспортным организациям являются документы, под­тверждающие право требования клиента. Все транспортные уставы и кодексы (за исключением УЖТ и КВВТ) устанавливают порядок, в со­ответствии с которым перевозочные документы при предъявлении пре­тензии представляются в подлиннике. Только в ст. 120 УЖТ и ст.161 КВВТ установлено, что к претензии должны быть приложены подтвер­ждающие предъявленные заявителем требования - подлинные доку­менты или надлежаще заверенные копии документов.

Для рассмотрения транспортным предприятием предъявленной к нему претензии установлен специальный срок. Статья 797 Граждан­ского кодекса предусматривает, что иски к перевозчику могут быть предъявлены грузоотправителем либо грузополучателем в случае пол­ного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию ли­бо неполучения от перевозчика ответа в 30-тидневный срок, т.е. пере­возчику для ответа на заявленную претензию установлен месячный срок. Уведомление об удовлетворении или отклонении претензии подписывается руководителем транспортного предприятия. Если пре­тензия отклонена или удовлетворена частично, транспортное предпри­ятие обязано возвратить заявителю претензии, приложенные к претен­зии документы. При удовлетворении претензии полностью докумен­ты, представленные заявителем претензии, не возвращаются.

При рассмотрении претензии может быть установлено, что груз переадресован либо выдан другому грузополучателю по заявлению гру­зоотправителя или первоначального грузополучателя. В подобных случаях претензия возвращается заявителю с указанием где, когда и кому выдан груз, а также с указанием наименования грузополучателя, кото­рому выдан груз, для непосредственного расчета заявителя с фактиче­ским грузополучателем. Несоблюдение претензионного порядка разре­шения спора, вытекающего из перевозки груза, лишает организацию возможности взыскания с перевозчика ущерба, штрафа. Арбитражные суды в соответствии с п.2 ст. 148 Арбитражного процессуального ко­декса оставляют такие иски без рассмотрения, если истцом не соблю­ден претензионный порядок урегулирования спора с транспортной ор­ганизацией (претензия вообще не предъявлялась).

При предъявлении претензии нередки случаи, когда заявленная с нарушением установленного порядка претензия возвращается заявите­лю без рассмотрения, а заявитель претензии повторно в пределах срока исковой давности предъявляет претензию в установленном порядке.

Исковая давность - это срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК). С истечением срока исковой давности погашается возможность осуществления нарушенного права в прину­дительном порядке. Однако право на обращение в суд сохраняется Статья 199 Гражданского кодекса устанавливает, что требование о за­щите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. В соответствии со ст.797 Гражданского кодекса срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Этот срок является единым для всех видов транспорта. Исчисление срока исковой давности на всех видах транспорта начинается в основ­ном со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии. Таким образом, исчисление начального мо­мента течения срока исковой давности совпадает с начальным момен­том исчисления претензионного срока.

К исковой давности, связанной с перевозкой грузов, как и к дру­гим срокам давности, применяются общие правила о давности, уста­новленные Гражданским кодексом Российской Федерации (гл. 12).

Наши рекомендации