Интуитивное чтение (розовая серия)

Материал: розовая коробочка с набором мелких предметов, игрушек (5 — 7 штук) с короткими, простыми названиями. В названиях предметов не должно быть несовпадений звуков и букв, которыми они изображаются. Листочки бумаги, простой карандаш. Все это находится на подносе.

Цель:самостоятельно прочитать первые слова.

Презентация

1.Поднос с материалом переносится на стол.

2.Ребенок по одному достает предметы из коробочки и называет их. Предметы выкладываются на столе друг под другом. (Нужно убедиться, что ребенок знает названия всех предметов в коробочке и что он все их называет так, как было задумано взрослым. К примеру, в коробочке есть фигурка быка. «Бык» — простое слово, без трудностей при чтении. Ребенок же может посчитать, что это корова или теленок, а эти слова содержат трудности. В этом случае мы либо договариваемся с ребенком о том., чья лее это все-таки фигурка, либо убираем ее из работы.)

3.Учитель берет листок бумаги и карандаш и говорит ребенку: «Смотри, что я сейчас буду писать». Пишет первую букву названия первого предмета. Ребенок называет ее. (Ребенок еще не умеет читать, но он знает буквы и может назвать каждую.)

4.Учитель пишет следующую букву. Предлагает ребенку назвать ее. Затем он просит ребенка назвать две буквы вместе, назвать их быстрее, протянуть каждую букву, соединить их. Работа дальше происходит аналогично. (Ребенок каждый раз видит только одну новую букву. Он присоединяет ее к написанным ранее. При этом не требуется предварительное разделение слова на слоги. Ребенок не читает сначала первый слог, потом второй, третий.. Фактически, он читает слово сразу так, как читают его умеющие читать люди: последовательно прочитывая каждую букву и присоединяя ее к предыдущим.)

5.Каждую следующую букву ребенок присоединяет к прочитанным до этого, соединяя вместе написанную часть слова, как бы «нанизывая» буквы друг на друга. После написания последней буквы он прочитывает все слово целиком. (Здесь происходит «озвучивание» букв и слияние их в один звуковой комплекс — слово. Этому при первом чтении может помочь догадка: все предметы, названия которых пишет взрослый, находятся перед ребенком.)

6.«Ты уже понял, какое слово здесь написано? У нас есть этот предмет? Где он?» Карточку с написанным словом кладут справа от предмета. (Помимо того, чтобы правильно произнести и соединить все буквы, ребенку нужно наполнить смыслом то сочетание звуков, которое он произнес. Это самый сложный момент в чтении. Поэтому взрослый сам не повторяет прочитанное ребенком слово, а просит его указать на названный этим словом предмет.)

7.Аналогично пишут и прочитывают названия всех остальных предметов, раскладывают карточки рядом с ними. (При этом ребенок не столько прочитывает каждое слово, сколько догадывается, что должно быть написано, поскольку пишутся по порядку названия всех предметов, находящихся перед глазами ребенка. Фактически ребенок знает, какое слово пишет взрослый и благодаря этому учится соединению букв в слово.)

8.Собирают и перемешивают фигурки. Прочитывают последовательно каждое слово, находят соответствующий предмет и кладут его рядом. (Это тренировка в собственно чтении. Ребенок вряд ли запомнил по порядку все слова, но набор слов небольшой, и тут тоже еще велика роль догадки.)

9.Собирают карточки и перемешивают их. Последовательно прочитывая все карточки, ищут ту, которая соответствует первому предмету. Потом второму и т.п. Подкладывают их к соответствующим предметам. (Дальнейшая тренировка в чтении. Ребенку приходится прочитывать большее количество карточек, прежде чем он найдет нужную.)

10.Собирают все карточки, складывают стопочкой, делают к ним красивую обложку, сшивают степплером и говорят ребенку: «Это первая книжка, которую ты сам прочитал. Ты можешь отнести ее домой и рассказать об этом маме». (Чтение – это очень трудный для ребенка процесс, поэтому нужно постоянно заботиться о мотивации ребенка к этой тяжелой для него работе.)

Дальнейшие упражнения:

1.Повтор работы с этим же набором предметов.

2.Повтор работы с другим набором предметов.

3.Самостоятельное прочитывание ребенком заранее подготовленных взрослым карточек с названиями предметов. (При этом ребенок видит сразу целое слово, а не процесс его возникновения из отдельных букв.)

Возраст: от 4 лет.

Контроль ошибок: взрослый, старший ребенок.


Наши рекомендации