Бюджетный дефицит и государственный долг.
Если расходы превышают доходы, возникает бюджетный дефицит.
Если дефицит носит временный характер и не превышает 10 % от суммы доходов, то он считается вполне допустимым. Дефицит, превышающий уровень20 %, является критическим. Если доходы бюджета превышают расходы образуется профицит (излишек).
Бюджетный дефицит = Расходы – Доходы.
Концепции балансирования бюджета
1. Концепция ежегодного балансирования.
2. Концепция циклического балансирования.
3. Концепция функциональных финансов.
Способы покрытия бюджетного дефицита
1) дополнительная эмиссия денег;
2) кредиты центрального банка;
3) увеличение налогообложения;
4) внутренние и внешние займы.
Государственный долг – это сумма накопленных бюджетных дефицитов за минусом бюджетных избытков.
Государственный долг подразделяется на:
1) внутренний – задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством;
2) внешний – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям, иностранным государствам, международным организациям.
Относительные показатели — величина государственного долга и процентов по его обслуживанию по отношению к ВВП и к чистому
экспорту (в процентах).
Методы управления государственным долгом
* Рефинансирование— погашение старой государственной
задолженности путем выпуска новых займов.
* Конверсия— изменение размера доходности займа, например,
снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого
государством своим кредиторам.
* Консолидация— увеличение срока действия уже выпущенных
займов.
* Унификация— объединение нескольких займов в один.
* Отсрочка погашения займапроводится в условиях, когда
дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не
эффективно для государства.
* Аннулирование долга— отказ государства от долговых обязательств.
* Реструктуризация долга— погашение долговых обязательств с
одновременным осуществлением заимствований в объёмах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения.
Принципы налогообложения. Виды налогов. Кривая Лаффера.
Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе установленного законодательства. Исторически они возникли с появлением государства в виде≪взносов граждан≫ для содержания публичной власти.
В современных развитых странах налоги обеспечивают до 90 % поступлений в государственный и примерно 70 % в местный бюджеты.
Классификация налогов в зависимости от налоговых ставок
Прогрессивное налогообложениепредполагает, что ставка налогообложения возрастает вместе с ростом размера облагаемого дохода
Пропорциональное налогообложениеозначает, что норма налогообложения не зависит от размера подлежащего налогообложению базового дохода
Регрессивное налогообложение– по мере увеличения дохода норма налогообложения понижается.
Функции налогов
Фискальная функция— создание с помощью налогов централизованных денежных средства и обеспечение за счёт этого материальные условия для
функционирования государства.
Экономическая функция— выполнение налогами активных действий при осуществлении экономических процессов. Налоги, участвуя в перераспределении финансовых средств, оказывают стимулирующее воздействие на темпы экономического роста; усиливают или ослабляют
накопление капитала; расширяют или сужают платёжеспособный спрос населения.
Принципы налогообложения сформулированные А. Смитом
Принцип справедливости.Все граждане государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, который они получают под покровительством и защитой государства.
Принцип определённости.Налог, вносимый каждым отдельным гражданином страны, должен быть точно определен по сумме, сроку и способу уплаты.
Принцип удобности.При взимании налога необходимо устанавливать время и способ внесения налога с точки зрения удобства плательщика.
Принцип экономиизаключается в снижении издержек, связанных с взиманием налога.