Информационные системы в финансово-кредитной сфере

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СФЕРЕ

Рассматриваемые вопросы:

1. Понятие и назначение компьютерных информационных технологий в управлении финансами. 2

1.1. Значение компьютерных информационных технологий в управлении финансово-кредитной сферой. 2

1.2. История и предпосылки развития компьютерных информационных технологий в финансово-кредитной сфере. 3

2. Информационные системы и технологии банка. 5

2.1. Понятие экономической информации. 5

2.2. Основные понятия экономических информационных систем. 5

2.3. Банковские технологии. 6

2.4. Использование встроенных функций MS Excel 7

3. Информационное обеспечение банковской деятельности. 9

3.1. Структура и содержание информационного обеспечения. 9

3.2. Информационное обеспечение банковской деятельности. 10

4. Техническое обеспечение банковской деятельности. 11

4.1. Технические решения банковских технологий. 11

5. Программное обеспечение банковской деятельности. 13

5.1. Программное обеспечение информационных технологий в банках. 13

5.2. Обзор финансово-аналитических систем. 14

6. Электронные банковские сети. 15

6.1. Корпоративная сеть банка. 15

6.2. Основные банковские коммуникационные сети. 16

6.3. Интернет-банкинг. 17

Понятие и назначение компьютерных информационных технологий в управлении финансами

Значение компьютерных информационных технологий в управлении финансово-кредитной сферой

Информационная технология(ИТ) - сочетание процедур, реализующих функции сбора, получения, накопления, хранения, обработки, анализа и передачи информации в организационной структуре с использованием средств вычислительной техники, или, иными словами, совокупность процессов циркуляции и переработки информации и описание этих процессов.

Быстрая и бесперебойная обработка значительных потоков информации является одной из главных за­дач любой крупной финансовой организации. В соответствии с этим очевидна необходимость обладания вычислительной се­тью, позволяющей обрабатывать все возрастающие информационные потоки. Кроме того, именно банки обладают достаточными финансовыми возможностями для использования самой современной техники.

Ориентация Банка на дальнейшее увеличение объема и повышение качества предоставляемых клиентам услуг неразрывно связана с внедрением новых и совершенствованием действующих банковских технологий.

Автоматизация банковских операций — это применение электронных устройств, экономико-математических методов и систем управления для обработки, накопления, анализа и передачи на расстояние информации о денежных платежах, расчетах и других финансово-кредитных операциях.

Положительные эффекты, которые обычно привносит автоматизация можно поделить на две категории:

1. Эффекты от процесса автоматизации

§ упорядочить имеющуюся информацию об объекте автоматизации;

§ выработать согласованное представление об объекте автоматизации;

§ обнаружить «узкие» места в объекте автоматизации.

2. Результат автоматизации

§ стандартизация технологии работы;

§ увеличение объема доступной аналитической информации;

§ уменьшение зависимости организации от конкретных исполнителей;

§ увеличение «пропускной способности» каждого конкретного исполнителя.

Ключевая роль финансовых ресурсов в экономике предприятий обусловливает необходимость выделения функций управления ими в самостоятельную сферу деятельности. В настоящее время организация подобной деятельности осуществляется в рамках специальной системы управления, получившей название финансовый менеджмент.

Информационные системы и технологии банка

Основные понятия экономических информационных систем

Экономическая информационная система (ЭИС) - это совокупности внутренних и внешних потоков информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.

Автоматизированной информационной системой (АИС)называется комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства, информационные ресурсы, а также персонал, обеспечивающий поддержку динамической информационной модели предметной области для удовлетворения информационных потребностей пользователей.

ЭИС имеет сложную структуру, состоит из отдельных частей, называемых подсистемами. Подсистема- это часть системы, выделенная по какому-либо признаку. Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения, поэтму подсистемы называют обеспечивающими. Основные обеспечивающие подсистемы:

§ техническое обеспечение,

§ математическое обеспечение,

§ информационное обеспечение,

§ программное обеспечение,

§ лингвистическое обеспечение,

§ организационное обеспечение,

§ правовое обеспечение.

К основным функциям ИС относятся функции сбора и регистрации информационных ресурсов, их хранение, обработка, актуализация, а так же обработка запросов пользователя. Сбор и регистрация обеспечивает фиксирование информации о состоянии предметной области.

Методы и способы реализации функции ИС (сбора, накопления, хранения, поиска и обработки информации на основе применения средств вычислительной техники) называются информационной технологией.

Банковские технологии

Автоматизированная банковская система (АБС)- это форма организационного управления банком на базе широкого применения новых информационных технологий.

При разработке системы автоматизации могут быть реализованы два альтернативных решения.

Первое решение заключается в том, что проектировщики разрабатывают систему исходя из сложившейся структуры управления и, таким образом, «увековечивают» ее преимущества и недостатки.

Второе решение предполагает предварительную реорганизацию системы управления и усовершенствование ее в соответствии с современной концепцией организации управления и требованиями руководства учреждения.

Крайне важным является принцип комплексности разработки, который предполагает создание совокупности взаимосвязанных программных средств, автоматизирующих ряд банковских функций и организованных в виде целостной системы.

Поскольку сложившийся в нашей стране рынок платформ очень пестр, разработчик для наиболее широкого распространения своей системы заинтересован в соблюдении принципа мобильности, т.е. в обеспечении возможности эксплуатации программного продукта в различных операционных и технических средах.

Весьма актуальной проблемой сегодня остается обеспечение банковской безопасности.

Банковское оборудование

· Современные банковские системы имеют состав аппаратных средств, в которые входят:

· средства вычислительной техники (ВТ);

· оборудование локальных вычислительных сетей (ЛВС);

· средства телекоммуникации и связи;

· оборудование, автоматизирующее различные банковские услуги: автоматы кассиры и т.д.

· средства, автоматизирующие работу с денежной наличностью (для полсчета и подтверждения подлинности купюр и другие).

Автоматизация банковских операций при работе с наличностью предполагает использование детекторов валют и ценных бумаг, счетчиков купюр и монет, упаковщиков банкнот, машины для уничтожения бумаг и документов.

Банкомат— один из видов электронных терминальных устройств, соединенных с банковским компьютером, предназначенный для получения клиентом наличных денег со своего счета в банке, наведения справок по счету, выполнения других банковских операций, круг которых зависит от технических возможностей банкомата и программы его работы, заложенной в компьютере.

Электронные банковские сети

Корпоративная сеть банка

Корпоративная сеть банка представляет собой част­ный случай корпоративной сети крупной компании. Можно выделить следующие основные требования к корпоративной сети банка:

· Сеть объединяет в структурированную и управляемую замкнутую систему все принадлежащие компании информационные устройства: отдельные компьюте­ры и локальные вычислительные сети (LAN), хост-серверы, рабочие станции, телефоны, факсы, офис­ные АТС, сети банкоматов, онлайновые терминалы.

· В сети обеспечивается надежность ее функционирования и мощные системы защиты информации.

· Существует отлаженная система связи между банковскими отделениями разного уров­ня (как с городскими отделениями, так и с иногородними филиалами).

· В связи с современными тенденциями развития банковских услуг (например, обслуживание по телефону, круглосуточ­ный доступ к банкоматам и он-лайновым терминалам, разви­тие сетей быстродействующих платежных терминалов в торговых точках, круглосуточные операции с акция­ми клиентов) появляется потребность в специфичных для банков телекоммуникационных решениях. Существенную роль приобретает организация опе­ративного, надежного и безопасного доступа удаленно­го клиента к современным банковским услугам.

В общем случае корпоративная сеть может быть по­строена на самых различных каналах связи — от выде­ленных линий (аналоговых и цифровых) до коммути­руемых цифровых, в том числе, и на оптоволоконных, спутниковых, радио и микроволно­вых каналах, и на основе разнообразных протоколов и технологий ISDN, Х.25, FrameRelay и АТМ.

Интернет-банкинг

Internet-banking (Интернет-банкинг) является одной из разновидностей homebanking. Homebanking - это технология удаленного банковского обслуживания, позволяющая клиенту получать банковские услуги, не посещая банковский офис.

Интернет-банкинг (управление банковскими счетами через Интернет) является наиболее динамичным и представительным направлением финансовых интернет-решений.

WАР-банкинг- удаленное управление счетами посредством мобильного телефона (оснащенного специальным программным обеспечением на базе протокола беспроводной передачи данных).

SМS-банкинг -при помощи служб SMS клиенту доступна вся информация о состоянии расчетных счетов (остатков по счету), а также получение выписок по счету за требуемый период.

Автоматизированные банковские офисы, для обслуживания клиентов без участия операциониста (устанавливаются банкоматы для приема наличных денег и их зачисления на счет).

Интернет-трейдинг -возможность удаленного доступа к торгам через Интернет посредством специально созданного для этих целей программного обеспечения.

Таким образом, услуга Интернет-банкинга включает в себя функции, которые позволяют:

· осуществлять все коммунальные платежи, оплачивать счета за связь и прочие услуги;

· производить денежные переводы, в том числе в иностранной валюте, на любой счет в любом банке;

· переводить средства в оплату счетов за товары;

· покупать и продавать иностранную валюту;

· пополнять (снимать) денежные средства со счета пластиковой карты;

· получать информацию о состоянии счета за определенный период в различных форматах;

· получать информацию о платежах в режиме реального времени;

· пользоваться дополнительными услугами (например, брокерское обслуживание).

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СФЕРЕ

Рассматриваемые вопросы:

1. Понятие и назначение компьютерных информационных технологий в управлении финансами. 2

1.1. Значение компьютерных информационных технологий в управлении финансово-кредитной сферой. 2

1.2. История и предпосылки развития компьютерных информационных технологий в финансово-кредитной сфере. 3

2. Информационные системы и технологии банка. 5

2.1. Понятие экономической информации. 5

2.2. Основные понятия экономических информационных систем. 5

2.3. Банковские технологии. 6

2.4. Использование встроенных функций MS Excel 7

3. Информационное обеспечение банковской деятельности. 9

3.1. Структура и содержание информационного обеспечения. 9

3.2. Информационное обеспечение банковской деятельности. 10

4. Техническое обеспечение банковской деятельности. 11

4.1. Технические решения банковских технологий. 11

5. Программное обеспечение банковской деятельности. 13

5.1. Программное обеспечение информационных технологий в банках. 13

5.2. Обзор финансово-аналитических систем. 14

6. Электронные банковские сети. 15

6.1. Корпоративная сеть банка. 15

6.2. Основные банковские коммуникационные сети. 16

6.3. Интернет-банкинг. 17


Наши рекомендации