Воздействие монетарной политики на экономику

Механизм воздействия изменения предложения денег на экономику называется механизмом денежной трансмиссии или денежным передаточным механизмом (money transmission mechanism). Он показывает, каким образом изменение ситуации на денежном рынке влияет на изменение ситуации на рынке товаров и услуг (реальном рынке). Связующим звеном между денежным и товарным рынками выступает ставка процента. Так как равновесная ставка процента формируется на денежном рынке по соотношению спроса на деньги и предложения денег, то, изменяя предложение денег, центральный банк может влиять на ставку процента. Зависимость между ставкой процента и предложением денег обратная. Если предложение денег уменьшается, ставка процента растет (см. рис. 9.1,а). Соответственно, если предложение денег увеличивается, ставка процента падает (рис. 9.1,6). Являясь ценой заемных средств (ценой кредита), ставка процента воздействует на инвестиционные расходы фирм. Чем выше ставка процента, тем меньше кредитов берут фирмы и тем меньше величина совокупных инвестиционных расходов, а поэтому меньше совокупный спрос и, следовательно, объем выпуска.

Воздействие монетарной политики на экономику - student2.ru

Рис. 9.7. Механизм денежной трансмиссии при стимулирующей монетарной политике (политика "дешевых денег")

Механизм денежной трансмиссии в период спада (рис. 9.7) может быть представлен следующей цепочкой событий. В экономике рецессия Воздействие монетарной политики на экономику - student2.ru центральный банк покупает государственные ценные бумаги Воздействие монетарной политики на экономику - student2.ru резервы коммерческих банков увеличиваются Воздействие монетарной политики на экономику - student2.ru банки выдают больше кредитов Воздействие монетарной политики на экономику - student2.ru предложение денег мультипликативно увеличивается (сдвиг кривой предложения денег вправо от Воздействие монетарной политики на экономику - student2.ru на рис. 9.7,а) Воздействие монетарной политики на экономику - student2.ru ставка процента (цена кредита) падает Воздействие монетарной политики на экономику - student2.ru Воздействие монетарной политики на экономику - student2.ru фирмы с удовольствием берут более дешевые кредиты Воздействие монетарной политики на экономику - student2.ru величина инвестиционных расходов растет ( Воздействие монетарной политики на экономику - student2.ru на рис. 9.7,б) Воздействие монетарной политики на экономику - student2.ru совокупный спрос увеличивается (сдвиг вправо кривой совокупного спроса от Воздействие монетарной политики на экономику - student2.ru на рис. 9.7,в) Воздействие монетарной политики на экономику - student2.ru объем выпуска растет Воздействие монетарной политики на экономику - student2.ru . Эта политика, проводимая в период спада, называется политикой "дешевых денег" и соответствует стимулирующей монетарной политике, направленной на рост деловой активности и уровня занятости.

Политика, проводимая центральным банком в период бума ("перегрева") и направленная на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией, называется политикой "дорогих денег" и соответствует сдерживающей монетарной политике. Графически этот вид монетарной политики изображен на рис. 9.8 и может быть представлен следующим образом. Экономика "перегрета" Воздействие монетарной политики на экономику - student2.ru центральный банк продает государственные ценные бумаги Воздействие монетарной политики на экономику - student2.ru резервы коммерческих банков сокращаются Воздействие монетарной политики на экономику - student2.ru кредитные возможности банков уменьшаются Воздействие монетарной политики на экономику - student2.ru предложение денег мультипликативно сокращается (сдвиг кривой предложения денег влево от Воздействие монетарной политики на экономику - student2.ru на рис. 9.8,а) Воздействие монетарной политики на экономику - student2.ru ставка процента (цена кредита) растет Воздействие монетарной политики на экономику - student2.ru Воздействие монетарной политики на экономику - student2.ru спрос на дорогие кредиты со стороны фирм падает Воздействие монетарной политики на экономику - student2.ru величина инвестиционных расходов сокращается ( Воздействие монетарной политики на экономику - student2.ru на рис. 9.8,б) Воздействие монетарной политики на экономику - student2.ru совокупный спрос уменьшается (сдвиг влево кривой совокупного спроса от Воздействие монетарной политики на экономику - student2.ru на рис. 9.8,в) Воздействие монетарной политики на экономику - student2.ru объем выпуска сокращается, возвращаясь к своему потенциальному уровню Воздействие монетарной политики на экономику - student2.ru , а уровень цен падает Воздействие монетарной политики на экономику - student2.ru

Воздействие монетарной политики на экономику - student2.ru

Рис. 9.8. Механизм денежной трансмиссии при сдерживающей монетарной политике (политика "дорогих денег")

В обоих описанных случаях происходит стабилизация экономики.

Рекомендуемая литература

Основной список:

1. Булатов А.С. Экономика: Учебник/Под ред. А.С.Булатова -М.:БЕК, 2004.

2. Сажина М.А. Экономическая теория: Учебник для вузов/ М.А.Сажина, Г.Г.Чибриков – М.:Норма, 2006.

3. Экономическая теория: учеб. для студентов вузов / Под ред. В.Д.Камаева. 13-е изд., перераб. И доп. –М.:Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

4. Носова С.С. Экономическая теория : учебник / С.С.Носова.-2-е изд.,стер.-М., КНОРУС, 2009.

Дополнительный список:

1. Курс экономической теории: Учебник. 5-е изд., исправл., доп. И перераб. Авт. Кол. Кафедры экономической теории МГИМО(У) МИД России / Под ред. Проф. М.Н.Чепурина, проф. Е.А.Киселевой. Киров:АСА, 2004.

2. Макконнел К., Брю С. Экономикс. 15-е изд. М.:Инфра-М, 2005. Ч. 2-4, 7, 9.

3. Добрынин А.И. Общая экономическая теория: учеб. Пособие / А.И.Добрынин, Г.П.Журавлев. – СПб.:Питер,2003.

Раздел 2. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

2.1. Международные экономические отношения и их структура.

2.2. Международная торговля.

2.3. Внешняя торговля России.

2.1. Международные экономические отношения и их структура.

Мировая экономика, мировое хозяйство базируются на мировом рынке, материальной основой которого служат тех­нический прогресс и стимулируемое им общественное разде­ление труда. Практически национальные экономики всех стран интегрированы в международное разделение труда и связан­ные с ним международные экономические отношения. Неко­торые страны влились в водоворот всемирной хозяйственной жизни в связи с потребностями их собственного развития, другие же были втянуты в международное разделение труда и международные экономические отношения до становления национальных, а иногда и региональных рынков. Сформиро­вавшееся таким образом мировое хозяйство из национальных экономик имеет и определенные международные экономи­ческие отношения, которые можно рассматривать по следую­щим направлениям:

1) международная торговля товарами и услугами;

2) международные кредитные отношения;

3) международное движение инвестиций;

4) международная гуманитарная и техническая помощь. Международная торговля товарами и услугами. Главное место в распределении внешнеторгового оборота России за­нимают страны дальнего зарубежья. В этих странах реализует­ся подавляющая часть товарной массы. В эту группу стран Россия вывозит 80-90 % продукции топливно-энергетического комплекса, нефтехимии, древесины и изделий из нее, чер­ных и цветных металлов. Основными потребителями этих

товаров являются Германия, США, Великобритания, Италия, Швейцария, Нидерланды, Япония. Российский экспорт в эти страны на 4/5 состоит из энергоносителей, сырья материалов.

В структуре российского экспорта неоправданно низкая доля приходится на машины, оборудование, транспортные средства.

В структуре импорта России из стран дальнего зарубе­жья главное место занимают машины и оборудование, при этом значение этих стран в удовлетворении потребностей Рос­сии в этой продукции возрастает. Второе место по стоимост­ному объему в структуре российского импорта из стран даль­него зарубежья занимает продовольствие. Закупки важнейших товаров по импорту Россия осуществляет главным образом из стран дальнего зарубежья: машины и оборудование, продо­вольствие, медикаменты, одежду, мебель.

В географическом распределении российского экспорта и импорта товаров доминируют страны дальнего зарубежья. Эти страны закупают 4/5 всего экспорта российских энерго­носителей минерального происхождения, сырья, материалов. В то же время они более чем на 4/5 удовлетворяют импортные потребности России в продовольствии, машинах и оборудо­вании, продукции нефтехимии.

Страны Центральной и Восточной Европы (бывшие ев­ропейские страны - члены СЭВ, страны, образовавшиеся в результате распада Югославии - Босния и Герцеговина, Ма­кедония, Словения, Хорватия, страны, оставшиеся под назва­нием Югославия - Сербия и Черногория, страны Балтии) за­нимают особое место во внешнеэкономических связях Рос­сии, что объясняется их территориальной близостью, продол­жительностью экономического сотрудничества. Россия (быв­ший СССР) оказала сильное влияние на формирование струк­туры их экономики и внешней торговли. В 1994 г. Россия экс­портировала в страны Центральной и Восточной Европы энер­гоносителей свыше 17%, машин и оборудования 14% от всего экспорта соответствующих товаров.

Важнейшими партнерами России из числа стран Цент­ральной и Восточной Европы являются Венгрия, Литва, Поль­ша, Чехия.

Внешняя торговля России со странами ближнего зарубе­жья характеризуется увеличением задолженности этих стран.

Подавляющая масса товарооборота России со странами СНГ приходится на Украину, Белоруссию и Казахстан. В экс­порте около 88 процентов, в импорте - 85 процентов. Незна­чительный удельный вес экспорта и импорта России прихо­дится в товарообороте с Азербайджаном, Грузией, Киргизией. В структуре Российского экспорта в страны СНГ преобладает продукция топливно-энергетического комплекса, а в структу­ре импорта из этих стран основной объем занимают продо­вольствие и машины.

Международные кредитные отношения. Международные кредитные отношения - совокупность экономических отно­шений, в которых заемщиком или кредитором выступают ре­зиденты различных стран. Заемщиками или кредиторами мо­гут выступать государство, местные органы государства, юри­дические лица.

Законодательной основой действующей в настоящее вре­мя системы управления государственными внешними заим­ствованиями и внешним долгом России является закон "О государственных внешних заимствованиях Российской Феде­рации и государственных кредитах, предоставляемых Россий­ской Федерацией иностранным государствам, их юридичес­ким лицам и международным организациям".

Нормативным актом, регламентирующим порядок рабо­ты с государственными внешними заимствованиями, являет­ся постановление правительства Российской Федерации №1060 от 16 октября 1993 года "Об организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов".

Различают следующие виды кредитов:

- финансовый;

- товарный;

- инвестиционный.

Кредиты привлекаются под государственную гарантию и под гарантии юридических лиц.

В России вопрос о привлечении иностранных кредитов решается в следующей последовательности:

- по представлению правительства РФ ежегодно утверж­дается в форме федерального закона предельный размер госу­дарственных внешних заимствований на текущий финансо­вый год;

- Министерство финансов готовит предложения о целесообразности привлечения иностранных кредитов, про­водит переговоры с иностранными кредиторами с привлече­нием специалистов МВЭС и Министерства экономики;

- межправительственные соглашения по вопросам при­влечения иностранных кредитов подписываются, как прави­ло, министром финансов;

- решения об источниках погашения получаемых кре­дитов принимаются правительством РФ по предложениям Министерства экономики и Министерства финансов;

- функции оперативного контроля за соответствием заключаемых в счет кредитов контрактов правительство воз­ложило на МВЭС и Министерство экономики.

Письма руководителей предприятий и организаций, ру­ководителей администраций регионов и субъектов РФ в пра­вительство с просьбой о включении того или иного проекта в кредитную линию под правительственные гарантии проходят согласование во всех заинтересованных министерствах.

Последовательность использования иностранных креди­тов следующая:

- принимается постановление правительства РФ о за­купках товаров или инвестиционного оборудования в счет иностранных кредитов. В постановлении указывается заказ­чик, конкретные объемы закупки товаров, условия привлече­ния кредитных ресурсов;

- в постановлении имеется пункт о контроле со сторо­ны МВЭС за коммерческими, валютно-финансовыми и цено­выми условиями заключаемых контрактов, МВЭС готовит соответствующий приказ;

- в части товарных кредитов МВЭС определяет заку­пающие внешнеэкономические специализированные органи­зации, которые координируют с МВЭС свою работу в рамках определенной кредитной линии;

- российская фирма, согласовавшая свою просьбу с за­интересованными министерствами о включении своего про­екта в кредитную линию под правительственные гарантии, согласовывает контракт (подписанный или неподписанный с иностранными партнерами) с МВЭС, валютно-финансовый департамент МВЭС рассматривает контракт и расчет цены. (Требования к расчету цены изложены в "Руководстве по порядку расчета цен российскими организациями при выполнении внешнеторговых операций, финансируемых из госбюджета и/или осуществляемых в рамках межгосударст­венных кредитов и соглашений Российской Федерации". Для оценки правильности расчета цен используется информация ВНИКИ по мировым ценам, ГТК по конкретным ценам и информация из торгпредств и конъюнктурных отделов госу­дарственных внешнеэкономических объединений);

- Министерство финансов принимает контракт, согла­сованный с МВЭС к финансированию.

Иностранные кредиты, предоставляемые под гарантии правительства, часто имеют связанный характер, т.е. выделя­ются под закупку конкретных товаров в конкретной стране.

Можно привлекать кредиты иностранных банков и ино­странных компаний. При этом кредитор при принятии реше­ния о предоставлении кредита руководствуется следующими принципами:

- длительная кредитная история;

- деловая репутация;

- четко планируемый денежный поток;

- гарантии и дополнительное обеспечение;

- достаточно высокая доля собственного капитала. Имеются программы кредитования, осуществляемые фондами. Например, фонд микрокредитования, созданный с помощью семи стран ЕС и имеющий 300 млн. долл. США. Реализацию программы осуществляет Европейский банк ре­конструкции и развития. В 1995 г. программа работала в вось­ми регионах РФ с помощью десяти российских банков. Условия кредитования:

- размер кредита до 100 млн. рублей;

- назначение кредита - оборотный капитал и вложения в основной капитал с быстрой оборачиваемостью;

- срок от 1 до 6 месяцев;

- процентная ставка - рыночная;

- схема погашения - равными долями ежемесячно, раз в две недели или еженедельно;

- форма выдачи - наличная и безналичная;

- виды обеспечения - залог, заклад и поручительство. Программа микрокредитования направлена по замыслу банка на развитие микро-бизнеса, который может перерасти в малый бизнес, а для банка это работа с небольшими фирмами и частными предпринимателями, не образующими юриди­ческое лицо.

Международное движение инвестиций. Капитал - средст­ва, полученные путем займов (выданные заемщикам), а также путем продажи реальных или финансовых активов (исполь­зуемые для покупки реальных или финансовых активов).

Инвестиции - все виды имущественных, интеллектуаль­ных, финансовых ценностей, вкладываемые инвесторами во все виды предпринимательской и другой деятельности в це­лях получения прибыли.

Движение инвестиций (инвестиционного капитала) осу­ществляется в Россию и из России на основе межправитель­ственных соглашений и самостоятельно юридическими лица­ми.

Порядок участия российских организаций в строитель­стве объектов за границей на основе межправительственного соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве изложен в Положении о порядке подготовки, проведения и рассмотрения государственной экспертизы, технико-экономи­ческих и коммерческих предложений и обоснований целесо­образности, эффективности и возможности участия россий­ских организаций в строительстве объектов за границей на основе межправительственных соглашений об экономическом и техническом сотрудничестве.

Последовательность следующая:

1. Российская организация предлагает правительству участвовать в строительстве объекта за границей, она готовит технико-экономическое предложение. Это происходит на эта­пе, предшествующем подписанию межправительственного соглашения. Необходимо иметь официальное обращение пра­вительства иностранного государства.

2. Координацию работ осуществляет МВЭС. Финанси­рование разработки обоснований осуществляется за счет средств федерального бюджета.

3. Обоснование оформляется в виде пояснительной за­писки и содержит:

- основные цели и задачи;

- систему программных мероприятий;

- механизм реализации проекта;

- сведения о потенциальных исполнителях;

- технико-экономические расчеты.

4. МВЭС направляет предложения в правительство для подготовки проектов соответствующих межправительственных соглашений.

Юридические лица РФ могут самостоятельно привлекать иностранный инвестиционный капитал или инвестировать свой за рубежом.

В отличие от кредиторов инвесторы руководствуются более гибкими критериями выбора и более обеспокоены не гарантиями возврата средств, а будущим успехом инвестиро­ванного проекта.

Кто же является потенциальным инвестором? Существу­ет много типов инвесторов и у каждого из них свои требова­ния, интересы и подходы. Например в 1995 году насчитыва­лось около двух десятков различных фондов, вкладывающих деньги в российские проекты.

Наши рекомендации