Государственный и муниципальный заказ.
Государственный заказ (сокращенно госзаказ) — заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных (муниципальных) бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
Муниципальный заказ – это заказ на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг, формируемый от имени органов местного самоуправления, финансируемый из местного бюджета и направленный на удовлетворение муниципальных нужд. Муниципальный заказ является формой прямого регулирования хозяйственных связей посредством заключаемого муниципального контракта между муниципальным заказчиком и поставщиком продукции (подрядчиком) на выполнение заказа на поставку продукции. Размещение указанного муниципального заказа осуществляется на конкурсной основе, за исключением случаев, когда размещение муниципального заказа осуществляется путем запроса котировок цен на товары, работы и услуги, или случаев закупки товаров, работ и услуг у единственного исполнителя.
Государственный заказ. Содержание понятия.
Заказ государственный – это заказ на изготовление услуг, товаров, за счёт государственных средств федерального бюджета, местных, или за счёт внебюджетного капитала.
Государственный заказ обеспечивает:
∙ потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация;
∙ потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ;
∙ потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Участником размещения государственного заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Государственный заказ — это поручение уполномоченных государственных, региональных и муниципальных органов на выполнение определенных работ, оказание услуг и поставку товаров для удовлетворения государственных, региональных и муниципальных нужд и потребностей, в том числе для реализации государственных, региональных, муниципальных и международных целевых программ, за счет средств соответствующих государственных, региональных и муниципальных бюджетов, а также специализированных фондов и других внебюджетных источников финансирования, на конкурсной основе, путем проведения государственных торгов, аукционов и конкурсов, на основании договоров, соглашений и контрактов между уполномоченными государственными органами, называемыми государственными заказчиками, и организациями, предприятиями — исполнителями государственного заказа.
В более простом понимании государственный заказ — это заключение договоров поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг для государственных нужд (государственные контракты). Эти контракты заключаются на аукционах, тендерах, торгах, аукционах, или с использованием аналогичных процедур, а также напрямую. Государственные контракты могут заключаться как с производителем продукции, так и посредником (дилером, дистрибьютором).
Госзаказ отличается, прежде всего, тем, что закупки и поставки по нему оплачиваются за счет средств налогоплательщиков, которые сосредоточены в соответствующих бюджетах и внебюджетных фондах. Но в любом случае, если эти закупки оплачиваются из бюджета или внебюджетных фондов, они попадают под понятие «государственный заказ».
Под понятие госзаказа согласно действующему законодательству попадают потребности как федеральных органов государственной власти (федеральные министерства, службы, агентства и так далее), так и органов государственной власти субъектов и регионов государства. .Между государственным органом и поставщиком (подрядчиком или исполнителем услуг) заключается договор на исполнение госзаказа.
Система государственных заказов имеет своей целью удовлетворение интересов участников государственного заказа: поставщика (деятельность в здоровой конкурентной среде и обеспечение рынка сбыта); государственного органа — заказчика (экономия бюджетных средств, приобретение качественного товара, борьба с коррупцией); общества — как конечного потребителя (удовлетворение общественных нужд через потребление качественного товара по приемлемой цене).
Главной целью эффективности госзаказа является разумное и целенаправленное расходование средств государственного бюджета и внебюджетных фондов при государственных закупках промышленной продукции и товаров, выполнении работ и получении услуг в государственных целях.
Исполнителями государственного заказа являются организации, предприятия, субъекты предпринимательской деятельности, юридические лица, признанные победителями конкурсных торгов, которые проводились в целях размещения государственных заказов. Исполнитель государственного заказа обеспечивает качество товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по госзаказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Реализация государственного заказа Система государственного и муниципального заказа является составной частью экономики России. И от того, каким образом в стране организована система государственного и муниципального заказа, зависит эффективность расходования средств из бюджетов всех уровней, а также состояние конкурентной среды. Формирование государственного заказа — дело непростое, так как это долгая и кропотливая работа юристов. В каждой стране формирование государственного заказа может быть совершенно другим, отличающимся.