Раздел 5. Правовое регулирование государственных доходов
Государственные доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления его задач и функций.
Доходы государственного бюджета имеют решающее значение в составе государственных доходов и сами представляют определенную систему, под которой понимается совокупность включаемых в него доходов, их единство и дифференциация на отдельные группы и виды (главы 6-9 БK РФ) (см. схему 43).
┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Виды доходов │
└───────────────────────────────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┘
┌────────────────────────────────┬───────────────┴──────────────┬───────────┬────────────────┐
┌──────────────┴────────────┐ ┌─────────────────┴────────────┐ ┌──────────────┴────────┐ │ ┌─────────────┴───────────┐
│ субъектам │ │ По социально- │ │ По методам изъятия │ │ │По условиям мобилизации │
│ │ │ экономическим признакам │ └┬──────────────────────┘ │ │и использования средства │
├───────────────────────────┘ └┬─────────────────────────────┘ │ │ └──────────┬──────────────┘
│ ┌─────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────┐ │ ┌────────────────────┐ │ │
│ │ Доходы, поступающие │ │ │ Доходы от использования │ ├─┤ Налоговые доходы │ │ ┌──────────┐│┌─────────────┐
│ │ от государственных │ ├─┤ имущества, находящегося │ │ └────────────────────┘ │ │Возвратные├┼┤Безвозвратные│
├─┤предприятий и организаций│ │ │ в государственной или │ │ ┌────────────────────┐ │ └──────────┘│└─────────────┘
│ │ │ │ │муниципальной собственности│ │ │ Неналоговые │ │ ┌──────────┐│┌─────────────┐
│ │ │ │ └───────────────────────────┘ └─┤ виды доходов │ │ │Возмездные├┼┤Безвозмездные│
│ └─────────────────────────┘ │ └────────────────────┘ │ └──────────┘│└─────────────┘
│ ┌─────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────┐ ┌─────────────┘ ┌──────────┐│┌─────────────┐
│ │ Доходы, поступающие │ │ │Доходы от продажи или иного│ │ │ Общие ├┴┤ Целевые │
├─┤ от населения │ │ │ возмездного отчуждения │ ┌─────────┴──────────┐ └──────────┘ └─────────────┘
│ └─────────────────────────┘ ├─┤имущества, находящегося в │ │ По источникам │
│ ┌─────────────────────────┐ │ │ государственной и │ └──────┬──────────┬──┘
│ │ Доходы, поступающие от │ │ │муниципальной собственности│ ┌──────┴────┐┌────┴──┐
└─┤ негосударственных │ │ └───────────────────────────┘ │ внутренние││внешние│
│предприятий и организаций│ │ ┌───────────────────────────┐ └───────────┘└───────┘
└─────────────────────────┘ │ │ Доходы от платных услуг, │
┌─────────────────────────┐ │ │ оказываемых органами │
│Доходы в виде финансовой ├──┼─┤ государственной власти, │
│помощи и бюджетных ссуд │ │ │ местного самоуправления, │
└─────────────────────────┘ │ │ бюджетными учреждениями │
┌─────────────────────────┐ │ └───────────────────────────┘
│ Иные доходы ├──┘
└─────────────────────────┘
Схема 43. Система доходов федерального бюджета
Раздел 6. Налоговое право
Важным источником доходов бюджетов всех уровней являются налоги и сборы. В ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) закреплено, что налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Налоги выполняют в обществе две основные функции - фискальную и регулирующую, в которых проявляется сущность налога. Фискальная функция (fiscus - казна, лат.) обеспечивает собираемость и поступление денежных средств в бюджет. С помощью регулирующей функции государство, путем установления льгот и освобождений, воздействует на развитие различных сфер экономики, регионов, уровень потребления и др.
Возникающие в процессе налогообложения общественные отношения регулируются нормами финансового права, совокупность которых образует налоговое право - подотрасль финансового права, имеющее особенный предмет правового регулирования - властные отношения (ст. 2 НК РФ) (см. схему 44).
К источникам налогового права относятся: соответствующие статьи Конституции РФ; законодательство о налогах и сборах; подзаконные нормативно-правовые акты и международные договоры - статьи 1, 4, 7 НК РФ (см. схему 45).
Законодательство о налогах и сборах имеет сложную структуру - ст. 1 НК РФ (см. схему 46).
Основные начала (принципы) законодательства о налогах и сборах закреплены в НК РФ (см. схему 47).
Под системой налогов РФ понимается вся совокупность налогов и сборов, установленных и взимаемых на территории Российской Федерации. В ст. 12 Налогового кодекса РФ названы следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее - региональные) и местные налоги и сборы (см. схему 48).
┌───────────────────────────────────────┐
│ Властные отношения │
└────────────────────┬──────────────────┘
│
┌───────────┬──────────┬────────┴───────────┬──────────┬─────────────┐
│ │ │ │ │ │
┌───────┴────────┐ │ ┌───────┴────────┐ ┌────────┴───────┐ │ ┌──────────┴────────┐
│I. Установление │ │ │II. Введение │ │III. Взимание │ │ │IV. Осуществление │
│налогов и сборов│ │ │налогов и сборов│ │налогов и сборов│ │ │налогового контроля│
└────────────────┘ │ └────────────────┘ └────────────────┘ │ └───────────────────┘
│ │
┌─────────┴─────────┐ ┌────────┴────────┐
│V. Привлечение к │ │VI. Обжалование │
│ответственности за │ │актов налоговых │
│совершение налого- │ │органов, действий│
│вого правонарушения│ │(бездействия) их │
└───────────────────┘ │должностных лиц │
└─────────────────┘
Схема 44. Предмет налогового права (властные отношения)
┌─────────────────────────────────┐
│ Источники │
└───────────────┬─────────────────┘
│
┌─────────────────┬────┴───────────┬────────────────┐
│ │ │ │
┌─────────┴───────┐ ┌───────┴────────┐ ┌─────┴─────┐ ┌────────┴────┐
│Конституция РФ │ │Законодательство│ │Подзаконные│ │Международные│
│(ст. 57, 71, 72, │ │ о налогах и │ │нормативные│ │договоры по │
│74-76, 80, 83-85,│ │ сборах │ │ акты │ │вопросам на- │
│90, 103-107, 114,│ │ │ │ │ │логообложения│
│125, 132, 23, 35,│ │ │ │ │ │(ст. 7 НК РФ)│
│40, 41, 43, 46, │ │ │ │ │ │ │
│52, 53) │ │ │ │ │ │ │
└─────────────────┘ └────────────────┘ └───────────┘ └─────────────┘
Схема 45. Источники налогового права
┌──────────────────────────────────────────────┐
│ Законодательство о налогах и сборах │
└───────────────────────┬──────────────────────┘
│
┌───────────────────────┬────────────┴─────────┬─────────────────────┐
│ │ │ │
┌────────┴──────────┐ ┌─────────┴──────────┐ ┌────────┴───────┐ ┌──────────┴──────────┐
│Налоговый кодекс РФ│ │Федеральные законы о│ │Законы субъектов│ │Нормативные правовые │
│ │ │налогах и сборах │ │РФ по налогам и │ │акты представительных│
│ │ │ │ │сборам │ │органов местного са- │
│ │ │ │ │ │ │моуправления о нало- │
│ │ │ │ │ │ │гах и сборах │
└───────────────────┘ └────────────────────┘ └────────────────┘ └─────────────────────┘
Схема 46. Структура законодательства о налогах и сборах
┌──────────────────────────────────────────────┐
│ Принципы │
└─────────────────────┬────────────────────────┘
│
┌─────────────┬──────────┬────────────┼───────────────────────┬──────────────┐
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
┌────────┴──────────┐ │ ┌───────┴─────────┐ │ ┌─────────────────┐ │ ┌───────────┴────────────┐
│Каждое лицо должно │ │ │Налоги и сборы не│ │ │Налоги и сборы │ │ │Не допускается устанав- │
│уплачивать законно │ │ │могут иметь диск-│ │ │должны иметь эко-│ │ │ливать налоги и сборы, │
│установленные нало-│ │ │риминационного │ │ │номическое обос- │ │ │нарушающие единое эконо-│
│ги и сборы, включая│ │ │характера │ │ │нование │ │ │мическое пространство │
│всеобщность и ра- │ │ │ │ │ │ │ │ └────────────────────────┘
│венство налогообло-│ │ │ │ │ │ │ │
│жения │ │ │ │ │ │ │ │
└───────────────────┘ │ └─────────────────┘ │ └─────────────────┘ │
│ │ │
┌─────────────────┴───────────┐ ┌───────┴────────────────┐ ┌───┴──────────────────────┐
│Федеральные налоги и сборы │ │При установлении налогов│ │Неустранимые сомнения, │
│устанавливаются или изменяют-│ │должны быть определены │ │противоречия, неясности │
│ся НК РФ. Налоги и сборы │ │все элементы налогообло-│ │актов о налогах и сборах │
│субъектов РФ, местные налоги │ │жения │ │толкуются в пользу налого-│
│и сборы устанавливаются, из- │ └────────────────────────┘ │плательщика (плательщика │
│меняются или отменяются зако-│ │сборов) │
│нами субъектов РФ, правовыми │ └──────────────────────────┘
│актами представительных орга-│
│нов местного самоуправления в│
│соответствии с НК РФ │
└─────────────────────────────┘
Схема 47. Принципы законодательства о налогах и сборах
┌─────────────────────────────────────────────────────┐
│ Виды налогов и сборов │
└─────────────────────┬───────────────────────────────┘
│
┌───────────────────────────┼────────────────────────────────┐
│ │ │
┌───────────┴───────────┐ ┌────────────┴────────────┐ ┌────────────────┴──────────────┐
│ По уровню бюджетов │ │ По способу изъятия │ │По субъектам-налогоплательщикам│
└─────────────┬─────────┘ └─────────┬───────────────┘ └──────────────┬────────────────┘
│ │ │
┌───────────┐ │ ┌───────┐ ┌──────┐ │ ┌─────────┐ ┌────────────┐ │ ┌──────────────┐
│Федеральные├─┼─┤Местные│ │Прямые├──┴──┤Косвенные│ │Уплачиваемые│ │ │ Смешанные │
└───────────┘ │ └───────┘ └──────┘ └┬────────┘ │юридическими├─┼─┤ налоги │
│ │ ┌────────┐ │лицами │ │ │ │
┌─────┴──────┐ ├─┤ НДС │ └────────────┘ │ └──────────────┘
│Региональные│ │ └────────┘ │
└────────────┘ │ ┌────────┐ ┌──────┴─────┐
├─┤ Акцизы │ │Уплачиваемые│
│ └────────┘ │физическими │
│ ┌────────┐ │ лицами │
└─┤Таможен-│ └────────────┘
│ные пош-│
│лины │
└────────┘
Схема 48. Структура системы налогов и сборов РФ
К федеральным относятся налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории страны (ст. 13 НК РФ).
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с HК РФ и вводимые в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ (ст. 14 НК РФ).
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований (ст. 15 НК РФ).
Налоги делятся на прямые и косвенные. Прямыми называются те налоги, при уплате которых налогоплательщик непосредственно вступает в налоговые правоотношения с органами государства, т.е. между ними нет посредников. К косвенным относятся такие налоги, при взимании которых в правоотношениях участвуют три субъекта: два плательщика - фактический и юридический - и государство. Под фактическим плательщиком понимается покупатель, потребитель товара, работ, услуг. Под юридическим налогоплательщиком понимается производитель или продавец товаров (работ, услуг). Следовательно, уплата налога производится опосредованно, через цену товара. В соответствии с налоговым законодательством к косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.
В зависимости от субъектов - налогоплательщиков налоги подразделяются на уплачиваемые только юридическими (см. схемы 68, 69) или только физическими лицами (см. схему 70), а также смешанные налоги, например земельный налог, транспортный налог, субъектами которых являются как физические, так и юридические лица.
Законодатель закрепляет положение о том, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены элементы налогообложения (ст. 17 НК РФ) (см. схему 49).
В ст. 30 НК РФ названы налоговые органы в РФ (см. схему 50). Возглавляет налоговые органы Федеральная налоговая служба, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ. Ее контрольные полномочия закреплены Положением о службе, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. (см. схему 51).
Налоговым кодексом РФ в ст. 31 НК РФ закреплены права налоговых органов (см. схему 52), а обязанности в ст. 32 НК РФ (см. схему 53).
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Налогоплательщик (плательщик сборов) наделен правами, предусмотренными ст. 21 НК РФ (см. схему 54), а также выполняет обязанности, перечисленные в ст. 23 НК РФ (см. схему 55).
┌─────────────────┐ ┌──────────────────┐
│ Физические лица │ │ Юридические лица │
└───────┬─────────┘ └──────────┬───────┘
│ │
└────────────────────┬────────────────────┘
│
┌───────────┴───────────┐
│ Налогоплательщики │ ┌──────────────────────┐
│ (субъекты налога) │ ┌───┤ Порядок исчисления │
└───────────┬───────────┘ │ │ налога │
│ │ └──────────────────────┘
┌──────────────────────┐ ┌─────────────┴─────────────┐ │ ┌──────────────────────┐
│Объект налогообложения├────┤ Элементы налога ├───┼───┤Порядок и сроки уплаты│
└┬─────────────────────┘ └─────────────┬─────────────┘ │ │налога │
│ ┌───────────────────────┐ │ │ └──────────────────────┘
├─┤ Имущество │ ┌─────────┐ │ ┌──────────┐ │ ┌────────────────────────┐
│ └───────────────────────┘ │Налоговая├──┼──┤Налоговый │ │ │ Налоговые льготы │
│ ┌───────────────────────┐ │ база │ │ │ период │ └───┤(факультативные условия)│
├─┤ Прибыль │ └─────────┘ │ └──────────┘ └────────────────────────┘
│ └───────────────────────┘ │
│ ┌───────────────────────┐ ┌────────┴───────┐
├─┤ Доход │ │Налоговая ставка│
│ └───────────────────────┘ └────────────────┘
│ ┌───────────────────────┐
├─┤Стоимость реализованных│
│ │товаров (работ, услуг) │
│ └───────────────────────┘
│ ┌───────────────────────┐
└─┤ Иное экономическое │
│ основание │
└───────────────────────┘
Схема 49. Общие условия установления налогов и сборов
┌─────────────────────────────────────────────────────┐
│ Система налоговых органов │
└──────────────────────────┬──────────────────────────┘
│
┌─────────────┴──────────────┐
│Федеральная налоговая служба│
└─────────────┬──────────────┘
│
┌─────────────┴──────────────┐
│ Территориальные органы │
└─────────────┬──────────────┘
│
┌───────────────────┬───────┴───────┬────────────────────┐
│ │ │ │
┌───────┴─────────┐ ┌───────┴───────┐ ┌─────┴────────────┐ ┌─────┴───────┐
│Управление Службы│ │Межрегиональные│ │Инспекции ФНС по │ │Инспекции ФНС│
│ по субъектам РФ │ │инспекции ФНС │ │районам, районам в│ │межрайонного │
│ │ │ │ │городах, городах │ │ уровня │
└─────────────────┘ └───────────────┘ └──────────────────┘ └─────────────┘
Схема 50. Налоговые органы в РФ
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ ФНС осуществляет контроль и надзор за: │
└────────────────────────────────┬─────────────────────────────────┘
│
┌──────────────────┬───────────────┼──────────────────┬──────────────────┐
│ │ │ │ │
┌─────────┴────────┐ ┌───────┴──────┐ ┌──────┴────────┐ ┌───────┴────────┐ ┌───────┴────────┐
│ соблюдением │ │представлением│ │осуществлением │ │соблюдением тре-│ │полнотой учета │
│законодательства о│ │деклараций об │ │ валютных │ │бований к конт- │ │выручки денеж- │
│ налогах и сборах │ │объемах произ-│ │ операций │ │рольно-кассовой │ │ных средств в │
│ │ │водства и обо-│ │ │ │технике, поряд- │ │организациях и │
│ │ │рота этилового│ │ │ │ком и условиями │ │у индивидуаль- │
│ │ │спирта и т.п. │ │ │ │ее регистрации │ │ных предпринима-│
│ │ │продукции │ │ │ │и применения │ │телей │
└──────────────────┘ └──────────────┘ └───────────────┘ └────────────────┘ └────────────────┘
Схема 51. Полномочия Федеральной налоговой службы
┌────────────────────┐ ┌────────────────────┐
│Требовать документы,│ │ Определять суммы │
│ пояснения ├──┐ ┌──┤ налогов │
└────────────────────┘ │ │ └────────────────────┘
│ │
┌────────────────────┐ │ │ ┌────────────────────┐
│Проводить налоговые ├──┤ ├──┤Требовать устранения│
│ проверки │ │ │ │ нарушений │
└────────────────────┘ │ │ └────────────────────┘
│ │
┌────────────────────┐ │ │ ┌────────────────────┐
│ Изымать ├──┤ ├──┤Взыскивать недоимки │
│ документы │ │ │ │ и пени по налогам │
└────────────────────┘ │ │ └────────────────────┘
│ │
┌────────────────────┐ │ │ ┌────────────────────┐
│ Вызывать │ │ ┌──────────────┐ │ │ Предоставлять │
│налогоплательщиков и├──┼───┤ Права ├───┼──┤отсрочки и рассрочки│
│ иных лиц для дачи │ │ │(ст. 31 НК РФ)│ │ │ по уплате санкций │
│ пояснений │ │ └──────────────┘ │ └────────────────────┘
└────────────────────┘ &