Модель Кейнса «расходы - доходы».
Фактические (реальные) расходы– расходы, которые в действительности сделаны домохозяйствами и фирмами.
, где E – Фактические расходы Y – Фактические инвестиции С – Фактические расходы домохозяйств.
=> Е=У
Планируемые расходы– расходы, которые домохозяйства и фирмы намериваются осуществить.
, где - планируемые фактические расходы, У – объём производства.
Если - Фирмы не смогут реализовать свою продукцию и увеличат запасы
Если – Фирмы будут расходовать запасы сделанные ранее.
Фактические инвестиции складываются из планируемых инвестиций и инвестиций в товарно-денежные запасы.
, где С – потребительские расходы.
Равновесие товарного рынка достигается когда фактические расходы равны планируемым и объёму совокупного производства.
, где S – сбережения.
При равновесии сбережения должны быть равны планируемым инвестициям.
Угол наклона определяется предельной склонностью потребления.
а – автономное потребление
1 – Если равновесие смещается в У1 , то будет расходование запасов в области 1.
1 – Если равновесие смещается в У2 , то будут производится запасы в размере 2.
21. Сдвиги кривой планируемых расходов и изменение равновесного состояния макроэкономики. Эффект мультипликатора.
Планируемые расходы– расходы, которые домохозяйства и фирмы намереваются осуществить.
, где - планируемые фактические расходы, У – объём производства.
Если - Фирмы не смогут реализовать свою продукцию и увеличат запасы
Если – Фирмы будут расходовать запасы сделанные ранее.
Рост расходов ведёт к увеличению дохода, но доход возрастает в большей степени, чем возросли расходы.
Мультипликатор – коэффициент, которыйпоказывает, как изменяется совокупный доход, при изменении расходов на 1 ед.
Действие мультипликатора основано на том, что расходы одного экономического агента влекут за собой доходы другого экономического агента, который опять же расходует этот доход.
Факторы определяющие уровень дохода и занятости:
а) Объём инвестиций (наиболее динамичный элемент)
б) Вид функции потребления
Y=C(I)+I
С(I)=a+cY => Y=a+cY+I
=>
- склонность к потреблению – коэффициент мультипликатора.
22. Парадокс бережливости. Взаимосвязь модели AD-AS и Кейнсианского креста.
Парадокс бережливости - парадоксальный результат стремления нации увеличить богатство за счет увеличения сбережений, приводящий к сокращению национального дохода и национального продукта, а в конечном счете, и к сокращению сбережений.
23. Структура финансовой системы.
Финансовая система — это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений.
24. Государственный бюджет и его структура.
Госбюджет — это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими, юридическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственных фондов денежных средств.
В центральном бюджете концентрируется основная часть денежных средств государства, которые используются для финансирования общегосударственных нужд. Расходная и доходная части его могут быть использованы в целях регулирования экономики.
Бюджет выполняет следующие функции:
· фискальная:сбор денежных средств в виде налогов; перераспределение средств в виде субсидий и трансфертов
· регулирующая:осуществление макроэкономического регулирования при помощи управления доходами и расходами госбюджета для колебаний экономики и обеспечения долгосрочного роста
Расходы центрального бюджета в странах СНГ делятся на следующие группы:
· соц обеспечение
· развитие национальной экономики
· нац оборона и безопасность
· наука,образование,культура,СМИ
· здравоохранение,спорт
· гос управление
· обслуживание гос долга
· межбюджетные трансферты
Доходы:
· налоговые доходы
· госпошлины и сборы
· доходы от в/эк деятельности
· доходы от гос собственности
· доходы от продажи имущества
· доходы от оказания плат услуг
25. Мультипликатор государственных расходов.
Государственные расходы - это непрерывное использование государством денежных средств из бюджета, внебюджетных фондов и собственных средств государственных предприятий, объединений и организаций на цели и объекты, определенные законом о бюджете, внебюджетных фондах, нормативными актами правительства, министерств и ведомств и уставами предприятий и организаций.
В зависимости от того, из какого фонда осуществляются расходы, они подразделяются на следующие виды государственных расходов:
а) бюджетное финансирование, так как бюджетная система является государственным фондом денежных средств, обеспечивающим основные затраты всего государства;
б) финансирование за счет государственных внебюджетных фондов, откуда финансируются такие социальные затраты государства, как выплата пенсий, социальное и медицинское страхование;
в) расходы за счет кредитования, когда деньги берутся на основании возвратности, возмездности и на определенный срок в ЦБ РФ, коммерческих банках и других финансовых структурах;
г) бюджетное кредитование, когда деньги на определенные расходы выдаются из бюджетов на определенный срок и На определенных условиях;
д) страховые выплаты по обязательному и коммерческому страхованию;
е) выплаты по государственному долгу, как по внутреннему, так и по внешнему, которые в основном также производятся из бюджета;
ё) адресные выплаты при определенных, строго ограниченных условиях из эмиссионных средств;
ж) расходы за счет децентрализованных источников финансирования, т. е. расходы, покрываемые за счет собственных средств предприятий и учреждений, всех юридических лиц, работающих в рыночных условиях.
Мультипликатор государственных расходов представляет собой отношение изменения
26. Налоговый мультипликатор.
Налоги - обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц. Налоги служат одним из средств регулирования экономических процессов, хозяйственной жизни. По уровню взимания налоги делятся на федеральные, республиканские и местные. По виду объектов налогообложения налоги делятся на прямые, и косвенные. Налоги и налоговые ставки различны в разных странах и периодически изменяются.
Налоговый мультипликатор :
Изменение ставок налогообложения обычно оказывает на экономику многостороннее воздействие. Налоговый мультипликатор позволяет измерить меру этого воздействия. Налоговый мультипликатор равен частному (со знаком минус) от деления предельной способности к потреблению к предельной способности к сбережению:
, где:
– предельная склонность к потреблению.
– предельная склонность к сбережению.
Налоги:
· Прямые
· Ковсенные
Ставки налогов могут рассчитываться по пропорциональной, прогрессивной и регрессивной шкале.
Средняя ставка налога- это отношение суммы налога к величине дохода:
tcред.=
Предельная налоговая ставка – это соотношение между приростом суммы налога и прироста дохода:
Tпредел=
При пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставка налога равны.
Автономные налоги не зависят от изменения дохода, а пропорциональные наоборот.
27. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
Мультипликатор сбалансированного бюджета устанавливает, что прирост правительственных расходов, сопровождаемый равными по величине приростом налогов – имеет своим результатом увеличение выпуска продукции.
Объем выпуска продукции увеличивается (вместо того, чтобы оставаться неизменным), потому что прирост государственных расходов приводит к незамедлительному увеличению совокупного спроса на величину этого прироста, в то время как прирост налогов, сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину. Эти два эффекта взятые вместе, действительно приводят к увеличению совокупного спроса и, следовательно, являются причиной роста выпуска продукции.
При неизменном данном уровне инвестицией результат действия мультипликатора сбалансированного бюджета будет еще более специфичен. Как Величина мультипликатора сбалансированного бюджета в этом случае будет в точности равна 1. А это означает, что объем выпуска продукции будет увеличиваться ровно на величину прироста правительственных расходов.