Структура и функции экономической теории
Структура и функции экономической теории
Мезоэкономика – изучает экономические процессы на уровне отдельных отраслей народного хозяйства, в отличие от микроэкономики, изучающей локальные рынки. В этом разделе анализируются вопросы концентрации производства и капитала, структуры отраслевых рынков, взаимодействия на них фирм.
1) Познавательная — позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).
2) Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).
3) Образовательная — позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке.
4) Практическая — рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.
5) Прогностическая — на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.
Цели и инструменты денежно-кредитной политики
Монетарная политика – вид стабилизационной̆ политики, направленной̆ на сглаживание экономических колебаний.
Основной̆ целью монетарной̆ политики государства является обеспечение:
1) стабильного экономического роста;
2) полной̆ занятости ресурсов (населения);
3) стабильности уровня цен;
4) равновесия платежного баланса.
Целевыми ориентирами монетарной политики могут выступать:
1) контроль за предложением денег;
2) контроль за уровнем ставки процента;
3) контроль за обменным курсом национальной̆ денежной̆ единицы.
К инструментам монетарной̆ политики относятся:
1) изменение нормы обязательных резервов;
2) изменение учётной̆ ставки процента (ставки рефинансирования);
3) операции на открытом рынке.
ЭБ №3
Основные школы и направления экономического развития
Меркантилизм
а.Главным богатством общества являются деньги
(золото и серебро).
б.Главным источником этого богатства служит сфера обращения (торговля и денежный оборот).
в.Государство должно помогать обогащению общества своей активной и целенаправленной экономической политикой.
Физиократы
а.Источник богатства – это земля, земледелие, с\х.
б.Предметом экономической науки выступают экономические отношения по поводу производства и распределения чистого продукта, возникающего в с\х.
Марксизм
а.Капиталистическое производство несостоятельно.
б.Частн. соб. На средство производства, эксплуатацию рабочих, кризисы необходимо уничтожить и построить социализм с общей собственностью и руководством экономикой во благо всего общества.
в. Теория трудовой стоимости; Теория добавочной стоимости (неоплаченный труд рабочих)
Маржинализм
В основе экономического анализа лежит субъективные оценочные суждения вовлеченных в хозяйственные отношения субъектов. Убывающая предельная полезность. (Про яблоки)
Кейнсианство
а. Рынок не способен обеспечить стабильность экономического роста и успешное решение социальных проблем.
б.Государство должно через бюджет и кредит регулировать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая полную занятость населения и высокий рост производства.
в.Двигатель экономики является спрос. Спрос выступает решающим фактором развития производства и предложения.
Институционализм
а. Человек зависим от институтов (семья, государство, моральные и правовые нормы, корпорации, профсоюзы и т.д.)
б. Метод ин-соц. школы учитывает эволюцию институтов, изменяющие условия хозяйственной жизни, влияние экономики на эти институты.
Монетаризм
а. Монетаристы считали что, количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики.
б. Количество денег в экономике приводит к росту производства и потом к росту цен и инфляции
в. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением.
Функции налогов
1 Фискальная функция – означает использование части налоговых поступлений на содержание государственного аппарата управления, правоохранительных органов, на национальную оборону, обслуживание государственного долга, осуществление природоохранных мероприятий.
2 Распределительная функция – выражается в перераспределении налогов, аккумулированных в бюджете на осуществление расходов государства и решению задач по развитию народного хозяйства.
3 Регулирующая функция проявляется в изменении ставок налогов и сборов, установлении льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, для регулирования внешнеэкономической деятельности и для развития предпринимательства в РФ. Стимулирование налогоплательщиков проявляется во введении налоговых льгот, дифференциации налоговых ставок, которые применяются государством при проведении налоговой политики.
Виды налогов по объекту:
§ прямые - непосредственно с физических и юридических лиц (налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество …);
§ косвенные - облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж …)
Виды налогов по субъекту:
§ центральные;
§ местные.
В России - федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги.
Виды налогов по принципу целевого использования:
§ маркированные - с конкретным направлением расходования средств (пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования);
§ немаркированные - Все прочие налоги считаются немаркированными.
Виды налогов по характеру налогообложения:
§ пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);
§ прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);
§ регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).
Виды налогов в зависимости от источников их покрытия:
§ налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг):
§ земельный налог;
§ налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов;
§ налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг):
§ НДС;
§ акцизы;
§ экспортные тарифы;
§ налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты:
§ налоги на прибыль, имущество предприятий, рекламу;
§ целевые сборы на содержание, благоустройство и уборку территории;
§ налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;
§ сбор на нужды образовательных учреждений;
§ сборы за парковку автомобилей;
§ налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. К этой группе относится часть местных налогов: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах и др.
Повышение налоговых ставок до определенного момента будет вести к увеличению собранных налогов. Дальнейший рост налогов подрывает стимулы к производственной деятельности (так как большая часть дохода должна быть перечислена в государственный бюджет), тормозит рост научно-технического прогресса, замедляет экономический рост и ведет к уменьшению поступлений налогов в бюджет.
Структура и функции экономической теории
Мезоэкономика – изучает экономические процессы на уровне отдельных отраслей народного хозяйства, в отличие от микроэкономики, изучающей локальные рынки. В этом разделе анализируются вопросы концентрации производства и капитала, структуры отраслевых рынков, взаимодействия на них фирм.
1) Познавательная — позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).
2) Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).
3) Образовательная — позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке.
4) Практическая — рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.
5) Прогностическая — на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.