Воздействие монетарной политики
Монетарная политика, инструментом которой выступает изменение предложения денег центральным банком и которая выражается в сдвигах кривой LM, действует на экономику через два эффекта: 1) эффект ликвидности (liquidity effect) и 2) эффект дохода (income effect).
Если центральный банк проводит стимулирующую монетарную политику, то с целью увеличения предложения денег он, проводя операции на открытом рынке, покупает государственные ценные бумаги (облигации), что увеличивает резервы коммерческих банков и, следовательно, денежную базу, а это, в свою очередь, с эффектом денежного мультипликатора увеличивает предложение денег. Увеличение предложения денег приводит к падению ставки процента, что объясняется с помощью кейнсианской теории предпочтения ликвидности. При данном уровне дохода рост предложения денег (MS) ведет к тому, что у людей появляется больше денег, чем им требуется для покупки товаров и услуг, поэтому часть наличных денег они используют на покупку ценных бумаг. Спрос на облигации (BD) растет, что приводит к росту их цены (PB), а поскольку цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, то ставка процента снижается
(МS Ý Þ ВD Ý Þ PB Ý Þ R ß).
Если первоначально экономика находится в точке А, то рост предложения денег (DМ) сдвигает кривую LM вправо от LM1 до LM2 на расстояние DМ(1/k) (рис.15.4.(a)). При неизменном уровне дохода (Y1) увеличившееся предложение денег вызывает снижение ставки процента с R1 до R3 (точка В). Такое падение ставки процента в результате увеличения предложения денег получило в экономической теории название «эффекта ликвидности» стимулирующей монетарной политики. Однако при уровне дохода Y1 и ставке процента R2 на товарном рынке появляется избыточный спрос на товары (точка В находится ниже кривой IS), обусловленный тем, что более низкая ставка процента увеличивает уровень автономного потребления, инвестиций и чистого экспорта, что ведет к мультипликативному росту производства и соответственно дохода до Y3 (точка С). Равновесие товарного рынка обеспечено, поскольку точка С лежит на кривой IS. На денежном рынке также равновесие (точка С находится на кривой LM2). Однако мультипликативный рост совокупного дохода от Y1 до Y3 на товарном рынке увеличивает трансакционный спрос на деньги, оказывая давление на ставка процента в сторону ее повышения, поэтому начинается движение вверх вдоль кривой LM2 из точки С в точку D.
По мере роста ставка процента на денежном рынке от R3 до R2, на товарном рынке начинает сокращаться величина автономных расходов и соответственно совокупного дохода (от Y3 до Y2). В итоге совокупный доход в результате стимулирующей монетарной политики увеличивается от Y1 до Y2. Увеличение дохода от Y1 до Y2 в результате снижения ставки процента от R1 до R2 носит название «эффекта дохода» стимулирующей монетарной политики.
Совместное воздействие «эффекта ликвидности» и «эффекта дохода» стимулирующей монетарной политики, сокращая ставку процента и увеличивая доход, обеспечивает одновременное равновесие денежного и товарного рынков при ставке процента R2 и уровне дохода Y2.
Степень влияния монетарной политики на экономику определяется силой воздействия эффекта ликвидности и эффекта дохода на ставку процента R и уровень дохода Y, что зависит от наклона кривых IS и LM.
Наклон кривой IS определяется чувствительностью автономных расходов к ставке процента (коэффициент b в уравнении кривой IS) и величиной мультипликатора автономных расходов (коэффициент kA). Кривая IS более крутая, если коэффициенты b и kA малы, т.е. необходимо существенное снижение ставки процента, чтобы увеличились автономные расходы.
Наклон кривой LM зависит от чувствительности спроса на деньги к ставке процента (коэффициент h в уравнении кривой LM) и чувствительности спроса на деньги к доходу (коэффициент k). Кривая LM более крутая, если коэффициент h мал, а коэффициент k велик, т.е. требуется существенное увеличение ставки процента, чтобы спрос на деньги сократился, но достаточно лишь незначительного роста дохода, чтобы он увеличился.
Эффективность стимулирующей монетарной политики определяется эффектом дохода (чем он больше, тем эффективнее монетарная политика).
Сравним эффективность монетарной политики (рис.15.4.) в зависимости от наклонов кривых IS и LM. Заметим, что предложение денег во всех трех случаях увеличивается на одинаковую величину DM, и расстояние сдвига кривой LM на всех трех графиках также одинаковое и равно DM(1/k). На рис.15.4.(а) и рис.15.4.(б) наклон кривой IS одинаковый, а наклоны кривых LM разные. На рис.15.4.(а) кривая LM крутая, что означает, что спрос на деньги высокочувствителен к изменению уровня дохода и слабочувствителен к изменению ставки процента. На рис.15.4.(б) кривая LM пологая, т.е. высокочувствительна к изменению ставки процента (коэффициент h велик) и слабочувствительна к изменению уровня дохода (коэффициент k мал). В первом случае эффект дохода больше, т.е. монетарная политика более эффективна. Это объясняется тем, что при изменении предложения денег на одинаковую величину эффект ликвидности (снижение ставки процента от R1 до R3) будет тем больше, чем более крутая кривая LM, т.е. ставка процента снизится тем больше, чем менее чувствителен спрос на деньги к изменению ставки процента. А чем в большей степени снижается ставка процента, тем на большую величину увеличиваются автономные расходы и, следовательно, доход. Таким образом, монетарная политика тем эффективнее, чем кривая LM более крутая.
На рис.15.4.(а) и рис.15.4.(в) наклоны кривых LM одинаковые, а наклоны кривых IS разные. На рис.15.4.(в) кривая IS более пологая, что означает, что автономные расходы высокочувствительны к изменению ставки процента (коэффициент b велик) и велик мультипликатор расходов (kA). Эффект дохода больше во втором случае, поскольку достаточно очень незначительного снижения ставки процента, чтобы существенно увеличились автономные расходы, мультипликативно увеличив доход. Эффект ликвидности (снижение ставки процента от R1 до R3) в обоих случаях одинаковый, однако различия в чувствительности автономных расходов к ставке процента дают различный эффект дохода при одинаковом наклоне кривой LM. Таким образом, эффективность монетарной политики тем больше, чем кривая IS более пологая.
Итак, эффективность монетарной политики тем выше, чем более крутая кривая LM и более пологая кривая IS, а это имеет место, если:
1) чувствительность спроса на деньги к изменению дохода (k Þ ) велика,
т.е. необходимо лишь незначительное изменение величины дохода для существенного изменения величины спроса на деньги;
2) чувствительность спроса на деньги к изменению ставки процента мала
(h Þ 0) , т.е. требуется очень значительное изменение ставки процента для изменения спроса на деньги;
3) чувствительность автономных расходов к изменению ставки процента
велика (b Þ ), т.е. даже небольшое изменение ставки процента существенно изменяет величину автономных расходов;
4) величина мультипликатора расходов также велика (kA Þ ) (а это
означает, что предельная склонность к потреблению mpc и предельная склонность к инвестированию mpI велики, а предельная налоговая ставка t и предельная склонность к импорту mpm малы).