Схемы движения группы из 3-х человек
Возможны пять способов обеспечения группы страховкой при помощи основной веревки:
1. Все участники группы идут на одинарных веревках.
2. Первая связка работает на двойной веревке, остальные – на одинарных.
3. Первая связка и последний участник группы, выполняющий
трудоемкую работу по выбиванию крючьев, идут на двойной веревке, остальные – на одинарных.
4. Все участники группы работают на двойных веревках.
5. Первый участник группы идет на одинарной веревке, а все остальные – на двойной.
Наиболее надежным является четвертый способ, т.к. он одновременно обеспечивает и более вероятное задержание ведущего при срыве и большую "живучесть" перил на камнеопасных маршрутах.
Нужно ли всегда и на всех маршрутах ориентироваться на этот способ страховки? – Нет, В ряде случаев достаточным будет 2, 3 или 5-й, и даже 1-й способ. Это зависит от рельефа маршрута. Если группа работает на монолитных (не камнеопасных) скалах и ведущий первой связки имеет амортизатор, то даже при использовании отечественной веревки диаметром 10 мм, можно использовать 1-й или 5-й способы движения группы. Если же в этом случае работа идет на веревке, отвечающей требованиям УИАА, то надежность страховки еще более возрастает. На практике, выбирая способ страховки основной веревкой, группа учитывает и такие факторы, как надежность забивания крючьев в конкретной скальной породе, погодные условия, возможность случайных камнепадов.
Зная количественный состав группы и выбрав способ страховки (один из 5-ти), руководитель может составить таблицу 1, где по горизонтали даны номера вышеперечисленных способов страховки, а по вертикали количество основных веревок в группе.
Таблица 1
Способ страховки (сп) Количество веревок (кв) | |||||
… … |
Различные сочетании количества веревок с выбранным способом страховки будут определять степень равномерности движения участников и общую скорость подъема группы по маршруту. Для того, чтобы четко и однозначно выявить зависимость этих важных показателей от количества веревок и способов страховки примем следующие усредненные условия:
1. Скорость движения первого (ведущего) и последнего
выбивающего крючья в группе равны
2. Скорость движения всех остальных участников группы,
движущихся по перилам, в 2 раза быстрее, чем 1-го и
последнего.
В тех случаях, когда последний справляется со своей работой быстрее, команда получает некоторый запас по своевременной отправке очередной веревки вверх (т.е. по равномерности движения группы в целом). Если же любой из участников (кроме первого) будет двигаться по перилам со скоростью, превышающей двойную (по отношению к 1-му), то вверху возникает опасность "пробки", когда на пункте страховки может собраться 3 и более человек.
При снижении скорости движения средних участников группа начинает растягиваться по стене, вверху не хватает веревок, а внизу создаются пробки.
На рисунке 1 показаны варианты движения группы из 3-х человек при разном количестве веревок и различных способах страховки.
На этом рисунке и в дальнейшем приняты следующие обозначения:
1, 2, ... 6 – обозначении положения 1, 2, ... 6-го участников
группы.
– движение 1-го участника с одной страховочной
веревкой.
- движение 1-го на двойной страховочной веревке.
- высота подъема на одну веревку
«шаг» - условный временной интервал движения
группы на маршруте
а - обозначение времени прохождения 1-м
участником одной веревки (h)
за два шага
в - обозначение времени прохождения 2-м
участником перильной веревки (h)
за один шаг
Ц3, Ц4 - обозначения цикла из 3, 4-х шагов, за который
первая связка поднимается вверх на одну веревку
D - в месте страховки собрались 3 и более человек
- часть участников в процессе подъема имеют
переменные функции (в последовательности
движения или в обязанностях подноса
спортивного снаряжения вверх)
Ö - в группе имеется лишняя, не используемая веревка
3, 4 - количество крестов над цифрой говорит о
количестве дополнительных веревок, которые
несет участник вверх
- второй участник идет вверх по перилам с
нижней страховкой и имеет с собой
дополнительную веревку
- одинарные и двойные перила и движение по ним
2-го
- второй участник идет вверх по одинарным
перилам и с дополнительной верхней страховкой
Ку - количество участников в группе
Кв - количество веревок в группе
СП.4, СП.5 - четвертый, пяты способ страховки.
По вертикали графиков рисунка 1 откладываются участки пути в одну веревку. По горизонтали отмечаются последовательные шаги группы, в каждой из которых положение используемых веревок не изменяется.
Максимальная скорость всей группы достигается при цикле из трех шагов (ЦЗ), т.е. когда первый участник за два шага преодолевает всю веревку, а в следующем шаге 2-й участник проходит ее по перилам, неся с собой дополнительные веревки дня следующего подъема 1-го.
При нехватке веревок в движении группы появляются так называемые «холостые» шаги, когда первая двойка не движется, а нижние участники «подтягивают тылы».
По схемам рисунка 1 для группы в 3 человека (Ку = 3) составлена таблица 2. В ее верхней строке приведены номера способов страховки (СП), которые соответствуют ранее нaзванной последовательности, а в левом столбце - количество веревок (Кв) в группе. Остальные цифры таблицы показывают скорость движения группы, условно выраженную в количестве шагов за один цикл.
Таблица 2
СП Кв | |||||
5 Ö | 5 Ö | ||||
3 Ö | |||||
3 Ö | 3 Ö Ö |
Знаком 3 отмечены оптимальные схемы движения группы, дающие максимальную скорость подъема группы (ЦЗ); в точках страховки длительно находятся не более одного человека; все веревки в работе и нет лишних; каждый участник группы выполняет одну повторяющуюся операцию. При смене ведущей двойки обязанности в группе изменяются и остаются опять неизменными до следующей смены.
Сравнивая при тех же условиях возможности группы из 2-х альпинистов, (график движения которой показан на рисунке 2), видим, что при всех способах страховки модно подобрать оптимальную схему движения 3, которая обеспечивает более быстрое продвижение тройки по маршруту, чем двойки.
Рис. 2. График движения группы из 2-х человек при
Кв = 1, СП = 1, Ц4
Не менее важен и другой вывод: при любом принятом способе страховки группа может иметь одну и ту же максимальную скорость движения. Т.е., требование безопасности движения не противоречит стремлению быстро пройти маршрут. Правда, количество потребных веревок при этом будет различным.