Информационные системы в финансово-кредитной сфере
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СФЕРЕ
Рассматриваемые вопросы:
1. Понятие и назначение компьютерных информационных технологий в управлении финансами. 2
1.1. Значение компьютерных информационных технологий в управлении финансово-кредитной сферой. 2
1.2. История и предпосылки развития компьютерных информационных технологий в финансово-кредитной сфере. 3
2. Информационные системы и технологии банка. 5
2.1. Понятие экономической информации. 5
2.2. Основные понятия экономических информационных систем. 5
2.3. Банковские технологии. 6
2.4. Использование встроенных функций MS Excel 7
3. Информационное обеспечение банковской деятельности. 9
3.1. Структура и содержание информационного обеспечения. 9
3.2. Информационное обеспечение банковской деятельности. 10
4. Техническое обеспечение банковской деятельности. 11
4.1. Технические решения банковских технологий. 11
5. Программное обеспечение банковской деятельности. 13
5.1. Программное обеспечение информационных технологий в банках. 13
5.2. Обзор финансово-аналитических систем. 14
6. Электронные банковские сети. 15
6.1. Корпоративная сеть банка. 15
6.2. Основные банковские коммуникационные сети. 16
6.3. Интернет-банкинг. 17
Понятие и назначение компьютерных информационных технологий в управлении финансами
Значение компьютерных информационных технологий в управлении финансово-кредитной сферой
Информационная технология(ИТ) - сочетание процедур, реализующих функции сбора, получения, накопления, хранения, обработки, анализа и передачи информации в организационной структуре с использованием средств вычислительной техники, или, иными словами, совокупность процессов циркуляции и переработки информации и описание этих процессов.
Быстрая и бесперебойная обработка значительных потоков информации является одной из главных задач любой крупной финансовой организации. В соответствии с этим очевидна необходимость обладания вычислительной сетью, позволяющей обрабатывать все возрастающие информационные потоки. Кроме того, именно банки обладают достаточными финансовыми возможностями для использования самой современной техники.
Ориентация Банка на дальнейшее увеличение объема и повышение качества предоставляемых клиентам услуг неразрывно связана с внедрением новых и совершенствованием действующих банковских технологий.
Автоматизация банковских операций — это применение электронных устройств, экономико-математических методов и систем управления для обработки, накопления, анализа и передачи на расстояние информации о денежных платежах, расчетах и других финансово-кредитных операциях.
Положительные эффекты, которые обычно привносит автоматизация можно поделить на две категории:
1. Эффекты от процесса автоматизации
§ упорядочить имеющуюся информацию об объекте автоматизации;
§ выработать согласованное представление об объекте автоматизации;
§ обнаружить «узкие» места в объекте автоматизации.
2. Результат автоматизации
§ стандартизация технологии работы;
§ увеличение объема доступной аналитической информации;
§ уменьшение зависимости организации от конкретных исполнителей;
§ увеличение «пропускной способности» каждого конкретного исполнителя.
Ключевая роль финансовых ресурсов в экономике предприятий обусловливает необходимость выделения функций управления ими в самостоятельную сферу деятельности. В настоящее время организация подобной деятельности осуществляется в рамках специальной системы управления, получившей название финансовый менеджмент.
Информационные системы и технологии банка
Основные понятия экономических информационных систем
Экономическая информационная система (ЭИС) - это совокупности внутренних и внешних потоков информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.
Автоматизированной информационной системой (АИС)называется комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства, информационные ресурсы, а также персонал, обеспечивающий поддержку динамической информационной модели предметной области для удовлетворения информационных потребностей пользователей.
ЭИС имеет сложную структуру, состоит из отдельных частей, называемых подсистемами. Подсистема- это часть системы, выделенная по какому-либо признаку. Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения, поэтму подсистемы называют обеспечивающими. Основные обеспечивающие подсистемы:
§ техническое обеспечение,
§ математическое обеспечение,
§ информационное обеспечение,
§ программное обеспечение,
§ лингвистическое обеспечение,
§ организационное обеспечение,
§ правовое обеспечение.
К основным функциям ИС относятся функции сбора и регистрации информационных ресурсов, их хранение, обработка, актуализация, а так же обработка запросов пользователя. Сбор и регистрация обеспечивает фиксирование информации о состоянии предметной области.
Методы и способы реализации функции ИС (сбора, накопления, хранения, поиска и обработки информации на основе применения средств вычислительной техники) называются информационной технологией.
Банковские технологии
Автоматизированная банковская система (АБС)- это форма организационного управления банком на базе широкого применения новых информационных технологий.
При разработке системы автоматизации могут быть реализованы два альтернативных решения.
Первое решение заключается в том, что проектировщики разрабатывают систему исходя из сложившейся структуры управления и, таким образом, «увековечивают» ее преимущества и недостатки.
Второе решение предполагает предварительную реорганизацию системы управления и усовершенствование ее в соответствии с современной концепцией организации управления и требованиями руководства учреждения.
Крайне важным является принцип комплексности разработки, который предполагает создание совокупности взаимосвязанных программных средств, автоматизирующих ряд банковских функций и организованных в виде целостной системы.
Поскольку сложившийся в нашей стране рынок платформ очень пестр, разработчик для наиболее широкого распространения своей системы заинтересован в соблюдении принципа мобильности, т.е. в обеспечении возможности эксплуатации программного продукта в различных операционных и технических средах.
Весьма актуальной проблемой сегодня остается обеспечение банковской безопасности.
Банковское оборудование
· Современные банковские системы имеют состав аппаратных средств, в которые входят:
· средства вычислительной техники (ВТ);
· оборудование локальных вычислительных сетей (ЛВС);
· средства телекоммуникации и связи;
· оборудование, автоматизирующее различные банковские услуги: автоматы кассиры и т.д.
· средства, автоматизирующие работу с денежной наличностью (для полсчета и подтверждения подлинности купюр и другие).
Автоматизация банковских операций при работе с наличностью предполагает использование детекторов валют и ценных бумаг, счетчиков купюр и монет, упаковщиков банкнот, машины для уничтожения бумаг и документов.
Банкомат— один из видов электронных терминальных устройств, соединенных с банковским компьютером, предназначенный для получения клиентом наличных денег со своего счета в банке, наведения справок по счету, выполнения других банковских операций, круг которых зависит от технических возможностей банкомата и программы его работы, заложенной в компьютере.
Электронные банковские сети
Корпоративная сеть банка
Корпоративная сеть банка представляет собой частный случай корпоративной сети крупной компании. Можно выделить следующие основные требования к корпоративной сети банка:
· Сеть объединяет в структурированную и управляемую замкнутую систему все принадлежащие компании информационные устройства: отдельные компьютеры и локальные вычислительные сети (LAN), хост-серверы, рабочие станции, телефоны, факсы, офисные АТС, сети банкоматов, онлайновые терминалы.
· В сети обеспечивается надежность ее функционирования и мощные системы защиты информации.
· Существует отлаженная система связи между банковскими отделениями разного уровня (как с городскими отделениями, так и с иногородними филиалами).
· В связи с современными тенденциями развития банковских услуг (например, обслуживание по телефону, круглосуточный доступ к банкоматам и он-лайновым терминалам, развитие сетей быстродействующих платежных терминалов в торговых точках, круглосуточные операции с акциями клиентов) появляется потребность в специфичных для банков телекоммуникационных решениях. Существенную роль приобретает организация оперативного, надежного и безопасного доступа удаленного клиента к современным банковским услугам.
В общем случае корпоративная сеть может быть построена на самых различных каналах связи — от выделенных линий (аналоговых и цифровых) до коммутируемых цифровых, в том числе, и на оптоволоконных, спутниковых, радио и микроволновых каналах, и на основе разнообразных протоколов и технологий ISDN, Х.25, FrameRelay и АТМ.
Интернет-банкинг
Internet-banking (Интернет-банкинг) является одной из разновидностей homebanking. Homebanking - это технология удаленного банковского обслуживания, позволяющая клиенту получать банковские услуги, не посещая банковский офис.
Интернет-банкинг (управление банковскими счетами через Интернет) является наиболее динамичным и представительным направлением финансовых интернет-решений.
WАР-банкинг- удаленное управление счетами посредством мобильного телефона (оснащенного специальным программным обеспечением на базе протокола беспроводной передачи данных).
SМS-банкинг -при помощи служб SMS клиенту доступна вся информация о состоянии расчетных счетов (остатков по счету), а также получение выписок по счету за требуемый период.
Автоматизированные банковские офисы, для обслуживания клиентов без участия операциониста (устанавливаются банкоматы для приема наличных денег и их зачисления на счет).
Интернет-трейдинг -возможность удаленного доступа к торгам через Интернет посредством специально созданного для этих целей программного обеспечения.
Таким образом, услуга Интернет-банкинга включает в себя функции, которые позволяют:
· осуществлять все коммунальные платежи, оплачивать счета за связь и прочие услуги;
· производить денежные переводы, в том числе в иностранной валюте, на любой счет в любом банке;
· переводить средства в оплату счетов за товары;
· покупать и продавать иностранную валюту;
· пополнять (снимать) денежные средства со счета пластиковой карты;
· получать информацию о состоянии счета за определенный период в различных форматах;
· получать информацию о платежах в режиме реального времени;
· пользоваться дополнительными услугами (например, брокерское обслуживание).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СФЕРЕ
Рассматриваемые вопросы:
1. Понятие и назначение компьютерных информационных технологий в управлении финансами. 2
1.1. Значение компьютерных информационных технологий в управлении финансово-кредитной сферой. 2
1.2. История и предпосылки развития компьютерных информационных технологий в финансово-кредитной сфере. 3
2. Информационные системы и технологии банка. 5
2.1. Понятие экономической информации. 5
2.2. Основные понятия экономических информационных систем. 5
2.3. Банковские технологии. 6
2.4. Использование встроенных функций MS Excel 7
3. Информационное обеспечение банковской деятельности. 9
3.1. Структура и содержание информационного обеспечения. 9
3.2. Информационное обеспечение банковской деятельности. 10
4. Техническое обеспечение банковской деятельности. 11
4.1. Технические решения банковских технологий. 11
5. Программное обеспечение банковской деятельности. 13
5.1. Программное обеспечение информационных технологий в банках. 13
5.2. Обзор финансово-аналитических систем. 14
6. Электронные банковские сети. 15
6.1. Корпоративная сеть банка. 15
6.2. Основные банковские коммуникационные сети. 16
6.3. Интернет-банкинг. 17