Вертикальный участок навески
Вертикальный участок навески – часть навески, идущая преимущественно вертикально и предназначенная для подъема-спуска спортсмена.
1. Начало вертикального участка оборудуется как ОТК.
2. Окончание вертикального участка оборудуется следующим образом:
· на расстоянии не менее 50 см от земли вяжется узел, останавливающий движение СУ, если вертикальный участок заканчивается в безопасном месте;
· организуется ПТК при необходимости отклонения от вертикали. Как исключение ПТК организуют в месте соединения вертикального участка и перил, если перила задают только направление движения;
· организуется ОТК в случаях:
Ø если вертикальный участок заканчивается восходящей веревкой, которая будет использоваться для подъема;
Ø если соединяется вертикальный участок навески и перила (см. раздел 2.3, пункт 7).
3. Длина вертикального участка определяется расстоянием между крючьями. Рекомендуемая минимальная длина – 3 метра; рекомендуемая оптимальная длина – 7-12 метров; рекомендуемая максимальная длина – 15-20 метров.
4. Рекомендуется оборудовать начало последнего вертикального участка перед дном колодца как ОТК.
Отклонитель
Отклонитель – элемент навески, изменяющий направление веревки. Он может состоять из ИТО (ЕТО), соединительного звена (рапид, карабин, узел), удлиняющего элемента (ОВ, трос, тестированная стропа, вспомогательная веревка диаметром от 5мм) и второго соединительного звена (карабин без муфты).
1. Для отклонения веревки до 15 градусов в качестве удлиняющего элемента используется вспомогательная веревка диаметром от 5 мм, тестированная стропа или стальной трос диаметром от 3 мм.
2. Для отклонения веревки от 15 до 30 градусов в качестве удлиняющего элемента рекомендуется использовать ОВ от 8 мм, тестированную стропу или стальной трос диаметром от 3 мм.
3. При отклонении веревки более, чем на 30 градусов, отклонитель не используется. В этом случае для изменения направления ОВ используется ПТК (ОТК).
4. Крепление удлиняющего элемента к рельефу осуществляется:
· см. способы крепления веревки за ИТО и ЕТО;
· допускается ввязывания удлиняющего элемента в проушину и обвязывание удлиняющего элемента за ЕТО.
5. Крепление отклонителя к ОВ осуществляется путем простегивания ОВ в карабин отклонителя. Карабин отклонителя жестко крепится к удлиняющему элементу для предотвращения его вращения в узле удлиняющего элемента. Рекомендуется использовать карабин без муфты.
Протектор
Закрепление протектора в месте соприкосновения веревки с рельефом:
· протектор крепится к рельефу (ИТО, ЕТО) посредством вспомогательной веревки.
· протектор крепится к узлу с петлей для перестежки на ОВ с помощью вспомогательной веревки.
· протектор крепится к ОВ схватывающим узлом из вспомогательной веревки.
· протектор встегивается в карабин ПТК с помощью вспомогательной веревки.
Узел на основной веревке
1. Узел на участке веревки для передвижения спортсмена применяется в следующих случаях:
· Если перебита веревка. Фрагмент перебитой веревки должен быть вынесен из-под нагрузки и изолирован из процесса передвижения спортсмена по веревке.
· Если веревка соединена с другой – сращивание ОВ для увеличения ее длины. В случае сращивания ОВ в ПТК смотреть раздел 2.2 пункт 6.
· Если необходима фиксация протектора (для закрепления протектора на ОВ).
2. Узел (сочетание узлов) на веревке должен быть оборудован петлей для встегивания страховочного уса к ОВ на вертикальных участках.
3. Узел должен быть завязан и использоваться таким образом, чтобы приложенное усилие не деформировало узел.
Троллей
Троллей – часть навески, ОВ, предназначенная для отклонения линии движения спортсмена от вертикали и натянутая с усилием, превышающим усилие рук одного спортсмена.
1. Натягивание троллея осуществляется с помощью полиспастов.
2. Не допускается оставлять натянутым троллей на зажимах кулачкового типа. Допускается использовать СУ типа Stop, Simple, Rack фирмы Petzl, блок, карабин или их комбинации с обязательной фиксацией в ОТК.
Условия натяжения троллея с применением полиспастов.
Троллей натягивает 1 спортсмен.
· Допускается использовать не более пятикратного полиспаста.
· Допускается натяжение полиспаста от руки и собственным весом спортсмена, при расчетном весе спортсмена равном 80кг.
· Допускается использовать ролики на подшипниках качения (шарико-подшипник).
Троллей натягивают 2 спортсмена.
· Допускается использовать не более трехкратного полиспаста.
· Допускается натяжение полиспаста от руки. Натяжение собственным весом двух спортсменов запрещено.
· Допускается использовать ролики на подшипниках качения (шарико-подшипник).
Троллей натягивают 3 спортсмена.
· Допускается использовать не более трехкратного полиспаста.
· Допускается натяжение полиспаста от руки. Натяжение собственным весом трех спортсменов запрещено.
· Допускается использовать ролики только на подшипниках скольжения (на втулках).
Горизонтальный троллей
Горизонтальный троллей – троллей, у которого угол наклона от горизонтали не превышает 10 градусов.
1. Горизонтальный троллей состоит из двух параллельных ОВ, натянутых с помощью технических средств. Троллейные веревки располагаются на расстоянии друг от друга не более 10см. Натягивание троллея осуществляется с помощью полиспаста.
2. Каждая троллейная веревка закрепляется к рельефу за ОТК с двух сторон. При закреплении двух троллейных веревок одна из ИТО (ЕТО), используемая для создания ОТК, может быть общей.
3. В ОТК для троллейной веревки ИТО (ЕТО) должны быть приблизительно равнонагружены.
Наклонный троллей
Наклонный троллей- троллей, у которого угол наклона от горизонтали превышает 10 градусов.
1. Наклонный троллей обязательно оборудуется дополнительно ОВ, по которой осуществляется подъем-спуск спортсмена.
2. Натяжение веревки для подъема-спуска проводится по следующему алгоритму:
· Спуститься по троллею до нижней ОТК. Во время спуска использовать в качестве крепления за троллейную веревку короткий страховочный ус с роликом.
· Ослабить веревку, выходящую из СУ.
· Отмерить расстояние до ОТК таким образом, чтобы после закрепления нижнего конца веревки для подъема-спуска в ОТК можно было свободно блокировать СУ.
· Завязать соответствующие узлы и встегнуть в ОТК.
3. Закрепление наклонного троллея к рельефу.
· Троллейная веревка и веревка для подъема-спуска закрепляются к рельефу за ОТК с двух сторон.
· Для верхнего крепления веревок необходимо использовать не менее 3 ИТО (ЕТО). При этом одна из ИТО (ЕТО), используемых для создания ОТК, может быть общей.
· Для нижнего крепления веревок допускается использовать общую ОТК для троллейной веревки и веревки для подъема-спуска.
· В ОТК для троллейной веревки ИТО (ЕТО) должны быть приблизительно равнонагружены.
Снятие навески SRT
Основные положения
- Снятие навески SRT осуществляется снизу вверх последним поднимающимся спортсменом.
- Перед подъемом последнего спортсмена рекомендуется развязать узел на конце веревки.
- Во время снятия навески рекомендуется развязывать промежуточные узлы и снимать соединительные звенья и проушины с ОВ.
- Сразу после или в процессе снятия ОВ должна быть сбухтована или уложена в транспортный мешок. При этом с обоих концов ОВ рекомендуется оставлять узлы. Сбухтованной считается веревка, уложенная петлями одинаковой длины не более 1 м и скрепленная узлом-маркой.