Схемы движения группы из 6-ти человек
Варианты движения группы приведены в таблице 5.
Таблица 5
СП Кв | |||||
3-6, D, ~ | 8, D | 8, D | 8, D | 8, D | |
3-4, D | 3-6, D, ~ 6 D | 8, D, Ö | 8, D, Ö | 6, D | |
l | 3-4, D, ~ | 3-6, D, ~ 6, D | 3-6, D, ~ 6, D | 3-6, D, ~ | |
l | 3-4, D, ~ | 3-6, D, ~ 6, D, Ö | 4, D | ||
l | 3-4, D, ~ | 3-4, D, ~ | |||
3-4, D, ~, Ö | l | ||||
l | 3, Ö |
Это самая многочисленная группа, допускаемая условиями соревнований к сложным стенным восхождениям. Взаимодействие связок в ней наиболее сложно и разновариантно. Однако, как показывает таблица 5, и эта группа при правильной организации может двигаться по маршруту с той же максимальной скоростью (ЦЗ). В качестве иллюстрации на рисунке 7 приведены графики движения группы в 6 человек при СП = 3 (первый и последний в группе имеют страховку двойной веревкой, остальные – одинарной) и различным количеством веревок в груше (Кв). Остальные варианты движения этой группы можно построить графически самостоятельно, используя данные таблицы 5 и качестве контрольных цифр.
До сих пор в понятие оптимальной схемы движения мы вкладывали максимальную равномерность и скорость движения группы в целом, отсутствие опасных скоплений участников в местах страховки, стабильность обязанностей членов группы и отсутствие лишних, не задействованных веревок. При этом не учитывались весовые характеристики веревок. Это можно сделать на основе совместного анализа таблиц 2, 3, 4 и 5. Для облегчения расчетов рассмотрим только оптимальные варианты схем, обозначенные в таблицах знаком 3. Для каждого такого знака по таблицам можно определить значения: Ку, Кв, СП. Учитывал, что вес наиболее широко применяемой основной веревки в 40 метров равен порядка 3 кг, и беря отношение общего веса веревок (Рв) к количеству участников в группе (Ку), получим среднюю весовую нагрузку в кг на одного участника за счет веревок .
Результаты такого расчета приведены в таблице 6.
Таблица 6
СП Кв | ||||
2,25 | 1,8 | |||
2,4 | 2,5 | |||
3,75 | ||||
4,50 | 3,6 | |||
3,75 | 3,5 |
|
|
При трех веревках график движения аналогичен
т.к. третья веревка не участвует в работе
Рис. 7. Графики движения группы в 6 человек при СП = 3 и разных КВ
По данным таблицы 6 можно сделать следующие выводы:
1. При любом выбранном способе страховки дополнительная
нагрузка на участников за счет веса основных веревок мало зависит от численности группы. А если принять во внимание, что веревки на маршруте находятся в работе и физически нагружают альпиниста только при подъеме их к ведущей связке, то этой зависимостью можно вообще пренебречь.
2. Значительно большее влияние на среднюю весовую нагрузку альпинистов оказывает выбор способа страховки. Из таблицы 6
видно, что при изменении СП от 1 до 4-х весовая нагрузка на
одного участника за счет веревок изменяется от 1,8-2,2 до 3,6-4,5 кг, т.е., практически в два раза. Этим уже трудно пренебречь, тем более, что средний вес одного рюкзака при работе команды на стеке на сегодня составляет 6-9 кг, т.е., соизмеримы с указанными цифрами.
В итоге следует отметить, что анализ различных схем движения связок на стенном маршруте проведен в данных методических рекомендациях при определенных попущениях /см. раздел 2/. Он позволил четко выделить значение самой организации движения связок в команде определить ее оптимальные варианты.
На практике физические и технические данные отдельных участников позволяют им двигаться по маршруту с различными скоростями и степенью безопасности. Однако, проведений анализ показал, что ускорение движения отдельных спортсменов далеко не всегда идет на пользу всей команде, ритм движения которой должен быть строго согласован со скоростью движения ведущей связки.