Раздел 3. Правовое регулирование финансового контроля

Финансовый контроль представляет собой один из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы. Он направлен на проверку расходования государственных средств, своевременности и полноты мобилизации государственных ресурсов, законности расходов и доходов всех звеньев финансовой системы, соблюдения правил учета и отчетности (см. схему 19).

В зависимости от органов, его осуществляющих, он подразделяется на государственный, внутрихозяйственный, муниципальный и аудит. Государственный контроль, в свою очередь, делится на общегосударственный и ведомственный (см. схему 20).

Общегосударственный контроль осуществляют Парламент, Правительство РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН), Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральное казначейство (ФК), Федеральная служба страхового надзора (ФССН), Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ), Федеральная таможенная служба (ФТС), Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), Центральный банк России, правоохранительные органы и др.

Ведомственный контроль осуществляется в отраслях ревизорами вышестоящих органов на подчиненных предприятиях и в организациях.

Местный финансовый контроль осуществляют органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется специализированными подразделениями в структуре хозяйствующих субъектов.

Аудит - негосударственные, независимые хозрасчетные контрольные органы, проводящие ревизии и проверки на предприятиях и в организациях всех форм собственности.

По времени осуществления финансовых проверок контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

По содержанию финансовый контроль подразделяется на:

1) бюджетный - проводимый такими органами, как Парламент, Счетная палата РФ, Правительство РФ, Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

3) банковский - контроль, проводимый ЦБ РФ, аудиторскими фирмами;

4) валютный контроль - осуществляют органы и агенты валютного контроля;

5) контроль за страховой деятельностью - проводится Федеральной службой страхового надзора (см. схему 21).

2) налоговый - осуществляют налоговые органы, таможенные и правоохранительные органы;

3) банковский - контроль, проводимый ЦБ РФ, аудиторскими фирмами;

4) валютный контроль - осуществляют органы и агенты валютного контроля;

5) контроль за страховой деятельностью - проводится Федеральной службой страхового надзора (см. схему 21).

┌────────────────────────┐┌──────────────────────────────┐┌────────────────────────┐

│1. Определение состояния││ 2. Выявление характера ││3. Установление основных│

│ учета использования ││ совершенного правонарушения ││ причин и условий, │

│ материальных ценностей ││(недостача, растрата и др.) и ││ способствующих │

│ и денежных средств ││лиц, виновных в его совершении││ правонарушениям │

└───────────┬────────────┘└───────────────┬──────────────┘└────────────┬───────────┘

└─────────────────────────────┼────────────────────────────┘

┌────────────────────────────┴───────────────────────────┐

│ Функции финансового контроля │

└────────────────────────────┬───────────────────────────┘

┌─────────────────────────────┴────────────────────────────┐

┌───────────┴──────────────┐ ┌──────────┴───────────┐

│ 4. Определение мер по │ │ 5. Решение вопроса о │

│ совершенствованию учета │ │привлечении виновных к│

│использования материальных│ │ юридической │

│ ценностей и устранению │ │ ответственности │

│ причин, способствующих │ │ │

│ злоупотреблениям │ │ │

└──────────────────────────┘ └──────────────────────┘

Схема 19. Функции финансового контроля в охране собственности

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Виды финансового контроля │

└────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────┴─┬────────────────────────┐

┌──────────┴───────────┐ ┌────────────┴────────────┐ ┌────────┴───────┐

│ По времени │ │ По субъектам │ │ По содержанию │

│ осуществления │ │ осуществления │ │ │

└─────────────────────┬┘ └┬────────────────────────┘ └┬───────────────┘

┌───────────────────┐ │ │ ┌──────────────────────┐ │ ┌─────────────┐

│ предварительный - │ │ ├─┤ государственный │ ├─┤ бюджетный │

│ до проведения ├─┤ │ └─────────────────────┬┘ │ └─────────────┘

│финансовых операций│ │ │ ┌───────────────────┐ │ │ ┌─────────────┐

└───────────────────┘ │ │ │общегосударственный├─┤ ├─┤ налоговый │

│ │ └───────────────────┘ │ │ └─────────────┘

┌───────────────────┐ │ │ ┌───────────────────┐ │ │ ┌─────────────┐

│ текущий - во │ │ │ │ ведомственный ├─┘ ├─┤ банковский │

│ время проведения ├─┤ │ └───────────────────┘ │ └─────────────┘

│финансовых операций│ │ │ ┌──────────────────────┐ │ ┌─────────────┐

└───────────────────┘ │ ├─┤ муниципальный │ │ │ контроль за │

│ │ └──────────────────────┘ ├─┤ страховой │

┌───────────────────┐ │ │ ┌──────────────────────┐ │ │деятельностью│

│ последующий - │ │ ├─┤ внутрихозяйственный │ │ └─────────────┘

│ после проведения ├─┘ │ └──────────────────────┘ │ ┌─────────────┐

│финансовых операций│ │ ┌──────────────────────┐ ├─┤ таможенный │

└───────────────────┘ └─┤ независимый (аудит) │ │ └─────────────┘

└──────────────────────┘ │ ┌─────────────┐

└─┤ валютный │

└─────────────┘

Схема 20. Классификация финансового контроля

Эффективность финансового контроля во многом обусловлена необходимостью осуществления его в соответствии с принципами, выработанными мировым сообществом и закрепленными в Лимской декларации ИНТОСАИ (международные организации высших контрольных органов) - см. схему 22.

Финансовый контроль уполномочены осуществлять различные органы государственной власти (см. схему 23).

Финансовый контроль осуществляется с помощью различных способов, т.е. методов, к которым относятся: проверка, обследование, анализ материалов и другие (см. схему 24). Основным методом финансового контроля является ревизия (см. схему 25), которая осуществляется специально созданной комиссией. По окончанию ревизии составляется акт ревизии - документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается членами комиссии, руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия, организации. В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений, виновные лица и предлагаются меры ответственности для виновных должностных лиц.

Независимый финансовый контроль осуществляется аудиторами (аудиторскими фирмами). В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", аудиторские проверки делятся на два вида: обязательные, прямо предусмотренные законодательными актами РФ или по поручению правоохранительных органов, и инициативные - по решению хозяйствующего субъекта. В зависимости от сферы проведения аудита он делится на банковский, аудит внебюджетных, инвестиционных фондов и бирж, аудит страховых организаций и общий аудит. Аудиторская проверка может производиться силами самих хозяйствующих субъектов и в этом случае она называется внутрифирменным аудитом, если же проверку проводит аудиторская фирма (аудитор), она относится к внешнему аудиту (см. схему 26).

Виды обязательного аудита закреплены вышеназванным федеральным законом (см. схему 27).

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Органы, осуществляющие финансовый контроль │

└───────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘

┌─────────────────┬─────────────┴─┬────────────┬───────────────┐

│ │ │ │ │

┌───────┴──────┐ ┌────────┴───────┐ ┌─────┴────┐ ┌─────┴───────┐ ┌─────┴──────┐

│ Бюджетный │ │ Налоговый │ │Банковский│ │ Контроль за │ │ Валютный │

│ контроль │ │ контроль │ │ контроль │ │ страховой │ │ контроль │

│ │ │ │ │ │ │деятельностью│ │ │

├──────────────┘ ├────────────────┘ ├──────────┘ ├─────────────┘ ├────────────┘

│ ┌────────────┐ │ ┌──────────────┐ │ ┌───────┐ │ ┌──────────┐ │ ┌─────────┐

├─┤ Парламент │ ├─┤ ФНС │ ├──┤ ЦБ РФ │ ├──┤ ФССН │ │ │ Органы │

│ └────────────┤ │ └──────────────┘ │ └────── ┘ │ └──────────┘ ├──┤валютного│

│ ┌─────────┐ │ │ ┌──────────────┐ │ ┌───────┐ │ ┌──────────┐ │ │контроля │

│ │ Счетная ├──┘ ├─┤ ФТС │ └──┤ Аудит │ └──┤ Аудит │ │ └─────────┘

│ │палата РФ│ │ └──────────────┘ └───────┘ └──────────┘ │ ┌─────────┐

│ └─────────┘ │ ┌──────────────┐ │ │ Агенты │

│ ┌────────────┐ └─┤ правоохрани- │ └──┤валютного│

├─┤Федеральное │ │тельные органы│ │контроля │

│ │казначейство│ └──────────────┘ └─────────┘

│ └────────────┘

│ ┌────────────┐

└─┤ ФС ФБН │

└────────────┘

Схема 21. Виды финансового контроля

┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Универсальные принципы │

└────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┘

┌────────────────────────┼───────────────────────────┐

┌───────┴───────┐ ┌──────────────┴───────────────┐ ┌─────────┴───────┐

│ Независимость │ │Объективность и компетентность│ │ Гласность │

└───────────────┘ └──────────────────────────────┘ └─────────────────┘

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Прикладные принципы │

└───────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────┘

┌─────┬────────┬───────────────┼──────────────┬────────┬───┐

┌────┴────┐│┌───────┴──────┐┌───────┴────┐┌────────┴───────┐│┌──┴──────────┐

│Результа-│││Превентивность││ Презумпция ││Согласованность │││Неподкупность│

│тивность │││ ││невиновности││ действий кон- │││ субъектов │

│ │││ ││ ││трольных органов│││ контроля │

└─────────┘│└──────────────┘└────────────┘└────────────────┘│└─────────────┘

┌──────────┴───────┐ ┌───────────┴─────────┐

│ Обоснованность и │ │Четкость и логичность│

│ доказанность │ │ предъявляемых │

│информации в актах│ │ контролерами │

│ проверки ревизий │ │ требований │

└──────────────────┘ └─────────────────────┘

Схема 22. Принципы организации финансового контроля

┌───────────┐ ┌──────────────┐ ┌───────────────────────┐ ┌───────────────────┐

│Федеральное├─►│Счетная палата├─►│Высшие представительные├─►│Контрольно-счетные │

│ собрание │ │ РФ │ │ органы субъектов РФ │ │палаты субъектов РФ│

└─────┬─────┘ └───────┬──────┘ └────────────┬──────────┘ └───────────────────┘

└────────────────┴────────────────┬─────┘

┌──────────────────────────┴──────────────────────────┐

│ 1. Органы представительной государственной власти │

└──────────────────────────┬──────────────────────────┘

┌───────────────────────────────────────┴───────────────────────────────────────┐

│ Государственный финансовый контроль осуществляют │

└───────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┘

┌───────────────────────────┼────────────────────────────┐

┌───────────┴────────────┐┌─────────────┴──────────────┐┌────────────┴──────────┐

│ II. Президент РФ ││ III. Органы исполнительной ││ IV. Банк России │

│(Контрольное управление ││ власти ││ │

│аппарата Президента РФ) ││ ││ │

└────────────────────────┘└─────────────┬──────────────┘└───────────────────────┘

┌───────────────────────────┼────────────────────────────┐

┌───────────┴────────────┐┌─────────────┴──────────────┐┌────────────┴──────────┐

│ Правительство РФ ││ Высшие исполнительные ││ Исполнительные органы │

│ ││ органы субъектов РФ ││ местного │

│ ││ ││ самоуправления │

└───────────┬────────────┘└────────────────────────────┘└───────────────────────┘

┌──────┴───────────┬───────────────────────────┐

┌────┴───┐ ┌────────────┴────────────┐ ┌────────────┴───────────┐

│ ФСФР │ │Правоохранительные органы│ │Министерство финансов РФ│

└────────┘ └─────────────────────────┘ └────────────┬───────────┘

┌─────────────┬────────────┬───────────────────┼──────────────────────┐

┌────┴──────┐ ┌────┴────┐ ┌─────┴────┐ ┌────────────┴─────────────┐ ┌──────┴────┐

│ ФСФБН │ │ ФНС │ │ ФССН │ │ Федеральное казначейство │ │ ФСФМ │

└───────────┘ └─────────┘ └──────────┘ └──────────────────────────┘ └───────────┘

Схема 23. Органы государственного финансового контроля

┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Методы финансового контроля │

└────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┘

┌─────────────────────┼────────────────────────┐

┌──────────┴─────────┐ ┌────────┴───────┐ ┌─────────────┴──────────┐

│ Проверка │ │ Ревизия │ │ Анализ │

│ финансово-отчетной │ │(основной метод)│ │ │

│ документации │ │ │ │ │

└──────────┬─────────┘ └────────────────┘ └─────────────┬──────────┘

│ │

┌──────────┴─────────┐ ┌─────────────┴──────────┐

│ Истребование │ │ Проверка выполнения │

│ документов │ │ указаний об устранении │

└──────────┬─────────┘ │ нарушений финансовой │

│ │ дисциплины │

┌──────────┴─────────┐ └─────────────┬──────────┘

│Заслушивание отчетов│ │

│ о ходе выполнения │ ┌─────────────┴──────────┐

│ финансовых планов │ │ Обследование │

└──────────┬─────────┘ └────────────────────────┘

┌──────────┴─────────┐

│ Работа с письмами, │

│заявлениями о нару- │

│ шениях финансовой │

│ дисциплины │

└────────────────────┘

Схема 24. Методы финансового контроля

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Виды ревизий │

└─────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────┘

┌───────────────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────────┐

│ По содержанию │ │ │ По способу назначения │

├───────────────────────────────────┘ │ └───────────────────────────────┤

│ │ │

│ ┌────────────────────────────────┐ │ ┌────────────────────────────┐ │

├──┤ документальная │ │ │ плановая ├──┤

│ └────────────────────────────────┘ │ └────────────────────────────┘ │

│ │ │

│ ┌────────────────────────────────┐ │ ┌────────────────────────────┐ │

│ │ фактическая (инвентаризация, │ │ │ внеплановая ├──┘

└──┤ пересчет денег, валютных │ │ └────────────────────────────┘

│ ценностей) │ │

└────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────────┐

│ По охватываемому периоду │ │ │ По объему ревизуемой │

│ деятельности ├─┴─┤ деятельности │

├───────────────────────────────────┘ └───────────────────────────────┤

│ │

│ ┌────────────────────────────────┐ ┌────────────────────────────┐ │

├──┤ фронтальная (полная) │ │ комплексная │ │

│ │ │ │ (по всем направлениям) │ │

│ └────────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘ │

│ │

│ ┌────────────────────────────────┐ ┌───────────────────────────┐ │

└──┤ выборочная (частичная) │ │тематическая (по одному или├──┘

│ │ │ нескольким направлениям) │

└────────────────────────────────┘ └───────────────────────────┘

Схема 25. Классификация ревизий

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Виды аудита │

└───────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────┘

┌───────────────────────┴───┬───────────────────────┐

┌───────────┴────────────┐ ┌────────────┴───────────┐ ┌─────────┴──────────┐

│По основаниям назначения│ │По субъектам, проводящим│ │ По содержанию │

│ аудиторских проверок │ │ аудиторские проверки │ │ │

└───────────┬────────────┘ └────────────┬───────────┘ └─────────┬──────────┘

┌──────┴──────┐ ┌──────────┤ ┌─────┬──────┼────────┐

┌────┴─────┐┌──────┴───┐┌────┴─────┐┌───┴───┐┌─────┴────┐│┌─────┴───┐┌───┴─┐

│Обязатель-││Инициатив-││Внутрифир-││Внешний││Банковский│││Страховой││Общий│

│ ные ││ ные ││ менный ││ ││ аудит │││ аудит ││аудит│

└──────────┘└──────────┘└────────^

Наши рекомендации