Роль Банка России как мегарегулятора финансового рынка
Мегарегулятор - это орган, регулирующий отношения в определенных сферах деятельности, например финансовой. Финансовый мегарегулятор – орган осуществляющий контроль и регулирование денежно- кредитной системы страны.
В мировой практике регулирования финансовых рынков сложились разные модели надзора и при этом нельзя сказать, что доводы в отношении преимуществ той или иной модели являются весомыми. Более того, сама практика регулирования не дает веских доказательств того, что мегарегулятор является лучшей или оптимальной формой надзора за финансовыми институтами. По итогам открытого заседания правительства РФ было принято решение создания финансового регулятора на основе Центрального Банка, путем присоединения к нему ФСФР.
Данная реформа имеет как преимущества, так и недостатки, выяснение которых является очень важным на этапе становления данного проекта. Кроме того, встает вопрос относительно организационной структуры данного органа. Итак, преимущества:
1. Сначала следует сказать об исключении дублирования некоторых функций, до этого выполняемых сразу двумя ведомствами. При нынешней системе распределения полномочий между различными регулирующими органами функции одних органов налагаются на функции других органов, каждый из них хочет контролировать определенную часть рынка, возникает избыточное регулирование.
2. Современной тенденцией стало размытие границ отделяющих банки от профучастников. Считается, что постепенно будут созданы финансовые конгломераты и их будет проще регулировать.
3. Единый, объединенный и независимый орган регулирования не только позволит создать более последовательную и более простую нормативную базу.
4. Мегарегулятор станет органом способным объединить все данные о финансовых организациях, что будет способствовать более эффективному выявлению системных рисков.
5. Мегарегулятор призван сочетать в себе как правоустанавливающую, так и правоприменяющую функции, что делает процесс подготовки и внедрения новых норм более гибким, быстрым и отвечающим интересам рынка.
6. Мегарегулятор может лучше обобщать потоки информации и обеспечить их конфиденциальность, так как оборот информации происходит не между несколькими организациями, а внутри одной организации. В связи с этим уменьшается опасность утечки информации, ее незаконного разглашения.
Недостатки:
1.Слияние ведомств, с некоторой вероятностью может вызвать ослабление регулирования отдельных участков рынка.
2. Создание финансовых конгломератов уменьшит конкуренцию и оттеснит с рынка мелких участников
3. Чрезмерная унификация регулирования финансовых организаций разных видов. Регулирование банковского сектора и рынка ценных бумаг имеет свои особенности, поэтому требует разных подходов регулирования.
4. Не смотря на то, что выявить системные риски будет проще, потребуется немало времени, чтобы научиться их эффективно устранять. Рассеивая внимание на разные объекты регулирования, появляется вероятность упустить что-либо или совершить ошибку.
Поэтому можно говорить о том, что данный проект имеет достаточные основания для его реализации, хотя при имеющихся рисках сложно говорить о необходимости столь дорогостоящей реформы.
Отдельно можно выделить преимущества и недостатки оценивая создание мегарегулятора на базе ЦБ.
Преимущества:
1. Особенностью ЦБ является его самофинансирование, это обеспечит более высокую оплату труда, наличие большего количества ресурсов, а также снизит нагрузку на бюджет.
2. Создание мегарегулятора на базе ЦБ означает, что данная организация будет обладать высокой степенью независимости от органов власти и самих объектов регулирования.
3. Деятельность мегарегулятора легче анализировать.
4. Подписание меморандума IOSCO - Международная организация комиссий по ценным бумагам, вступление в данную организацию будет способствовать сотрудничеству с регуляторами из других стран.
Недостатки:
1. Усиление конфликта интересов в ЦБ РФ, связанного с одновременным осуществлением регулирования и надзора за финансовыми организациями и участием в их капитале.
2. Недостаточное внимание к развитию небанковских отраслей финансового рынка.
Очень важно чтобы мегарегулятором уделялось одинаковое внимание всем аспектам его деятельности: банковский надзор и денежно-кредитная политика, фондовый рынок и страхование. Поэтому предлагается создать комитеты, которые будут равнозначны между собой и разделены по основным функциям, так сейчас существует Комитет банковского надзора.
В таких серьезных процессах очень важно сотрудничать с саморегулируемыми организациями и другими общественными структурами. Это позволит избежать грубых ошибок в глобальных преобразованиях.
Заключение
В данной курсовой работе мною были отдельно рассмотрены понятие, структура, типы и правовое регулирование кредитных систем и небанковских кредитных организаций, а также был проведен анализ современного состояния банковской системы и непосредственная роль Банка России в регулировании деятельности кредитных организаций.
Мощная, хорошо отлаженная национальная кредитная система - залог успешного развития российской экономики. Процесс становления кредитной системы выявил определенные проблемы и недостатки во всех ее структурных звеньях. Поэтому в России необходимо выработать и реализовать систему мер, которые позволили бы решить три взаимосвязанные задачи. Во-первых, улучшить кредитный климат в стране в целом. Во-вторых, обеспечить выравнивание условий кредитования, доступности ресурсов для предприятий различных регионов. И, наконец, создать механизм, позволяющий государству регулировать финансовые потоки, в том числе и кредитные, направлять их на решение приоритетных экономических задач - на модернизацию экономики, развитие и внедрение в производство современных технологий. Нужно разработать механизмы, которые обеспечат благоприятные условия для привлечения капиталов в кредитные организации. Целесообразно учредить ряд отраслевых банков развития, а также переориентировать крупные кредитные организации с государственным участием на преимущественное финансирование наукоемких и обрабатывающих отраслей промышленности. В отношении остальных банков требуется проводить гибкую политику, направленную на развитие специализации и концентрации банковского капитала. Постепенно изменяя законодательство, нужно структурировать банковскую систему таким образом, чтобы часть кредитных организаций специализировалась на расчетах, часть - на различных видах займов, а часть - на инвестиционной деятельности. Одновременно надо стимулировать дружественные слияния банковских структур в целях повышения степени концентрации банковского капитала. Для решения этих задач необходимо объединить усилия законодательной и исполнительной власти и, безусловно, всего банковского сообщества, и эту роль и должен сыграть Банк России
Библиографический список
- Федеральный закон от 02.12.1990 №395-1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» и другие нормативные акты
2. Конституция Российской Федерации
3. Гражданский кодекс Российской Федерации
- Е. Янин. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Издательский центр Академия», 2013.
- Денежно-кредитная и финансовая системы: Учебник для ВУЗов/Под ред.М. А.Абрамовой, Е.В.Маркиной.-М.:Кнорус,2014.
6. Официальный сайт Банка России
7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.
8.
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5 |
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8