Горючесть строительных материалов.
Пожарно-технические классификации приведены в СНиП 21-01-97. Строительные материалы делятся на негорючие (НГ) и горючие (Г), оценка чего производится в специальных камерах по соответствующим методикам. Материалы относятся к негорючим, если:
• прирост температуры в печи в условиях испытаний не более 50°С,
• потеря массы образца не более 50%;
• продолжительность устойчивого пламенного горения не более 10с.
Строительные материалы, не удовлетворяющие хотя бы одному из указанных условий, относятся к горючим.
Горючие строительные материалы делятся на четыре группы: Г1 (слабогорючие), Г2 (умеренногорючие), ГЗ (нормальногорючие), Г4 (сильногорючие). Горючесть определяется по методике, изложенной в ГОСТ 30244 - 94.
Строительные материалы классифицируются по дымообразующей способности (Д1,Д2,ДЗ), токсичности продуктов горения (Т1,Т2,ТЗ,Т4) и другим признакам."
ОГНЕСТОЙКОСТЬ КОНСТРУКЦИИ.
Под огнестойкостью понимают способность конструкции сопротивляться воздействию высокой температуры в условиях пожара и выполнять при этом обычные эксплуатационные функции. Время, по истечении которого конструкция теряет несущую (R), ограждающую (Е) или теплоизолирующую (J) способность, называют пределом огнестойкости. Пределы огнестойкости измеряют в минутах от начала испытания конструкции до наступления предельного состояния, обозначаемого индексами R, E, J.
Степень огнестойкости снижается от 1 до 5.
По пожарной опасности строительные конструкции делятся на 4 класса: КО (непожароопасные), К1 (малопожароопасные), К2 (умереннопожароопасные), КЗ (пожароопасные), определяемые по ГОСТ 30403-95.
Различают 4 степени огнестойкости зданий - I, II, III, IV(в порядке снижения огнестойкости). Степень огнестойкости - это способность здания противостоять воздействию пожара.
Выбор степени огнестойкости производится с учетом категории зданий по взрывопожарной опасности, числа и площади этажей. По пределам огнестойкости подбирают толщину и материал конструкций пользуясь нормами или справочниками. Таким образом, на стадии проектирования зданий вопросы пожарной безопасности решаются в следующей последовательности.
1. Определяется категория помещений по НПБ-105-95
(А,Б,В1-В4,Г,Д).
2. Определяется категория зданий- А,Б,В,Г,Д.
3. Выбирается требуемая степень огнестойкости 1,11, III, IV (например, по СНиП 2.09.02-89, табл.7.2).
4. Находятся пределы огнестойкости конструкций здания по СНиП 21.01.-97, табл.5.3.
5. По пределам огнестойкости конструкций находят материалы и размеры конструкций.
ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ПРЕГРАДЫ
Противопожарные преграды предназначены для предотвращения распространения (локализации) пожара и продуктов горения в другие помещения. К преградам относятся противопожарные стены, перегородки, перекрытия. Противопожарные преграды характеризуются огнестойкостью и пожарной опасностью. Типы противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности (Ф1-Ф5), класса конструктивной пожарной опасности (СО - СЗ), степени огнестойкости зданий и пожарной нагрузки (теплота сгорания). Противопожарные стены, разделяющие здание на пожарные отсеки, должны возводиться на всю высоту здания. Общая площадь проемов, оборудованных люками, дверями, воротами, в противопожарных преградах не должна превышать 25% их площади.
ЭВАКУАЦИЯ ЛЮДЕЙ ИЗ ЗДАНИЙ
В условиях пожара первоочередной задачей является спасение людей, которые могут подвергнуться воздействию опасных факторов пожара.
Нормами регламентируются требования, обеспечивающие безопасность людей при эвакуации. Так, регламентируется предельно допустимые расстояния от наиболее удаленного рабочего места до ближайшего эвакуационного выхода. В зависимости от различных условий эти расстояния находятся в пределах от 15 до 250 метров. Не все выходы являются эвакуационными.
К эвакуационным выходам предъявляются определенные требования: размеры, количество, расположение и др. Двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания. Выходы, не являющиеся эвакуационными, могут рассматриваться как аварийные, обеспечивающие повышение безопасности. Пути эвакуации должны быть освещены. Высота путей эвакуации должна быть не менее 2 м, а ширина в пределах 1-1,2 м. СНиП 21-01-97 регламентирует размеры лестничных маршей и клеток.
Допустимые расстояния от наиболее удаленного рабочего места до эвакуационного выхода нормируют в зависимости от категории производства, степени огнестойкости здания, объема помещения и числа работающих. В производственных помещениях должно быть предусмотрено не менее двух эвакуационных выходов.
Организационно-технические мероприятия включают организацию пожарной охраны предприятия; паспортизацию веществ, материалов, изделий, технологических процессов, зданий и сооружений в части обеспечения пожарной безопасности; привлечение общественности к вопросам обеспечения пожарной безопасности; организацию обучения работающих правилам пожарной безопасности; разработку инструкций о порядке обращения с пожароопасными веществами и материалами; изготовление средств наглядной агитации; нормирование численности людей на объекте по условиям безопасности их при пожаре; разработку мероприятий по действиям администрации и работающих на случай возникновения пожара и организацию эвакуации людей; обеспечение необходимых количеств и видов пожарной техники.
ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГЕНЕРАЛЬНЫМ ПЛАНАМ
При разработке генерального плана необходимо:
1. Обеспечить безопасные расстояния от границ территории предприятия до жилых и общественных зданий. Как правило, это условие выполняется за счет санитарно-защитных зон, размеры которых существенно превышают расстояния, определяемые по противопожарным нормам.(см.раздел 5.1.2).
2. Соблюдать противопожарные разрывы между производственными зданием в зависимости от степени огнестойкости рядом стоящих зданий. Величина разрывов, согласно нормам, находится в пределах от 0 до 18 м. Разрывы необходимы для локализации пожаров и подъезда машин.
3. Располагать здания с учетом рельефа местности и направления господствующих ветров. "Роза ветров" строится по данным метеостанций, которые приводятся в СНиП и справочниках.
4. Зонировать здания и сооружения по родственному, функциональному назначению.
5. Предусмотреть дороги и необходимое количество въездов и на территории предприятия.
6. Обеспечить ограждение территории предприятия.
ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ.
Тушение пожаров основано на исключении условий, при которых возможно горение (принцип деструкции). Следовательно, существуют следующие способы пожаротушения:
• охлаждение очага горения или горящего материала ниже определенных температур;
• изоляция очага горения от воздуха или снижение концентрации кислорода в воздухе за счет негорючих паров или газов;
• торможение (ингибирование) скорости реакции окисления;
• механический срыв пламени сильный струей газа или воды;
5.12. ОГНЕТУШАЩИЕ ВЕЩЕСТВА
В настоящее время в качестве огнетушащих средств применяются:
• вода, которая подается в очаг пожара компактными или распыленными струями;
- пены (воздушно-механические и химические, различной кратности и стойкости);
- инертные добавки (диоксид углерода, азот, аргон, водяной пар и др.);
• гомогенные ингибиторы (хладоны), применение которых ограничивается Монреальской конвенцией по защите озонового слоя;
• гетерогенные ингибиторы (огнетушащие порошки);
• комбинированные составы.
ВОДОСНАБЖЕНИЕ
Различают безводопроводное (из рек, озер, резервуаров) и водопроводное снабжение водой на пожарах. Водопроводы обычно устраивают объединенные. Они бывают низкого (напор на уровне земли не менее 10 м или 100 кПа) и высокого давления. Противопожарное водоснабжение подразделяют на системы наружного и внутреннего пожаротушения. Для отбора воды из наружного водопровода на нем устанавливают через 200-150 м пожарные гидранты. На внутренних водопроводах устанавливают пожарные краны. Сеть противопожарного водопровода, как правило, делают кольцевой.
Проектный расход воды складывается из нормативных требований на наружное, внутреннее и специальное (спринклерные, дренчерные установки) пожаротушение.
ПЕРВИЧНЫЕ СРЕДСТВА И УСТАНОВКИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ
Основным первичным средством пожаротушения являются огнетушители (ручные, передвижные и др.). Сейчас применяются огнетушители порошковые (ПСБ, ПФ, ОП и др.), пенные (ОХП-10; ОВП и др.), углекислотные (ОУ-2, ОУ-5) и др. Из установок пожаротушения наибольшее распространение получили установки водяного и пенного тушения, подразделяемые на спринклерные и дренчерные.
Спринклерные установки включаются автоматически под действием температуры пожара, дренчерные включаются вручную или по сигналу автоматического извещателя.
ПОЖАРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ.
Для сообщения о пожарах используются разные средства, которые можно разделить на ручные и автоматические. По способу передачи сигнала пожарная сигнализация может быть электрической и автоматической. Электрическая пожарная сигнализация по схеме подключения извещателей может быть лучевой и шлейфной (кольцевой). Автоматические извещатели, или датчики, подразделяются на тепловые, дымовые, световые, комбинированные.
Лекция 14.
Развитие международного сотрудничества
14.1. Развитие международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды позволяет решать множество экологических проблем глобального характера: повышение концентрации диоксида углерода в атмосфере и изменение климата под влиянием парникового эффекта, разрушение озонового слоя, загрязнение мирового океана, экспорт токсичных отходов из богатых стран в бедные и т.д. Оно начиналось более 100 лет назад с заключения договоров и конвенций об охране тех или иных видов животных (например, соглашение, заключенное между Россией, Японией и США о совместном использовании и охране морских котиков, конвенция об охране дикой природы Африки). Однако в середине XX века стало очевидным, что нельзя сохранить отдельные виды и все биологическое разнообразие, не сохранив среду их обитания. После этого на первый план выходит сотрудничество по предотвращению загрязнения и разрушения окружающей природной среды. После Стокгольмской конференции (1972 г.) до наших дней было подписано в общей сложности 170 различных договоров и соглашений по охране окружающей среды, которые должны регламентировать использование природных ресурсов и загрязнение биосферы [49]. Рассмотрим основные направления международного сотрудничества.
Охрана атмосферы
Международное сотрудничество охватывает все проблемы загрязнения атмосферы и его последствия: потепление климата, разрушение озонового слоя, кислотные дожди. Начало ему положила Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.). Подписавшие ее страны обязались сотрудничать при организации мониторинга атмосферного загрязнения и обмениваться информацией, консультациями и результатами научных исследований в этом направлении. В 1992 г. была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата. Целью Конвенции было ограничение выброса парниковых газов.
Киотский протокол
Важным документом, конкретизирующим конвенцию об изменении климата, является Киотский протокол (1997) - важнейшее международное соглашение, регламентирующее выбросы в атмосферу техногенного углерода, который является одной из причин потепления климата. Протокол предлагает странам ограничить выбросы диоксида углерода и повысить его сток за счет увеличения площади лесов. Те страны, у которых выбросы превышают сток (большинство стран), должны компенсировать это соответствующими платежами странам, у которых величина стока превышает выбросы (Австралия, Канада, Бразилия). Документ создал предпосылки для торговли квотами на выбросы. Страны Европейского Союза обязались сократить выбросы в среднем на 8%, США - на 7%, Япония - на 6%. России, Украине, Новой Зеландии, Норвегии на первом этапе (2002-2012 гг.) предстояло не превышать уровень базисного 1990 г. Австралии, Исландии, Португалии, Греции, Ирландии разрешено увеличить выбросы. В целом в процессе нормализации круговорота углерода России, как обладательнице больших площадей естественных экосистем, отводится особое место. В Протоколе предложено увеличить налоги на использование ископаемых углеродистых энергоносителей и на выбросы диоксида углерода: сумма этих налогов должна соответствовать степени негативного влияния выбросов диоксида углерода в окружающую среду (см. разд. 2.1.2).
Протокол многократно изменялся и дополнялся, в частности, менялись квоты на выбросы, он позволил достичь некоторых положительных результатов (сократили выбросы страны Европы, особенно Германия). Тем не менее, пока ежегодное общее количество выбросов диоксида углерода в атмосферу продолжает нарастать. США вообще вышли из Протокола, заявив, что он наносит ущерб национальным интересам страны, в то время как доля выбросов диоксида углерода США составляет 23%, причем в период 1990-1995 гг. их количество возросло на 6,2%. Колоссальное увеличение выбросов этого газа в атмосферу наблюдается в странах третьего мира: Индонезия - на 38,8%, Китай - на 27,5%, Индия – на 27,7%. При этом особенно опасен вклад Китая, так как его доля в глобальных выбросах составляет 13,3% (вклад России -7,2%). Россия значительно сократила объем выбросов (на 27,4%),хотя это было связано с уменьшением объема производства. В последние годы выбросы диоксида углерода промышленностью России вновь увеличиваются.
У Протокола есть принципиальные противники, которые считают, что это соглашение дает преимущества богатым странам покупать квоты и уходить от необходимости модернизации технологии и уменьшения выбросов в атмосферу диоксида углерода. Оппоненты утверждают, что Протокол не ориентирует мировое сообщество на развитие альтернативной энергетики, не сопровождающейся выбросами диоксида углерода. Особенно активно выступают против этого документа представители общественных экологических движений в Германии. В частности, известный эколог Г.Шеер [82] оценивает этот Протокол как капитуляцию перед угрозой потепления климата. Кроме того, ряд крупных ученых считает, что потепление климата связано с естественными процессами, и вклад в него техногенного углерода незначителен.
Монреальский протокол
Международными документами, имеющими задачу защиты озонового слоя Земли, являются Венская конвенция об охране озонового слоя (1985) и Монреальский протокол (1987). Монреальский протокол - главный документ, регламентирующий выбросы в атмосферу газов, разрушающих озоновый слой. Протокол подписали 150 стран (через 10 лет их число увеличилось до 163). Страны-участницы Протокола разделены на три уровня по производству озоноразрушающих веществ (ОРВ), в первую очередь фреонов, на душу н
аселения:
• первая группа - страны, производящие не более 0,3 кг;
• вторая группа - страны, производящие более 0,3 кг;
• третья группа - страны, не подписавшие Протокол.Соглашение запрещает какие-либо торговые операции с ОРВ между странами, подписавшими и не подписавшими протокол. Развитые страны должны были прекратить производство ОРВ до 1 января 1996 г., а развивающиеся - на 10 лет позже. Развитые страны должны делать взносы в специальный многосторонний фонд, который финансирует проекты развивающихся стран по снижению негативного воздействия на озоновый слой. Для контроля над выполнением принятых решений утвержден специальный комитет. Встречи участников Протокола на уровне министров проходят ежегодно. Страны-участницы Протокола ищут приемлемую альтернативу ОРВ. Практически она уже найдена при производстве аэрозолей и вспененных полимерных материалов. Наибольшие трудности внедрения озонобезопасных веществ - при производстве холодильного оборудования, хотя некоторые немецкие, швейцарские и другие европейские фирмы с успехом заменили фреон изобутаном.
России оказывалась помощь: в 1995 г. Совет глобального экологического фонда (ГЭФ) и Совет Международного банка реконструкции и развития (МБРР) приняли решение о выделении гранта в 60 млн долларов США для поэтапного сокращения потребления ОРВ в России. Предусматривалось за счет этих средств реализовать проекты по выведению из потребления ОРВ на ряде предприятий, где они производятся или используются. Однако имеются значительные сложности с получением этих средств (строгие требования к оформлению заявок), и потому к началу 1998 г. сумма уменьшилась до 17 млн долларов. Все получаемые средства должны расходоваться на приобретение оборудования в странах-донорах.
Отмечается [71], что Протокол содержит элементы нелогичности и политизированности. В частности, страны второй группы могут продолжать наращивать производство ОРВ (в Китае и Индии с момента подписания Протокола до 1995 г. производство ОРВ утроилось). Кроме того, от реализации программы Протокола выиграли мощные химические магнаты, которым легче перестроить свое производство, чем более мелким предприятиям. Есть мнение, что полная реализация Протокола нанесет мировой экономике ущерб в 3-5 трлн долларов. Тем не менее, этот документ является одним из наиболее эффективных.
Охрана мирового океана
Международное сотрудничество в этой важнейшей области началось с принятия Международной конвенции по регулированию китобойного промысла (1946),включившей правила, регулирующие охрану и использование популяций китов, численность которых была истощена хищническим промыслом. В дальнейшем текст этой Конвенции неоднократно уточнялся. Документ оказался эффективным и обеспечил сохранение важного компонента биоты океана.