Туристско-спортивный Союз Республики Башкортостан
Туристско-спортивный Союз Республики Башкортостан
Федерация водного туризма
Туристский клуб
«Глобус» г. Стерлитамак
ОТЧЕТ
О водном туристском путешествии
V (пятой) категории сложности (катамараны) по рекам Жом-Болок и Ока (Восточный Саян)
совершенном с 23 июля по 14 августа 2007 г.
Маршрутная книжка № БВ – 2007 – 15
Руководитель группы: Козлов Юрий Владимирович
Адрес руководителя: г. Стерлитамак ул. Худайбердина 52-153
Тел 3473-240921
Содержание стр.
Справочные сведения о путешествии 3
Паспорт маршрута 3
Определяющие препятствия 3
Состав группы 4
Сведения о районе путешествия 5
Общая характеристика района и маршрута 5
Характеристика реки Жом-Болок 6
Характеристика реки Ока 6
Организация путешествия 7
Цели и задачи похода 7
Выбор маршрута 7
Сведения о населенных пунктах 7
Заброска на маршрут 8
Выход с маршрута 10
Обеспечение безопасности 10
График движения 11
Техническое описание маршрута и проведение похода. 12
Пешая часть маршрута 12
Водная часть 22
Р. Жом-Болок 22
Р. Ока 37
7. Итоги похода, выводы и рекомендации 42
Потенциально опасные участки 43
Наиболее интересные природные объекты 43
Дополнительные сведения 43
Техническое оснащение 44
Технические характеристики судов 44
Питание 44
Затраты 45
Картографические материалы. 46
Схема подходов в долину вулканов 46
Схема препятствий р. Жом-Болок 47
Схемы ущелья Орха-Бом 53
Схемы маршрута 57
Справочные сведения о путешествии
Паспорт маршрута
Вид туризма | Водный |
Район путешествия | Восточный Саян |
Нитка маршрута | г.Стерлитамак (авто) – г.Уфа (поезд) – г.Слюдянка (авто) – п.Орлик (авто) – р.Дунду-Гол (пешка) – мин.ист. Чойган – (рад. выход) пик Топографов – мин.ист. Хойто-Гол – влк. Перетолчина – оз. Олон-Нур (сплав) – р. Жом-Болок – р.Ока – п.Верхнеокинский (авто) – г.Зима (поезд) – г.Челябинск (авто) – г.Стерлитамак. |
Протяженность маршрута | Пешая часть-140 км. Водная часть-253 км. Всего – 393 км. |
Продолжительность путешествия | с 23.07.2007 г. по 14.08.2007 г. |
Активная часть маршрута | с 27.07.2007. по 11.08.2007. |
Средства сплава | Катамаран 4-х местный – два Катамаран 2-х местный – один |
Категория сложности | Пятая |
Определяющие препятствия.
Определяющие препятствия пешей части:
Перевал «Чойган» – 1930 м
Перевал «Хелгин» – 2250 м
Перевал «Изумительный» – 2450 м
Перевал «Дээде-Хутел-Дабан»
Определяющие препятствия водной части:
река Жом-Болок: | река Ока: | ||
Препятствие | Категория сложности | Препятствие | Категория сложности |
Порог № 42 | 4в | Порог «Трех Геологов» | |
Порог «Бильярд» | 5а | Пороги «Пронеси Господи – 1,2" | |
Порог № 45 | 4а | Порог «Каландарашвили» | |
Порог «Катапульта» | 5с | Порог «Окинский»" | |
Порог № 49 | 4а | Порог «Бурятский» | |
Порог «Недотрога» | 5в | Порог «Ары-Бурье» | |
Порог № 50 | 4а | Пороги «Харагольский-1,2» | |
Порог «Вариант» | 4с | Порог «Мельница» | |
Шивера «Восторг водника» | Порог Центрифуга» |
Состав группы
№п/п | ФИО | Максимальный туристский опыт | Обязанности группы |
Козлов Юрий Владимирович | р.Она-р.Абакан – 4р 1985 р.Китой-р.Онот – 5р 1986 р.Улуг-О-р.Бий Хем.– 5р 1988 | Руководитель К4-1 капитан | |
Иванов Денис Олегович | р.Утулик – 3у 2003 р.Зун-Мурин – 3у 2005 р.Урик – 4у 2006 | Фотограф К4-1 Матрос | |
Антошкина Наталья Леонидовна | р.Утулик – 3у 2003 р.Б.Инзер-М.Инзер-Лемеза – 3у 2006 р.Урик – 4у 2006 | Медик К4-1 матрос | |
Вяхирева Лариса Анатольевна | р.Утулик – 3у 2003 р.Б.Инзер-М.Инзер-Лемеза – 3у 2006 р Урик – 4у 2006 | Помощник завхоза К4-1 матрос | |
Фролов Дмитрий Александрович | р.Утулик – 3у 2003 р.Б.Инзер-М.Инзер-Лемеза – 3р 2004 Р.Зун-Мурин – 3р 2005 Р.Урик – 4у 2006 | К4-2 капитан | |
Мухамадеев Равиль Вильдинович | р. Сакмара – 2р 2005 р.Б.Инзер-М.Инзер-Лемеза – 3р 2006 Р.Зун-Мурин – 3у 2005 Р.Урик – 4у 2006 | Фотограф К4-2 матрос | |
Иванов Евгений Олегович | р. Сакмара – 2у 2005 р.Б.Инзер-М.Инзер-Лемеза – 3у 2006 Р.Урик – 4у 2006 | Хронометрист К4-2 матрос | |
Шихова Надежда Борисовна | р.Утулик – 3у 2003 р.Б.Инзер-М.Инзер-Лемеза – 3у 2006 | Завхоз К4-2 матрос | |
Рогов Максим Анатольевич | р.Утулик – 3у 2003 р.Б.Инзер-М.Инзер-Лемеза – 3у 2006 | Реммастер К4-2 матрос | |
Мельников Андрей Николаевич | р.Утулик – 3у 2003 р.Б.Инзер-М.Инзер-Лемеза – 3у 2006 Р.Урик – 4у 2006 | К-2 капитан | |
Панаев Дмитрий Сергеевич | р.Утулик – 3р 2003 р.Б.Инзер-М.Инзер-Лемеза – 3у 2006 | Кинооператор К-2 матрос |
Сведения о районе путешествия.
Организация путешествия.
Цели и задачи похода.
Основной целью похода было повышение мастерства и квалификации туристов.
Водный туризм в г.Стерлитамаке имеющий славные традиции 80-х и начала 90-х годов, в конце 90-х потерял свою массовость, почти не проводилось высококатегорийных походов. В 2000г. в турклубе «Глобус» опять начался приток молодежи. Ребята накапливали туристский опыт, квалификацию, но не хватало руководителей, была слабая материальная база. Мы рассчитываем, что проведение похода V категории сложности (первого за последние 10 лет), даст толчок дальнейшему развитию водного туризма в г.Стерлитамаке.
Выбор маршрута.
Район Восточный Саян давно освоен водниками г.Стерлитамака. Пройдены реки Урик, Ока, Китой, Онот. Но вот Окинский район Бурятии с его уникальными природными памятниками был неизведан. Мы постарались закрыть это «белое пятно». Мы осмотрели ледники в районе, познакомились с удивительными минеральными источниками «Чойган» и «Хойто-Гол».
На маршрут проходил по «долине вулканов» где увидели следы вулканической деятельности (лавовфе поля) и самые крупные вулканы Саян: Перетолчина (2044 м), Кропоткина (2074 м). Мы увидели удивительный край высокогорных озер, водопадов и ледников.
Основная часть маршрута (водная), это сплав по прекрасной, своеобразной реке Жом-Болок. Реке со сложными красивыми порогами и удивительно голубой водой. И завершили сплав по хорошо знакомой туристам реке Ока, где была возможность поработать над техникой сплава и показать свое умение рыбакам.
Заброска на маршрут.
От турклуба «Глобус» г.Стерлитамак отъехали в 06:00 23.07.2007г. на заказанном маршрутном такси. В г. Уфа на ж/д вокзале были в 08:30. В 09:20 по московскому времени, отправка по расписанию. Поезд № 204 «Пенза – Владивосток», вагон № 9.
Более чем через трое суток 26.07.2007 г. в 08:12 местного времени мы в г. Слюдянке. Искупавшись в Байкале, отправив телеграмму в г. Уфу, и встав на учет в ПСО (адрес см. ниже)., в 10:20 выезжаем на микроавтобусе в п.Орлик. Поторговавшись, договорились за 9000 рублей. Водитель: Кирилов Борис Леонидович, г. Слюдянка, ул. Амбулаторная 14-14. Тел. 8-914-908-13-95 или 8-914-908-13-92. Этот вариант еще хорош и тем, что практически сразу решается вопрос и с дальнейший заброской от пос. Орлик (Водитель работает с напарником, который забрасывает туристов дальше на маршруты). До пос. Монды асфальт, дорога проходит по Тункинской долине. Справа Тункинские гольцы (фото 1). Далее до пос. Орлик неплохая гравийная дорога с остановками на святых местах (фото 2).
В пос. Орлик прибыли в 19:00. Напарника нашего водителя не оказалось на месте, но Кирилов быстро нашел другого. Договорившись о цене (11 000 руб, водитель Баир, адрес: ул. Обручева, 27), выезжаем в 21:00, до перевала Джойган.
Оставляем продукты, катамараны, водное снаряжение по дороге на зимнике Хутэл, куда прибыли в 00:15 мин. За хранение заплатили 500 руб. Дальше очень тяжелая дорога, несколько раз приходилось высаживаться. К началу тропы на пер. Чойган приезжаем в 07:00 утра 27.07.2007г.
Фото 1. Вид на Тункинские гольцы
Фото 2. По дороге в пос. Орлик
Выход с маршрута.
Из пос. Верхнеокинский, где заканчивают сплав большинство групп, организована доставка туристов в г. Зима. Самого поселка с воды не видно, но проплыть невозможно т.к. кто-то из водителей (их четверо), встречает на берегу. Небольшие группы возят микроавтобусом, более 10 человек грузовиком. Нас вез житель пос. Верхнеокинский – Кочнев Анатолий Борисович на а/ м ЗИЛ-131 с тентом. Время в пути 3 часа, стоимость 500 руб. с человека. В г. Зима взяли билеты на поезд №11 до г. Челябинска. (отправление в 10:00 12.08.2007г). Из Челябинска заказали маршрутку до Стерлитамака, что кстати получилось дешевле чем поезд до г. Уфы. 14.08. в 23:00 прибыли в т/к «Глобус» г. Стерлитамак.
Обеспечение безопасности.
Источником опасности в водном путешествии являются психологическая несовместимость, отсутствие дисциплины и недостаточный опыт туристов. На воде для безаварийного сплава важны коллективные действия, знания маршрута, выполнение своих обязанностей каждым членом группы. Выполнению всех этих условий помогло то, что группа была скомплектована из туристов, большинство из которых уже имели опыт прохождения маршрутов третей и четвертой категорий сложности. При прохождении основных порогов р.Жом-Болок в районе порога «Катапульта» был организован базовый лагерь на пороге «Катапульта». Вечером 04.08. зачалились выше пр. № 43 пор. «Бильярд» и обнесли вещи до базового лагеря. 05.08. на разгруженных судах, со страховкой с берега (спас. концы) и с воды (катамараны) прошли основные пороги (до пр. № 51). 06.08. свернули базовый лагерь, загрузили катамараны и прошли остальные препятствия р. Жом-Болок. Кроме стандартных мер безопасности, применяемых в походах пятой категории сложности, необходимо отметить следующие особенности организации сплава для данной реки:
- Очень холодная вода делает ношение гидрокостюма абсолютно необходимым.
- Сложный рельеф местности, отсутствие троп по берегам затрудняют просмотр порогов, и обнос вещей – рекомендуем просматривать участки по 2-3 км. или организовать базовый лагерь.
- Отсутствие ярких ориентиров затрудняет определение препятствий при приближении к ним с воды, к счастью все они кроме пр. № 50 хорошо читаются по понижению береговой линии.
- Из-за узости русла, практически везде возможна береговая страховка, сложность при страховке с воды в том, что страхующий катамаран может прорезать оболочку об острые камни берега.
В походе все участники проявили хорошую дисциплину и сознательность, высокую техническую и моральную подготовку. Хорошая техника и отличная организация страховки позволили закончить поход без серьезных аварий и травм.
График движения.
Дни пути | Дата | Участок пути | Длина км. | Чистое ходовое время | Способ передвижения | Препятствия | Метеоусловия | примечания |
23.07 | г. Стерлитамак-г.Уфа | Авто | ||||||
1-4 | 23.07-26.07 | г. Уфа – г. Слюдянка | Поезд | |||||
26.07 | г.Слюдянка – п. Орлик | Авто | ||||||
26.07-27.07 | п. Орлик – р. Дунды-Гол | Авто | В летнике Хутел оставили водное снаряжение | |||||
27.07 | р. Дунды-Гол – ист. Чойган | 2ч45мин | Пешка | Перевал Чойган-Дабан (1930м) | Ясно | На перевале заболочено | ||
28.07 | ист. Чойган – пик Топографов – ист. Чойган | 6ч55мин | Пешка | Перевал «Хелгин» (туда и обратно) | С утра ясно, после обеда дождь | |||
29.07 | ист. Чойган – ист. Хойто-Гол | 6ч40мин | Пешка | Перевал Чойган-Дабан, 4 брода | Ясно | |||
30.07 | ист. Хойто-Гол – влк. Перетолчина | 6ч20мин | Пешка | Перевал «Изумительный» (2450 м). | С утра ясно, после обеда дождь | |||
31.07 | влк. Перетолчина – долина р. Жом-Болок | 5ч10мин | Пешка | Болота, лава | Дождь | |||
1.08 | долина р. Жом-Болок – оз. Олон-Нур | 5ч55мин | Пешка | Болота | Дождь | |||
2.08 | Радиальный выход за снаряжением в лет. Хутел | 4ч40мин | Пешка | Перевал Дээдэ-Хутел-Дабан | Ясно | Перевал заболочен | ||
3.08 | Стапель | |||||||
4.08 | 1 мост озеро Олон-Нур – пр. №43 (порог «Бильярд») | сплав | Пр. №40,41,42 | ясно | Обнос завалов у Зимовья | |||
5.08 | Пр.№43 (Бильярд) – пер№50(Недотрога) | сплав | Пороги «Бильярд», «Катапульта», «Недотрога» | Ясно | У порога «Катапульта» организован базовый лагерь | |||
6.08 | Пр. №51 – р. Ока (6км ниже устья р.Жом-Болок) | Сплав | Порог «Вариант», шивера «Восторг водника» | Ясно | Участок завалов ниже авт. моста после Обтойской шаверы объехали на а/м | |||
7.08 | Р.Ока – сплав до пр. №3 ущелья Орха-Бом | 3ч | Сплав | Разбои струи после пос. Хужир | Ясно | |||
8.08 | Пр.№3 – пр.№25 ущелья Орха-Бом | 3ч | Сплав | Пороги «Окинский», «Бурятский», «Пронеси Господи»-1,2, «Каландарашвили», «Ары-Бурье» | ясно | |||
9.08 | Пр.№25 ущелья Орха-Бом – пр. №126 р.Ока | 5ч10мин | Сплав | Пороги «Харагольский»-1,2, «Мельница» | Ясно | |||
10.08 | Пр.№126 – пр.№141 р.Ока | 5ч20мин | Сплав | Пр.№127 | ||||
11.08 | Пр №141 – пос. Верхнеокинский | 4ч50мин | Сплав | |||||
11.08 | пос. Верхнеокинский – г.Зима | 3ч | Авто | |||||
22-24 | 12-14.08 | г. Зима – г. Челябинск | Поезд | |||||
14.08 | г. Челябинск – г. Стерлитамак | Авто | ||||||
Итого активными способами передвижения: пешком – 140 км. сплав – 253 км Всего – 393км. |
26.07 – 27.07.2007
26.07 с утра прибыли в Слюдянку. Через несколько минут нашли машину до пос. Орлик. В Орлик приехали в 7 часов вечера. Напарника водителя не оказалось на месте, но нам быстро нашли замену. Выехали в 9 часов вечера на перевал Чойган. Ехали всю ночь, дорога плохая, несколько раз выходили из машины, чтобы спокойно проехать трудные участки дороги. По дороге оставили сплавное снаряжение на летнике Хутэл.
27.07 в 07:00 утра высадились у зимовья на р. Дунду-Гол, в начале тропы ведущей на ист. Чойган. Позавтракав, в 09:00 вышли на перевал Чойган. Тропа начинается по левому (орографически) берегу р. Дунду-Гол, переходит через приток и начинает круто подниматься вверх. Тропа хорошо заметна, сбиться невозможно. В 10:33 были на перевале (фото 3). В туре забрали записку пешников из г. Хабаровск. В 13:05 спустились к источникам Чойган (в переводе с бурятского – «пихта»)
ЧХВ составило 2 ч .45 мин. Источники Чойган – их около 30, выходят на поверхность в верховьях р. Аржан-Хем. Температура источников от +100С до +400С, отложения солей образуют площадь 150 м2. Источники гидрокарбонатные и углекислые. Имеются самодельные бани и ванны. Всю вторую половину дня посвятили водным процедурам.
Фото 3. На перевале Чойган
28.07.2007
Радиальный выход к пику Топографов – 24 км.
Тропа идет мимо источников по правому берегу р. Аржан-Хем. Тропа достаточно хорошая, на курумниках выложены туры. Через 1 ч 05 мин. ЧХВ тропа спускается к р. Аржан-Хем (фото 4) и еще через 10 мин. переходит на левый берег. Далее по курумнику (тропа отмечена турами) поднимается к необычайно красивым озерам. (фото 5) .Перевал «Хелгин» («Пять озер») (фото 6) проходим в 14:10. ЧВХ от источников составило 3 ч 20 мин. В туре обнаружили записку тех же хабаровчан. В 14:30 продолжили движение к пику Топографов. Тропа идет слева (по ходу движения) от озер постоянно переходя ручьи, стекающие со снежников. У ледника под пиком Топографов встретили группу иркутян. Они даже имея снаряжение (кошки и ледорубы) отказались от подъема так как стоит жара и ледник «плывет». Поднявшись метров на 250 по леднику (фото 7) так же повернули назад. В 19:40 вернулись на источники. ЧХВ составило 6 ч 55 мин. Вечером снова водные процедуры.
Фото 4. Вверх по р. Аржан-Хем
Фото 5. Озеро перед перевалом Хелгин.
Фото 6. На перевале Хелгин
Фото 7. На леднике.
29.07.2007
Переход до источников Хойто-Гол – 29 км.
Выход в 09:00 назад через перевал Чойган-Дабан спускаемся в долину р. Дунду-Гол, где устроили обед. Вышли в 15:00 по дороге и в 21:30 были на источнике Хойто-Гол. ЧХВ составило 6 ч 40 мин. Нужно отметить, что мы свернули с дороги перед первым бродом через р. Дунду-Гол, по конной тропе поднялись вверх, и затем, пройдя траверсом 1 км по правому берегу р. Хото-Гол, переправившись через реку (фото 8), вышли на дорогу в 1 км от источников Хойто-Гол. Этим мы значительно сократили путь и миновали два брода через р. Дунду-Гол.
Источники Хойто-Гол («Северная река») (фото 9) –это десятки ключей с температурой +29 +330С. Вода на вкус неприятна, пахнет сероводородом. Источники гидрокарбонатные, натриево-кальцевые. Есть ванны, бани, бассейн. В лесу стоят хорошие домики, имеется столовая и медпункт.
Фото 8. Брод через р. Хойто-Гол.
Фото 9.На источниках Хойто-Гол.
30.07.2007
Переход до вулкана Перетолчина – 21 км. (схема 4)
От верхнего края источников Хойто-Гол тропа начинает круто взбираться по склону поросшему кедровником и через 30 мин выходит в безлесную висячую долину р. Аржан. Еще через 20 мин тропа подходит к ручью, но брод выше (перед большой осыпью). Далее тропа раздваивается: скотогонная идет вверх по р. Аршан, а туристская начинает подниматься на левый склон. До перегиба склона тропа крутая, местами серпантин.
За перегибом она пересекает ручей и выходит на заболоченное перевальное плато (фото 10). Далее тропа промаркирована турами. На перевале (2450 м) тур, записки нет. С перевального тура тропа уходит вправо, обходя снежный карниз, спускается к озеру, огибает озеро справа, местами тропа теряется в болоте. С края террасы открывается вид на вулкан Перетолчина. Здесь нас накрыл сильный ливень, похолодало. Через 1 ч 55 мин от перевала брод через р. Барун-Хадарус. Далее тропа проходит справа (по сухому гребню). ЧХВ составило 6 ч 20 мин. Стоянку можно найти у вулкана Перетолчина. Справа на склоне редкий лесок, где с трудом, но мы нашли сухостой. Вода в ручье текущем с правого склона. Весь вечер и ночь шел дождь.
Фото 10. На перевале в долину вулканов.
Г.
Переход до реки Жом-Болок – 19км.
Выход в 09:50, моросит дождь. В 10:00 поднимаемся на перемычку, оставляем вещи и поднимаемся на вулкан Перетолчина (фото 11). По краю редкий лесок, в кратере небольшое озеро. В 11:00 выходим дальше. Хорошая тропа идет по правому краю лавового поля (фото 12). Переходим два ручья и в 12:30 подходим к развилке с непонятной табличкой. Идем по правой тропе, справедливо полагая, что левая идет к озеру Хара-Нур. В 14:30 перешли брод р. Саган-Шулута. В 16:00 выходим в долину р. Жом-Болок.
Дальше решаем идти по тропе правого берега. Тропа постоянно пропадает в болоте, появлялась только там, где выходит на лаву (фото 13). Много времени тратим на поиски тропы и многочисленные броды через ручьи. Встали на ночевку в долине р. Жом-Болок, примерно напротив озера Бурсагы-Нур, идет дождь.
ЧХВ составило 5ч.10мин.
Фото 11. На вулкане Перетолчина.
Фото 12. Лавовое поле
01.08.2007
Переход до озера Олон-Нур – 19 км.
Вышли в 10:00. Это, скорее всего, был самый тяжелый и неприятный день пешей части. Тропа проходит по правому склону долины р. Жом-Болок, появляясь на лавовых выходах и опять надолго теряясь в болоте (фото 14). Прошедшие дожди добавили воды и постоянно приходиться переходить много ручьев стекающих со склонов долины. Настроение поднимает лишь голубика, которой здесь много. Шли практически без тропы, выдерживая направление. В 18:30 вышли к летнику, после этого вышли на основную тропу от хутора Хутел и в 19:20 были у первого моста на озере Олон-Нур (фото 15).
Фото 14. На границе леса и лавового поля.
Фото 15. Озеро Олон- Нур.
02.08.2007
Радиальный выход в п.Хутел за сплав средствами – 20 км.
Выход в 9:30. Хорошая тропа идет по лаве, пересекает поляну и пройдя метров 200 по болоту начинает подъем по левому (орографически) берегу ручья. Перейдя ручей, поднимаемся по заболоченной тропе, которая и выводит к перевальному туру. Поднимались на перевал Дээдэ-Хутел-Дабан. ЧХВ составило 55 мин.
Перевал Дээдэ-Хутэл-Дабан – низкая, плоская, болотистая седловина, расположенная в хорошо видном проходе между двумя сопками. Подъем на нее со стороны Сенцы составляет всего около 60 м, спуск с другой стороны – 40 м, общая протяженность пешей части – около 10 км.
Тропа начинается в долине Сенцы двумя основными ветвями. Одна идет со стороны зимника Дээдэ-Хутэл вдоль одноименного ручья, постепенно собираясь из множества мелких тропок, петляющих по редколесью. Другая, более заметная, отходит от основной дороги примерно посередине между зимниками Дээдэ-Хутэл и Шартала, на небольшой лесосеке справа от дороги. Сначала она имеет вид колеи, отходящей от дороги под острым углом и постепенно взбирающейся с одной террасы на другую. Мы обходим слева озеро и начинаем спуск по левой стороне р. Хутэл. Тропа временами болотистая, но хорошо видна. Последние 300 м в долину р. Сенца спускается по заброшенной дороге. На основную дорогу выходим в 500 метрах ниже зимника Хутэл. Забрав заброску в 13:00 выходим обратно (фото 16). Местные, показали короткую тропу, которая начинается от дороги у угла загороди летника. Это позволило сократить обратный путь. Тропа идет между двумя ручьями, уходит налево, переходит ручей и поднимаясь круто попадаем на старую уже знакомую тропу. В 16:30 были в лагере. ЧХВ составило 4 часа 40 мин. На этом пешая часть маршрута завершилась.
Фото 16. На перевале Дээдэ-Хутэл-Дабан.
6.2. Водная часть маршрута
6.2.1 Река Жом-Болок.
Жом-Болок – река в Восточном Саяне, левый приток хорошо известной Оки. Устье ее находится в 60 км ниже райцентра Орлик. Наше внимание к этому району привлекла статья в журнале «Спортивный туризм» № 1 за 1995г. Заочно нас привлекли: необычные для этого района насыщенность и сложность препятствий, уникальные природные объекты пешей части маршрута – лавовые поля, вулканы, минеральные источники, ледники.
Долина р. Жом-Болок, довольно узкая для саянской реки, в верховьях, постепенно расширяется при приближении к Оке. В районе системы озер Олон-Нур ширина долины около 800-1000 м. В низовьях после выполаживания правого берега около 1500-2000 м. Подложка всей долины состоит из лавовых потоков покрытых в большей или меньшей степени мелким смешанным лесом. Встречаются открытые лавовые поля с экзотическими озерцами, которые мы использовали для купания. Долина довольно плотно заселена: на участке от озер Олон-Нур до устья летние заимки с пастухами и небольшие зимовья встречаются приблизительно через каждые 5 км. Спасает то, что из-за лавового строения подложки они все жмутся к левому склону долины и у воды присутствие людей практически не ощущается. Мы встречали людей в основном на пешей части заброски. Правый берег реки не содержит следов человеческой жизнедеятельности, вдоль левого местами идет тропа, которой пользуются местные рыбаки. Остатки дороги в верховья реки расположены вдоль и частично на левом борту долины.
Мы видимо попали в высокую воду (точно выше средней, если считать за среднюю уровень воды в отчете № 5378 библиотеки. По нашим оценкам расход воды составлял около 20:25м3 в районе озер Олон-Нур, 25:30м3 в районе моста возле поселка Шарза (жилой) и 30:35м3 в районе устья. Ширина русла 10-12м в порогах сужения до 5-6м. Температура воды очень низкая около 7-90С. Как мы ожидали, все препятствия оказались интересными и довольно своеобразными. Поскольку препятствия образованны не сужением долины или выходом коренных пород, а ступенями застывшей лавы, все они имеют более – менее выраженный водопадный характер. Вода в реке довольно мягкая и необычайно чистая, несмотря на дожди – сказывается практически полное отсутствие осадочных пород в долине. Еще одно своеобразие препятствий состоит в том, что лавовая порода необычайно прочна и очень плохо поддается эрозии и вымыванию: это приводит к необходимости использовать очень аккуратную, технику прохождения препятствий – любое даже по касательной касание камней баллонами приводит к порезу оболочки.
3.08.2007
Стапель проходил у второго моста между 3 и 4 озером напротив перевала Дээбе-Хутел-Дабан.
Далее нумерация и названия препятствий даются по статье в журнале «Спортивный туризм» № 1 за 1995г. и отчету Илистанова г. Уфа 2001г.
4.08.2007
Сплав начали прямо за мостом (фото 17, 18, 19).
Пр. №39. Начинается сразу за мостом. Перепад в нескольких протоках. Мы прошли самой левой, походным порядком. Несмотря на высокую воду, К-2 разрезал об острую лаву наружную гондолу. Далее сплав по последнему из озер Олон-Нур: поражает прозрачность воды и безжизненность дна. Идя по озеру ориентировались по рекомендации Илистанова. В конце озера под самым левым берегом оказалась довольно чистая протока. Далее река течет узким руслом, чередуясь с небольшими озерками. Нужно держаться левых проток. Через 16 мин. ЧХВ начинается многолетние завалы. Мы обнесли весь участок 300 м по левому берегу до зимовья. На обнос затратили 1,5 часа. Далее река собирается в одно русло, начинается цепь небольших шивер. До пр. № 40 шли 10 мин.
Пр. № 40. несложная шивера в лавовом сужении. Начинается примерно через 1,5 – 2км после выхода из озера поворотом на 1800 с несильным навалом на скалу правого берега. Шли, без просмотра, страхуя с воды.
Пр.№41. порог средней сложности. Начинается через 200 – 300 м после предыдущего препятствия на крутом левом повороте. Навал на скалу правого берега. Далее следует правый поворот со сливом высотой 1 м. В центре и ближе к правому берегу стоят два обливных зуба. В целом соответствует описанию, ориентир – скальное сужение. В центре порога, в нашу воду зубьев не было, проход по центральной струе. Также шли без просмотра, страхуя с воды.
Далее 30 мин. спокойного сплава и слева открывается большая поляна с обещанной баней. Бани нет, нет даже ее следов, есть только остатки разрушенных сараев для скота.
Пр.№42. мощный порог. За правым поворотом в конце поляны начинается слабая шивера на прямом участке в 300 м. Затем следует крутой левый поворот и слив высотой 1,5 м через всю реку, затем правый поворот. Под левым берегом много обливных зубьев. Первый настоящий порог, просмотр и страховка с правого берега. В нашу воду зубьев не было, зато в 20 м перед сливом была каменная гряда через все русло, после слива навал на левый берег.
Разведка: по правому берегу.
Прохождение: Проход гряды ближе к левому берегу, затем уход в центр, (фото 20а-в). Все экипажи прошли нормально.
Страховка: за правым поворотом у правого берега, первый катамаран страховали спасконцами, затем он встал на страховку.
Фото-видеосъемка: на правом берегу за сливом.
Зачалились перед препятствием № 43 порог «Бильярд», отнесли вещи на стоянку у порога «Катапульта», организовав базовый лагерь.
Фото 17. экипаж К4-2: Фролов Д.А., Мухамадеев Р.В,, Рогов М.А.,
Шихова Н.Б., Иванов Е.О.
Фото 18. экипаж К-2: Мельников А.Н, Панаев Д.С.
Фото 19. экипаж К4-1: Козлов Ю.В., Антошкина Н.Л.,
Иванов Д.О., Вяхирева Л.А.
Фото 20а. прохождение пр.№42 К-2.
Фото 20б. прохождение пр.№42 К4-1.
Фото 20в. прохождение пр.№42 К4-2.
5.08.2007
Этот день посвятили прохождению участку препятствий с № 43 по № 50.
Пр. № 43 «Бильярд» – мощный, сложный порог (схема № 2). Начинается через 700 м после предыдущего препятствия. Река делает крутой левый поворот, в конце которого большое улово под левым берегом. За следующим правым поворотом начинается прямой участок шиверы. Порог начинается за входной шиверой на крутом левом повороте. Струя сильно наваливается на скалу правого берега, перед которой торчит острый «зуб». Далее следует пологий слив высотой около 1,5 м с мощной косой бочкой, которая сильно отбрасывает судно к левому берегу. Затем идет резкий поворот направо с мощным навалом на скальный остров у левого берега и сливом высотой около 1 м с косой бочкой. И слаломная шивера на выходе. Входная шивера сложности не представляет и проходится с ходу. Чалка на левый берег на левом повороте.
Разведка: с левого берега.
Прохождение: Первый слив проходили ближе к правому берегу, т.к. после него сильно наваливает на полуобливную плиту левого берега у второго слива. К4-1 в косых валах на заходе был поставлен полулагом – пришлось докрутить и пройти первый слив кормой, после него пришлось делать поворот перед заходом во второй слив. Полностью этот маневр не удался, в результате чего второй слив был пройден полулагом, косой вал удачно довернул и далее уже шли в штатном положении. К4-2 и К-2 прошли нормально придерживаясь намеченной линии движения.(фото №21а-в).
Страховка: спасконцами с левого берега в улове после порога, под скальным островом встал первый катамаран после прохождения.
Фото-видеосъемка: с острова и с левого берега у первого слива.
Фото 21а. порог «Бильярд» прохождение К-2.
Фото 21б. порог «Бильярд» прохождение К4-2.
Фото 21в. порог «Бильярд» прохождение К4-1.
Пр. № 44– слив на выходе из улова. Высота слива 1м. Прошли с ходу, со взаимостраховке.
Пр. № 45 – мощный пологий слив высотой более 1 м.
Разведка, страховка и фотосъемка с левого берега (фото №22а,б).
Фото 22а. Пр. № 45 прохождение К4-1.
Фото 22б. Пр. № 45 прохождение К4-2.
Пр. № 46 – мощный сложный порог «Катапульта» (схема №3). За правым поворотом река плавно поворачивает налево. Здесь под правым берегом расположен слив высотой около 1 м с достаточно мощной косой бочкой, которая сильно отбрасывает судно влево. Далее следует крутой правый поворот с мощным водопадным сливом высотой более 2 м. В правой его половине более пологий чистый язык, слева мощный пенный котел. Затем река плавно поворачивает налево и один за другим следуют два слива высотой 1 м с навалом на скалу правого берега. Действительно мощный порог, река сужается до 6 м, в целом превышает уровень остальных препятствий на данной реке.
Разведка: вдоль левого берега идет хорошая тропа
Прохождение: К4-1 и К4-2 прошли по одному пути, заходя по центру в 1 слив и проходя основной слив в левой трети. К2 зашел левее, задел полуобливную плиту перед основным сливом, почти лагом свалился в бочку и перевернулся. Оба члена экипажа тут же вылезли на катамаран и самостоятельно зачалились на месте страховки (фото № 23а-в).
Страховка: спасконцамиу левого берега за последним сливом, выставили К4-1 после прохождения.
Фото-видеосъемка: с левого берега у водопадного слива.
Фото 23а. «Катапульта» прохождение К4-1
Фото 23б. «Катапульта» прохождение К4-2
Фото 23в. «Катапульта» переворот К2
Пр. № 47 – слив более 1 м через всю реку, в 500 м от порога «Катапульта».
Пр. № 48 – мощная шивера длинной около 150 м.
Пр. № 49 слив высотой около 1.5 м, через все русло. Бочка за сливом оказалась достаточно мощной.
Пр. № 47-49 были просмотрены накануне – это около 1,5 км и прошли их сходу со взаимостраховкой . Основная сложность возможные завалы и расчески. Также необходимо выбрать место для чалки перед препятствием № 50, т.к. из-за резкого поворота реки его не видно с воды.
Пр. № 50 – мощный порог «Недотрога» (схема №4). Начинается за правым поворотом слабой шиверой. В конце прямого участка один за другим идут два слива по 0,5 м под левым берегом. Затем струя круто поворачивает налево более чем на 900 и наваливается на скалу правого берега. Сначала идет водяная горка, падающая на 1,5 м, потом водопадный слив высотой около 1,5 м на всю ширину реки, справа слив наиболее крутой с мощной бочкой. После сл