В 1969 г. была подписана Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, в 1992 г. в нее были внесены уточняющие изменения.

Важную роль для снижения уровня загрязнения мирового Океана сыграли Брюссельская международная конвенция о создании международного фонда для компенсации от загряз­нения нефтью (1971), Лондонская конвенция о предотвраще­нии загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972), Лондонская международная конвенция по предотвра­щению загрязнения с судов (МАРПОЛ) (1978).

В 1982 г. разработана Конвенция ООН по морскому праву, хотя ее ратифицирование затянулось, и только в 1994 г. ее подписали всего 60 стран. По этой Конвенции океанские ресурсы в пределах 200 морских миль от берегов соответствую­щих стран официально поступили под их национальную юрисдикцию, и лишь открытое море осталось открытым для всех. Вместе с привилегией контролировать доступ в свою зону Конвенция вменяла странам-владетельницам морских бо­гатств ответственность за охрану и сбережение морских ре­сурсов.

В 1995 г. было принято очень важное соглашение ООН «О сохранении трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб». Его подписали 59 стран, но для вступления его в силу необходимо 60 подписей. Кроме того, соглашение подписали только 12 из 20 рыболовных держав, а ратифицировали всего 4 из них. Таким образом, международ­ной защиты «ничьих» рыбных запасов обеспечить не удалось.

Конвенция о биологическом разнообразии

Это один из важнейших документов, подписанных на сам­мите «Рио-92». Россия ратифицировала Конвенцию в 1995 г. Конвенция включает программу действий мирового сообщества по сохранению биологического разнообразия и налага­ет на участников обязательства, главными из которых явля­ются:

• разработка национальных стратегий и программ сохра­нения и устойчивого использования биологического разно­образия;

• разработка конкретных мер по сохранению и устойчиво­му использованию биологического разнообразия;

• создание системы особо охраняемых территорий и при­нятие мер по восстановлению деградировавших экосистем, а также редких видов животных и растений;

• предотвращение интродукции чужеродных видов, пред­ставляющих угрозу для экосистем или отдельных абориген­ных видов;

• разработка и реализация нормативных правовых актов различного уровня для охраны видов и популяций, находя­щихся в опасности;

• разработка и реализация мер по сохранению в культуре (ex situ) компонентов биологического разнообразия;

• использование видов, сохраненных в культуре, для вос­становления их популяций в природе.

Концепция относится к числу наиболее «работающих» международных документов и сделала сохранение биологи­ческого разнообразия одной из наиболее активных сфер меж­дународного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

Участие России

Россия участвует во всех глобальных конвенциях по охра­не биологического разнообразия. Она выполняет международ­ные обязательства по охране дикой природы, вытекающие из двусторонних договоров и региональных соглашений («Антар­ктический договор», «Конвенция об охране китов»). Россия не участвует в Боннской конвенции «Об охране мигрирую­щих видов диких животных», но как правопреемник СССР ответственна за соблюдение нескольких двусторонних согла­шений об охране перелетных птиц. В России имеются представительства более двадцати Международных экологических программ. За период 1991-1997 гг. в нашей стране привлече­ны и использованы средства (в форме помощи, займов, кре­дитов) для природоохранной деятельности общим объемом около 300 млн долларов. Однако, к сожалению, экологичес­кая эффективность использования этих средств во многих случаях оказалась невелика.

Развивается международное сотрудничество России в рамках СНГ. Эта задача сформулирована в Уставе СНГ и под­креплена многими другими документами. В 1992 г. странами СНГ заключено Соглашение о взаимодействии в области эко­логии и охраны окружающей среды. Договор между Белорус­сией, Казахстаном, Киргизией и Россией (1996 г.) обязывает наращивать «сотрудничество области охраны окружающей среды, включая разработку и принятие единых стандартов экологической безопасности».

Важную роль в международном сотрудничестве играет создание межгосударственных охраняемых природных террито­рий. Так, многие пограничные заповедники и национальные парки России в перспективе могут получить статус междуна­родных. Первым таким заповедником в 1989 году стал резер­ват «Дружба» на границе России и Финляндии. Соглашение, заключенное между Россией, Монголией и Китаем в 1994 г., предусматривает создание международного резервата, в ко­торый войдут заповедники Даурский (Читинская область), Монгол Дагуур (Монголия) и Далайнор (Китай). Решением правительств России и Китая в 1996 г. основан международ­ный заповедник на озере Ханка, в его состав входят заповед­ник Ханкайский (Россия) и озеро Ханка (Китай). Планирует­ся создание международных заповедных территорий на грани­це России с Украиной, Азербайджаном, Грузией, Казахстаном. Зоной сотрудничества должен стать Алтай-Саянский район, где планируется создание российско-китайско-казахстанской ОПТ.



Наши рекомендации