Горючесть строительных материалов.

Пожарно-технические классификации приведены в СНиП 21-01-97. Строительные материалы делятся на негорючие (НГ) и горючие (Г), оценка чего производится в специальных камерах по соответствующим методикам. Материалы относятся к негорючим, если:

• прирост температуры в печи в условиях испытаний не более 50°С,

• потеря массы образца не более 50%;

• продолжительность устойчивого пламенного горения не более 10с.

Строительные материалы, не удов­летворяющие хотя бы одному из указанных условий, отно­сятся к горючим.

Горючие строительные материалы делятся на четыре груп­пы: Г1 (слабогорючие), Г2 (умеренногорючие), ГЗ (нормальногорючие), Г4 (сильногорючие). Горючесть определяется по методике, изложенной в ГОСТ 30244 - 94.

Строительные материалы классифицируются по дымооб­разующей способности (Д1,Д2,ДЗ), токсичности продуктов горения (Т1,Т2,ТЗ,Т4) и другим признакам."

ОГНЕСТОЙКОСТЬ КОНСТРУКЦИИ.

Под огнестойкостью понимают способность конструк­ции сопротивляться воздействию высокой температуры в ус­ловиях пожара и выполнять при этом обычные эксплуатаци­онные функции. Время, по истечении которого конструкция теряет несущую (R), ограждающую (Е) или теплоизолирую­щую (J) способность, называют пределом огнестойкости. Пределы огнестойкости измеряют в минутах от начала испыта­ния конструкции до наступления предельного состояния, обо­значаемого индексами R, E, J.

Степень огнестойкости снижается от 1 до 5.

По пожарной опасности строительные конструкции делятся на 4 класса: КО (непожароопасные), К1 (малопожароопас­ные), К2 (умереннопожароопасные), КЗ (пожароопасные), оп­ределяемые по ГОСТ 30403-95.

Различают 4 степени огнестойкости зданий - I, II, III, IV(в порядке снижения огнестойкости). Степень огнестойкости - это способность здания проти­востоять воздействию пожара.

Выбор степени огнестойкости производится с учетом ка­тегории зданий по взрывопожарной опасности, числа и пло­щади этажей. По пределам огнестойкости подбирают толщину и материал конструкций пользуясь нормами или справочниками. Таким образом, на стадии проектирования зданий вопро­сы пожарной безопасности решаются в следующей последо­вательности.

1. Определяется категория помещений по НПБ-105-95

(А,Б,В1-В4,Г,Д).

2. Определяется категория зданий- А,Б,В,Г,Д.

3. Выбирается требуемая степень огнестойкости 1,11, III, IV (например, по СНиП 2.09.02-89, табл.7.2).

4. Находятся пределы огнестойкости конструкций здания по СНиП 21.01.-97, табл.5.3.

5. По пределам огнестойкости конструкций находят ма­териалы и размеры конструкций.

ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ПРЕГРАДЫ

Противопожарные преграды предназначены для предот­вращения распространения (локализации) пожара и продук­тов горения в другие помещения. К преградам относятся про­тивопожарные стены, перегородки, перекрытия. Противопо­жарные преграды характеризуются огнестойкостью и пожар­ной опасностью. Типы противопожарных преград устанавливаются с уче­том функциональной пожарной опасности (Ф1-Ф5), класса конструктивной пожарной опасности (СО - СЗ), степени ог­нестойкости зданий и пожарной нагрузки (теплота сгорания). Противопожарные стены, разделяющие здание на пожар­ные отсеки, должны возводиться на всю высоту здания. Об­щая площадь проемов, оборудованных люками, дверями, во­ротами, в противопожарных преградах не должна превышать 25% их площади.

ЭВАКУАЦИЯ ЛЮДЕЙ ИЗ ЗДАНИЙ

В условиях пожара первоочередной задачей является спа­сение людей, которые могут подвергнуться воздействию опас­ных факторов пожара.

Нормами регламентируются требования, обеспечивающие безопасность людей при эвакуации. Так, регламентируется предельно допустимые расстояния от наиболее удаленного рабочего места до ближайшего эвакуационного выхода. В зависимости от различных условий эти расстояния находят­ся в пределах от 15 до 250 метров. Не все выходы являются эвакуационными.

К эвакуационным выходам предъявляются определенные требования: размеры, количество, расположение и др. Двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания. Выходы, не являющиеся эвакуационными, могут рассматриваться как аварийные, обеспечивающие по­вышение безопасности. Пути эвакуации должны быть осве­щены. Высота путей эвакуации должна быть не менее 2 м, а ширина в пределах 1-1,2 м. СНиП 21-01-97 регламентирует размеры лестничных маршей и клеток.

Допустимые расстояния от наиболее удаленного рабочего места до эвакуационного выхода нормируют в зависимости от категории про­изводства, степени огнестойкости здания, объема помещения и числа работающих. В производственных помещениях должно быть предус­мотрено не менее двух эвакуационных выходов.

Организационно-технические мероприятия включают организацию пожарной охраны предприятия; паспортизацию веществ, материалов, изделий, технологических процессов, зданий и сооружений в части обеспечения пожарной безопасности; привлечение общественности к вопросам обеспечения пожарной безопасности; организацию обучения работающих правилам пожарной безопасности; разработку инструкций о порядке обращения с пожароопасными веществами и материалами; изготовление средств наглядной агитации; нормирование численности людей на объекте по условиям безопасности их при пожаре; разработку мероприятий по действиям администрации и работающих на случай возникновения пожара и организацию эвакуации людей; обеспечение необходимых количеств и видов пожарной техники.

ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГЕНЕРАЛЬНЫМ ПЛАНАМ

При разработке генерального плана необходимо:

1. Обеспечить безопасные расстояния от границ террито­рии предприятия до жилых и общественных зданий. Как пра­вило, это условие выполняется за счет санитарно-защитных зон, размеры которых существенно превышают расстояния, определяемые по противопожарным нормам.(см.раздел 5.1.2).

2. Соблюдать противопожарные разрывы между произ­водственными зданием в зависимости от степени огнестой­кости рядом стоящих зданий. Величина разрывов, согласно нормам, находится в пределах от 0 до 18 м. Разрывы необхо­димы для локализации пожаров и подъезда машин.

3. Располагать здания с учетом рельефа местности и на­правления господствующих ветров. "Роза ветров" строится по данным метеостанций, которые приводятся в СНиП и спра­вочниках.

4. Зонировать здания и сооружения по родственному, функ­циональному назначению.

5. Предусмотреть дороги и необходимое количество въез­дов и на территории предприятия.

6. Обеспечить ограждение территории предприятия.

ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ.

Тушение пожаров основано на исключении условий, при которых возможно горение (принцип деструкции). Следова­тельно, существуют следующие способы пожаротушения:

• охлаждение очага горения или горящего материала ниже определенных температур;

• изоляция очага горения от воздуха или снижение кон­центрации кислорода в воздухе за счет негорючих паров или газов;

• торможение (ингибирование) скорости реакции окисле­ния;

• механический срыв пламени сильный струей газа или воды;

5.12. ОГНЕТУШАЩИЕ ВЕЩЕСТВА

В настоящее время в качестве огнетушащих средств при­меняются:

• вода, которая подается в очаг пожара компактными или распыленными струями;

- пены (воздушно-механические и химические, различной кратности и стойкости);

- инертные добавки (диоксид углерода, азот, аргон, во­дяной пар и др.);

• гомогенные ингибиторы (хладоны), применение которых ограничивается Монреальской конвенцией по защите озоно­вого слоя;

• гетерогенные ингибиторы (огнетушащие порошки);

• комбинированные составы.

ВОДОСНАБЖЕНИЕ

Различают безводопроводное (из рек, озер, резервуаров) и водопроводное снабжение водой на пожарах. Водопроводы обычно устраивают объединенные. Они бывают низкого (напор на уровне земли не менее 10 м или 100 кПа) и высокого давления. Противопожарное водо­снабжение подразделяют на системы наружного и внутренне­го пожаротушения. Для отбора воды из наружного водопро­вода на нем устанавливают через 200-150 м пожарные гид­ранты. На внутренних водопроводах устанавливают пожар­ные краны. Сеть противопожарного водопровода, как прави­ло, делают кольцевой.

Проектный расход воды складывается из нормативных требований на наружное, внутреннее и специальное (спринк­лерные, дренчерные установки) пожаротушение.

ПЕРВИЧНЫЕ СРЕДСТВА И УСТАНОВКИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ

Основным первичным средством пожаротушения являют­ся огнетушители (ручные, передвижные и др.). Сейчас при­меняются огнетушители порошковые (ПСБ, ПФ, ОП и др.), пенные (ОХП-10; ОВП и др.), углекислотные (ОУ-2, ОУ-5) и др. Из установок пожаротушения наибольшее распространение получили установки водяного и пенного тушения, под­разделяемые на спринклерные и дренчерные.

Спринклерные установки включаются автоматически под действием температуры пожара, дренчерные включаются вручную или по сигналу автоматического извещателя.

ПОЖАРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ.

Для сообщения о пожарах используются разные средства, которые можно разделить на ручные и автоматические. По способу передачи сигнала пожарная сигнализация может быть электрической и автоматической. Электрическая пожар­ная сигнализация по схеме подключения извещателей может быть лучевой и шлейфной (кольцевой). Автоматические извещатели, или датчики, подразделяются на тепловые, дымовые, световые, комбинированные.

Лекция 14.

Развитие международного сотрудничества

14.1. Развитие международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды

Международное сотрудничество в области охраны окружа­ющей среды позволяет решать множество экологических про­блем глобального характера: повышение концентрации диок­сида углерода в атмосфере и изменение климата под влияни­ем парникового эффекта, разрушение озонового слоя, загрязнение мирового океана, экспорт токсичных отходов из богатых стран в бедные и т.д. Оно начиналось более 100 лет назад с заключения договоров и конвенций об охране тех или иных видов животных (например, соглашение, заключенное между Россией, Японией и США о совместном использова­нии и охране морских котиков, конвенция об охране дикой природы Африки). Однако в середине XX века стало очевид­ным, что нельзя сохранить отдельные виды и все биологичес­кое разнообразие, не сохранив среду их обитания. После это­го на первый план выходит сотрудничество по предотвраще­нию загрязнения и разрушения окружающей природной среды. После Стокгольмской конференции (1972 г.) до наших дней было подписано в общей сложности 170 различных до­говоров и соглашений по охране окружающей среды, кото­рые должны регламентировать использование природных ре­сурсов и загрязнение биосферы [49]. Рассмотрим основные направления международного сотрудничества.

Охрана атмосферы

Международное сотрудничество охватывает все проблемы загрязнения атмосферы и его последствия: потепление кли­мата, разрушение озонового слоя, кислотные дожди. Начало ему положила Конвенция о трансграничном загрязнении воз­духа на большие расстояния (1979 г.). Подписавшие ее стра­ны обязались сотрудничать при организации мониторинга атмосферного загрязнения и обмениваться информацией, консультациями и результатами научных исследований в этом направлении. В 1992 г. была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата. Целью Конвенции было огра­ничение выброса парниковых газов.

Киотский протокол

Важным документом, конкретизирующим конвенцию об изменении климата, является Киотский протокол (1997) - важнейшее международное соглашение, регламентирующее выбросы в атмосферу техногенного углерода, который явля­ется одной из причин потепления климата. Протокол пред­лагает странам ограничить выбросы диоксида углерода и по­высить его сток за счет увеличения площади лесов. Те стра­ны, у которых выбросы превышают сток (большинство стран), должны компенсировать это соответствующими платежами странам, у которых величина стока превышает выбросы (Ав­стралия, Канада, Бразилия). Документ создал предпосылки для торговли квотами на выбросы. Страны Европейского Со­юза обязались сократить выбросы в среднем на 8%, США - на 7%, Япония - на 6%. России, Украине, Новой Зеландии, Норвегии на первом этапе (2002-2012 гг.) предстояло не пре­вышать уровень базисного 1990 г. Австралии, Исландии, Португалии, Греции, Ирландии разрешено увеличить выб­росы. В целом в процессе нормализации круговорота углеро­да России, как обладательнице больших площадей естествен­ных экосистем, отводится особое место. В Протоколе пред­ложено увеличить налоги на использование ископаемых углеродистых энергоносителей и на выбросы диоксида угле­рода: сумма этих налогов должна соответствовать степени негативного влияния выбросов диоксида углерода в окружа­ющую среду (см. разд. 2.1.2).

Протокол многократно изменялся и дополнялся, в част­ности, менялись квоты на выбросы, он позволил достичь не­которых положительных результатов (сократили выбросы страны Европы, особенно Германия). Тем не менее, пока еже­годное общее количество выбросов диоксида углерода в ат­мосферу продолжает нарастать. США вообще вышли из Про­токола, заявив, что он наносит ущерб национальным интере­сам страны, в то время как доля выбросов диоксида углерода США составляет 23%, причем в период 1990-1995 гг. их ко­личество возросло на 6,2%. Колоссальное увеличение выбро­сов этого газа в атмосферу наблюдается в странах третьего мира: Индонезия - на 38,8%, Китай - на 27,5%, Индия – на 27,7%. При этом особенно опасен вклад Китая, так как его доля в глобальных выбросах составляет 13,3% (вклад России -7,2%). Россия значительно сократила объем выбросов (на 27,4%),хотя это было связано с уменьшением объема произ­водства. В последние годы выбросы диоксида углерода про­мышленностью России вновь увеличиваются.

У Протокола есть принципиальные противники, которые считают, что это соглашение дает преимущества богатым стра­нам покупать квоты и уходить от необходимости модерниза­ции технологии и уменьшения выбросов в атмосферу диок­сида углерода. Оппоненты утверждают, что Протокол не ори­ентирует мировое сообщество на развитие альтернативной энергетики, не сопровождающейся выбросами диоксида угле­рода. Особенно активно выступают против этого документа представители общественных экологических движений в Гер­мании. В частности, известный эколог Г.Шеер [82] оценива­ет этот Протокол как капитуляцию перед угрозой потепления климата. Кроме того, ряд крупных ученых считает, что по­тепление климата связано с естественными процессами, и вклад в него техногенного углерода незначителен.

Монреальский протокол

Международными документами, имеющими задачу защи­ты озонового слоя Земли, являются Венская конвенция об охране озонового слоя (1985) и Монреальский протокол (1987). Монреальский протокол - главный документ, регламентиру­ющий выбросы в атмосферу газов, разрушающих озоновый слой. Протокол подписали 150 стран (через 10 лет их число увеличилось до 163). Страны-участницы Протокола разделе­ны на три уровня по производству озоноразрушающих ве­ществ (ОРВ), в первую очередь фреонов, на душу н

аселения:

• первая группа - страны, производящие не более 0,3 кг;

• вторая группа - страны, производящие более 0,3 кг;

• третья группа - страны, не подписавшие Протокол.Соглашение запрещает какие-либо торговые операции с ОРВ между странами, подписавшими и не подписавшими протокол. Развитые страны должны были прекратить производство ОРВ до 1 января 1996 г., а развивающиеся - на 10 лет позже. Развитые страны должны делать взносы в специаль­ный многосторонний фонд, который финансирует проекты развивающихся стран по снижению негативного воздействия на озоновый слой. Для контроля над выполнением принятых решений утвержден специальный комитет. Встречи участни­ков Протокола на уровне министров проходят ежегодно. Стра­ны-участницы Протокола ищут приемлемую альтернативу ОРВ. Практически она уже найдена при производстве аэро­золей и вспененных полимерных материалов. Наибольшие трудности внедрения озонобезопасных веществ - при произ­водстве холодильного оборудования, хотя некоторые немец­кие, швейцарские и другие европейские фирмы с успехом за­менили фреон изобутаном.

России оказывалась помощь: в 1995 г. Совет глобального экологического фонда (ГЭФ) и Совет Международного бан­ка реконструкции и развития (МБРР) приняли решение о выделении гранта в 60 млн долларов США для поэтапного сокращения потребления ОРВ в России. Предусматривалось за счет этих средств реализовать проекты по выведению из потребления ОРВ на ряде предприятий, где они производят­ся или используются. Однако имеются значительные слож­ности с получением этих средств (строгие требования к офор­млению заявок), и потому к началу 1998 г. сумма уменьши­лась до 17 млн долларов. Все получаемые средства должны расходоваться на приобретение оборудования в странах-до­норах.

Отмечается [71], что Протокол содержит элементы нело­гичности и политизированности. В частности, страны второй группы могут продолжать наращивать производство ОРВ (в Китае и Индии с момента подписания Протокола до 1995 г. производство ОРВ утроилось). Кроме того, от реализации программы Протокола выиграли мощные химические магна­ты, которым легче перестроить свое производство, чем более мелким предприятиям. Есть мнение, что полная реализация Протокола нанесет мировой экономике ущерб в 3-5 трлн дол­ларов. Тем не менее, этот документ является одним из наибо­лее эффективных.

Охрана мирового океана

Международное сотрудничество в этой важнейшей области началось с принятия Международной конвенции по регу­лированию китобойного промысла (1946),включившей правила, регулирующие охрану и использование популяций китов, численность которых была истощена хищническим промыслом. В дальнейшем текст этой Конвенции неодно­кратно уточнялся. Документ оказался эффективным и обес­печил сохранение важного компонента биоты океана.

Наши рекомендации