В 1969 г. была подписана Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, в 1992 г. в нее были внесены уточняющие изменения.
Важную роль для снижения уровня загрязнения мирового Океана сыграли Брюссельская международная конвенция о создании международного фонда для компенсации от загрязнения нефтью (1971), Лондонская конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972), Лондонская международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ) (1978).
В 1982 г. разработана Конвенция ООН по морскому праву, хотя ее ратифицирование затянулось, и только в 1994 г. ее подписали всего 60 стран. По этой Конвенции океанские ресурсы в пределах 200 морских миль от берегов соответствующих стран официально поступили под их национальную юрисдикцию, и лишь открытое море осталось открытым для всех. Вместе с привилегией контролировать доступ в свою зону Конвенция вменяла странам-владетельницам морских богатств ответственность за охрану и сбережение морских ресурсов.
В 1995 г. было принято очень важное соглашение ООН «О сохранении трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб». Его подписали 59 стран, но для вступления его в силу необходимо 60 подписей. Кроме того, соглашение подписали только 12 из 20 рыболовных держав, а ратифицировали всего 4 из них. Таким образом, международной защиты «ничьих» рыбных запасов обеспечить не удалось.
Конвенция о биологическом разнообразии
Это один из важнейших документов, подписанных на саммите «Рио-92». Россия ратифицировала Конвенцию в 1995 г. Конвенция включает программу действий мирового сообщества по сохранению биологического разнообразия и налагает на участников обязательства, главными из которых являются:
• разработка национальных стратегий и программ сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия;
• разработка конкретных мер по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия;
• создание системы особо охраняемых территорий и принятие мер по восстановлению деградировавших экосистем, а также редких видов животных и растений;
• предотвращение интродукции чужеродных видов, представляющих угрозу для экосистем или отдельных аборигенных видов;
• разработка и реализация нормативных правовых актов различного уровня для охраны видов и популяций, находящихся в опасности;
• разработка и реализация мер по сохранению в культуре (ex situ) компонентов биологического разнообразия;
• использование видов, сохраненных в культуре, для восстановления их популяций в природе.
Концепция относится к числу наиболее «работающих» международных документов и сделала сохранение биологического разнообразия одной из наиболее активных сфер международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.
Участие России
Россия участвует во всех глобальных конвенциях по охране биологического разнообразия. Она выполняет международные обязательства по охране дикой природы, вытекающие из двусторонних договоров и региональных соглашений («Антарктический договор», «Конвенция об охране китов»). Россия не участвует в Боннской конвенции «Об охране мигрирующих видов диких животных», но как правопреемник СССР ответственна за соблюдение нескольких двусторонних соглашений об охране перелетных птиц. В России имеются представительства более двадцати Международных экологических программ. За период 1991-1997 гг. в нашей стране привлечены и использованы средства (в форме помощи, займов, кредитов) для природоохранной деятельности общим объемом около 300 млн долларов. Однако, к сожалению, экологическая эффективность использования этих средств во многих случаях оказалась невелика.
Развивается международное сотрудничество России в рамках СНГ. Эта задача сформулирована в Уставе СНГ и подкреплена многими другими документами. В 1992 г. странами СНГ заключено Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды. Договор между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Россией (1996 г.) обязывает наращивать «сотрудничество области охраны окружающей среды, включая разработку и принятие единых стандартов экологической безопасности».
Важную роль в международном сотрудничестве играет создание межгосударственных охраняемых природных территорий. Так, многие пограничные заповедники и национальные парки России в перспективе могут получить статус международных. Первым таким заповедником в 1989 году стал резерват «Дружба» на границе России и Финляндии. Соглашение, заключенное между Россией, Монголией и Китаем в 1994 г., предусматривает создание международного резервата, в который войдут заповедники Даурский (Читинская область), Монгол Дагуур (Монголия) и Далайнор (Китай). Решением правительств России и Китая в 1996 г. основан международный заповедник на озере Ханка, в его состав входят заповедник Ханкайский (Россия) и озеро Ханка (Китай). Планируется создание международных заповедных территорий на границе России с Украиной, Азербайджаном, Грузией, Казахстаном. Зоной сотрудничества должен стать Алтай-Саянский район, где планируется создание российско-китайско-казахстанской ОПТ.