Государственный заказ, основные принципы размещения.
Сущность и общие принципы размещения государственных и муниципальных заказов предполагают несколько способов размещения госзаказов. Закупка может осуществляться через торги в виде аукциона либо конкурса. При этом, аукционы могут проводиться в электронном варианте.
Выбор способа размещения заказа в каждом конкретном случае осуществляется в зависимости от суммы предельного размера контракта, от условий, указанных в соответствующих статьях Закона.
Таким образом, проведение конкурса на размещение заказа имеет достаточно широкий спектр применения. Однако в соответствии с изменениями Закона № 94-ФЗ (ч. 4.1 ст. 10) размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов должно осуществляться с 1 января 2008 г. путем проведения аукциона. Размещение заказа на выполнение строительно-монтажных и ремонтных работ для особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, за исключением федеральных автомобильных дорог общего пользования, может осуществляться путем проведения конкурса или аукциона.
В связи с этим необходимо более подробно рассмотреть процедуру проведения аукциона, отразить особенности данного метода размещения заказа применительно к строительно-монтажным и ремонтным работам. Тем не менее возможность применения конкурсных процедур в строительстве сохраняется, поэтому целесообразно рассмотреть и процедуру проведения конкурса в соответствии с Законом № 94-ФЗ, выявить основные изменения по сравнению с действовавшим ранее Законом № 97-ФЗ и обозначить преимущества и недостатки нового законодательства.
В соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" правила проведения торгов вводятся не только для государственных заказчиков, но и для частных компаний. Точнее, негосударственный заказчик вправе выбрать любого поставщика, но в случае объявления торгов он обязуется проводить их соответствующим действующему законодательству образом. Необходимо объявить состав конкурсной комиссии, обнародовать критерии, по которым будут подводиться итоги, и соблюсти иные формальности.
Основными отличиями процедуры проведения конкурса в соответствии с Законом № 94-ФЗ являются унификация и законодательное закрепление методических и методологических положений, касающихся разработки конкурсной документации, функциональных обязанностей и полномочий конкурсной комиссии, оценки заявок и выбора победителя.
Основные отличительные моменты нового порядка размещения государственных и муниципальных заказов.
1. Заказчик обязан создать конкурсную комиссию и определить порядок ее работы до опубликования извещения о проведении конкурса.
2. Предусматривается использование сети Интернет для обеспечения процедуры проведения конкурса на всех ее этапах. Закон позволяет использовать все преимущества электронных процедур в сфере государственных закупок. Однако данная инновация характеризуется рядом проблем и недоработок в законе, что может привести к возникновению сложностей в практическом использовании электронных процедур.
Основным преимуществом использования электронной системы закупок для поставщика является возможность опубликовать на официальном сайте конкурсную документацию, а также возможность получать разъяснения по возникающим в ходе подготовки конкурсного предложения вопросам.
Закон предусматривает следующий перечень показателей, обязательных к включению в содержание извещения о проведении конкурса, а именно:
1) форма торгов;
2) полные сведения о заказчике, уполномоченном органе, специализированной организации;
3) источник финансирования заказа;
4) предмет государственного или муниципального контракта и его краткие характеристики;
5) условия и сроки (периоды) поставок и оплаты товара, выполнения работ, оказания услуг;
6) начальная (максимальная) цена контракта (лота);
7) информация о конкурсной документации и процедуре подачи заявок;
8) критерии оценки заявок на участие в конкурсе;
9) сведения о процедуре вскрытия заявок;
10) сведения об обеспечении заявки на участие в конкурсе и исполнения государственного или муниципального контракта.
Такой полный объем информации об объекте и условиях проведения конкурса позволит поставщику адекватно оценить преимущества и недостатки, а также целесообразность участия в конкурсе. Кроме того, в извещении в обязательном порядке указывается начальная (максимальная) цена контракта, т. е. лимит бюджетного финансирования объекта конкурса. Однако для наиболее точной оценки начальной цены контракта требуется наличие методик ее определения для каждого объекта конкурса. Таких методик у большинства заказчиков нет либо они не имеют официального статуса. Следовательно, повышается риск искажения реальной стоимости предмета контракта при определении начальной цены.
Содержание конкурсной документации также регламентируется. Основные требования к составу и порядку разработки конкурсной документации определены Законом № 94-ФЗ, однако планируется разработка и утверждение типовой конкурсной документации, в том числе на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд.
Конкурсная документация должна содержать:
- требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг;
- требования к их безопасности;
- требования к функциональным характеристикам товара;
- требования к результатам работ;
- иные показатели для определения соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В отличие от ранее действовавшего законодательства в Законе № 94-ФЗ отсутствуют указания о включении материалов, подтверждающих квалификацию поставщика, о праве на частичную поставку и дополнительные поставки в случаях необходимости, о праве заказчика на отклонение всех заявок. Законом не предусмотрена возможность исправления опечаток в заявках. Наличие указанных недоработок может привести к ошибкам в выборе победителя конкурса и ненадлежащему исполнению условий государственного контракта. Ликвидировать ошибки Закона или снизить вероятность негативных последствий возможно путем исправления недоработок в процессе создания типовой конкурсной документации.
Одни из основных изменений в процедуре проведения конкурса - сокращение срока подачи заявок и продление времени окончания приема заявок до момента вскрытия оферт. Это позволит участникам конкурса вносить изменения в заявку или отзывать ее без потери обеспечения заявки, а также способствует сохранению конфиденциальности содержания заявок. Однако процедуры предоставления права изменять и отзывать заявки участникам конкурса недостаточно четко регламентированы Законом, что может привести к попыткам мошенничества.
В соответствии с новым законодательством при вскрытии конвертов с заявками одновременно открывается доступ к электронным заявкам на официальном сайте, что способствует увеличению прозрачности и объективности конкурсных процедур. Конкурсная комиссия наделена правом требовать от участников конкурса разъяснений положений представленной заявки, что создает возможность предотвращения мошенничества со стороны поставщиков. Обязательным является вскрытие и возвращение претенденту опоздавших заявок. Однако возврат такой заявки будет произведен только через 25 дней, т.е. позже всех остальных.
Закупка может осуществляться без торгов. В этом случае применимы две процедуры – запрос котировок и единственный поставщик, подрядчик или исполнитель.
Размещение заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд у единственного источника возможно только в случаях, четко оговоренных в законе, а именно:
∙ если закупка относится к той области деятельности, на которую распространяется действие закона «О естественных монополиях»;
∙ если речь идет о водоснабжении или водоотведении;
∙ если осуществляется закупка уникальных культурно-исторических ценностей, коллекций для музеев, редких изданий, книг, рукописей;
∙ если содержание закупки связано с поддержанием работоспособности мобилизационных мощностей;
∙ если исполнителями выступают органы власти;
∙ если уполномоченный орган исполнительной власти по размещению заказов для государственных нужд осуществляет закупку в результате внезапно возникшей в связи с форсмажорными обстоятельствами необходимости;
∙ если в ходе размещения заказов для государственных нужд субъектов малого предпринимательства продление сроков действия контракта невозможно, а подана только единственная заявка на участие в торгах;
∙ если торги не состоялись;
∙ если закупка происходит на товарных биржах.
Планирование закупок
Как известно социально-экономическое развитие любого государства происходит посредством экономического прогнозирования и планирования.
Основная сумма государственных и муниципальных денежных средств расходуется путем финансирования. Бюджетное финансирование — это урегулированное правовыми нормами предоставление государственных или муниципальных денежных средств юридическим и физическим лицам на проведение мероприятий, предусмотренных законом (решением) о соответствующем бюджете. Выделение бюджетных средств характеризуется специфическими формами их предоставления и основано на следующих принципах:
∙ плановости, что означает предварительную разбивку годовых назначений на периоды в соответствии с государственными или муниципальными планами и программами;
∙ целенаправленности, что означает выделение бюджетных средств строго по целевому назначению на основе закона (решения) о соответствующем бюджете;
∙ финансирования по мере выполнения работ и услуг, т. е. выделение бюджетных средств поквартально или ежемесячно с учетом использования ранее отпущенных средств и в соответствии с фактическим выполнением заданий, их количественными и качественными характеристиками;
∙ соблюдения финансовой дисциплины;
∙ безвозвратности и безвозмездности выделения основной части бюджетных средств.
Принцип плановости бюджета рассматривается с точки зрения государственного финансового плана по накоплению доходов и расходованию денежных средств бюджета в соответствии с планом социально-экономического развития на очередной финансовый год в соответствии с бюджетной классификацией. Плановая природа бюджета исторична с момента его зарождения с середины XIX в. и находится в неразрывной связи с планами развития народного хозяйства, социальной сферы, образования, науки, культуры и других сфер деятельности государства.
Главным результатом эффективности государственных закупок является разумное и целенаправленное расходование средств федерального бюджета и внебюджетных фондов при исполнении государственного заказа. Планирование в данной области играет одну из главных ролей.
Планирование является одним из основных и неотъемлемых элементов в любой хозяйственной и экономической деятельности. Начиная с повседневной жизни граждан, и заканчивая какой-либо деятельностью государства экономического характера, планирование направлено на эффективное удовлетворение основных нужд.
Планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения:
1) планов закупок;
2) планов-графиков.
Планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. Планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.
Особое внимание следует обратить внимание при планировании государственных закупок на такой момент как обоснование. Обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок.
При формировании плана-графика обоснованию подлежат:
1) начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Далее целесообразным и необходимым представляется рассмотреть методы установления цен:
- метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 6 ст. 22 Закона);
- нормативный метод заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг (ч. 7 ст. 22 Закона);
- тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются в соответствии с установленным тарифом (ценой) на товары, работы, услуги (ч. 8 ст. 22 Закона);
- проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на:
а) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства;
б) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (ч. 9 ст. 22 Закона).
Таким образом, планирование закупок для государственных и муниципальных нужд необходимо на решение следующих важных задач стратегического характера:
- разумное и целенаправленное расходование средств федерального бюджета и внебюджетных фондов и контроль за расходованием;
- экономия средств федерального бюджета и внебюджетных фондов;
- недопустимость перерасхода средств федерального бюджета и внебюджетных фондов;
- определение приблизительно точного количества товаров и объема услуг для государственных и муниципальных нужд.