Также необходимы создание и развитие Национальной системы платежных карточек с целью концентрации услуг по обслуживанию платежных карточек в Казахстане.
Кроме того, важным направлением являются построение общей платежной системы стран СНГ (ЕврАзЭС или другой структуры), основанной на национальных валовых системах расчета в режиме реального времени, а также популяризация платежной системы Казахстана в СНГ и за рубежом.
Долгосрочные стратегические цели внедрения Национальной межбанковской системы платежных карточек на основе микропроцессорных карточек заключаются в сохранении за Национальным Банком способности эффективно управлять находящейся в обращении денежной массой, ограничении системного и других рисков, которые могут создать угрозу для стабильности финансовых рынков или подорвать доверие к платежной системе, развитии новых эффективных, мало рискованных, недорогих и удобных методов оказания платежных и финансовых услуг потребителям.
Для внедрения Национальной межбанковской системы платежных карточек на основе микропроцессорных карточек необходима последовательная реализация следующих мероприятий:
- формирование правовых отношений, связанных с созданием системы;
- определение спроса потребителей, готовности торговых (обслуживающих) организаций принимать к оплате платежные карточки;
- определение методов предотвращения потенциальных преступлений с использованием платежных карточек, а также последствия и потенциальные риски для держателей платежных карточек.
Кроме того, в развитии платежной системы страны важную роль играет Казахстанский центр межбанковских расчетов (КЦМР), деятельность которого предполагается развивать в следующих основных направлениях:
- участие в построении единой межгосударственной платежной системы стран СНГ (ЕврАзЭС или другой структуры);
- подготовка и предложение странам СНГ и другим странам услуг по продаже платежной системы;
- дальнейшее развитие SWIFT сервисного бюро с подключением как казахстанских, так и зарубежных финансовых институтов;
- интеграция транспортной системы SWIFT с платежной системой Казахстана для предоставления пользователям дополнительной возможности приема и передачи сообщений в платежную систему через SWIFT;
- развитие новых финансовых инструментов в межбанковской системе перевода денег и клиринге КЦМР;
- интеграция действующей платежной системы Казахстана и финансовой автоматизированной системы транспорта информации (далее - ФАСТИ) с системой управления ключевой информацией (PKI);
- интеграция транспортной системы ФАСТИ с платежной системой для предоставления пользователям дополнительной возможности приема и передачи сообщений в платежную систему через ФАСТИ;
- дальнейшее развитие ФАСТИ с подключением как казахстанских, так и зарубежных финансовых институтов.
Реализация всех мероприятий, предложенных выше позволит обеспечить: государственным органам:
1) усиление контроля над денежным оборотом, уменьшение теневого оборота наличных денег и обеспечение полноты сборов по косвенным налогам;
2) аккумулирование в банковской системе значительных кредитных ресурсов для инвестирования в реальный сектор экономики;
3) организация эффективного контроля за поступлением и использованием бюджетных денег и соответственно исключение возможности злоупотреблений со стороны представителей государственных органов и структур;
4) создание эффективных возможностей прогнозирования поступлений в республиканский и местный бюджеты;
5) сокращение расходов, связанных с поддержанием в обращении (эмиссией) адекватной массы наличных денег;
6) устранение причин криминализации экономики, связанных с неконтролируемым денежным потоком;
Возможность внедрения безналичных расчетов при реализации мероприятий по социальной поддержке населения, обеспечение гарантированной выплаты социальных пособий, ежемесячных пособий на детей, пенсий, предоставление дополнительных услуг населению.
Банкам второго уровня:
1) функционирование в едином "платежном" пространстве и обслуживание населения, торгово - сервисных предприятий по платежным карточкам, эмитированным другими банками;
2) расширение клиентской базы, улучшение качества учета;
3) привлечение дополнительных денежных средств населения;
4) увеличение доходов от эквайринговых услуг;
5) сокращение издержек, связанных с эмиссионно - кассовой работой (инкассация, обработка, хранение денег);
6) практически полное исключение финансовых потерь и рисков от взломов системы и подделки карточек, поскольку в системе будут использоваться микропроцессорные карточки в сочетании со специальной технологией организации расчетов и защиты информации;
7) уменьшение нагрузки на центральную компьютерную систему банка - участника в связи с использованием режима off-line при выполнении массовых операций оплаты товаров и получения наличных денег. Простота, быстрота, надежность операций электронной инкассации терминальных карточек и карточек банкоматов, экономия на прокладке или аренде линий связи;